Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Основные подходы к изучению личности в зарубежной психологии




развитию интеллектуально-познавательной сферы психики личности (Ж. Пиаже, Д. Келли и др.).

Ученые, стоящие на позициях персонологичеасой ориентации, акцен­тируют внимание на развитии личности в целом (Э. Шпрангер, А. Мас-лоу и др.).


Комментарии

Психологическая сторона личности отражает специфику функцио­нирования её психических процессов, свойств, состояний и образований.

Психические процессы - это психические явления, обеспечивающие первичное отражение и осознание личностью воздействий окружаю­щей действительности.

Психические свойства - это наиболее устойчивые и постоянно про­являющиеся особенности личности, обеспечивающие определенный уро­вень поведения и деятельности, типичный для нее. Различают следую­щие свойства личности: направленность, темперамент, характер и спо­собности

Психические состояния - это уровень работоспособности и качест­ва функционирования психики личности в каждый данный момент вре­мени.

Психические образования- это психические явления, формирующи­еся в процессе приобретения человеком жизненного и профессиональ­ного опыта, в содержание которых входит особое сочетание знаний, навыков и умений.

Мировоззренческая сторона личности отражает общественно зна­чимые её качества и особенности, позволяющие занимать достойное мес­то в обществе.

Мировоззрение личности - это сложившаяся у нее система убежде­ний, научных взглядов на природу, общество, человеческие отношения, которые стали ее внутренним достоянием и отложились в сознании в виде определенных жизненных целей и интересов, отношений, позиций.

Моральный облик личности - это система ее представлений о мора­ли, отражающая наличие у нее твердых устоев и определяющая её дей­ствия и поведение в обществе.

Нравственный облик личности - это устойчивая система ее взгля­дов на нормы отношений людей в обществе и их достойное взаимодей­ствие.

Социально-психологическая сторона личности отражает ее основ­ные ее качества и характеристики, позволяющие ей играть определенные роли в обществе, занимать определенное положение среди других людей.

Отношение к другим людям - совокупность проявлений индивиду­ально- и социально-психологических качеств личности, отражающих типичное её поведение в общении и взаимодействии с другими людьми.

Социальные роли личности - типичные способы поведения личнос­ти, обуславливаемые её индивидуально- и социально-психологически­ми особенностями, позволяющими завоевывать определенный автори­тет и доверие со стороны других людей.

Социальные позиции личности - взгляды, убеждения и представле-


Психологическая структура личности

ния личности, реализуемые и отстаиваемые ею в отношениях с другими людьми.

Социальные установки личности - её настроенность на определен­ное отношение к обществу и другим людям.


Комментарии

Человек - это общественное существо, неразрывно связанное с соци­альной средой, в которой он живет и без которой не может существо­вать. Все необходимое он получает от общества в результате своей це­ленаправленной деятельности, руководствуясь при этом определенны­ми целями и задачами.

Деятельность человека, его поступки в обществе всегда субъективно определены, выражают все то, что требует у него своего удовлетворе­ния. В них также проявляются и свойственные личности отношения, сложившиеся в процессе жизни и воспитания, т. е. характерные для нее отношение к обществу в целом и к своей деятельности, поведению в дан­ной социальной среде, в частности.

Направленность как раз и выражает в интегрированном виде мно­гие из указанных выше особенностей личности. В ней фокусируются Основной смыл ее действий и поведения.

Направленность личности - это такое ее психическое свойство, в ко­тором выражаются потребности, мотивы, мировоззрение, установки и цели её жизни и деятельности.

Потребности личности - это испытываемая ею нужда в чем-либо.

Мотивы личности - это те внутренние силы, которые связаны с пот­ребностями и побуждают ее к определенной деятельности.

Мировоззрение личности - это сложившаяся у нее система убежде­ний, научных взглядов на природу, общество, человеческие отношения, которые стали ее внутренним достоянием и отложились в сознании в виде определенных жизненных целей и интересов, отношений, позиций.

Установки личности - это ее внутренняя настроенность на осущес­твление той или иной деятельности или торможение собственной ак­тивности.

Установки имеют важное функциональное значение: выступают в качестве состояний готовности, позволяющих личности эффективнее выполнять определенную деятельность. Их основные функции: 1) оп­ределять устойчивый характер протекания деятельности; 2) освобож­дать личность от необходимости принимать решения и произвольно контролировать протекание деятельности в стандартных ситуациях.

Цели- это наиболее значимые для личности предметы, явления, за­дачи и объекты, достижение и обладание которыми составляют сущес­тво её жизни и деятельности.

Цели реализуют потребности личности и выступают в качестве об­разов конечного результата деятельности.


Направленность личности


Комментарии

Каждый живой организм, для того чтобы жить, нуждается в опре­деленных условиях и средствах, доставляемых ему внешней средой. Че­ловек, как и другие живые существа, также нуждается для своего сущес­твования и деятельности в определенных условиях и средствах. Он до­лжен иметь общение с внешним миром, пищу, индивида другого пола, книги, развлечения и т.д.

Потребности - это испытываемая личностью нужда в чем-либо.

В отличие от потребностей животных, носящих более или менее ста­бильный характер и ограниченных в основном биологическими нужда­ми, потребности человека все время множатся и изменяются в течение его жизни: человеческое общество создает для своих членов все новые и новые потребности, которые отсутствовали у предыдущих поколений.

Немалую роль в этом постоянном обновлении потребностей играет общественное производство: изготовляя все новые и новые предметы потребления, оно тем самым создает и вызывает к жизни все новые пот­ребности людей.

