Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Задача № 3 по теме «Оценка точности по разностям двойных измерений»




 

В геодезии часто приходится измерять большие группы однородных величин, причём каждую величину для контроля измеряют дважды.

Пусть однородные величины измерены равноточно дважды и получены результаты измерений:

и

Составим разности по формуле

. (3.1)

Наиболее надёжные значения определяемых величин находим по формуле:

. (3.2)

Для оценки точности используем разности (3.1).

а) При отсутствии систематических ошибок разности di можно рассматривать как истинные ошибки самих разностей, так как истинное значение разностей равно нулю ().

Применяя к ряду формулу Гаусса, находим:

. (3.3)

Тогда средняя квадратическая ошибка отдельного результата измерений будет определяться по формуле:

. (3.4)

Оценка точности наиболее надёжных значений определяется по формуле:

. (3.5)

б) Если в результатах измерений присутствуют систематические ошибки, то величина

(3.6)

существенно отличается от нуля.

В этом случае из каждой разности необходимо исключить остаточное влияние систематических ошибок, вычесть систематическую ошибку из разностей, т. е.

.  

Рассматривая разности как уклонения от среднего , применяя формулу Бесселя, находим

. (3.8)

Средние квадратические ошибки отдельного результата измерений и наиболее надёжных значений измеряемых величин находим по формулам:

, (3.9)
. (3.10)

Заметим, что в этом случае необходимо выполнить контроль вычислений по формулам

a) , где ; b) . (3.11)

Для определения значимости отклонения от нуля применяют неравенство

(3.12)

 

Оценку точности начинают с проверки условия (3.12). Если, например, неравенство (3.12) выполняется, то делают вывод о том, что систематическими ошибками можно пренебречь и оценку точности следует выполнять по формулам (3.4–3.5).

Если неравенство (3.12) не выполняется, делают заключение о том, что систематическими ошибками пренебрегать нельзя, необходимо обработку вести по формулам (3.7, 3.9, 3.10)

Порядок обработки двойных равноточных измерений ряда

Пример 3.1. Одни и те же линии измерены дважды равноточно. Выполнить оценку точности по разностям двойных измерений.

Таблица 3
(м) (м) (мм)
  120,389 120,380 +9   +6,3 39,7
  136,468 136,462 +6   +3,3 10,9
  133,223 132,229 –6   –8,7 75,7
  124,536 124,537 –1   –3,7 13,7
  140,457 140,449 +8   +5,3 28,1
  143,682 143,688 –6   –8,7 75,7
  139,158 139,149 +9   +6,3 39,7
S         +0,1 283,5

Решение:

1. Составим ряд разностей .

2. Проверим условие (3.12). Согласно критерию обнаружения систематических ошибок вычисляем левую и правую части неравенства (3.12):

; .

Вывод: левая часть неравенства (3.12) оказалась больше его правой части, следовательно, систематическими ошибками пренебрегать нельзя, т.е. систематическая ошибка присутствует.

3. Находим систематическую ошибку по формуле (3.6):

; ,

затем исключаем его из каждой разности, находим и суммы , , непосредственно в таблице 3 и выполняем контроль вычислений по формулам (3.11):

1. : , ; 2. : .

 

Контроли выполнены.

4. Находим среднюю квадратическую ошибку одного измерения

.

5. Определяем среднюю квадратическую ошибку наиболее надёжных значений измеряемых величин

.

 

 


Требования к оформлению контрольной работы

 

1. Работа оформляется на листах формата А4.

2. К каждой задаче выписываются от руки необходимые формулы и прикладывается распечатка с расчетами в программе Microsoft Excel.

 

Задача №1

Даны результаты многократных независимых равноточных измерений одного и того же угла в таблице 1.

Выполнить математическую обработку данного ряда:

1. Определить простую арифметическую средину;

2. Вычислить среднюю квадратическую ошибку отдельного результата измерений (по формуле Бесселя);

3. Определить среднюю квадратическую ошибку арифметической средины;

Указания:

1) каждый студент исключает из таблицы, соответствующей варианту, три результата измерений, номера которых равны: i, , , где i — номер варианта; у каждого студента в обработке будет 9 измерений;

2) все вычисления необходимо выполнять в соответствии со схемой решения примера 1.1 (среднее значение угла округлить до десятых долей сек.).

