Сознание. Характеристики и свойства.
Стр 1 из 2Следующая ⇒ Научная и житейская психология Житейское знание. Личный опыт: конкретный человек, конкретная ситуация. Не передаётся. Интуитивный характер. Получены через пробы и ошибки. Случайные наблюдения и размышления в связи с преодолением жизненных трудностей. Фольклор, традиции. Научное знание. Обобщенное и выверенное. Сохраняется для поколений в книгах. Проверено в исследованиях -рационально-осознанный характер. Получено через Метод. Теория - система утверждений и доказательств. Для объяснения и предсказания явлений. Научная деятельность -> метод ->Законы, закономерности. Приобретение научного знания (это м. б. общественно-исторический опыт) Теория - система утверждений и доказательств. Для объяснения и предсказания явлений. Развитие представлений НАУКА О ДУШЕ. Поначалу - знания растворены в мифологии. В Др.Греции - Душа. 1. Душа - вещество. Гераклит. 2. Душа - Созерцательница идей. Платон и Сократ. 3.Душа - Сущность тела. Энтелехия. Аристотель. Возрождение в Европе - освободило науки от религиозных догматов (неопровержимых истин) и ограничений. Развиваются активно математика, биология, медицина. " Учение о душе " так же отвоевало в борьбе с религией звание научной дисциплины. В основу науки легли взгляды философов- материалистов. В это время преобладает механическая картина мира. Математика, механика: работа автомата = поведение живого организма? Декарт. " биологический автомат". У животных нет души. Но человек? - не вписывается. Сохраняется убеждение о существовании души. В 17в. возникает вопрос о том, в каком соотношении влияние биологических потребностей и души на поведение? НАУКА О СОЗНАНИИ.
Декарт, споры => Разумного и неразумного Сознательного и бессознательного мыслительная ф. и низшая функция 18в. Лейбниц "Учение о бессознательных умозаключениях " Эмпиризм - о внутреннем опыте. Сенсуализм - о преобладании чувств над рацио. => Человек не рождается, а развивается через опыт. Опыт = ассоциации. Ассоцианизм. Но всё ещё живо " Учение о способностях души " без опыта. НАУКА О ПОВЕДЕНИИ Ч.Дарвин Эволюция + Психиатрия = > Связь мозга и тела = поведение СЕГОДНЯ Наука о ФЗМ (фактах закономерностях механизмах) = теория.
Отражение. Природа психического Психика - способность высокоорганизованной живой материи отражать картину мира и в соответствии с этим регулировать своёповедение. Отражение - в общем смысле, сохранять и воспроизводить результат взаимодействия со средой (отпечаток, след ноги). В отношении психики - способность отражать объективный мир в субъективном идеализированном мире. Уровни отражения: Раздражимость. Способность реагировать на непосредственный контакт. Чувствительность. нейтральные свойства и сигналы. Гносеологическая форма отражения - отражение на основе субъективного опыта. Предполагает способность к научению) Сознание - высший уровень идеального отражения на основе присвоения общественно-исторического опыта (со+знание = коллективное знание). Свойственно только человеку! Функции психики Отражение и Регуляция Функция отражения помогает познанию окружающего мира. Функция регуляции: управление действиями и поведение. Поведение -сложный комплекс реакций на воздействия окружающей среды. Инстинктивное поведение - видовое поведение свойственное всем особям вида. Отличия между психикой животных и человека. Животные Человек Проявляется в активности Проявляется в специфической Обусловлена стремлением формой активности - Деятельности
выжить. Не выживание а творческое.. приспособление
