Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Характеристика метода убеждения в воспитании




твляться или путем личного показа, или посредством организации со­вместной деятельности, или показом опыта других. В процессе убежде­ния опытом, практической деятельностью происходит слияние личного опыта с опытом других, воспринятые идеи проверяются практикой, яв­ляющейся критерием истины.


Комментарии

Под методом упражнения в воспитании обычно понимают такую систему организации повседневной жизни, процесса обучения, деятельнос­ти, которая позволяет школьникам накапливать опыт правильного пове­дения, самостоятельности в решении задач, развивать их индивидуаль­ные качества, чувства и волю, формировать положительные привычки, обеспечивать единство между знаниями, убеждениями и поведением, сло­вом и делом.

Упражнение в воспитании - это не механическая тренировка. Оно осуществляется в процессе сознательного преодоления трудностей при решении жизненно необходимых и дидактических задач, предусмотрен­ных учебными предметами и программами, изучаемыми в школе. А. С. Макаренко подчеркивал, что в процессе воспитания нужно "создать такую цепь упражнений, цепь трудностей, которые надо преодолевать и благодаря которым выходит хороший человек".

Упражнение как метод воспитания обеспечивает вовлечение детей в систематическую, специально организованную общественно полезную деятельность, способствующую выработке навыков, привычек, умений культурного поведения, общения в коллективе, качеств прилежания, усидчивости в учебе и труде.

Упражнения организуются как активные, ритмично повторяющи­еся действия, приемы, способы или как система отрегулированного по­ведения детей в типичных ситуациях, соответствующего их привычно­му нравственное сознанию, действиям и поступкам. Упражнения упо­рядочивают систему деловых отношений, формируют психологию ус­тойчивого, размеренного образа жизни и трудовой деятельности, ук­репляют положительные черты характера и волю. Формальная отра­ботка умений и навыков, особенно в области спортивной борьбы, без соединения с духовными ценностями ведет к возникновению двойной морали, безнравственному использованию приобретенного опыта. Во­влечение детей в поведенческие упражнения раскрывает степень их вос­питанности, умения включаться в процесс самовоспитания.

Учителя должны обращать особое внимание на развитие у школь­ников способности ориентироваться в сложившейся учебной обстанов­ке, проявлять самостоятельность, быстро принимать обоснованные ре­шения, брать на себя ответственность, добиваться поставленных целей. Большинство детей любят занятия, насыщенные ситуациями, требую­щими самостоятельности, напряженной мыслительной и физической работы. И не следует опекать обучаемых, спешить с подсказкой, навя­зывая им свои решения.

Выполнению упражнений всегда предшествует прочное усвоение теоретического материала учащимися и тщательный инструктаж учи-


Характеристика метода упражнения в воспитании

теля. Это позволяет учащимся осуществлять систематическое поопера­ционное воспроизведение действий, необходимых для формирования определенных качеств, с постепенным их усложнением, повышением уровня трудности, добавлением элемента индивидуально личностного творчества.


Комментарии

Метод примера представляет собой целеустремленное и планомерное воздействие на сознание и поведение школьников системой положитель­ных примеров, призванных служить им образцом для подражания, осно­вой для формирования идеала коммуникативного поведения, стимулом и средством самовоспитания.

Воспитательное значение примера определяется его общественной ценностью. В примере закреплен социальный опыт, результаты деятель­ности и поведения других людей. Каждый пример имеет определенное содержание, социальную значимость. Это значит, что положительный пример - понятие конкретно историческое. Позитивный пример в на­шем понимании - это такие образцовые действия, поступки (вся жизнь человека), качества людей, приемы и способы достижения целей дея­тельности, которые соответствуют нашему идеалу. В воспитательном отношении особенно ценны то положительные примеры, которые бога­ты идейным содержанием, высокой степенью развития качеств личнос­ти (коллектива) и могут служить достойным образцом для подража­ния.

Пример перерастает в самовоздействие в результате усвоения ре­бенком нравственно и эстетически привлекательного идеала, образца. Детям свойственно отождествлять себя с популярной личностью, геро­ем произведения искусства, подражать их поступкам, поведению и об­разу жизни.

Среди детей можно встретить и отрицательное отношение к подра­жанию. Основано оно на обыденном понимании подражания как меха­нического, слепого копирования внешних сторон в поведении других людей. Поэтому призыв к подражанию они нередко рассматривают как принижение их самостоятельности.

Пример оказывает как стабильное длительное действие, так и вы­зывает сиюминутное, координирующее поведение детей в конкретной жизненной ситуации. С его помощью внимание детей сосредоточивает­ся на нравственно и эстетически привлекательных образах, их мораль­ное сознание обеспечивается внутренней уверенностью и устойчивостью. Отношение школьников к «примеру» выявляет степень развития у них стремления к осознанному идеалу или свидетельствует об увлечении сомнительными образцами в бездумном подражании.

По типу воздействия на сознание воспитанников примеры можно разделить на две большие группы: 1) примеры непосредственного влия­ния и 2) примеры опосредованного влияния.

К первой группе обычно относят ЛИЧНЫЙ пример воспитателей, при-


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...