Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Возрастные особенности строения пищевода, желудка и тонкого кишечника.




Слизистые оболочки органов пищеварительной системы тонкие, их сосуды широкие, что облегчает проникновение через слизистую не только веществ, необходимых организму, но и вредных веществ.

Пищевод у детей грудного возраста характеризуется слабым развитием мышечного слоя и очень нежной слизистой. Эластическая ткань и слизистые железы развиты недостаточно. По мере роста ребенка длина пищевода и его диаметр увеличиваются. Совершенствуются сосуды и нервный аппарат в различных слоях стенки пищевода, что позволяет изменять характер питания детей (по мере роста ребенка включать в рацион более грубую пищу). Слизистые железы пищевода у новорожденного развиты слабо, его слизистая оболочка нежная и легкоранимая. В связи с тем, что нижний конец пищевода расширен и его мышцы на границе с желудком слабы, шевеление ребенка после кормления может вызвать срыгивание. Оно возникает и при перекармливании.

Желудок у новорожденного ребенка имеет очень небольшую емкость — в среднем 30—35 мл.
На протяжении первого года жизни она увеличивается до 250 мл.
У детей второго и третьего года жизни емкость желудка увеличивается до 350—400 мл. В возрасте 5—7 лет — до 400—500 мл.
Слизистая оболочка желудка, так же как и пищевода, у грудных детей бедна эластической тканью, имеет слаборазвитый мышечный слой, особенно в области входа в желудок. Общее число желудочных желез относительно мало, секреторная функция их понижена. К 2—2,5 годам эта особенность сглаживается. Однако функциональная активность желудочных ферментов нарастает постепенно и лишь к 5—7 годам достигает уровня, свойственного взрослым людям.
В процессе пищеварения большое значение имеет время полного опорожнения желудка.
Продолжительность нахождения пищи в желудке во многом зависит от ее характера.
При правильном вскармливаний ребенка женским молоком желудок полностью освобождается через 3 часа, при вскармливании смесью — примерно через 4 часа.
У детей старше года при получении разнообразных продуктов питания опорожнение желудка происходит через 4 часа. Дольше задерживается в желудке пища, богатая белками и жиром.
Секреция желез желудка у новорожденного ребенка невелика, но в желудочном соке содержатся все ферменты, содержащиеся в соке взрослого, отличие заключается в их количестве и небольшой переваривающей силе. Меньше и кислотность желудочного сока, с возрастном он повышается, к 13 годам общая кислотность желудочного сока становится такой же, как и у взрослых.

В железах желудка детей 1 года жизни отсутствуют зрелые главные клетки, продуцирующие пепсиноген, а функция синтеза соляной кислоты появляется только после 2 лет жизни. Сфинктер кардиальной части органа недоразвит, желудок имеет горизонтальное расположение. Все это способствует легкому выбросу пищи в грудном возрасте. Полного развития желудок достигает к 10-12 годам.

Кишечник у детей первых трех лет жизни отличается слабым развитием мышечного слоя и эластических волокон в кишечной стенке, нежной, легко ранимой слизистой оболочкой. В последующие годы деятельность кишечника постепенно совершенствуется, и к 7 годам жизни его функция почти не отличается от кишечника взрослых людей.
В кишечнике под влиянием соответствующих ферментов происходит расщепление и всасывание пищевых веществ. Ферментативное расщепление пищи дополняется процессами брожения, которые протекают при участии бактерий, находящихся в кишечнике. Кишечные бактерии усиливают расщепление белков, подвергают брожению углеводы, омыляют жиры, растворяют клетчатку, способствуют синтезу некоторых - углеводов. Однако при нарушениях в питании у детей возникает опасность более бурного роста болезнетворных бактерий в кишечнике. Это влечет за собой извращение секреции пищеварительных желез, угнетение активности ферментов, разрушение витаминов. Железы тонкой кишки, так же как и железы желудка, функционально не вполне развиты. Состав кишечного сока у ребенка такой же, как и у взрослого, но переваривающая сила ферментов значительно меньше. Она возрастает одновременно с повышением активности желудочных желез и увеличением кислотности его сока. Поджелудочная железа выделяет тоже менее активный сок.

Кишечник ребенка отличается активной и очень неустойчивой перистальтикой. Она может легко усиливаться под влиянием местного раздражения (поступление пищи, ее брожение в кишечнике) и различных внешний воздействий. Так, общее перегревание ребенка, резкое звуковое раздражение (крик, стук), увеличение его двигательной активности приводят к усилению перистальтики.

Весь путь по тонким кишкам пищевая кашица у ребенка проходит за 12-30 ч, а при искусственном вскармливании - за более длительное время.

В связи с тем, что у детей относительно большая длина кишечника и длинная, но слабая, легко растягивающаяся брыжейка, возникает возможность возникновения заворотов кишок.

Двигательная функция желудочно-кишечного тракта становится такой же, как и у взрослых, к 3-4 годам.