Этапы развития психики в филогенезе ______________________________________ Элементарная сенсорная психика. Безусловные рефлексы. 1.Низший уровень. Одноклеточные, низшие многоклеточные в водной среде. Изменяют скорость и направление в связи с раздражимостью. Не воспринимают нейтральные стимулы. Нецеленаправленная двиг. активность 2. Высший уровень. Кольчатые черви, улитки, др. беспозвоночные. Чувствительность. Ощущения. Ползанье, рытье, плаванье и суша. Способны избегать вредных воздействий и искать благоприятные условия. Заданная программа. Индивидуальный опыт не важен. ______________________________________ Перцептивная психика. Безусловные рефлексы + условные. 3.Низший уровень. Членистоногие, головоногие моллюски, насекомые, рыбы, низшие позвоночные. Индивидуальный опыт -> двигательный навыки. Но преобладает генетическая программа. Движения сложные - ныряние ползание, ходьба, бег, лазание, прыжки, полёт. Развитое защитное поведение - умелое избегание вредностей. Отражение в виде образов 4.Высший уровень. Птицы и нек. млекопитающие. Способность к научению. Высокоразвитые инстинктивные формы поведения. Отражение в виде картины мира. ________________________________________ Интеллект. Условные рефлексы 5. Низший уровень. Высшие млекопитающие. Кошки. Собаки и обезъяны. Исследовательские формы поведения, широкое использование опыта. Манипулирование предметами: для этого лапы и руки. Перенос опыта. 6. Высший уровень. Человекообразные обезьяны. Дельфины Решение задач разными способами. Создание примитивных орудий. Способность понимать причину и следствие (инсайт). Внутривидовой язык. Двухфазный интеллект Развитию психики человека способствовали речь, орудия, изготовление предметов материальных и духовных. Сознание. Характеристики и свойства. Сознание -это высший уровень отражения и регуляции, присужий только человеку, как социально-историческому существу. Благодаря сознанию человек может -рассуждать о прошломнастоящем и будущем, - вырабатывать и иметь устойчивые знания, делитьс я ими, сохранять, передавать (всё это не могут животные). = ПАМЯТЬ. Свойства. - Периферия (поле знания) и фокус (поле внимания)
-Ограниченность. Фокус имеет обьем 7+-2 объекта - Избирательность. (только значимые обьекты) -Активность и направленность. Сознание направлено на объект. -Произвольность - мы можем сами направлять внимание на объект. -Рефлексивность -способность осознавать ход своих мыслей. -Разделение Я и НЕ Я - чьи это мысли, фантазии? -Сознание - поток Ритмичность - отдельные компоненты образовывают группы. Характеристики: ВПФ -Социальность. Происхождение из жизни в обществе. -Опосредованность Преломление культуры через систему выработанных значений. -Произвольность Человек - хозяин своей психики
2.Теория культурно-исторического развития высших психических функций Л.С. Выготского. Долгое время в психологии существовало два направления, объясняющие происхождение и сущность психики человека: идеалистическое (религиозное) и биологическое. Выготский доказал, что психика человека в корне отличается от психики животных. Эту мысль он развил в своей «Культурно-историческая концепция». В основе его теории лежат 3 концепции: Человек – природа. Благодаря общественному труду и изготовлению орудий человек научился изменять среду, не изменяя своей физической организации. Человек и его психика. Человек научился владеть своей психикой при помощи особых человеческих орудий и знаков (язык - главный знак, средство запоминания, система письма, исчисление), т.е у человека появились высшие психические функции, выражающиеся в формах произвольной деятельности. А затем человек овладел и своим поведением и природой. Знаки - это искусственные средства, с помощью. которых человек овладел памятью и поведением. Генетические аспекты. А откуда взялись средства-знаки? Первые люди обменивались знаками в процессе совместного труда, чтобы понять кто и что должен делать - "труд сделал из обезьяны человека". Предположительно первыми знаками были слова-приказы Отнеси, Сделай, Подай. Но в процессе деятельности человек стал обращать приказы не на кого-то а на самого себя. Так функция слова из командной превратилась в организующую.
Интериоризация - процесс перехода внешнего во внутреннее(психическое). В онтогенезе - то же самое. Взрослый действует словом на ребенка. Затем ребенок копирует это и воздействует словом на взрослого. И наконец, начинает воздействовать словом на самого себя. Выготский выделял в психики человека 2 уровня: натуральные, которые не отличаются у человека и животных (память, внимание, представления, сенсорные ощущения и др культурные -произвольные функции (мышление, воображение).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|