Характерными особенностями потребностей являются:

а) конкретный содержательный характер потребности, связанной
обычно или с предметом, которым стремятся обладать люди, или с ка­
кой-либо деятельностью, которая должна доставить человеку удовлет­
ворение (например, определенная работа, игра и т. п.);

б) более или менее ясное осознание данной потребности, сопровож­
даемое характерными эмоциональными состояниями (привлекатель­
ность объекта, связанного с данной потребностью, неудовольствие и
даже страдание от неудовлетворения потребности и т. п.);

в) наличие хотя и часто слабо осознаваемого, но всегда присутству­
ющего эмоционально-волевого состояния, ориентирующего на поиск
нахождению возможных путей удовлетворения потребностей;

г) ослабление, а иногда и полное исчезновение этих состояний, а в
некоторых случаях даже превращение их в противоположные состоя­
ния при удовлетворении ранее реализованных потребностей (например,
чувство отвращения при виде пищи в состояний пресыщения);

д) повторное возникновение потребности, когда нужда, лежащая в
основе её, вновь дает о себе знать.

Потребности человека многообразны. Обычно их делят на ма­териальные- потребности в пище, одежде, жилище, тепле и др. и духов­ные, связанные с общественным существованием человека: потребнос­ти в общественной деятельности, труде, общении друг с другом, приоб­ретении знаний, изучении наук и искусств, в творчестве и т.п.


6.10. Структура и особенности потребностей



 


 


6 Зак. 2491



Комментарии

Мотивы - это те внутренние сипы, которые связаны с потребностя­ми личности и побуждают ее к определенной деятельности.

Мотивы это осознанные, осмысленные и прочувствованные потреб­ности.

Мотивы многообразны. Но обычно их подразделяют на низшие (би­ологические) и высшие (социальные). Биологические мотивы - это вле­чения, желания, хотения человека, обычно отражающие его физиологи­ческие потребности.

Социальные мотивы - это интересы, идеалы, убеждения личности, которые играют гораздо более значительную роль ее жизни.

Физиологические основы мотивации. Потребности, перерастая в мотивацию, активизируют центральную нервную систему и другие по­тенциалы организма.

Мотивация, в свою очередь, активизирует работу соответствующих функциональных систем, прежде всего афферентный синтез и акцептор результатов действия.

Мотивация создает особое состояние функциональной системы - предпусковую интеграцию, которая обеспечивает готовность организ­ма к выполнению соответствующей деятельности.

П о д его влиянием происходит возбуждение (повышение) тонуса сим­патической нервной системы, в результате чего усиливаются вегетатив­ные реакции и возрастает собственно поисковая активность организма человека.

Кроме т о г о, возникают субъективные эмоциональные переживания, которые имеют преимущественно негативный оттенок до тех пор, пока не будет удовлетворена соответствующая потребность

Все перечисленное создает условия для оптимального достижения желаемого.

В силу своего многообразия разные потребности нередко сосущес­твуют одновременно, побуждая человека к разным действиям. Поэтому в осуществлении нужного действия играют роль доминирующее моти-вациоиное возбуждение. Согласно принципу доминанты, сформулиро­ванному А. А. Ухтомским, в каждый данный момент времени превали­рует та мотивация, в основе которой лежит наиболее важная потреб­ность.

Доминирующее мотивационное возбуждение, побуждающее к оп­ределенному целенаправленному поведению, сохраняется до тех пор, пока не будет удовлетворена вызвавшая его потребность.

Кроме того, возбуждение мотивационных подкорковых центров, возникнув, как бы накапливается до критического уровня, после кото­рого клетки начинают посылать определенные разряды и сохраняют такую активность до удовлетворения потребности.

В этом и проявляются нейронные механизмы мотивации.



 

6.11. Психологическая характеристика мотивов


Комментарии

Потребности испытываются человеком двояко: с одной стороны, как своеобразные переживания действительных нужд, неотложно требую­щих своего удовлетворения, с другой стороны, как осознание потреб­ностей в форме тех или других представлений. Такое осознание потреб­ностей явилось условием формирования интересов как качественно осо­бых мотивов личности.

Интересы - это мотивы личности, выражающие ее специальную на­правленность на познание определенных явлений окружающей жизни и определяющую вместе с тем ее более или менее постоянную склонность к определенным выдам деятельности.

Охватывая все стороны жизни личности, все виды деятельности, интересы, на которые распространяется ее познание, могут быть очень разнообразными. Прежде всего они отличаются по своему содержанию, относясь к различным областям познания и деятельности: интерес к математике, химии, истории, литературе; интересы технические, кон­структорские, научные, спортивные, музыкальные, общественные (к жизни общества) и др.

Кроме того, интересы делятся на виды в зависимости от качествен­ных психологических характеристик, отображенных на схеме, которые не нуждаются в развернутом объяснении.

Количество объектов (предметов, явлений, видов деятельности), вызывающих интерес человека, характеризует объем интересов, указы­вающий обычно на духовное богатство и многосторонность развития личности.Однако из множества интересов должен быть выделен цен­тральный интерес, наиболее увлекающий личность, или ведущие инте­ресы в отдельных видах её деятельности: трудовой, учебной, научной, общественной и развлекательной (досуг).

Особенностями интересов являются:

1) активизация не только познавательных процессов, но и творчес­ких побудительных усилий человека в различных областях деятельнос­ти;

2) большая, чем обычно, конкретизация целей и операций деятель­ности;

3) расширение и углубление знаний человека в данной специальной области и развитие у него соответствующих практических навыков и умений;

4) своеобразное эмоциональное удовлетворение, побуждающее к длительному занятию соответствующей деятельностью.

Интересы должны направленно формироваться. Прежде всего для этого необходимо показывать значимость получаемой информации от объекта интереса для познания самого объекта и получения знаний, важных и необходимых в деятельности личности.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...