Рост кишечника происходит интенсивно в течение первого года жизни, длина его увеличивается за этот период в 2,5 раза. В раннем детстве в кишечнике слабо развиты складки, ворсинки, мышечный и лимфоидный аппараты, но кровоснабжение оболочек обильно. Червеобразный отросток у грудных детей недоразвит, а его лимфоидный аппарат оформляется к 3-4 годам жизни.

 

Приложение №2.

1. Выберите правильный ответ: Функция эндокриноцитов собственных желез желудка заключается в:

1. Секреции слизи

2. Секреции пепсиногена

3. Митотическом делении

4. Секреции соляной кислоты

5. Секреции гормонов

2. Выберите правильный ответ: Эпителий, покрывающий поверхность слизистой оболочки тонкой кишки по строению является:

1. Однослойным плоским

2. Однослойным кубическим

3. Однослойным призматическим каемчатым

4. Однослойным призматическим железистым

5. Многослойным плоским ороговевающим

3. Выберите правильный ответ: Функцией М-клеток эпителия тонкого кишечника является:

1. Секреция слизи

2. Секреция гормонов

3. Эндоцитоз антигена

4. Регенерация эпителия

5. Участие в пищеварении

4. Дополните ответ: Углубления эпителия в собственную пластинку слизистой оболочки в тонкой кишке называется: ________.

5. Выберите правильный ответ: Альвеолярно-трубчатые разветвленные железы располагаются в подслизистой основе:

1. Тощей кишки

2. Подвздошной кишки

3. Двенадцатиперстной кишки

6. Выберите правильный ответ: Слизистая оболочка пищевода выстлана:

1. Многорядным реснитчатым эпителием

2. Многослойным плоским ороговевающим эпителием

3. Многослойным плоским неороговевающим эпителием

4. Однослойным призматическим эпителием

5. Переходным эпителием

 

Приложение №3.

1. В результате травмы поврежден эпителий слизистой оболочки тонкой кишки. За счет каких клеток будет осуществляться его регенерация? В каких структурах кишки они располагаются?

2. На высоте пищеварения отмечается активное движение ворсинок киш­ки, в результате чего меняется их длина. Чем это обусловлено?

3. Ворсинки кишки покрыты сверху эпителием, в составе которого разли­чают три вида клеток. Какие из них принимают участие в процессах пристеночного пищеварения?

4. Препараты приготовлены из двенадцатиперстной и тощей кишки. По каким особенностям строения их можно отличить?

5. Заготовьте в альбоме следующие рисунки: они Вам пригодятся при работе на занятии.

Правила работы с микроскопом:

-микроскоп берете из шкафа, соответствующий Вашему номеру.

-переносите микроскоп 2-мя руками: одной рукой держите за штатив, другой поддерживаете основание микроскопа.

-установить микроскоп слева, штативом к себе, предметным столиком от себя.

-поворачивая револьвер, установить объектив малого увеличения (х 8) до щелчка, что свидетельствует о фиксации револьвера.

-с помощью макровинта установить объектив х 8 на высоте 0,5 см над столиком.

-глядя в окуляр левым глазом (правый при этом открыт), рукой направить зеркало на источник освещения так, чтобы поле зрения было ярко и равномерно освещено.

-положить на предметный столик микропрепарат покровным стеклом вверх, чтобы объект находился в центре отверстия предметного столика.

 

 

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Ставропольская государственная медицинская академия.

 

 

Утверждаю

Заведующий кафедрой Г.Л. Радцева

«»____________ 2012г.

 

 

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

к практическому занятию

Для студентов

2 курса специальности ПЕДИАТРИЯ

по учебной дисциплине гистология

 

Тема № 12 «Пищеварительная система»

 

Занятие «Толстая кишка. Печень. Поджелудочная железа.»

 

 

Обсуждена на заседании кафедры

«» _______________2012г.

Протокол №___

 

 

Методическая разработка составлена

Ассистентом кафедры гистологии к.м.н

М.А. Долгашовой

 

«» ____________________ 2012г.

 

 

г. Ставрополь, 2012

 

Тема № 12 «Пищеварительная система»

Занятие «Толстая кишка. Печень. Поджелудочная железа.»

Учебные вопросы занятия:

1. Общий план строения и функции толстого кишечника.

2. Червеобразный отросток и особенности его строения.

3. Поджелудочная железа, ее функции. Строение экзокринной части железы (ацинусов).

4. Строение эндокринной части (островков Лангерганса) поджелудочной железы. Изменения поджелудочной железы при старении организма.

5. Печень. Функции. Общая характеристика. Особенности кровоснабжения.

6. Классическая печеночная долька как структурная и функциональная единица печени. Представление о портальной дольке и ацинусе.

7. Иннервация и регенерация печени. Возрастные изменения.

8. Желчевыносящие пути, желчный пузырь. Строение и функции.

Место проведения занятия – база кафедры гистологии (морфокорпус) аудитории №506, №507, №508, №510 и комната самоподготовки.

Материально-лабораторное обеспечение: гистологическая лаборатория с наличием реактивов и оборудования, слайды, таблицы, муляжи, препараты по органам пищеварительной системы: толстая кишка, печень человека, печень свиньи, поджелудочная железа, микроскопы, плазменные панели, ноутбук, презентация занятия.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...