Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Своеобразие самостоятельной работы в процессе обучения




Обучающий результат самостоятельного поиска проявляется в при­ращении новых знаний, расширяющих общий и профильный кругозор школьников, в овладении ими первичными исследовательскими навы­ками.

Самостоятельный просмотр и прослушивание у ч а щ и м и с я теле- (ра­ дио) передач также весьма эффективны, если учитель организует и кон­тролирует этот процесс.


Комментарии

Формы обучения - целенаправленная, четко организованная, содержа­тельно насыщенная и методически оснащенная система познавательного и воспитательного общения, взаимодействия, отношений учителя и уча­щихся.

Форма обучения реализуется как единство целенаправленной орга­низации содержания, обучающих средств и методов. Учебно-плановые формы обучения (урок, лекция, семинар, домашняя работа, экзамен и другие) имеют обучающее и воспитательное значение, способствуют формированию мировоззрения, обеспечивают усвоение детьми конкрет­ных учебных дисциплин, выработку определенных навыков и умений. Система внеплановых форм обучения (бртащю-лаборачоркыс занятия, консультации, конференции, кружки, экскурсии, занятия по продвину­тым и вспомогательным программам) позволяют совершенствовать знания школьников, расширять их кругозор. Вспомогательные формы обучения (групповые и индивидуальные занятия, группы выравнива­ния, репетиторство) обеспечивают дифференциацию и индивидуализа­цию учебного процесса, способствуют как преодолению отставания отдельных учащихся и их групп от требований единого уровня общего образования, так и ускоренному продвижению успешно осваивающих учебную программу школьников.

Функции форм обучения сложны и многообразны. Обучающе- обра­ зовательная функция позволяет создать наилучшие условия для переда­чи детям знаний, умений, навыков, формирования их мировоззрения, развития дарований, практических способностей, активного участия в производстве и общественной жизни. Воспитательная функция способ­ствует активному проявлению всех духовных сил ребенка. Организа­ционная функция требует от учителя четкой организационно-методи­ческой подачи материала. Психологическая функция форм обучения состоит в выработке у учащихся определенного биоритма активности, привычки к работе в одно и то же время. Содержательная форма учеб­ных занятий в совокупности с активными методами обучения выполня­ет развивающую функцию. Многообразие и разнообразие форм обуче­ния порождает богатство условий для умственной, трудовой и игровой деятельности, что позволяет включать в работу весь комплекс психи­ческих процессов ученика.

Формы организации учебного процесса обеспечивают коллективную и индивидуальную деятельность детей, выполняя интегрирующе-диф-ференцирующую функцию, реализация которой позволяет детям обме­ниваться информацией в практических делах, учиться взаимопонима­нию и взаимопомощи. Систематизирующая и структурирующая функ­ции состоят в том, что организация обучения требуют разбивки всего


12.11. Формы обучения

учебного материала по частям и темам, его обобщения в целом. По отношению друг к другу формы обучения способны выполнять комплек-сирующую и координирующую функции. Наконец, стимулирующая фун­кция проявляется с наибольшей силой тогда, когда обучение соответ­ствует особенностям возраста детей, специфике развития их психики и организма.


Комментарии

Проверка знаний, навыков и умений является составной частью про­цесса обучения и осуществляется в виде постоянного и непрерывного кон­троля за ходом их формирования, функционирования и совершенствова­ния.

Проверку знаний, навыков и умений учитель может выполнить лишь в том случае, если она осуществляется в соответствии с принципами обучения (см. 12.4.) и обусловленными ими более конкретными требова­ниями к проверке:

- систематичности, предполагающей ее постоянное и непрерывное осуществление;

- всестор онности, ориентирующей преподавателя на контроль как за всем процессом формирования знаний, навыков и умений, так и все­ми знаниями, навыками и умениями;

- о бъективности, требующей качественного контроля за формиру­ющимися знаниями, навыками и умениями;

щих учителя на оценку знаний, навыков и умений не только отдельных школьников, но и всего их коллектива;

- познавател ьности, предполагающей важность и необходимость проверки как показателя эффективности процесса формирования зна­ний, навыков и умений;

- диффе рениир ов анности, ориентирующей, во-первых, на исполь­зование конкретных методов проверки для повышения качества фор­мирования определенных знаний, навыков и умений, и, во-вторых, на их комплексное применение в интересах совершенствования всего про­цесса обучения.

- выявдеыиялодизны, требующей совершенствования форм и мето­дов проверки знаний, навыков и умений с целью повышения эффектив­ности самой проверки.

Проверка может быть:

-хекущей, когда она осуществляется периодически в ходе всего про­цесса обучения;

- контрольной, когда ее проводят для того, чтобы определить сте­пень сформированное™ знаний, навыков и умений;

- итоговой, если ее целью является оценка конечных результатов обучения по конкретному периоду всего процесса обучения;

- инспекторской, если ее осуществляют представители вышестоящих органов образования.

В качестве методов проверки обычно используются:

- устный оп рос, представляющий собой устную беседу преподава­
теля с обучающимися;


12.12. Проверка знаний, навыков и умений

- текуще е наблюдение, когда преподаватель постоянно следит за ходом и результатами процесса обучения;

- письменная проверка, осуществляемая в форме письменного оп­роса;

- п рактическая проверка, когда знания, навыки и умение оценива­ются в ходе практической деятельности.


Комментарии

Оценка - это определение степени усвоения обучаемыми знаний, навы­ков и умений в соответствии с требованиями программ обучения и руко­водящих документов образования.

Проверяя знания, навыки и умения обучаемых, преподаватель (учи­тель) все время оценивает их.

При этом оценка может быть выражена в следующих формах:

- форме эмоционального отношения;

- в форме оценочного суждения (словесного поощрения или пори­цания);

- в форме отметки ("отлично", "хорошо", "удовлетворительно", "неудовлетворительно"), которая фиксируется в документах.

Пе дагогические критерии по инпивидуальной оценке знаний:

"ОТЛИЧНО" - ставится в том случае, если обучаемый глубоко изучил учебный материал и литературу по проблеме, последовательно и исчер­пывающе отвечает на поставленные вопросы, а при выполнении прак­тических работ - если задание выполнено правильно и в установленное нормативом время (при отсутствии нормативов - уверенно и быстро).

"Хорошо" - ставится тогда, когда обучаемый твердо знает матери­ал и отвечает без наводящих вопросов, разбирается в литературе по проблеме, а при выполнении практических работ - если задание выпол­нено правильно.

" Удовлетворительно" - ставится при условии, если обучаемый зна­ет лишь основной материал, путается в литературе по проблеме, а на заданные вопросы отвечает недостаточно четко и полно, а при выпол­нении практически работ - если задание выполнено, но допускались ошибки, не отразившиеся на качестве выполненной работы (например, несоблюдение правил пользования инструментом и оборудованием, на­рушение последовательности выполнения определенных операций с пос­ледующей переделкой и т.д.).

"Неудовлетворительно" - ставится в том случае, когда обучаемый не смог достаточно полно и правильно ответить на поставленные во­просы, не знает литературы по проблеме, а при выполнении практичес­ких работ - если задание не сделано или допущены ошибки, влияющие на качество выполненной работы.

"Чем более размышляете, читая, тем яснее ви­дите, что знаете еще очень мало".

Ф. Вольтер


i


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...