Прагматический метод в технических и гуманитарных науках
Каждый из рассмотренных выше фундаментальных методов науки – индуктивный, гипотетико-дедуктивный, аксиоматический и конструктивистский – имеет свои особенности. Индуктивный метод регламентирует перенос знаний с известных объектов на неизвестные. Гипотетико-дедуктивный метод определяет правила научного объяснения в естествознании. Аксиоматический и конструктивистский методы определяют правила логических и математических рассуждений. Индуктивный метод тесно сопряжен с проблематикой научных открытий. Гипотетико-дедуктивный метод имеет ярко выраженный семантический характер, речь идет о соответствии научных понятий реальному положению дел. Аксиоматический и конструктивистский методы относятся в первую очередь к синтактике, к взаимосвязи логических и математических конструктов. Если последние интерпретируются на какую-либо природную предметную область, то запускается механизм семантических соотношений, которые должны соответствовать специфике этой предметной области, в частности физической, биологической, геологической. В таком случае, например, аксиоматический метод переводится в гипотетико-дедуктивный. Аксиоматический метод имеет дело с понятиями как таковыми, их соотношениями, но не с их отношением к предметным областям. При гипотетико-дедуктивном методе интерес исследователей сосредоточен на соответствии понятий миру вещей и предметов. Резонно поставить еще один вопрос: о соответствии мира вещей понятиям и ценностям. Речь идет о методе, который мы называем, в рабочем порядке, прагматическим. Приведенная ниже схема поясняет обсуждаемую ситуацию (мир понятий и ценностей обозначен строчными, а предметы – прописными буквами).
При гипотетико-дедуктивном методе решающее значение имеет мир вещей (поэтому стрелка на схеме направлена от вещей к понятиям); понятия, не соответствующие их природе, признаются ненаучными, следовательно, они и понятиями-то не являются. Здесь главным будет вопрос о подтверждении теории фактами. Существенно по-другому обстоят дела в случае прагматического метода. В данном случае решающим является вопрос о статусе мыслей, о том, соответствуют ли им вещи. Если вещи не соответствуют мыслям, а также чувствам, эмоциям, целям, мотивам, то они считаются лишенными ценностного начала. Допустим, некто имеет проект постройки дома и решает реализовать его. Ценностно нагруженными будут признаны лишь те строительные материалы, которые действительно пригодны для постройки дома. При прагматическом подходе речь идет о ценности. В процессуальном плане ценность реализуется не как объяснение, а как понимание. Идейная основа того, что мы назвали прагматическим методом, по крайней мере частично изложена, на наш взгляд, весьма четко А.А. Ивиным. Он отмечает, что в случае ценностного отношения исходным пунктом является мысль, функционирующая как проект, план, стандарт [37,с.49]. Итог понимания – высказывание о том, что должно быть; итог объяснения – высказывание о том, что есть. Часто присутствует и то и другое; в таком случае утверждения, в особенности научные законы, имеют двойственный, описательно-оценочный характер [37,с.50]. Объяснение и понимание совпадают по своей формальной структуре: объяснение – подведение под закон, понимание – подведение под ценность [37,с.49]. На приведенной выше схеме указаны методы, органично соответствующие синтактическому, семантическому и прагматическому аспектам науки. С этой точки зрения можно было бы говорить о синтактическом, семантическом и прагматическом методах, т.е. во всех трех случаях использовались бы семиотические категории. К сожалению, исторически сложилось так, что при наименовании методов науки руководствовались соображениями, которые не соответствуют современным научным идеям. Старомодным представляется противопоставление индуктивного и дедуктивного методов, когда дедукцию понимают как выведение единичного из общего, а индукцию, наоборот, как. выведение общего из единичного. Уже не раз подчеркивалось, что индуктивный метод не позволяет вывести общее из единичного, он имеет дело с формами переноса знаний от известного к неизвестному.
