Основные направления и задачи модернизации педагогического образования
1. Оптимизация структуры и совершенствование организации профессиональной подготовки педагогов 1.1. Создание системы прогнозирования изменения потребности в педагогических кадрах с учетом имеющегося кадрового потенциала и перспектив развития системы образования. 1.2. Создание системы регулирования трудоустройства и закрепления выпускников вузов в общеобразовательных учреждениях. 1.3. Преодоление отставания материально-технической базы и ресурсно-информационного обеспечения педагогических образовательных учреждений от уровня современных требований. 1.4. Поддержка учебных и учебно-научных педагогических комплексов, обеспечивающих непрерывность педагогического образования. 1.5. Разработка системы взаимодействия государственных органов управления образованием и педагогических образовательных учреждений разного уровня внутри субъектов федерации и федеральных округов в целях обеспечения доступности и повышения качества педагогического образования. 1.6. Создание и внедрение современных средств контроля качества образования на всех уровнях и ступенях системы непрерывного педагогического образования. 1.7. Оптимизация структуры управления, в том числе в субъектах Российской Федерации, педагогическим образованием в целях эффективного решения задач модернизации образования. 1.8. Обеспечение мониторинга системы педагогического образования и хода ее модернизации. 2. Совершенствование содержания и форм подготовки педагогов 2.1. Приведение квалификационных требований к педагогическим работникам в соответствие с задачами модернизации образования. 2.2. Корректировка содержания подготовки учителей с учетом обновления содержания и технологий общего образования, в первую очередь по физической культуре, дисциплинам социально-гуманитарного блока, иностранному языку.
2.3. Корректировка содержания и форм подготовки учителей начальных классов с учетом вариативных программ и введения раннего изучения иностранного языка, информационных и коммуникационных технологий. 2.5. Обучение педагогов использованию информационных и коммуникационных технологий в образовательном процессе. 2.6. Разработка системы подготовки кадров к педагогической деятельности в полиэтнической и поликультурной среде. 2.7. Разработка и апробация в образовательных учреждениях современных моделей практической подготовки студентов. 2.8. Обновление форм и методов подготовки студентов к реализации задач воспитания в образовательных учреждениях всех видов и типов. 2.9. Разработка подходов к теоретической и практической подготовке педагогических кадров для работы в малокомплектной сельской школе в условиях обновления структуры и содержания общего образования. 2.10. Разработка содержания дополнительного профессионального образования (стажировка, профессиональная переподготовка, повышение квалификации), обеспечивающего включение действующих педагогических кадров в решении задач модернизации общего образования. 2.11. Разработка и реализация эффективных форм дополнительного профессионального образования, в том числе на основе интерактивных методов и обучения с применением дистанционных образовательных технологий. 2.12. Разработка и апробация современного содержания и новых форм повышения квалификации работников педагогических образовательных учреждений среднего, высшего и дополнительного профессионального образования в целях подготовки к решению задач модернизации образования.
3. Научное и учебно-методическое обеспечение обновления педагогического образования 3.1. Обновление государственных образовательных стандартов высшего и среднего профессионального педагогического образования с целью обеспечения преемственности уровней и ступеней образования и усиления его практической направленности. 3.2. Обновление Перечня направлений подготовки и специальностей высшего профессионального образования, Классификатора специальностей среднего профессионального образования в части педагогического образования с учетом перспективных потребностей системы образования, общества и государства. 3.3. Уточнение перечня специализаций, профилей подготовки, магистерских программ и дополнительных профессиональных образовательных программ педагогического профиля, направленных на подготовку кадров для опережающего решения актуальных задач модернизации образования. 3.4. Разработка согласованных требований к содержанию и качеству психолого-педагогической и предметной подготовки с учетом специфики уровней и ступеней педагогического образования. 3.5. Проведение исследований для определения приоритетных научных направлений в педагогике, психологии и методиках преподавания предметов в целях координации научной работы и повышения эффективности использования научного потенциала системы педагогического образования. 3.6. Реализация мер по поддержке и стимулированию перспективных фундаментальных и прикладных научных исследований, развитию сложившихся научных школ и приоритетных научных направлений в системе педагогического образования. 3.7. Разработка и апробация новых методик практической подготовки педагогов по вопросам профилактики беспризорности, безнадзорности, социального сиротства, а также психолого-педагогической поддержки личности и семьи. 3.8. Усиление фундаментальной подготовки педагогов, формирование их способности к исследовательской деятельности в психолого-педагогической и предметной сфере. 3.9. Подготовка педагогов к использованию новых средств измерения качества обучения. 3.10. Разработка нового поколения учебников по психолого-педагогической и предметной подготовке для системы педагогического образования.
