Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Психологическая характеристика деятельности




«Я - творец мира, и это самое глав­ное во мне. Во все, что я делаю, я вклады­ваю сознание, что я творец мира».

Д. Хармс

Психика познается и проявляется в деятельности. Человек высту­пает в жизни прежде всего как деятель, творец и созидатель, незави­симо от того, каким видом труда он занимается.

В деятельности раскрывается богатство духовного и психическо­го мира личности: глубина ума и переживаний, сила воображения и воли, способности и черты характера.

Деятельность - категория социальная, она носит общественный характер. Животным доступна лишь жизнедеятельность, проявляю­щаяся как биологическое приспособление организма к требованиям окружающей среды.

Для человека характерно сознательное выделение себя из приро­ды. Он ставит перед собой цели, осознает мотивы, побуждающие его к активности.

Проблема деятельности органически связана с проблемой разви­тия личности. Личность и формируется, и проявляется, и совершен­ствуется в деятельности. Здесь же происходит и формирование со­знания.

Деятельность в то же время - это процесс взаимодействия челове­ка с окружающим миром, но процесс не пассивный, а активный и сознательно регулируемый.

Человеческая деятельность чрезвычайно разнообразна. Это и труд, направленный на создание материальных ценностей, и органи­зация совместных усилий и активности многих социальных групп, и воспитание и обучение (педагогическая деятельность) и научно-ис­следовательская деятельность.

Человеческая деятельность очень многогранна. В ее ходе человек не только осуществляет действия и движения, но и тратит массу энер­гии, выполняет большой объем операций, разнообразно мыслит, за­трачивает многочисленные усилия, проявляя волю и переживая свои поступки и их результаты.

Деятельность человека, наконец, не всегда однозначна. Он мо­жет преследовать в ней как общественно значимые цели, так и дости­гать а её ходе результаты, не одобряемые другими людьми.


Комментарии

Деятельностью называется совокупность действий человека, направ­ленных на удовлетворение его потребностей и интересов.

Отличительными чертами человеческой деятельности являются ее общественный характер, целенаправленность, плановость, длительность.

Психология различает три вида деятельности: игру, учение, труд.

Игра - вид деятельности в условных ситуациях, направленной на усвоение общественного опыта.

Учение - это процесс систематического овладения знаниями, навы­ками и умениями, необходимыми для выполнения трудовой деятельнос­ти.

Труд-это деятельность, направленная на создание общественно пол­езного продукта, удовлетворяющего материальные или духовные пот­ребности людей.

Деятельность имеет свои особенности.

Общественный характер человеческой деятельности. Какие бы виды деятельности мы ни рассматривали, все они по своему содержанию и способам выполнения - продукт общественно-исторического развития человека. Занимаясь данным видом деятельности, он выполняет такие действия, которые были открыты и усовершенствованы всем общест­вом в процессе его исторического развития, в условиях общественного труда.

Целенаправленность деятельности. Деятельность человека в отли­чие от инстинктов животных является сознательной. В своей деятель­ности люди всегда руководствуются сознательно поставленными целя­ми, которые достигаются ими с помощью тщательно продуманных и испытанных средств или способов действия.

Любая деятельность состоит из отдельных действий, объединенных единством цели, к которой стремится человек в данной деятельности, и направленных на достижение результатов, соответствующих этой цели.

Плановость деятельности. Деятельность - это не просто сумма от­дельных действий или движений. В любом ее виде действия, составляю­щие ее, представляют собой определенную систему, являются взаимосвя­занными, располагаются в известном порядке, строятся по опреде­ленному плану.

Систематичность деятельности. Когда мы говорим о деятельности того или другого человека, то всегда имеем в виду ее длительный, повседневный, систематический характер. Именно этой особенностью отличается трудовая деятельность. Отдельные движения и даже дейст­вия еще не составляют деятельности.


7.1. Сущность деятельности


Комментарии

Человек выступает в жизни прежде всего как деятель, творец и сози­датель, независимо от того, каким видом труда он занимается. В дея­тельности раскрывается богатство духовной жизни человека: глубина ума и переживаний, сила воображения, творчества и воли, способности и черты характера, талант.

Именно в деятельности человек раскрывается как субъект. Объект деятельности - это то, на что она направлена, субъект деятельности - это человек, ею управляющий.

При этом человек является и субъектом познания окружающей дей­ствительности и самой деятельности.

В процессе деятельности происходит формирование сознания.

Сознание человека - высший этап развития психики и продукт об­щественно-исторического развития, продукт труда.

Формируясь в деятельности, сознание в ней и проявляется. По от­вету и выполнению задания учитель, например, судит об уровне знаний и особенностях развития сознания школьника. Анализируя учебную деятельность школьника, учитель делает вывод о его способностях, об особенностях мышления и памяти. По делам и поступкам определяют характер и другие качества личности. Предметом психологического изучения является и личность в деятельности.

Деятельность - категория социальная. Животным доступна лишь жиз­недеятельность, проявляющаяся как биологическое приспособление организма к требованиям окружающей среды.

Для человека характерно сознательное выделение себя из природы. Он ставит перед собой цели, сознает мотивы, побуждающие его к ак­тивности, взаимодействию с другими людьми.

Вот почему в деятельности человек выступает как субъект общения и социального поведения.

На схеме указаны различные науки, которые изучает человека как субъекта с различными характеристиками.


 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...