Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

ПРАВИЛО №20. Будьте благодарны тем, кто вас не понимает




 

Желание быть понятым, как бы тавтологично это ни звучало, понятно. Но если нечто невозможно, если чего‑то не может быть по определению, разве имеет смысл тратить на это время и силы? Все иллюзии, о которых идет речь в этой книге, обходятся нам слишком дорого именно потому, что они забирают нашу жизнь — обманывают, мучают, запугивают, обнадеживают. Конечно, мы можем быть поняты в простых и незатейливых вещах, но понять свою душу мы и сами‑то не всегда можем, что уж говорить о других? Тем более что сегодня мы одни, а завтра — уже другие, мы меняемся ото дня ко дню, из года в год. Можем ли мы быть поняты так, как бы мы того хотели? Нет, это невозможно.

Мы хотим заполучить «родственную душу». Это желание похвально, но «родственная душа» и «понимающий нас человек» — это, наверное, не одно и то же. Родственная душа — это человек, который готов поддержать нас даже тогда, когда не совсем с нами согласен. Но разве не стоит такая поддержка дорого?

 

 

Легче зажечь одну маленькую свечу, чем клясть темноту.

Конфуций

 

Если человек все понимает именно так, как мы это понимаем, то в его поддержке нет ничего странного, ничего особенного. Если же он поддерживает нас в чем‑то, может быть, и не очень с нами соглашаясь, это поистине родная нам душа, душа, которой более интересны мы сами, нежели какие‑то наши черты или свойства. Если нас любят и ценят за наши способности и качества, то это любовь к нашим способностям и качествам, а ведь каждому из нас хотелось бы, чтобы его любили «просто так», «не за что‑то».

Так что лучше пусть не понимают, но любят, нежели будут понимать, но не будут любить. Тот, кто любит, поддерживает нас даже в том случае, если не особенно понимает суть дела. И в этом есть своя сермяжная правда: действительно, если любят, то пусть лучше поддерживают нас, не вникая в подробности, просто потому, что они нас любят. А поддержка со стороны людей, которые нас не любят… Вы уверены, что подобная поддержка может быть нам нужна? Я думаю, что без нее вполне можно обойтись. Требуя от близких понимания, мы не добьемся понимания, но раздражаясь на них за непонимание, мы, вполне возможно, разучим их радоваться нам — они просто не смогут нас любить.

Мы мучаемся одиночеством, переживаем из‑за того, что нас не понимают, что никто не разделяет наше представление о жизни и нашу жизнь. Но ведь это одиночество не более чем фикция. На самом деле мы живем среди людей, а потому, хоть и чувствуем себя одинокими, это только иллюзия, заблуждение, вызванное надеждой когда‑нибудь быть понятыми. За все эти мечты мы расплачиваемся самым дорогим, что у нас есть, — качеством жизни. Мы переживаем, расстраиваемся, тревожимся, а потому живем несчастливо. И это слишком большая плата за заблуждение.

Если же мы понимаем, сколь жестокую и неоправданную цену нам придется платить за наше заблуждение, разве же мы не захотим избавиться от этого заблуждения? Именно поэтому я и говорю, что мы должны быть благодарны другим людям за то, что они нас не понимают, — потому что это правда, это единственный способ вырваться из плена удушающей нас иллюзии. Нам не хочется соглашаться с тем, что мы никогда не будем поняты так, как бы нам хотелось, чтобы нас поняли. Но, принимая эту истину, мы можем жить, причем жить радуясь, находя средства общения и способы контакта с близкими, отыскивая точки соприкосновения с другими людьми, преодолевая собственное одиночество заботой о тех, кто нам дорог.

Сколь бы радужной ни казалась нам наша мечта, она никогда не заменит реальной радости, которую может дать только настоящая, свободная от иллюзии и заблуждений жизнь. Избавляясь от иллюзии, мы снимаем розовые очки, и это кажется страшным, трагичным. Но на самом деле это способ увидеть всю красочность реального мира, встретиться с настоящими, а не выдуманными нами людьми. И пусть они не понимают нас так, как бы нам того хотелось! Мы даже благодарны им за это, поскольку, если мы видим их непонимание, значит, происходящее — это не сок и не фантазия, а реальная жизнь. А значит, мы живем, мы живы! Если вы прочувствуете счастье избавления от иллюзии, вы уже никогда более не будете доверять ее сладкоголосому пению, умерщвляющему подобно пению кровожадной птицы Феникс.