3.11. Создание федеральных комплектов учебно-методической литературы, в том числе на электронных носителях, для педагогических направлений и специальностей. 3.12. Создание комплекта программ и учебно-методических пособий для подготовки педагогов к решению задач воспитания. 3.13. Разработка учебно-методических комплектов для системы дополнительного профессионального образования, направленных на решение задач модернизации общего образования. Эффективность педагогического образования сегодня существенно снижается из-за того, что остается нерешенным ряд проблем: • недостаточная координация между объемом выпуска педагогов и потребностями общеобразовательной школы; • несоответствие содержания и форм подготовки педагогов современным запросам школы, особенно в части психолого-педагогических дисциплин; • недостаточная практическая подготовка выпускников; • неготовность учителя к использованию в учебном процессе современных информационных коммуникационных технологий; • неготовность педагогов к решению проблем внедрения изучения иностранных языков и информатики в начальной школе; • низкий уровень готовности выпускников к обеспечению условий сохранения здоровья детей в школе; • не налажена подготовка учителей для специфических условий сельской малокомплектной школы; • недостаточная обеспеченность педагогических учебных заведений качественной учебной литературой и школьными учебниками; • недостаточное обеспечение преемственности подготовки педагогов в высших и средних профессиональных педагогических учебных заведениях, отсутствие единства системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации учителей; • недостаточная ориентированность профессорско-преподавательского состава в проблемах модернизации образования в стране. Требуется организовать переподготовку и повышение квалификации действующих учителей, а также профессорско-преподавательского состава педвузов в связи с введением профильного обучения в старших классах, новых предметов в начальной школе.
Особо отмечалась неотложная необходимость разработки комплекса мер, направленных на закрепление молодых учителей в школе, — повышение статуса профессии учителя, улучшение его материального положения. Следует отметить, что в связи с реформированием образования остро встали проблемы кадрового обеспечения образовательных учреждений. Решение поставленных задач, в частности, введение профильного обучения на старшей ступени школы, изменение содержания социально-экономического, гуманитарного блока дисциплин, введение новых предметов в начальной школе, использование современных педагогических систем и технологий требует высококвалифицированных кадров, в связи с этим повышению квалификации и переподготовки кадров отводится особая роль. Одной из важных задач реализации программы является обеспечение новых подходов к функционированию методических служб в муниципальных органах управления образованием субъектов Российской Федерации. В настоящее время создана рабочая группа по организационно-методическому и нормативно-правовому обеспечению функционирования методических служб в системе образования Российской Федерации. Программой модернизации педагогического образования предусмотрено проведение комплекса мер для достижения следующих целей: • углубления фундаментальной подготовки выпускников, формирования их способности к исследовательской деятельности, к работе в условиях реального многообразия программ и учебников, к решению задач профильного обучения; • целевой подготовки педагогических кадров к решению задач воспитания, оказания психолого-педагогической поддержки личности и семьи; • овладения современными формами и методами обучения, информационными и компьютерными технологиями, новыми методами оценивания результатов обучения; • преодоления отставания материально-технической базы и ресурсного обеспечения педагогических учебных заведений от уровня современных требований; целевой поставки оборудования и компьютеров для педагогических учебных заведений; • развития современных форм организации педагогической практики; • подготовки специалистов к обучению младших школьников иностранному языку и компьютерным технологиям; • подготовки специалистов к работе в сельских, в том числе малокомплектных школах; • обеспечения образовательных учреждений учебниками и учебными пособиями нового поколения, в том числе полным комплектом учебно-методической литературы, использующейся в школе;
• обновления перечня направлений подготовки и специальностей высшего профессионального образования, Классификатора специальностей среднего профессионального образования, профессиональных образовательных программ дополнительного образования в области педагогического образования; • корректировки государственных образовательных стандартов и примерных программ психолого-педагогической и предметной подготовки педагогов; • обеспечения эффективности и современного качества переподготовки и повышения квалификации работающих учителей, профессорско-преподавательского состава педагогических и профессионально-педагогических вузов, училищ и колледжей и профессиональной деятельности в условиях модернизации образования; • создания системы долгосрочного прогнозирования изменения потребности в педагогических кадрах с учетом кадрового резерва и перспектив развития общества.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|