Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Билет 40. Сущность, основные свойства и характеристики общественного мнения




В Древней Греции знали, что есть глас народа. Глас народа – глас Божий. В XII веке Солсбери ввел понятие общественного мнения.

Социология общественного мнения сформировалась в XX века как отрасль социологического знания.

С послевоенного времени в развитых странах проводится опрос общественного мнения.

Общественное мнение с точки зрения социологии – сложный социальный комплекс, который является:

- Ментальным компонентом духовной сферы

- Специфическим социальным процессом

- Своеобразным социальным институтом

Общественное мнение – специфическая форма массового общественного сознания, посредством которой выражается заинтересованно-оценочная, духовная и духовно-практическая позиция народного большинства по отношению к фактам, событиям, проблемам, деятелям и другим объектам, затрагивающим интересы последнего информационно-доступным, неоднозначным и противоречивым по своему характеру.

Базисные свойства и характеристики общественного мнения:

  • Базисные
  • Институциональные
  • Инструментальные

Основные базисные свойства:

  • Дихотомическая рефлективность (двойственная отражательность)
  • Субстанциональная ориентированность

Институциональные:

  • Зрелость общественного мнения
  • Действенность
  • Функциональное ориентирование
  • Функциональная наполненность

Инструментальные (количественные параметры общественного мнения):

  • Масштабность
  • Географическая распространенность общественного мнения
  • Связность
  • Однородность
  • Интенсивность
  • Устойчивость
  • Модальность

Модальность характеризует тип распределения или соотношения основных оценок в структуре общественного мнения.

Модальность:

“Золотое сечение” общественного мнения – соотношение позитивных и негативных оценок

Медное сечение – 50 на 50

Железное сечение – 90 на 10

 

Билет 41. Структурные компоненты общественного мнения

Структура общественного мнения характеризует закономерную взаимосвязь и взаиморасположение ключевых социальных компонентов в составе общественного мнения.

Таких компонентов в структуре общественного мнения насчитывается пять разных уровней:

1. Содержательное (позитивные, негативные, нейтральные оценки соответствующих объектов)

2. Базисные, т.е. рациональные, эмоциональные, волевые компоненты

3. Субъектно-объектные компоненты – основные социальные субъекты или носители общественного мнения + объекты отражения общественного мнения

4. Уровневые (внутреннее строение, соотношение общественной психологии и идеологии)

5. Динамическая или диахроническая структура общественного мнения, т.е. основные циклы общественного мнения

  • Фаза генезиса
  • Фаза функционирования
  • Фаза отмирания

 

Билет 42. Функции общественного мнения

Функции общественного мнения:

1. Гносеологические

  • Познавательная
  • Оценочная

 

Социетальные (социологические)

  • Социорепремными
  • Социальной адаптации
  • Функция социокультурного наследия
  • Социомутации
  • Консервативная
  • Управленческая
  • Контрольно-регулятивная
  • Целевая
  • Охранительная
  • Номенклатурная
  • Директивная

 

Билет 43. Режимы взаимодействия общественного мнения и власти

Номенклатурная характеризует способность народного большинства влиять на кадровые назначения во власти

Дедуктивная – способность народного больлшинства направлять власть на решение актуальных и злободневных социально-экономических и других проблем

Режимы:

1. Режим подавления властью СМИ (Северная Корея)

2. Режим игнорирования общественного мнения (Белоруссия)

3. Режим патернализма (опека государства, слабое гражданское общество)

4. Режим партнерства власти и общественного мнения

5. Режим диктатуры общественного мнения по отношению к власти

Формы учета общественного мнения:

1. Электоральная (на выборах)

2. Плебесцентарная (всенародное обсуждение)

3. Коммуникативная (президент общается с народом)

 

Билет 44. Социология личности

Личность - это, во-первых, системное качество индивида, объясняющееся его включенностью в общественные отношения и проявляющееся в совместной деятельности и общении; во-вторых, субъект и продукт социальных отношений. Только что родившийся ребенок - не личность. Он - индивид. Чтобы стать личностью, человек должен пройти определенный путь развития. Непременным условием этого развития являются биологические, генетически заданные предпосылки и наличие социальной среды, с которой ребенок взаимодействует.

Социальная структура личности непостоянна, изменчива, потому что в течение всей жизни личность получает новую информацию, знания, меняет свое поведение, мотивацию поступков. Вот почему социогенный компонент личности вызывает наибольший интерес у социологов.

Социология, типологизируя личность, пытается определить некий тип абстрактной личности, с наибольшей полнотой выражающей сущность данного общества или группы. Согласно представлениям известного социального антрополога Р.Линтона, в любом обществе выделяются два основных типа личности - нормативная - та, черты которой лучше всего выражают данную культуру, это как бы идеал личности данной культуры; модальная - статистически более распространенный тип отклоняющихся от идеала вариаций.

В структуре личности можно выделить биогенные, психогенные и социогенные компоненты.

Психогенный компонент состоит из эмоций, переживаний, волевых устремлений, памяти, способностей и т. д.

 

Социогенный компонент состоит из следующих элементов:

  • Объективные социальные потребности личности (физиологические, потребности в безопасности, занятости, дружбе, заботе, любви, престиже);
  • Способности к творчеству, знания, навыки;
  • Степень овладения культурными ценностями общества;
  • Нравственные нормы, принципы, которыми руководствуется личность;

 

Основателем социально-психологического направления в изучении личности считают З. Фрейда. Фрейд был убежден, что личность постоянно находится в состоянии конфликта с обществом. Согласно его теории, биологические побуждения (особенно сексуальные) противоречат нормам культуры и социализация есть процесс обуздания этих побуждений. Он выделял в психике личности три уровня -- Оно, Я, Сверх-Я.

 

Функциональный подход способствовал разработке статусно-ролевой теории личности. С позиций изучения социальных функций, выполняемых личностью, она определяется как совокупность социальных статусов и социальных ролей, характерных для данного общества.

Социальный статус - это соотносительное положение индивида в обществе, определяемое функциями, обязанностями и правами. Статус учителя имеет смысл только в соотношении с позициями ученика и директора школы, а последний -- в связи с позицией министра образования, заведующего городским отделом образования и т. д.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...