 

Для вариантов 1-12 Таблица 1а
№ п/п результаты измерений, хi № п/п результаты измерений, хi № п/п Результаты измерений, хi
  42°16′20,2″   42°16′20,4″   42°16′20,9″
  22,8″   23,8″   22,5″
  21,9″   24,2″   24,1″
  20,8″   21,3″   21,8″
Для вариантов 13-24 Таблица 1б
№ п/п результаты измерений, хi № п/п результаты измерений, хi № п/п Результаты измерений, хi
  34°47′30,6″   34°47′35,2″   34°47′33,6″
  32,7″   36,1″   33,8″
  31,8″   34,2″   32,5″
  30,5″   31,8″   35,8″
Для вариантов 25-36 Таблица 1 в
№ п/п результаты измерений, хi № п/п результаты измерений, хi № п/п Результаты измерений, хi
  57°51′23,6″   57°51′26,7″   57°51′22,9″
  24,8″   24,3″   24,2″
  28,4″   25,9″   25,1″
  20,8″   22,3″   21,9″

 

Задача №2

В таблице 2 даны длины линии Si и дирекционные углы αi. Известны средние квадратические ошибки и . По одному из вариантов вычислить приращения координат по формулам:

,

и их средние квадратические ошибки: и .

Указание: см. пример 2.2 (номер варианта выдается преподавателем).

 

Таблица 2
№ варианта Si (м) α i № варианта Si (м) α i № варианта Si (м) α i  
  215,04 32°30,0′   160,39 66°33,9′   219,24 34°30,6′  
  123,48 43°45,0′   209,74 41°52,6′   125,45 33°45,8′  
  178,85 34°10,5′   176,89 34°12,9′   173,83 44°10,5′  
  187,57 55°22,4′   182,72 48°38,0′   182,56 35°22,4′  
  192,44 37°48,6′   168,09 56°18,0′   195,42 27°48,6′  
  267,74 32°30,8′   168,67 62°34,9′   216,89 32°31,2′  
  183,78 43°34,6′   211,67 45°56,3′   127,43 53°45,5′  
  189,85 34°13,6′   234,91 42°16,9′   172,12 24°10,5′  
  156,27 52°24,8′   232,72 42°34,7′   184,34 15°22,4′  
  243,04 26°42,3′   198,09 43°23,2′   192,91 67°48,6′  

Задача № 3

Двенадцать линий измерены дважды независимо и равноточно (таблица 3). Произвести оценку точности по разностям двойных измерений:

1) вычислить среднюю квадратическую ошибку одного результата измерений;

2) среднюю квадратическую ошибку средних из результатов двойных измерений;

3) относительные средние квадратические ошибки.

 

Указания:

1) каждый студент исключает из таблицы, соответствующей варианту, три результата измерений, номера которых равны: i, , , где i — номер варианта; у каждого студента в обработке будет 15 измерений;

2) все вычисления выполнить в соответствии со схемой решения примера 3.1.

 

 

Для вариантов 1 ‑ 18 Таблица 3  
№ п/п результаты измерений № п/п результаты измерений № п/п x ″ (м) результаты измерений
x ′ (м) X ″ (м) x ′ (м) x ′ (м) x ′ (м) x ′ (м)
  124,855 124,842   191,379 191,365   191,387 191,379
  143,021 143,011   147,370 147,362   169,370 169,372
  160,384 160,387   175,772 175,754   275,756 275,762
  156,475 156,486   192,277 192,268   342,257 342,277
  128,355 128,365   140,318 140,336   156,245 156,254
  150,687 150,676   168,812 168,821   188,892 188,888

 

 

Для вариантов 19 ‑ 36 Таблица 3  
№ п/п результаты измерений № п/п результаты измерений № п/п x ″ (м) результаты измерений
x ′ (м) X ″ (м) x ′ (м) x ′ (м) x ′ (м) x ′ (м)
  534,855 534,843   595,379 595,365   595,364 595,379
  543,035 543,055   547,370 547,362   246,362 246,370
  560,384 560,387   575,772 575,754   565,672 565,663
  356,475 356,486   592,277 592,268   294,277 294,289
  538,355 538,365   440,358 440,336   540,345 540,368
  550,687 550,676   568,852 568,837   568,564 568,572

 


*) Для того чтобы оба слагаемых в этом выражении имели одинаковую размерность (в м2), необходимо во втором слагаемом величину разделить на r2 (т.е. выразить в радианной мере).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...