Своеобразие самостоятельной работы в процессе обучения
Обучающий результат самостоятельного поиска проявляется в приращении новых знаний, расширяющих общий и профильный кругозор школьников, в овладении ими первичными исследовательскими навыками. Самостоятельный просмотр и прослушивание у ч а щ и м и с я теле- (ра дио) передач также весьма эффективны, если учитель организует и контролирует этот процесс. Комментарии Формы обучения - целенаправленная, четко организованная, содержательно насыщенная и методически оснащенная система познавательного и воспитательного общения, взаимодействия, отношений учителя и учащихся. Форма обучения реализуется как единство целенаправленной организации содержания, обучающих средств и методов. Учебно-плановые формы обучения (урок, лекция, семинар, домашняя работа, экзамен и другие) имеют обучающее и воспитательное значение, способствуют формированию мировоззрения, обеспечивают усвоение детьми конкретных учебных дисциплин, выработку определенных навыков и умений. Система внеплановых форм обучения (бртащю-лаборачоркыс занятия, консультации, конференции, кружки, экскурсии, занятия по продвинутым и вспомогательным программам) позволяют совершенствовать знания школьников, расширять их кругозор. Вспомогательные формы обучения (групповые и индивидуальные занятия, группы выравнивания, репетиторство) обеспечивают дифференциацию и индивидуализацию учебного процесса, способствуют как преодолению отставания отдельных учащихся и их групп от требований единого уровня общего образования, так и ускоренному продвижению успешно осваивающих учебную программу школьников. Функции форм обучения сложны и многообразны. Обучающе- обра зовательная функция позволяет создать наилучшие условия для передачи детям знаний, умений, навыков, формирования их мировоззрения, развития дарований, практических способностей, активного участия в производстве и общественной жизни. Воспитательная функция способствует активному проявлению всех духовных сил ребенка. Организационная функция требует от учителя четкой организационно-методической подачи материала. Психологическая функция форм обучения состоит в выработке у учащихся определенного биоритма активности, привычки к работе в одно и то же время. Содержательная форма учебных занятий в совокупности с активными методами обучения выполняет развивающую функцию. Многообразие и разнообразие форм обучения порождает богатство условий для умственной, трудовой и игровой деятельности, что позволяет включать в работу весь комплекс психических процессов ученика.
Формы организации учебного процесса обеспечивают коллективную и индивидуальную деятельность детей, выполняя интегрирующе-диф-ференцирующую функцию, реализация которой позволяет детям обмениваться информацией в практических делах, учиться взаимопониманию и взаимопомощи. Систематизирующая и структурирующая функции состоят в том, что организация обучения требуют разбивки всего
учебного материала по частям и темам, его обобщения в целом. По отношению друг к другу формы обучения способны выполнять комплек-сирующую и координирующую функции. Наконец, стимулирующая функция проявляется с наибольшей силой тогда, когда обучение соответствует особенностям возраста детей, специфике развития их психики и организма. Комментарии Проверка знаний, навыков и умений является составной частью процесса обучения и осуществляется в виде постоянного и непрерывного контроля за ходом их формирования, функционирования и совершенствования.
Проверку знаний, навыков и умений учитель может выполнить лишь в том случае, если она осуществляется в соответствии с принципами обучения (см. 12.4.) и обусловленными ими более конкретными требованиями к проверке: - систематичности, предполагающей ее постоянное и непрерывное осуществление; - всестор онности, ориентирующей преподавателя на контроль как за всем процессом формирования знаний, навыков и умений, так и всеми знаниями, навыками и умениями; - о бъективности, требующей качественного контроля за формирующимися знаниями, навыками и умениями; щих учителя на оценку знаний, навыков и умений не только отдельных школьников, но и всего их коллектива; - познавател ьности, предполагающей важность и необходимость проверки как показателя эффективности процесса формирования знаний, навыков и умений; - диффе рениир ов анности, ориентирующей, во-первых, на использование конкретных методов проверки для повышения качества формирования определенных знаний, навыков и умений, и, во-вторых, на их комплексное применение в интересах совершенствования всего процесса обучения. - выявдеыиялодизны, требующей совершенствования форм и методов проверки знаний, навыков и умений с целью повышения эффективности самой проверки. Проверка может быть: -хекущей, когда она осуществляется периодически в ходе всего процесса обучения; - контрольной, когда ее проводят для того, чтобы определить степень сформированное™ знаний, навыков и умений; - итоговой, если ее целью является оценка конечных результатов обучения по конкретному периоду всего процесса обучения; - инспекторской, если ее осуществляют представители вышестоящих органов образования. В качестве методов проверки обычно используются: - устный оп рос, представляющий собой устную беседу преподава
- текуще е наблюдение, когда преподаватель постоянно следит за ходом и результатами процесса обучения; - письменная проверка, осуществляемая в форме письменного опроса; - п рактическая проверка, когда знания, навыки и умение оцениваются в ходе практической деятельности.
Комментарии Оценка - это определение степени усвоения обучаемыми знаний, навыков и умений в соответствии с требованиями программ обучения и руководящих документов образования. Проверяя знания, навыки и умения обучаемых, преподаватель (учитель) все время оценивает их. При этом оценка может быть выражена в следующих формах: - форме эмоционального отношения; - в форме оценочного суждения (словесного поощрения или порицания); - в форме отметки ("отлично", "хорошо", "удовлетворительно", "неудовлетворительно"), которая фиксируется в документах. Пе дагогические критерии по инпивидуальной оценке знаний: "ОТЛИЧНО" - ставится в том случае, если обучаемый глубоко изучил учебный материал и литературу по проблеме, последовательно и исчерпывающе отвечает на поставленные вопросы, а при выполнении практических работ - если задание выполнено правильно и в установленное нормативом время (при отсутствии нормативов - уверенно и быстро). "Хорошо" - ставится тогда, когда обучаемый твердо знает материал и отвечает без наводящих вопросов, разбирается в литературе по проблеме, а при выполнении практических работ - если задание выполнено правильно. " Удовлетворительно" - ставится при условии, если обучаемый знает лишь основной материал, путается в литературе по проблеме, а на заданные вопросы отвечает недостаточно четко и полно, а при выполнении практически работ - если задание выполнено, но допускались ошибки, не отразившиеся на качестве выполненной работы (например, несоблюдение правил пользования инструментом и оборудованием, нарушение последовательности выполнения определенных операций с последующей переделкой и т.д.). "Неудовлетворительно" - ставится в том случае, когда обучаемый не смог достаточно полно и правильно ответить на поставленные вопросы, не знает литературы по проблеме, а при выполнении практических работ - если задание не сделано или допущены ошибки, влияющие на качество выполненной работы. "Чем более размышляете, читая, тем яснее видите, что знаете еще очень мало". Ф. Вольтер i
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|