Термин "гипотетико-дедуктивный метод" также не является бесспорным. Чтобы в этом убедиться, достаточно сравнить гипотетико-дедуктивный метод с прагматическим. В последнем речь идет главным образом о ценностях, при этом все они имеют гипотетический характер; практика жизни то и дело вынуждает отказываться от тех или иных ценностей. Подлинную специфику гипотетико-дедуктивного метода, а именно реализацию в нем функции подтверждаемости/неподтверждаемости теории фактами, определение "гипотетико-дедуктивный" не выражает. Тем не менее термин "гипотетико-дедуктивный метод" широко популярен и пока не видно ему достойной замены. Что касается термина "прагматический метод", то он не относится к числу устоявшихся в науке. Уже в силу этого его использование заслуживает комментария. Прагматика (от греч. pragma – дело, действие) как семиотическое направление изучает способы использования людьми изобретенных ими знаковых конструкций и систем. Прагматика в самом общем, философском понимании этого слова делает акцент на эффективности, действенности чувств и мыслей. Речь идет не о вещах как таковых, а об их значимости для людей. Становление прагматического метода в качестве метода науки имеет длительную историю и состоялось как таковое, пожалуй, лишь в последние два-три десятилетия. Отметим главные вехи этого становления, которые мы связываем в первую очередь с марксизмом, американским прагматизмом, герменевтикой и аналитической философией. Молодой Маркс писал, что "вопрос о том, обладает ли человеческое мышление предметной истинностью, – вовсе не вопрос теории, а практический вопрос. В практике должен доказать человек истинность, т.е. действительность и мощь, посюсторонность своего мышления" [38]. Применительно к экономической и политической наукам, которые интересовали Маркса, это значит, что теория проходит проверку на истинность в общественной практике. Мысль правильная, но не проясняющая ситуацию со спецификой методов науки. Мусируется лишь вопрос об истинности, вопрос же о ценностном отношении к миру не попадает в повестку дня.
Основатель американского прагматизма Ч.С. Пирс также считал, что практика – лучшее поле для прояснения ясности, истинности понятий. Правило для достижения наивысшей степени ясности понимания таково: "Рассмотрите, какого рода следствия, могущие иметь практическое значение, имеет, как мы считаем, объект нашего понятия. Тогда наше понятие об этих следствиях и есть полное понятие об объекте" [39,с.125]. Второй основатель американского прагматизма, У. Джемс, полагал, что «мысль "истинна" постольку, поскольку вера в нее выгодна для нашей жизни» [40.С.52]. Ни Пирс, ни Джемс не выходят решающим образом за пределы тематизации проблемы истинности. Джемс подменяет истинность полезностью, за что его много критиковали. Существенные, новаторские тенденции, ведущие в конечном счете к прагматическому методу, находим мы у герменевтика Дильтея. Он считает объяснение методом наук о природе, но не наук о духе. "Понимание и истолкование – это метод, используемый науками о духе. Все функции объединяются в понимании. Понимание и истолкование содержат в себе все истины наук о духе" [41,с.141]. Причем, согласно Дильтею, "понимание всегда имеет своим предметом единичное. И в своих высших формах понимание основывается на индуктивном заключении, которое переходит от того, что существует в произведении или жизни слитно, к раскрытию связи в произведении или личности некоего жизненного отношения" [41,с.145]. На стороне наук о духе, гуманитарных наук Дильтей видит понимание, истолкование (интерпретацию), единичное и индукцию. То, что Дильтей считает индукцией, на самом деле есть конструирование целого из его частей, движение в герменевтическом круге. Индукция здесь ни при чем.
