Показатели тормозной динамичности
Оценочными показателями тормозной динамичности автомобиля служат среднее замедление за период полного торможения и путь автомобиля от начала воздействия водителя на орган управления до остановки, т. е. за время , где – время срабатывания тормозной системы; – время нарастания замедления; – интервал времени, в котором замедление постоянно. Для получения сравнимых результатов эти показатели определяют применительно к экстренному торможению автомобиля на горизонтальной дороге с сухим твердым и ровным покрытием. Продолжительность периода (см. рисунок 2.1) от начала торможения автомобиля до блокировки задней оси определяется: (2.1) где - скорости нарастания тормозных сил, Н/с Замедление в этом периоде изменяется прямо пропорционально времени (2.2) где - масса автомобиля, кг В конце периода при замедление (2.3) Рисунок 2.1 – Тормозная диаграмма автомобиля Интегрируя выражение (2.2), получаем значения скорости и пути автомобиля в конце первого периода (при ): (2.4) (2.5) где – начальная скорость автомобиля; - коэффициент, учитывающий скорость нарастания тормозных сил (2.6) В большинстве случаев последним членом в формуле (2.5) можно пренебречь, тогда, (2.7) Продолжительность периода находим из условия равенства касательной реакции , силе сцепления : (2.8) Замедление после начала блокировки колес заднего моста изменяется с течением времени: (2.9) где ; . Интегрирование этой формулы даёт следующие значения скорости пути для момента блокировки колес переднего моста (при ): ; (2.10) (2.11) Пренебрегая последним членом в формуле (2.11) вследствие его малой величины, получаем выражение для пути . (2.12) В заключительном периоде торможения, когда колеса обоих мостов заблокированы, сила инерции
, (2.13) а замедление . (2.14) Следовательно, при , замедление в этом периоде также постоянно. Автомобиль движется равнозамедленно, и его скорость равномерно падает от , до нуля: . (2.15) Продолжительность третьего периода (при ) . (2.16) Таким образом, время от начала воздействия водителя на орган управления до остановки автомобиля (время торможения) . (2.17) Время от начала возникновения опасной обстановки до остановки автомобиля (остановочное время) (2.18) Перемещение автомобиля за время (2.19) Тормозной путь автомобиля (2.20) где - перемещение автомобиля за время ; - перемещение автомобиля за время . Остановочный путь автомобиля (2.21) где — перемещение автомобиля за время реакции водителя . Если у автомобиля блокируются только колеса заднего моста и мощность тормозных механизмов недостаточна для доведения передних колес до юза, то справедливы выражения (2.2)–(2.7) и (2.9)–(2.12). Однако время следует определять не по формуле (2.9), а по выражению: (2.22) Замедление на третьем этапе в этом случае . (2.23) Величина замедления, определенная по последней формуле, меньше вычисленной по выражению (2.14). Полученные формулы дают возможность определять скорость, замедление и путь автомобиля в любой момент торможения. Если известны , и , то тормозной путь можно рассчитать следующим образом. Предположим, что в течение времени автомобиль движется равнозамедленно с замедлением, равным 0,5 , и найдем скорость, соответствующую началу замедления: (2.24) Перемещение автомобиля за время (2.25) Перемещение автомобиля за время (2.26) Следовательно, полный тормозной путь (2.27) Остановочный путь автомобиля (2.28) При полном использовании сцепления с дорогой всеми колесами автомобиля замедление определяют по формуле (2.14), тогда остановочный путь (2.29) Как указывалось выше, у многих автомобилей достичь одновременной блокировки всех колес не удается как по причинам конструктивного характера, так и вследствие ухудшения эффективности тормозной системы и шин в процессе эксплуатации. Поэтому для приближения результатов расчета к фактическим данным в формулы вводят поправочный коэффициент эффективности торможения. Примерные значения его для сухого асфальто- или цементобетонного покрытия ( = 0,7) даны в таблице 2.1.
Таблица 2.1 - Коэффициент эффективности торможения
С учетом коэффициента формулы для замедления, остановочного времени и остановочного пути приобретают следующий вид: (2.30) (2.31) (2.32) При малом коэффициенте сцепления величина тормозных сил у любого автомобиля достаточна для доведения всех колес до скольжения. Поэтому при следует принимать = 1 для автомобилей всех типов.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|