Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Особенности строения кожи и ее производных детского возхраста.




Кожа ребенка, особенно новорожденного и первого года жизни, по своему строению во многом отличается от кожи взрослого, что объясняет как частоту кожных поражений в раннем детском возрасте, так и некоторые особенности их течения.

Кожа грудных детей и детей первого года жизни значительно тоньше, чем у взрослого. У новорожденного эпидермис состоит из 2-3 рядов ороговевших, слабо связанных между собой клеток, которые беспрерывно слущиваются. Утолщение этого слоя происходит в течение 1-го месяца. Связь между эпидермисом и дермой очень слабая за счет недоразвитой базальной мембраны, на которой он располагается.

Дерма у новорожденного и детей первых лет жизни тоньше, богаче клеточными элементами, в ней содержится больше аморфного вещества, воды и преобладают преколлагеновые волокна. Эластические же волокна появляются только в 4 месяца.

Утолщение рогового слоя эпидермиса и развитие дермы продолжается до 16 лет, причем особенно интенсивно эти процессы идут в течение 1 года жизни. Защитная функция кожи у новорожденных и детей 1 года жизни недостаточна. Кожа детей данных возрастов легко ранима и более доступна проникновению инфекции и вредному воздействию химических раздражителей.

Сальные железы функционируют уже внутриутробно. У детей старше 1 года и даже у детей 7 лет эти железы меньше по размерам, чем у новорожденных. Вновь увеличение размеров сальных желез происходит с началом полового созревания и максимального размера они достигают у лиц 18-20 лет.

Потовые железы в течение первых 3-4 месяцев не функционируют. Этим объясняется слабая выраженность теплорегуляционной функции кожи у новорожденного и ребенка первого года жизни. Дети в этом возрасте легче подвергаются переохлаждению. Окончательное развитие потовые железы достигают к 5-7 годам жизни ребенка.

Волосы на голове новорожденного развиты хорошо, так как начинают расти до рождения. Кожа туловища покрыта пушковыми волосами, которые выпадают в течение 1 месяца жизни и заменяется волосами, которые в течение 1 года жизни несколько раз выпадают и вновь вырастают. С момента полового созревания наблюдается усиленное функционирование апокриновых потовых желез и сальных желез, что связано с вегетативно-эндокринной перестройкой организма и может приводить к закупориванию выводных протоков с последующим нагноением и воспалением концевых отделов этих желез.

Приложение №2.

1. Выберите правильный ответ: кожи развивается из:

1. Энтодермы

2. Эктодермы

3. Дерматома мезодермы

4. Мезенхимы

5. Нефрогонадотома мезодермы

2. Выберите правильный ответ: Белки эпидермиса филлагрин, инволюкрин и кератолинин синтезируются кератиноцитами:

1. Базального слоя эпидермиса

2. Шиповатого слоя эпидермиса

3. Зернистого слоя эпидермиса

4. Блестящего слоя эпидермиса

3. Дополните ответ: В коже человека располагается три вида желез _______, _______ и _______.

4. Выберите правильный ответ: Сосочковый слой дермы образован:

1. Рыхлой волокнистой соединительной тканью

2. Плотной оформленной соединительной тканью

3. Плотной неоформленной соединительной тканью

5. Выберите правильный ответ: Концевые отделы потовых желез располагаются:

1. В гиподерме

2. На границе сетчатого слоя дермы и подкожной жировой клетчатки

3. На границе сосочкового и сетчатого слоев дермы

4. На границе эпидермиса и сосочкового слоя дермы

6. Выберите правильный ответ: По строению сальные железы являются:

1. Простыми трубчатыми неразветвленными

2. Простыми трубчатыми разветвленными

3. Простыми альвеолярными неразветвленными

4. Простыми альвеолярными разветвленными

 

Приложение №3.

1. В результате болезни поражены рецепторы кожи. Какая функция кожи при этом нарушится?

