Оценка эффективности государственного и муниципального управления
⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 Оценка эффективности государственного управления необходима как для государственных органов власти, так и для общества. Обществу она позволяет контролировать качество деятельности государственных институтов. А руководителям и государственным служащим нужна для самоконтроля, для усовершенствования управленческого процесса. Проблема оценки эффективности — это проблема анализа управленческой деятельности и принимаемых решений. Оценка как ядро понятия “критерий эффективности” — термин, производный от понятия “ценность”. Последний указывает на общественное значение тех или иных явлений (социальных и природных). Объектами оценки выступают разнообразные результаты управленческой деятельности: жизненные средства, виды общественных отношений, процессы, конкретные акты деятельности и пр. Они именуются “предметными ценностями”. Объекты оцениваются, т.е. определяется их общественное значение, в соответствии с идеалами, принципами, целями, концепциями, нормами и т.д. Данные явления относятся к числу “субъективных ценностей”. Их следует отличать от “предметных ценностей” (объектов оценивания). Каждой политической системе присуща своя система и иерархия ценностей, объективно обусловленные основами бытия государства и интересами общества. . Формулируемые правящими элитами и политическими лидерами, проверенные историческим опытом и закрепленные правом базовые ценности обретают общезначимый, объективный характер по отношению к членам общества и к управляющим субъектам. Чем меньше разрыв между официально провозглашенными ценностями и действующими правилами “игры” управляющих, тем реальней эффективность управления.
В основе критериев эффективности — принципы государственного управления, поскольку они являются объективно обусловленными нормативными требованиями, выработанными практикой социального и государственного управления, и средствами регулирования связи между целями и результатами управленческой деятельности. Принципы выражают требования объективных законов управления; их действие связано с реализацией функций системы управления и стимулирует инициативу и самодеятельность управляемых масс. Какой бы из рассмотренных ранее принципов управления мы ни взяли, будь то принцип экономии энтропии или ограниченной рациональности, единства централизации и децентрализации власти и управления, демократизма и легитимности решений, каждый может выступать критериальным признаком оценивания эффективности. Оценка эффективности государственного управления в теоретическом аспекте есть процедура сравнения результатов тех или иных решений с критериальными признаками, воплощающими официально признанные ценности, интересы, цели и нормы. Процедура оценивания — это одновременно процесс выявления противоречия между субъективным и объективным факторами управления. Такие противоречия вполне естественны: невозможно (да и нет необходимости) полностью учесть в целях и стратегиях, проектах и планах всего многообразия объективных тенденций и потребностей, интересов и запросов общества, а также предусмотреть влияние постоянно меняющихся В зависимости от того, что признается за основной признак эффективности, различаются три группы критериев: ценностно-рациональный, целерациональный1и прагматический. Определение эффективности управления по признаку соответствия результатов решений и их последствий признанным государством ценностям, выраженным в политической стратегии, мы называем ценностно-рациональным критерием. Если в качестве показателя эффективности управления принимается соответствие результатов исполнения решения поставленным целям, практическим задачам, выраженным в государственных программах и планах, то такой критерий называется целерациональным. Измерение эффективности управления по типу — “затраты-выпуск” или “затраты-результат” характеризует прагматический критерий.
7. Новое качество образования в контексте введения уровневой системы высшего профессионального образования
Понятно, что это не просто формальное превращение пятилетних образовательных программ в шестилетние, имеющие промежуточные законченные результаты после четырех лет и последующих двух лет обучения. Уровневое образование за годы его введения привело к целому комплексу изменений в системе вузовского образования. 1. Во-первых, эти изменения касаются содержания и структуры образовательных программ. В основе проектирования образовательных программ и отбора содержания образования лежит компетентностный подход. 2. Во-вторых, изменение организации учебного процесса, в основе которого реализация принципа индивидуализации обучения. Происходит сокращение объема обязательных дисциплин и увеличение количества дисциплин по выбору вуза и сту- дента. Постепенно вводится нелинейная организация учебного процесса, развивается институт академических консультантов (тьюторов). 3. Внедряются новые технологии обучения. Центр тяжести переносится на самостоятельную работу студентов, используются активные формы обучения, вводится балльно-рейтинговая система оценки результатов обучения студентов, внедряются новые организационные формы научно-исследовательской работы студентов с привлечением работодателей. 4. Наконец, ресурсное обеспечение учебного процесса. Обновляется материально-техническая база обучения, осуществляются переподготовка и повышение квалификации преподавателей и управленческого персонала.
8) Разработка стандартов качества высшего профессионального образования: европейские и российские классификации. Государственный стандарт начального профессионального образования включает два компонента: федеральный и национально - региональный.
Федеральный компонент стандарта отражает требования, обеспечивающие эквивалентность профессионального образования на всей территории России, и представляет собой совокупность перечисленных выше нормативных документов, разрабатываемых на федеральном уровне. Документы федерального компонента распространяются на все формы организации профессионального обучения рабочих в рамках государственных и негосударственных структур независимо от их правового статуса и ведомственной принадлежности и имеют юридическую силу во всех регионах Российской Федерации. Руководители региональных органов управления образованием (профессиональным образованием), образовательных учреждений несут ответственность за невыполнение требований федерального компонента стандарта в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Национально-региональный компонент стандарта отражает национально-региональные требования к качеству и содержанию профессионального образования и представляет собой совокупность нормативных документов, разрабатываемых и утверждаемых на региональном уровне: образовательные стандарты на профессии, не вошедшие в федеральный Перечень; дополнения к обязательному минимуму содержания обучения по профессиям федерального Перечня, учитывающие специфику регионов; контрольные задания для оценки уровня и качества подготовки по определенным профессиям и т.п. Национально-региональный компонент стандарта действителен только для конкретного региона. В соответствии с Государственной системой стандартизации России образовательные стандарты являются отраслевыми. Образовательной отрасли присвоен индекс 9 и все стандарты, утверждаемые Министерством образования Российской Федерации, должны иметь обозначение ОСТ 9. В рамках Министерства образования Российской Федерации могут утверждаться стандарты как по общему, так и по профессиональному образованию. Для обозначения документов государственного стандарта начального профессионального образования следует добавлять аббревиатуру ПО и в общем виде обозначение стандартов записывается ОСТ 9 ПО. После чего следует индекс, соответствующий отраслевой системе кодификации (обозначений).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|