По Дильтею, науки о духе, о жизни человека действительно существуют и у них есть свой метод – понимание, имеющее всегда дело с единичным. Дильтей, по сути, дает герменевтическую интерпретацию знаменитой проблемы Д. Юма. Последний обратил внимание на то, что люди совершают в своих суждениях непозволительный переход от суждений о бытии к суждениям о долженствовании [42,с.618]. Он считал такой переход несостоятельным. Соответственно предполагалось, что следует проводить четкое различение между суждениями науки и суждениями морали. От Юма идет традиция вынесения так называемых moral sciences за пределы науки. Итак, спор идет о гуманитарных науках. Правомерно ли их вообще считать науками? Если да, то в чем состоит их специфика по сравнению с науками о природе? Как видим, имеет место жесткое противопоставление гуманитаристики естествознанию. Интересно проследить за тем, как и почему это противопоставление стало терять силу. В герменевтике Хайдеггера и Гадамера пониманию придается универсальное значение; в пору думать, что оно характерно как для естественных, так и для гуманитарных наук. Хайдеггер уклоняется от этого пути, он критикует науки, а понимание закрепляет за философией. Гадамер полагает, что "вся наука включает в себя герменевтический компонент" [2, с.624], но его утверждение в значительной степени декларативно, оно не подкрепляется анализом научных методов. Представители Франкфуртской школы Хабермас и Апель вновь тесно объединяют судьбы герменевтики прежде всего с гуманитаристикой. Решающему прорыву в споре вокруг оппозиций естествознание–гуманитаристика, объяснение–понимание, общее–единичное мы обязаны более всего, пожалуй, аналитикам. Когда они, уже после Витгенштейна, обратились к тщательному анализу языков гуманитарных наук, то обнаружили там много такого, что вынудило к пересмотру вышеуказанных оппозиций, их существенному смягчению. В этом смысле пионерское значение имели работы Р. Хэара и Р. Монтегю. Хэар, рассмотрев язык морали, убедительно показал, что в нем дело не ограничивается единичным, прескрипции играют в морали роль, аналогичную роли законов в естественно-научных теориях [43]. Монтегю придал прагматике логическую форму [44]. Прагматика – это отнюдь не неподвластная науке причудливая игра неуловимого единичного. Как выяснилось, для постижения внутренней структуры языков гуманитарных наук понадобились особые логики, так называемые модальные и интенсиональные.
Еще одним обстоятельством, решающим образом способствовавшим становлению прагматического метода, оказалось бурное развитие во второй половине XX века информационно-компьютерных наук. Как оказалось, идеалы компьютерных наук далеко выходят за пределы идеалов естествознания. Случилось малоожидаемое – техника укрепила научный статусне естествознания, а гуманитаристики. Единственный по-настоящему фундаментальный идеал науки – это достижение углубленного знания. Неважно, что именно постигается научно: единичное или общее, истинностное или ценностное отношение. Наука всеядна, ее интересует и то, что есть, и то, что может быть, и то, что должно быть. Прагматический метод – итог усилий представителей самых различных философских направлений XX века – от герменевтики до аналитической философии. Не чужд он даже постмодернистам, которые выступают против универсальных ценностей, но не могут избежать ценностей в их многообразии. Мир постмодерниста – это мир многообразий, но он отнюдь не чужд науке. К прагматическому методу приходится обращаться там, где наука имеет дело с предпочтениями людей, какой бы природы они не были. В XX веке предпочтения принято называть ценностями, наука же о ценностях называется аксиологией. С этих терминологических позиций прагматический метод вполне можно именовать аксиологическим. Следует, однако, учитывать, что есть такие философские направления, например онтология Хайдеггера, в которых аксиология не приветствуется и считается нововременным пережитком. В таком случае приходится различать прагматический и аксиологический методы. На место ценностей Хайдеггер ставит, по сути, экзистенциалы. Для нас важно, что ни одно из философских направлений XX века не отрицает прагматику, наоборот, ей везде придают столь большое значение, как никогда ранее. Предназначение науки – поиск смыслов. Сколько-нибудь признанного определения смыслов не существует. Смысл – более широкая категория, чем мысль (понятие), это со-мысль. В зависимости от используемого метода меняется обличье смысла. При аксиоматическом методе смысл выступает в форме логических и математических конструкций и их взаимосвязи. При гипотетико-дедуктивном методе смысл есть понятия и реализуемое посредством их объяснение. При прагматическом методе смысл реализуется как истолкование (интерпретация), совершаемое посредством знания предпочтений (ценностей) людей, различного рода чувств, эмоций, мыслей, идеалов, верований, мотивов, устремлений, целей, интересов и экзистенциалов. Довольно часто совершаемое в рамках прагматического метода истолкование называют пониманием. В других случаях понимание интерпретируется как реконструкция чувств и мыслей, ценностей тех или иных субъектов. Что касается механизма становления ценностей, то он во многом схож с открытием понятий. Часть ценностей приходит