2. У больного нарушена выделительная функция почек. Как это может отразиться на функции кожи?

3. Кожу облучают ультрафиолетовыми лучами. Какие функции кожи мобилизуются при этом?

4. Во время сна не вся кровь циркулирует по сосудам организма. Какая функция кожи при этом реализуется?

5. У больного имел место тепловой удар в результате длительной работы в резиновом комбинезоне. Какая функция кожи была нарушена?

6. Нарушена трофика волосяной луковицы. Как это отразится на росте волоса?

7. Представлены два препарата волоса. На первом хорошо развит мозговой слой, а на другом он отчасти отсутствует. Какой волос будет прочнее и почему?

8. На препарате кожи на границе сетчатого слоя и подкожной клетчатки видны концевые отделы желез. Какие это железы?

Правила работы с микроскопом:

-микроскоп берете из шкафа, соответствующий Вашему номеру.

-переносите микроскоп 2-мя руками: одной рукой держите за штатив, другой поддерживаете основание микроскопа.

-установить микроскоп слева, штативом к себе, предметным столиком от себя.

-поворачивая револьвер, установить объектив малого увеличения (х 8) до щелчка, что свидетельствует о фиксации револьвера.

-с помощью макровинта установить объектив х 8 на высоте 0,5 см над столиком.

-глядя в окуляр левым глазом (правый при этом открыт), рукой направить зеркало на источник освещения так, чтобы поле зрения было ярко и равномерно освещено.

-положить на предметный столик микропрепарат покровным стеклом вверх, чтобы объект находился в центре отверстия предметного столика.

 

 

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«Ставропольская государственная медицинская академия» Министерства здравоохранения и социального развития российской Федерации

 

 

Кафедра гистологии

 

 

«Утверждаю»

заведующий кафедрой

Г.Л. Радцева__________

«»_________________ 2012

 

 

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

к практическому занятию

для студентов

2 курса специальности педиатрия

по учебной дисциплине гистология

 

 

Тема № 12 «ДЫХАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА»

Занятие № 26 «ДЫХАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА»

 

Обсуждена на заседании кафедры

«» _______________2012г.

Протокол №___

 

 

Методическая разработка составлена

Ассистентом кафедры гистологии к.м.н

О.В. Здорновой

 

«» ____________________ 2012г.

 

г. Ставрополь, 2012

Тема №12. Дыхательная система

Занятие №26 Дыхательная система

Учебные вопросы занятия:

1. Общая характеристика дыхательной системы. Воздухоносные пути и респираторный отдел. Источники развития.

2. Особенности строения стенки воздухоносных путей: носовой полости, гортани, трахеи и главных бронхов. Тканевой состав и гистофункциональная характеристика их оболочек.

3. Клеточный состав эпителия слизистой оболочки.

4. Легкие. Внутрилегочные воздухоносные пути: бронхи и бронхиолы, строение их стенок в зависимости от их калибра.

5. Ацинус как морфофункциональная единица легкого. Структурные компоненты ацинуса. Строение стенки альвеол. Типы альвеолоцитов. Типы альвеолоцитов, их цитофункциональная характеристика.

6. Структурно-химическая организация и функция сурфактантно-альвеолярного комплекса. Строение межальвеолярных перегородок. Аэрогематический барьер и его значение в газообмене.

Макрофаги легкого.

7. Кровоснабжение легкого. Плевра. Морфофункциональная характеристика.

8. Возрастные особенности новорожденных детей и детей первого года жизни.

 

Место проведения занятия – база кафедры гистологии (морфокорпус) аудитории №506, №507, №508, №510 и комната самоподготовки.

Материально-лабораторное обеспечение: гистологическая лаборатория с наличием реактивов и оборудования, слайды, таблицы, муляжи, препараты по органам дыхательной системы: трахея, легкое, микроскопы, плазменные панели, ноутбук, презентация занятия.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...