 

 

ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ: ИЛЛЮЗИЯ ЛЮБВИ

 

Мы рассмотрели с вами четыре самые дорогие иллюзии, т.е. четыре иллюзии, которые обходятся нам слишком дорого. Ограничивается ли список иллюзий этими четырьмя — иллюзией опасности, счастья, страдания и взаимопонимания? И да, и нет. Нет, потому что, конечно, у нас масса иных заблуждений. Да, потому что эти четыре иллюзии лежат в основании любой психологической проблемы и любого иного заблуждения, способного эту психологическую проблему вызвать. Чтобы доказать этот тезис, я решился рассказать вам еще об одной иллюзии — иллюзии любви. Надо сказать, что здесь все уже известные нам иллюзии выступают во всей своей красе. Без них не было бы и иллюзии любви, а была бы любовь.

Вообще говоря, освобождаясь от иллюзий, мы освобождаем себя для жизни. В жизни же нет «проблем», если понимать под «проблемами» различные трагедии, катастрофы, несчастия и прочие переживания. В ней есть трудности, препятствия, обстоятельства, наконец, задачи, которые можно и нужно решать. Однако же есть в ней и еще кое‑что, и это кое‑что самое существенное, ради чего, наверное, стоит жить. Это кое‑что — радость, настоящая, живая, всепроницающая радость. Но до тех пор, пока мы полны иллюзий, и наша радость будет иллюзорной, а следовательно, радости‑то в нашей жизни и не будет.

Вот, собственно, это и все, что я хотел сказать. Теперь взглянем на то, как все четыре известные нам иллюзии — иллюзия опасности, счастья, страдания и взаимопонимания — создают то, что с полным правом можно назвать «иллюзией любви», которую, впрочем, мы ошибочно принимаем за любовь. В качестве иллюстрации я избрал гениальную, на мой взгляд, сказку Ганса Христиана Андерсена — «Свинопас». Надеюсь, мой выбор вас не разочарует.

 

Свинопас

 

Сначала вспомним саму сказку. Жил был принц, который не был богат материально, но зато, как утверждает сказочник, славился богатством духовным. Его главными жизненными увлечениями были роза, которую он выращивал в своем парке, и соловей, который радовал принца своими восхитительными трелями. А принц мечтал о том, что когда‑нибудь встретится с прекрасной принцессой, они полюбят друг друга и будут жить счастливо.

И такая принцесса уже появилась на белый свет и, более того, достигла совершеннолетия. Она была единственной дочерью своего отца, который воспитывал ее один и, разумеется, излишне баловал. Кроме того, воспитательницами принцессы были бессмысленные фрейлины и прочие дамы. Все они в один голос постоянно убеждали принцессу в том, что она «особенная», «лучшая из лучших» и «заслуживает всего самого замечательного».

Далее начинается, собственно, сама сказка. Начинается она с того, что принц прознает об этой принцессе и решает, что она и есть его суженая, с которой он будет счастлив до гробовой доски. Именно поэтому он, можно сказать, отрывает от своего сердца то самое дорогое, что у него есть, и посылает ей в подарок. Как вы помните, самым дорогим для принца были его роза и его соловей.

 

 

Привычка к упорядоченности мыслей единственная для тебя дорога к счастью; чтобы достигнуть его, необходим порядок во всем остальном, даже в самых безразличных вещах.

Эжен Делакруа 225

 

 

Вера в существование на свете других людей, кроме себя, и есть любовь.

Симона Вайль

 

Но реакция принцессы ранит его в это самое сердце! Она принимает подарки, но не находит их хоть сколько‑нибудь существенными и дорогими. Роза — обычная, как и сотни других, растущих в ее парке. Соловей — тоже обычный, так что садовники и не знают, куда от этой пернатой братии деваться. Короче говоря, посыльные принца выдворяются с позором.

Принц, разочарованный в своих надеждах и получивший пощечину, намеревается прояснить суть дела и, может быть, даже наказать принцессу, если окажется, что его худшие представления о ней в процессе этой экспертизы оправдаются. Он переодевается простолюдином и устраивается свинопасом на скотный двор отца принцессы. Там он времени даром не теряет и начинает мастерить всяческие безделицы.

О каких «безделицах» идет речь? Ну, надо сказать, что вещи эти в высшей степени выдающиеся и необычные. Это совершенно фантастическая трещотка, которая способна издавать любые музыкальные мелодии, которые только пожелаешь, — практически «карманный ди‑джей». Кроме того, он изготавливает весьма и весьма неординарный горшочек, который, во‑первых, стоя на огне, издает мелодию «Ах, мой милый Августин! Августин! Августин!», а во‑вторых, способен рассказать вам о том, что на какой кухне этого королевства нынче варится, жарится, печется и прочими способами приготавливается. Действительно, оба изобретения — вещи выдающиеся!