к нам вместе с традицией. Другие, возникнув спонтанно, порой как результат длительных поисков, либо исчезают подобно всему виртуальному, либо овладевают умами многих субъектов, превращаются в нормы и стандарты. Догадки, интуиции, гипотезы – все это актуально в мире становления ценностей. Здесь же используется потенциал индуктивного метода, ценности переносятся из одной области в другую. В этом можно видеть, например, смысл метафор как литературного приема. Обратимся теперь к тем наукам, где широко используется не какой-либо иной, а именно прагматический метод. Это все технические науки, информатика и все гуманитарные науки, науки о человеке и обществе. Вопрос о специфике технических наук остается предметом дискуссий [45,с.313-318]. Часто технические науки понимают как всего лишь прикладное естествознание. С этим можно было бы согласиться, если бы технические науки выступали продолжением естествознания. Но этого-то как раз и нет. Методы естествознания и техники существенно отличаются друг от друга. В силу этого естествознание и техника обладают относительной самостоятельностью. Естествознание дает научную картину природы, в нем занимаются экспликацией (разъяснением) понятий, при этом все более широко используемые технические средства играют вспомогательную, подручную роль. Технические науки дают картину действий человека, построения технических артефактов и обеспечения их эффективного применения в соответствии с предпочтениями людей, при этом естественно-научное знание играет вспомогательную роль. Естествознание отвечает на вопрос, какова природа. Технические науки отвечают на вопрос, что может человек изготовить из природного материала ради облегчения своей участи. В отличие от рациональности в естествознании техническая рациональность является целерациональностью, для которой характерна прагматическая упорядоченность [46,с.343]. Прагматическая упорядоченность выступает как пошаговое конструирование, приближающее к достижению цели, которой может быть как теория изготовления технического артефакта, так и теория обеспечения его эффективного, оптимального функционирования. Естествознание строится по законам корреспондентной истинности, технические науки – по законам эффективности и полезности. В технических науках, а не в естествознании доминирует прагматический метод. К сожалению, это обстоятельство довольно часто недопонимается. В таком случае подменяют прагматический метод гипотетико-дедуктивным и строят технические науки по подобию естественно-научных дисциплин. Игнорирование специфики технических наук не проходит бесследно, инженеров и техников превращают в физиков, техническая нива оскудевает. В технических науках никогда не ограничиваются описанием того или иного технического артефакта или технологических цепей, здесь неизменно доминирует интерес к полезности, эффективности, надежности, безопасности, целесообразности продолжения эксплуатации технических устройств. Крайне интересно с позиций уяснения специфики различных научных методов складывается ситуация в информатике, особенно в связи с тем, что все чаще компьютер используется человеком в качестве искусственного интеллекта, партнера в решении практических задач. Одно дело, когда компьютер используется всего лишь как вспомогательное средство при решении типичных по своей строгости логико-математических задач, и другое дело, когда он применяется в качестве, например, искусственного интеллекта. Существенное различие этих двух ситуаций выступает как переход от парадигмы "знание + вывод" к парадигме "знание + аргументация" или "знание + правдоподобные рассуждения" [47, с. 157 - 182]. Как известно, переработка информации в компьютерах осуществляется согласно некоторым предписаниям. Вопрос в том, как именно она проводится, в соответствии с каким научным методом – аксиоматическим, гипотетико-дедуктивным или же прагматическим. При парадигме "знание + вывод" используются первые два метода. При парадигме "знание + правдоподобные рассуждения" применяется, фактически, прагматический метод. «Если при парадигме "знание + вывод" центральной операцией в базе знаний является вывод на знаниях, то при парадигме "знания + аргументация" основной операцией становится поиск аргументов, релевантных тому положению, которое система должна доказать или опровергнуть» [47,с.167]. Но решающую роль в определении релевантности играет прагматический фон и прагматическая организация, благодаря которым человек справляется со своими насыщенными ценностными ориентирами, жизненными проблемами [48,с.415,428]. Из всего этого можно сделать вывод, что информатика все более уверенно становится на рельсы прагматического метода. Разумеется, прагматический метод – это достояние не компьютеров как таковых, а человеко-машинных систем, в которые компьютер включен человеком. Обратимся теперь непосредственно к гуманитарным наукам, наукам о человеке и обществе. Своеобразие этих наук обычно видят в сложности описания закономерным образом поведения человека, наделенного индивидуальным сознанием, причудливым миром страстей и предпочтений. В мире людей приходится учитывать их намерения (интенции), цели, ценности. В научном плане действия человека наилучшим образом описываются схемой так называемого практического вывода.
