Основные подходы к изучению личности в зарубежной психологии
развитию интеллектуально-познавательной сферы психики личности (Ж. Пиаже, Д. Келли и др.). Ученые, стоящие на позициях персонологичеасой ориентации, акцентируют внимание на развитии личности в целом (Э. Шпрангер, А. Мас-лоу и др.). Комментарии Психологическая сторона личности отражает специфику функционирования её психических процессов, свойств, состояний и образований. Психические процессы - это психические явления, обеспечивающие первичное отражение и осознание личностью воздействий окружающей действительности. Психические свойства - это наиболее устойчивые и постоянно проявляющиеся особенности личности, обеспечивающие определенный уровень поведения и деятельности, типичный для нее. Различают следующие свойства личности: направленность, темперамент, характер и способности Психические состояния - это уровень работоспособности и качества функционирования психики личности в каждый данный момент времени. Психические образования- это психические явления, формирующиеся в процессе приобретения человеком жизненного и профессионального опыта, в содержание которых входит особое сочетание знаний, навыков и умений. Мировоззренческая сторона личности отражает общественно значимые её качества и особенности, позволяющие занимать достойное место в обществе. Мировоззрение личности - это сложившаяся у нее система убеждений, научных взглядов на природу, общество, человеческие отношения, которые стали ее внутренним достоянием и отложились в сознании в виде определенных жизненных целей и интересов, отношений, позиций. Моральный облик личности - это система ее представлений о морали, отражающая наличие у нее твердых устоев и определяющая её действия и поведение в обществе.
Нравственный облик личности - это устойчивая система ее взглядов на нормы отношений людей в обществе и их достойное взаимодействие. Социально-психологическая сторона личности отражает ее основные ее качества и характеристики, позволяющие ей играть определенные роли в обществе, занимать определенное положение среди других людей. Отношение к другим людям - совокупность проявлений индивидуально- и социально-психологических качеств личности, отражающих типичное её поведение в общении и взаимодействии с другими людьми. Социальные роли личности - типичные способы поведения личности, обуславливаемые её индивидуально- и социально-психологическими особенностями, позволяющими завоевывать определенный авторитет и доверие со стороны других людей. Социальные позиции личности - взгляды, убеждения и представле- Психологическая структура личности ния личности, реализуемые и отстаиваемые ею в отношениях с другими людьми. Социальные установки личности - её настроенность на определенное отношение к обществу и другим людям. Комментарии Человек - это общественное существо, неразрывно связанное с социальной средой, в которой он живет и без которой не может существовать. Все необходимое он получает от общества в результате своей целенаправленной деятельности, руководствуясь при этом определенными целями и задачами. Деятельность человека, его поступки в обществе всегда субъективно определены, выражают все то, что требует у него своего удовлетворения. В них также проявляются и свойственные личности отношения, сложившиеся в процессе жизни и воспитания, т. е. характерные для нее отношение к обществу в целом и к своей деятельности, поведению в данной социальной среде, в частности. Направленность как раз и выражает в интегрированном виде многие из указанных выше особенностей личности. В ней фокусируются Основной смыл ее действий и поведения.
Направленность личности - это такое ее психическое свойство, в котором выражаются потребности, мотивы, мировоззрение, установки и цели её жизни и деятельности. Потребности личности - это испытываемая ею нужда в чем-либо. Мотивы личности - это те внутренние силы, которые связаны с потребностями и побуждают ее к определенной деятельности. Мировоззрение личности - это сложившаяся у нее система убеждений, научных взглядов на природу, общество, человеческие отношения, которые стали ее внутренним достоянием и отложились в сознании в виде определенных жизненных целей и интересов, отношений, позиций. Установки личности - это ее внутренняя настроенность на осуществление той или иной деятельности или торможение собственной активности. Установки имеют важное функциональное значение: выступают в качестве состояний готовности, позволяющих личности эффективнее выполнять определенную деятельность. Их основные функции: 1) определять устойчивый характер протекания деятельности; 2) освобождать личность от необходимости принимать решения и произвольно контролировать протекание деятельности в стандартных ситуациях. Цели- это наиболее значимые для личности предметы, явления, задачи и объекты, достижение и обладание которыми составляют существо её жизни и деятельности. Цели реализуют потребности личности и выступают в качестве образов конечного результата деятельности. Направленность личности Комментарии Каждый живой организм, для того чтобы жить, нуждается в определенных условиях и средствах, доставляемых ему внешней средой. Человек, как и другие живые существа, также нуждается для своего существования и деятельности в определенных условиях и средствах. Он должен иметь общение с внешним миром, пищу, индивида другого пола, книги, развлечения и т.д. Потребности - это испытываемая личностью нужда в чем-либо. В отличие от потребностей животных, носящих более или менее стабильный характер и ограниченных в основном биологическими нуждами, потребности человека все время множатся и изменяются в течение его жизни: человеческое общество создает для своих членов все новые и новые потребности, которые отсутствовали у предыдущих поколений.