Итак, изготовив свою трещотку, принц, скрывающийся под маской свинопаса, начинает завлекать к себе принцессу. Разумеется, он изображает всяческое равнодушие и к ней, и к ее просьбам, ведет себя таким образом, что ни одна сказочная женщина просто не способна его проигнорировать — ибо он «холодный, недоступный, роковой». Впрочем, его безделушки — это уже и вовсе какие‑то совершенно запредельные вещи! И принцесса во что бы то ни стало решает заполучить их.

Начинаются торги, где свинопас требует поцелуев принцессы, та предлагает сначала любое финансовое вознаграждение, потом поцелуи фрейлин, а потом, в ужасе и тревоге, решается расплатиться запрашиваемым способом. Трещотка в руках у юной красавицы, и она, совершенно уже заскучавшая в своем дворце, вновь оживает и веселится. Далее на продажу выставляется «волшебный горшочек», и тут повторяется совершенно аналогичная история. Принцессе приходится платить по счетам, несмотря на всю унизительность этой сделки.

Но тут принц‑свинопас изготавливает еще некую фееричную штуковину (я уже и не помню, какую именно). Она — эта штуковина — как и прежние, разумеется, приковывает к себе внимание юной принцессы. Что делать? Хочешь — плати! И она расплачивается в очередной, теперь уже третий раз, на чем, собственно, сказка фактически и заканчивается. Ведь в самый ответственный момент, когда принцесса «отгружала» свинопасу требуемую плату, на скотном дворе появился король и уличил всех и вся в содеянном прелюбодеянии.

 

 

У каждого человека три характера: тот, который ему приписывают; тот, который он сам себе приписывает; и, наконец, тот, который есть в действительности.

Виктор Гюго

 

Последняя мизансцена. Свинопас уволен, принцесса с позором изгнана. Они стоят за оградой дворца, начинается дождь. Принцесса плачет, а свинопас прощается с ней, отправляясь в свой дворец. Узнав о том, что ее свинопас никакой не свинопас, а самый настоящий принц, принцесса решает немедленно ответить на заявленные им некогда чувства. Но… Прощай, любимая, меня ты не любила никогда, и я тебя, несчастная, теперь нисколько не люблю…

Под занавес — безутешное горе. Вот такая драматическая, я бы сказал, история.

 

 

Основная формула любого греха — это любовь, которая столкнулась с разочарованием или пренебрежением.

Франц Верфелъ

 

Спасибо иллюзиям!

 

У всякого классического произведения есть и классическое толкование. Обычно по прочтении этой сказки ребенку рассказывают о том, «какая нехорошая» в этой сказке принцесса и «какой умный», «какой находчивый», «какой благородный» принц. Но не будем опускаться до банальностей, которые, как известно, всегда несправедливы. Перед нами история любви, оказавшаяся, как это обычно бывает, иллюзией, которая соткана из четырех известных нам «самых дорогих иллюзий» — иллюзии счастья, страдания, взаимопонимания и опасности. Вот, собственно, с этих позиций мы и займемся разбором данного «клинического случая».

Что мы имеем в начале сказки? Мы имеем, как минимум, две иллюзии: во‑первых, иллюзию счастья, во‑вторых, иллюзию взаимопонимания. Наш главный герой грезит о неком неземном счастье, занимаясь своими садоводческими делами. При этом он находится в полной уверенности, что стоит ему послать свое сообщение придуманной им (но отсутствующей в действительности) принцессе, и она мгновенно все поймет, ответит взаимностью, и их совместному счастью ни конца ни края не будет. В качестве сообщения, по мнению принца — абсолютно понятного, используются роза и соловей.

 

 

Знание, что существует человек, с которым ты чувствуешь взаимопонимание, несмотря на различие в выражении мыслей, может превратить землю в цветущий сад.

Иоганн Вольфганг Гете

 

Во дворце принцессы тем временем — те же мечты о счастье с принцем, который бы покорил принцессу чем‑то необычным, выдающимся, фантастическим. Таким образом, и принцесса поражена иллюзией счастья и иллюзией взаимопонимания, рассчитывая на то, что гипотетический принц все поймет и найдет единственно верную дорогу к ее женскому сердцу. Однако вместо «необычного», «выдающегося» и «фантастического» наша принцесса получает банальную розу за 65 рублей и соловья за 165 рублей. Вот такая оригинальность!

Разумеется, принц вкладывал в свое послание — в розу и в соловья — всю свою душу, его послание было метафорой, символом, романтическим приветом. Но, Бог мой! Из чего все это следовало? Как это сообщало о самом принце и его исключительных, проявившихся впоследствии дарованиях, так заинтриговавших принцессу? Наконец, насколько сам принц интересовался тем, чтобы быть правильно понятым? Он послал розу и соловья девушке, которая живет в окружении роз и соловьев. Как она могла на это отреагировать?! Это все равно что девушке, работающей на кондитерской фабрике, подарить конфеты, от одного вида которых ее просто тошнит!