Субъект А намеревается осуществить р. При этом субъект А считает, что он не сможет осуществить р, если он не совершит а. Следовательно, А принимается за совершение а [49, с. 12 7-128]. Здесь между субъектом А и его целью р вставляется а (средство); а не имеет смысла без р.
Это напоминает о герменевтическом круге, где часть и целое взаимоопределяют друг друга. Логические построения в духе математического интуиционизма (конструктивизма) реализуются линейно. В нашем случае они имели бы вид А → а → р; а не определялось бы посредством р, итог не довлел бы над тем, что его подготавливает. Как видим, практический вывод строится иначе, чем доказательный вывод [49, с. 64, 210]. Научные объяснение и понимание формально во многом схожи: факты соотносят в первом случае с законами, во втором – с целями и ценностями. На этом схожесть объяснения и понимания заканчивается, ибо, как отмечено выше, их структуры не совпадают. К тому же приходится учитывать, что научный закон актуален, а ценности и цели потенциальны, они определяют потребное будущее. Таким образом, в гуманитарных науках используется не что иное, как прагматический метод. Прагматический метод остается в силе и тогда, когда описывается ситуация не с индивидуальными, а с коллективными ценностями и целями. Из истории известны многочисленные случаи, когда люди стремились к достижению одних и тех же целей, руководствуясь при этом одними и теми же ценностями. Наконец, видимо, нельзя полностью исключить и такие ситуации, когда в обществе складываются стихийные процессы, не зависящие от сознания людей. В таком случае социальные процессы не отличаются от природных, а значит, при их объяснении должна заработать схема гипотетико-дедуктивного объяснения. Как бы то ни было, специфика гуманитарных наук определяется в первую очередь их подвластностью прагматическому методу. Гипотетико-дедуктивный метод появляется в гуманитаристике "незаконно", только тогда, когда человек и общество уподобляются природе. Сопоставление прагматического и гипотетико-дедуктивного методов весьма показательно в плане уточнения статуса научного знания. Если бы мир состоял только из взаимодействующих природных объектов, то для его научного постижения человеком было бы вполне достаточно гипотетико-дедуктивного метода с присущими ему типами понятий, законов, объяснений, верификаций и фальсификаций. Но мир – это не только природные объекты, но и люди с их чувствами, мыслями, ценностями, мотивами, целями, языковыми играми и социальными действиями. Совместное поведение людей – вот та референтная система, которая подвластна не гипотетико-дедуктивному, а прагматическому методу. В отличие от природных объектов люди предвосхищают свое будущее и в соответствии с этим осуществляют свою практическую деятельность. При желании можно, разумеется, сопоставить конституенты соответственно гипотетико-дедуктивного и прагматического методов. Для последнего тоже характерны понятия (например, тех или иных ценностей, целей, мотивов действий), законы (они могут выступать, например, в форме устойчивых правил поведения людей), научные рассуждения (реализуемые не по правилам дедукции, а в зависимости практического вывода). Существенно, однако, что в рамках прагматического метода все его компоненты окрашены в прагматические тона. Это значит, что при определении понятий цели, средства, ценности, правила поведения приходится устанавливать их прагматический смысл, другого не дано. Разумеется, выяснение прагматического смысла поступков человека – сложнейшая задача. Далеко не просто проникнуть в сокровенный для человека мир его ценностей, мотивов действий, целевых установок. Но в принципе это возможно, ибо даже самая скрытная личность вынуждена, поскольку другого пути нет, так или иначе конструировать свой прагматический мир не только в таинственной интимности, но и в доступных для окружающих языковых и предметных формах. Поясним ситуацию примером. Допустим некто строит дом. Чтобы построить дом, надо