Шкала оценки эмоционального содержания рисунков
Как отмечает Сильвер (Silver, 1996), «использование шкалы оценки эмоционального содержания рисунков, созданных при выполнении задания на воображение, или проективной шкалы, основано на том, что респонденты по-разному реагируют на стимульные изображения и выбирают их, основываясь на своем прошлом опыте. Их выбор стимулъных изображений вызывает те ассоциации и фантазии, которые затем отражаются в создаваемых ими рисунках и рассказах. Предполагается, что особенности выполнения задания на воображение характеризуют отношение респондентов к себе самим и другим людям, и это отношение можно соответствующим образом оценить» (р. 17). Шкала оценки эмоционального содержания рисунков позволяет их квантифицировать на основе отнесения к нескольким основным категориям. В соответствии с критериями шкалы оценки эмоционального содержания рисунков, изображения могут быть пяти основных категорий и получать соответствующие балльные оценки. 1. Рисунки с выраженным отрицательным содержанием, оцениваемые в 1 балл (изображения одиноких, печальных, беспомощных, пытающихся покончить жизнь самоубийством, мертвых или находящихся в смертельной опасности персонажей; к этой же категории относятся изображения деструктивного взаимодействия между персонажами, связанного с убийством или угрозой для жизни). 2. Рисунки с умеренно отрицательным содержанием, оцениваемым в 2 балла (одинокие персонажи, изображенные испуганными, злящимися, неудовлетворенными, нападающими, что-то разрушающими или несчастными; рисунки, отражающие напряженные или неприятные отношения между персонажами). 3. Рисунки с нейтральным содержанием, оцениваемые в 3 балла (изображения с противоречивым, неопределенным или неясным эмоциональным содержанием).
4. Рисунки с умеренно положительным содержанием, оцениваемые в 4 балла (одинокие персонажи, изображенные счастливыми, но пассивными, испытывающими удовольствие, а также кем-либо спасаемые; изображение дружественных или приятных отношений между персонажами). 5. Рисунки с выраженным положительным содержанием, оцениваемые в 5 баллов (изображения успешных, счастливых или достигающих своих целей персонажей, а также отношений заботы и любви).
Примеры оценки рисунков с использованием критериев проективной шкалы приводятся в американской и отечественной версиях методического руководства по применению РТС Сильвер (Silver, 1996; Сильвер и Копытин, 2002). Шкала оценки образа «Я» Использование шкалы оценки образа «Я» позволяет определить отношение респондентов к самим себе и соответствующим образом квантифицировать это отношение. Как правило, для получения корректных результатов использования этой шкалы анализа одних рисунков бывает недостаточно, в связи с чем возникает необходимость в обсуждении рисунков с их авторами. Это также позволяет избежать тех ошибок, которые могут быть связаны с проекцией на рисунки респондентов собственных чувств и фантазий экспериментатора. В соответствии с критериями шкалы оценки образа «Я», рисунки делятся на пять категорий с соответствующими им балльными оценками.
1. Рисунки, отражающие болезненные фантазии и оцениваемые в 1 балл (респондент идентифицирует себя с грустным, беспомощным, одиноким, пытающимся покончить жизнь самоубийством, мертвым или находящимся в смертельной опасности персонажем). 2. Рисунки, отражающие неприятные фантазии и оцениваемые в 2 балла (респондент идентифицирует себя с испуганным, фрустрированным или несчастным персонажем). 3. Рисунки, отражающие противоречивые фантазии и оцениваемые в 3 балла (респондент идентифицирует себя с переживающим противоречивые чувства или равнодушным персонажем, либо образ «Я» респондента неясен, когда он, например, идентифицирует себя с рассказчиком).
4. Рисунки, отражающие приятные фантазии и оцениваемые в 4 балла (испытуемый идентифицирует себя со счастливым, но пассивным персонажем или тем, кого спасают). 5. Рисунки, отражающие фантазии, связанные с исполнением желаний, и оцениваемые в 5 баллов (респондент идентифицирует себя с сильным персонажем или с тем, кто, совершая деструктивные действия или, нападая, достигает своих целей, а также с тем, кого любят). 6. Примеры оценки рисунков с использованием критериев шкалы оценки образа «Я» приводятся в американском и отечественной версиях методического руководства.
Характеристика респондентов Исследование проводилось на репрезентативной выборке из 702 детей и взрослых из разных регионов Российской Федерации, а также из Эстонии. Для большей репрезентативности группы она включала испытуемых как из крупных городов (таких, как Санкт-Петербург, Уфа, Чебоксары, Таллинн, Новокузнецк, Екатеринбург), так и сравнительно небольших населенных пунктов и поселков Ленинградской, Московской и Новгородской областей. Сведения о количестве испытуемых, их возрасте и распределении по разным городам и регионам представлены в табл. 3. Как видно из табл. 3, выборку детей и подростков составили испытуемые, посещающие детский сад, а также учащиеся общеобразовательных школ, школы с Таблица 3 Сведения об испытуемых и их распределение по разным городам и регионам
инновационной программой обучения и коррекционной школы-интерната для лиц с речевыми нарушениями. Результаты тестирования учащихся коррекционной школы однако, в нормативные показатели не включались и подсчитывались отдельно. То же самое относится и к результатам тестирования детей и подростков из Таллинна. В группе детей и подростков мальчиков и девочек было примерно поровну (280 испытуемых женского и 254 — мужского пола).