Дальше ситуация обретает новый оборот. В дело подключаются иллюзии страдания и опасности, придавая ему — этому делу — особенный колорит. Принц сначала страдает, а потом, поскольку иллюзия счастья еще жива в нем, думает, что, может быть, он ошибся, что‑нибудь не так понял… Он даже не догадывается, насколько он прав! Но поскольку все еще в силе иллюзия взаимопонимания, ошибку он ищет совсем не там, где следовало бы. Он предполагает, что принцесса корыстна и жестокосердна, а потому, вместо того чтобы найти к ней правильный подход, начинает ее испытывать.

И в этой проверке он делает все то, с чего следовало бы начать, чтобы, во‑первых, восхитить эту девушку, а во‑вторых, проявить к ней действительное чувство любви, которое предполагает дарение того, что хотят принять, а не того, что хотят подарить. Он мастерит свои поделки. Несчастная принцесса, ничего не подозревая и томясь в своем дворце, среди своих бестолковых фрейлин, ищет хоть какого‑нибудь развлечения. Иллюзия страдания постепенно набирает обороты: принц в роли жертвы, принцесса вся в томлении, да и выставленный ей счет делает ее жертвой.

Есть тут, правда, и иллюзия опасности. Принц боится, что принцесса, что называется, купится на его приманку, и тогда все пропало, никаких надежд на счастье. Принцесса в ужасе от того, что она может остаться без этих удивительных вещей, а также от того, что ей придется целоваться со свинопасом. При этом она даже не догадывается, что это никакой не свинопас, а самый настоящий и притом замечательный принц — умелец, каких мало. Вобщем, все в ужасе, и начинается…

Принц убеждается в самых ужасных своих предположениях насчет принцессы. Принцесса мучается необходимостью оплачивать свои маленькие жизненные радости таким «отвратительным» образом. При этом принц уже на изготовке бичевать всех и вся своей ролью жертвы. А принцесса тем временем уже бичует точно таким же средством своих фрейлин, чьи поцелуи на скотном дворе не котируются.

Но беда приходит оттуда, откуда ее никто не ждет.

— Папаша‑король выгоняет несчастную дочку, а тут еще оказывается, что она упустила свое счастье в виде этого замечательного принца. Принц же отыгрывает с пристрастием свою заготовленную и отработанную роль жертвы, погружаясь в тяжелые думы и страдания по поводу жизненной несправедливости и тотальной «плохости» женщин.

 

 

В самой глубине человеческого существа покоится знание о том, что быть любимым — не в наших силах, но любить — всегда в нашей власти.

Хью Мэлколм Даун

 

Принцесса чувствует себя обманутой и наказанной ни за что, ведь, право, «ничего дурного она не сделала»! А если и делала что‑то не отвечающее каким‑то там идеалам, то лишь из‑за необходимости, т.е. имея на то достаточные основания. Впрочем, и ей теперь ничего более не остается, как расплакаться и погрузиться в свою иллюзию страдания с соответствующими тезисами о несправедливости и жестокости.

Вобщем, все, как всегда! Ничего особенного в этой сказке нет, она рассказывает нам о самой типичной, самой рядовой формуле любовных отношений. И принца с принцессой здесь вполне можно поменять местами, можно с легкостью сочинить сказку, где мужчина не ответит на романтический порыв женской души, но купится на ее тело, способности в приготовлении пищи и т.п. Она же сделает вывод, что он ее не любит, а просто ею пользуется. Сначала понадеется (иллюзия счастья), потом потревожится (иллюзия опасности), потом попереживает (иллюзия страдания), а потом станет колотить его своей ролью жертвы, пока не увидит запись о разводе в своем паспорте. И разумеется, все это безумие будет разворачиваться при непосредственном содействии все той же, уже хорошо известной нам, иллюзии взаимопонимания.

 

The Eпd

 

Будем мы избавляться от своих иллюзий или не будем — это наше сугубо личное дело. Со своей стороны, я должен сказать, что именно они — эти иллюзии, являются главными препятствиями, не позволяющими нам чувствовать себя счастливыми и свободными людьми. Эти иллюзии обходятся нам слишком дорого, поскольку лишают нас именно этого — счастья и свободы, без которых жизнь, как вы понимаете, недорого стоит. Расплачиваться жизнью за иллюзии — это неоправданно. А избавление от иллюзий — это не убыток, как может показаться. Избавляться от иллюзий — это все равно, что избавляться от мусора. Так что хотите дышать свободно и жить полноценной жизнью — устройте себе «генеральную уборку». Что является «мусором», вы теперь знаете…

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...