подвозить к месту строительства соответствующие материалы, осуществлять вполне определенные действия. Наблюдая за происходящим, устанавливают с той или иной степенью надежности, что субъект действительно намерен построить дом. Воздвигающий дом, очевидно, имеет намерение его построить. Дело усложняется из-за того, что за одним намерением могут скрываться другие. Так, дом можно строить ради вложения денег, с целью проверить себя в практическом деле или чтобы сделать кому-то подарок. Как бы то ни было, всегда есть возможность предположить, исходя из каких ценностей и целей строится дом, и затем скорректировать предположение в зависимости от степени его подтверждения или фальсификации. Поскольку ценности и цели имеют не материально-предметную, а символическую (знаковую) природу, их установление возможно не иначе, как в процессе особого типа интерпретации, предполагающего широкое использование знаково-символических конструкций. Прагматический метод насквозь пропитан символическими представлениями. Что касается непрекращающихся попыток поставить под сомнение научный статус прагматического метода из-за его несовпадения с гипотетико-дедуктивным методом, то это, безусловно, рецидив застарелой болезни, естественно-научного фетишизма. Мир науки неправомерно сужать до естествознания, причем по очень простому основанию – существует гуманитаристика. И нет абсолютно никаких оснований выталкивать ее за пределы науки. Интересно, где было бы человечество без гуманитарных наук и осуществляемых на их базе проектов! В начале данной главы для первоначального разъяснения специфики науки нами использовалась наипростейшая (карнаповская) запись научного рассуждения: (х) (Рх Qx). Теперь ясно, что ее следует интерпретировать в соответствии с тем научным методом, который применяется. В случае практического вывода карнаповскую запись приходится несколько усложнять. Все научные методы согласуются с основным назначением науки – разработкой проектов для лучшего устройства человеческой жизни. В заключение отметим, что между рассмотренными выше научными методами – индуктивным, гипотетико-дедуктивным, аксиологическим, конструктивистским и прагматическим – безусловно, существуют связи, в конечном счете определяемые теми отношениями, которые установлены между различными науками. Индуктивный метод может применяться в любой науке, он везде способствует расширению области используемого знания. Аксиоматический и конструктивистский методы поставляют логическое и математическое знания, которые после соответствующей интерпретации используются в естествознании и гуманитаристике. Гипотетико-дедуктивный метод объясняет основу человеческого существования, тот материальный носитель, знания о котором необходимы не только естествоиспытателю, но и гуманитарию. Что касается прагматического метода, то он выходит за пределы технических и гуманитарных наук. Дело в том, что любую науку – логику, математику, физику и т.д. можно рассматривать как деятельность людей по достижению целей и реализации некоторых ценностей. В таком случае для понимания, например, физики приходится задействовать прагматический метод. Взаимосвязь научных методов, разумеется, не отменяет их своеобразия, которое наиболее исчерпывающим образом выражает специфику и многогранность научного знания.
Литература 1. Поппер К. Логика и рост научного знания. Избранные работы. – М.: Прогресс, 1983. 2. Гадамер Х.-Г. Истина и метод. Опыт философской герменевтики. – М.: Прогресс, 1988. 3. Habermas J. Erkentniss und Interesse. – Fr.a.M., 1968. 4. Kapнan P. Философские основания физики. Введение в философию науки. – М.: Прогресс, 1971. 5. Войшвилло Е.К. Понятие как форма мышления: логико-гносеологический анализ. – М.: МГУ, 1989. 6. Левин ГД. Теоретическая индукция, "общий предмет" и правило Локка // Вопросы философии.– 1994.– № 12.– С.115-121. 7. Кураев В.И„ Лазарев Ф.В. Точность, истина и рост знания.– М.: Наука, 1988. 8. Грязнов Б.С. Логика, рациональность, творчество. – М.: Наука, 1982. 