Немалую роль в этом постоянном обновлении потребностей играет общественное производство: изготовляя все новые и новые предметы потребления, оно тем самым создает и вызывает к жизни все новые потребности людей. Характерными особенностями потребностей являются: а) конкретный содержательный характер потребности, связанной б) более или менее ясное осознание данной потребности, сопровож в) наличие хотя и часто слабо осознаваемого, но всегда присутству г) ослабление, а иногда и полное исчезновение этих состояний, а в д) повторное возникновение потребности, когда нужда, лежащая в Потребности человека многообразны. Обычно их делят на материальные- потребности в пище, одежде, жилище, тепле и др. и духовные, связанные с общественным существованием человека: потребности в общественной деятельности, труде, общении друг с другом, приобретении знаний, изучении наук и искусств, в творчестве и т.п. 6.10. Структура и особенности потребностей
6 Зак. 2491 Комментарии Мотивы - это те внутренние сипы, которые связаны с потребностями личности и побуждают ее к определенной деятельности.
Мотивы это осознанные, осмысленные и прочувствованные потребности. Мотивы многообразны. Но обычно их подразделяют на низшие (биологические) и высшие (социальные). Биологические мотивы - это влечения, желания, хотения человека, обычно отражающие его физиологические потребности. Социальные мотивы - это интересы, идеалы, убеждения личности, которые играют гораздо более значительную роль ее жизни. Физиологические основы мотивации. Потребности, перерастая в мотивацию, активизируют центральную нервную систему и другие потенциалы организма. Мотивация, в свою очередь, активизирует работу соответствующих функциональных систем, прежде всего афферентный синтез и акцептор результатов действия. Мотивация создает особое состояние функциональной системы - предпусковую интеграцию, которая обеспечивает готовность организма к выполнению соответствующей деятельности. П о д его влиянием происходит возбуждение (повышение) тонуса симпатической нервной системы, в результате чего усиливаются вегетативные реакции и возрастает собственно поисковая активность организма человека. Кроме т о г о, возникают субъективные эмоциональные переживания, которые имеют преимущественно негативный оттенок до тех пор, пока не будет удовлетворена соответствующая потребность Все перечисленное создает условия для оптимального достижения желаемого. В силу своего многообразия разные потребности нередко сосуществуют одновременно, побуждая человека к разным действиям. Поэтому в осуществлении нужного действия играют роль доминирующее моти-вациоиное возбуждение. Согласно принципу доминанты, сформулированному А. А. Ухтомским, в каждый данный момент времени превалирует та мотивация, в основе которой лежит наиболее важная потребность. Доминирующее мотивационное возбуждение, побуждающее к определенному целенаправленному поведению, сохраняется до тех пор, пока не будет удовлетворена вызвавшая его потребность. Кроме того, возбуждение мотивационных подкорковых центров, возникнув, как бы накапливается до критического уровня, после которого клетки начинают посылать определенные разряды и сохраняют такую активность до удовлетворения потребности. В этом и проявляются нейронные механизмы мотивации. 6.11. Психологическая характеристика мотивов Комментарии Потребности испытываются человеком двояко: с одной стороны, как своеобразные переживания действительных нужд, неотложно требующих своего удовлетворения, с другой стороны, как осознание потребностей в форме тех или других представлений. Такое осознание потребностей явилось условием формирования интересов как качественно особых мотивов личности.
Интересы - это мотивы личности, выражающие ее специальную направленность на познание определенных явлений окружающей жизни и определяющую вместе с тем ее более или менее постоянную склонность к определенным выдам деятельности. Охватывая все стороны жизни личности, все виды деятельности, интересы, на которые распространяется ее познание, могут быть очень разнообразными. Прежде всего они отличаются по своему содержанию, относясь к различным областям познания и деятельности: интерес к математике, химии, истории, литературе; интересы технические, конструкторские, научные, спортивные, музыкальные, общественные (к жизни общества) и др. Кроме того, интересы делятся на виды в зависимости от качественных психологических характеристик, отображенных на схеме, которые не нуждаются в развернутом объяснении. Количество объектов (предметов, явлений, видов деятельности), вызывающих интерес человека, характеризует объем интересов, указывающий обычно на духовное богатство и многосторонность развития личности.Однако из множества интересов должен быть выделен центральный интерес, наиболее увлекающий личность, или ведущие интересы в отдельных видах её деятельности: трудовой, учебной, научной, общественной и развлекательной (досуг). Особенностями интересов являются: 1) активизация не только познавательных процессов, но и творческих побудительных усилий человека в различных областях деятельности; 2) большая, чем обычно, конкретизация целей и операций деятельности; 3) расширение и углубление знаний человека в данной специальной области и развитие у него соответствующих практических навыков и умений; 4) своеобразное эмоциональное удовлетворение, побуждающее к длительному занятию соответствующей деятельностью. Интересы должны направленно формироваться. Прежде всего для этого необходимо показывать значимость получаемой информации от объекта интереса для познания самого объекта и получения знаний, важных и необходимых в деятельности личности.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|