Группу взрослых составили 58 лиц мужского и женского пола от 19 до 48 лет (средний возраст составил 30,79 лет, т = 6,72), из них 36 женщин и 22 мужчины. Распределение взрослых испытуемых по возрасту показано на рис. 22. Группа взрослых испытуемых состояла в основном из лиц с высшим (38 человек) и средним образованием (20 человек), проживающих в разных регионах Российской Федерации. Дифференцированный подсчет результатов тестирования в подгруппах взрослых с разным уровнем образования не проводился. Рабочей группой руководил автор книги. Она состояла из психологов, большинство которых прошли программу базовой подготовки по арт-терапии. В рамках этой программы были проведены методические семинары по использованию РТС, и те специалисты, которые проявили особую заинтересованность в последующем использовании теста, были включены в рабочую группу на добровольных началах. В их задачу входило предъявление теста испытуемым после предварительного согласования их контингента с руководителем рабочей группы с последующей отправкой рисунков в Санкт-Петербург для подсчета балльных оценок и статистического анализа данных. 297
Возраст, лет Рис.22. Распределение взрослых испытуемых по возрасту Тестирование проводилось в соответствии со стандартной инструкцией (Silver, 1983а, 1990, 1996). Испытуемым предлагалось выполнить три основных задания теста. При выполнении задания на воображение применялся набор стимульных рисунков А. Тестирование проводилось индивидуально или в малых группах. В тех случаях, когда испытуемые при выполнении задания на воображение не могли самостоятельно написать историю, специалисты записывали историю с их слов.
С целью проверки межтестовой валидности теста и определения его корреляции с другими рисуночными методиками, используемыми для оценки пространственного мышления, применялся тест, заключавшийся в изображении человека, срывающего яблоко с дерева, в сочетании с арт-терапевтическими шкалами формальных элементов (Gantt & Tabone, 1998). При предъявлении теста испытуемым давалась следующая инструкция: «Нарисуйте человека, срывающего яблоко с дерева» При этом им давался стандартный лист бумаги формата А4 и набор карандашей или фломастеров из 12 цветов, включая серый и черный. Для анализа рисунков использовались 14 формальных признаков изображения, соответствующих 14 шкалам: · 1-я шкала — «Значимость цвета» — позволяет оценить, насколько значим цвет в изображении. · 2-я шкала — «Адекватность цвета» — позволяет оценить, насколько цвет соответствует предмету изображения. · 3-я шкала — «Энергия» — показатели по этой шкале указывают на общее количество затраченных на создание рисунка сил. · 4-я шкала — «Пространство» — позволяет оценить, сколько места на листе занимает изображение. · 5-я шкала — «Интеграция» — позволяет оценить взаимосвязанность элементов изображения. · 6-я шкала — «Логика» — оценивает наличие случайных, не связанных с заданной темой элементов изображения. · 7-я шкала — «Реализм» — оценивает степень правдоподобия изображения. · 8-я шкала — «Решение проблемы» — оценивает, каким образом изображенный человек достает яблоко с дерева и достает ли он его вообще. · 9-я шкала — «Уровень развития» — свидетельствует о степени зрелости изобразительного языка испытуемого в соответствии с критериями М Ловенфельд. · 10-я шкала — «Детали объектов и окружающего пространства» — указывает на степень детализированности изображения. · 11-я шкала — «Качество линии» — указывает на степень владения испытуемым процессом рисования линий. · 12-я шкала — «Человек» — позволяет оценить правдоподобность изображения человеческой фигуры. · 13-я шкала — «Ротация» — оценивает степень наклона дерева и человека по отношению к вертикальной оси. · 14-я шкала — «Персеверация» — позволяет оценить наличие неадекватно многократной реакции на стимул.
Каждый из 14 формальных параметров изображения оценивался от 0 до 5 Применение арт-терапевтических шкал формальных элементов в сочетании с тестом, заключавшимся в изображении человека, срывающего яблоко с дерева, по имеющимся публикациям (Gantt & Tabone, 1998, Gantt, 1998) свидетельствует о высокой чувствительности данной методики к особенностям художественной экспрессии испытуемых, связанным с состоянием их познавательной и эмоциональной сферы, возрастом, клиническим статусом и другими переменными. При включении этой методики в наше исследование мы исходили из того, что некоторые входящие в нее шкалы (такие, например, как 5-я шкала «Интеграция», 9-я шкала «Уровень развития», 10-я шкала «Детали объектов и окружающего пространства», 12-я шкала «Человек» и некоторые другие) должны отличаться особенно высокой чувствительностью к степени зрелости изобразительного языка и иным особенностям графической продукции испытуемых и быть связанными с тем же диагностическим конструктом, что и РТС.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|