9. Кудрявцев В.В. О природе идеализированных объектов//Философские науки.– 1989.– № 10.– С.106-110. 10. Никифоров АЛ, Философия науки: история и методология.– М.: Дом интеллектуальной книги, 1998. 11. Аристотель. Сочинения: В 4 т.– М.: Мысль, 1978.– Т.2. 12. Бэкон Ф. Сочинения: В 2 т.– М.: Мысль, 1972.– Т.2. 13. Ивлев Ю.В. Логика. – М.: Логос, 1999. 14. Маркс К. Капитал//К. Маркс, Ф. Энгельс Сочинения. – М.: Госполитиздат, I960.– Т.23. 15. Кант И. Критика чистого разума. – М.: Мысль, 1994. 16. Хилл Т.И. Современные теории познания. – М.: Прогресс, 1965. 17. Popper К.. Miller D. A proof of the impossibility of inductiv probability//Nature.– 1983.– Vol. 302, № 5910.–P. 687-688. 18. Светлов В.А. Несколько замечаний по поводу последних контриндуктивных аргументов К.Поппера//Философские науки.– 1986.– № 4.– С. 100-106. 19. Налимов B.B. Размышления на философские темы//Вопросы философии.– 1997.– № 10.– С. 58-76. 20. Рузавин ГЛ. Роль и место абдукции в научном исследовании//Вопросы философии.– 1998.– № 1.– С. 50-57. 21. Гемпель К.Г. Логика объяснения.– М.: Дом интеллектуальной книги, 1998. 22. Кондаков НЛ. Логический словарь-справочник.– М.: Наука, 1975. 23. Фейерабенд П.К. Избранные труды по методологии науки.– М.: Прогресс, 1986. 24. Чернышевский Н.Г. Избранныефилософские сочинения.– М.: Госполитиздат, 1950.–T.I. 25. Никитин Е.Л. Объяснение – функция науки.– М.: Наука, 1970. 26. Лейбниц Г.В. Сочинения: В 4 т.– М.: Мысль, 1989.– Т.4. 27. Бунге М. Философия физики. – М.: Прогресс, 1975. 28. Беляев ЕА., Перминов В.Я. Философские и методологические проблемы математики. – М.: МГУ, 1981. 29. Горский Д.П., Ивин А.А., Никифоров А.Л. Краткий словарь по логике. – М.: Просвещение, 1991. 30. Новиков П.С. Аксиологический метод//Математическая энциклопедия,– М.: Советская энциклопедия, 1977.– T.I.– С. 110-114. 31. Да Коста Ньютон. Философское значение паранепротиворечивой логики//Философские науки. –1982.– № 4.– С. 114-125. 32. Антипенко Л.Г. Проблемы неполноты теории и ее гносеологическое значение. – М.: Наука, 1986. 33. Панов М.И. Можно ли считать Л.Э.Я.Врауэра основателем конструктивистской философии математики?//Методологический анализ математических теорий.– М.: АН СССР, 1987.– С. 77-119. 34. Вейль Г. Математическое мышление. – М.: Наука, 1989. 35. Марков А.А. Конструктивное направление//Философская энциклопедия. – М.: Советская энциклопедия, 1964. – Т.З. – С. 50-51. 36. Нагорный Н.М. К вопросу о непротиворечивости арифметики//ХI международная конференция. Логика, методология, философия науки. Вып.1. – М.-Обнинск: ИФРАН; ИЛКРЛ, 1995.– С. 45-47. 37. Ивин А.А. Понимание и ценности – логическая структура понимания//Вопросы философии.– 1986.– № 9.– С. 49-51. 38. Маркс К. Тезисы о Фейербахе//К. Маркс, Ф. Энгельс. Сочинения. – М.: Госполитиздат, I960.– Т.3.– С. 1-2. 39. Пирс Ч.С. Как сделать наши идеи ясными//Вопросы философии.– 1996.– № 12.– С. 120-132. 40. Джемс У. Прагматизм. – СПб., 1910. 41. Дильтей В. Наброски к критике исторического разума//Вопросы философии.– 1986.– № 4.– С. 135-152. 42. Юм Д. Сочинения: В 2 т. – М.: Мысль, 1965.– T.I. 43. Hare RM. The Language of Morals. – Oxford, 1952. 44. Монтегю Р. Прагматика//Семантика модальных и интенсиональных логик. – М.: Прогресс, 1981.– С. 254-279. 45. Горохов В.Г. Философия техники//B.C. Степин, В.Г. Горохов, М.А. Розов. Философия науки и техники. – М.: Контакт-Альфа, 1995.– С. 289-377. 46. Кёттер Р. К отношению технической и естественно-научной рациональности//Философия техники в ФРГ. – М.: Прогресс, 1989.– С. 334-353. 47. Шемякин ЮЛ.. Романов АА. Компьютерная семантика. – М.: НОЦ "Школа Китайгородской", 1995. 48. Дрейфус Х„ Дрейфус С. Создание сознания vs моделирование мозга//Аналитическая философия: становление и развитие.– М.: Дом интеллектуальной книги; Прогресс-Традиция, 1998. – С. 401-432. 49. Вригт Г.Х. фон. Логико-философские исследования. Избранные труды. – М.: Прогресс, 1986.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|