Перевал перед хребтом Муста-Тунтури

От земли вятичей до земли саамов

Группа туристов озёрского турклуба «Вятич» совершила

путешествие в Заполярье на просторы крайнего севера

3:00. Раннее утро, точнее ночь по нашим подмосковным меркам. Просыпаюсь в палатке от шума дождя по её крыше. Сумеречно. Распахиваю тамбур своего укрытия – на улице пасмурно и светло. В начале августа в Заполярье солнце ещё не заходит далеко за горизонт. Здесь белые ночи. Это Кольский полуостров. Мы на устье реки Титовка. Впереди Баренцево море. До границы с Норвегией по прямой чуть более 40 километров, до Мурманска - 70. Так далеко на север мы ещё не забирались. Мы – это небольшая группа туристов, состоящая из троих взрослых и двоих детей. Юра, Андрей, Максим, Илья (11 лет), Иван (5 лет).

Устье реки Титовка. Впереди Баренцево море

Изначально, ещё в мае-июне текущего года, мы планировали своё путешествие группой значительно многочисленнее и в ином формате. Намечали сплав на катамаранах по реке Умба с выходом в Белое море. Это тоже на Кольском. Но по разным причинам эта поездка не складывалась. И, чтобы не обделять себя возможностью отправиться на крайний север, мы решили организовать ознакомительный автомобильный тур.

Наши цели были следующими: поиск удобных мест для рыбалки на Баренцевом и Белом морях, на реках в них впадающих, на озёрах; посещение памятных и знаковых мест; определение на маршруте мест ночёвок, кемпингов для будущих путешествий. Преодолев за 10 дней более 4500 километров, можно сказать, что с этой задачей мы вполне справились. Единственное - с рыбалкой не очень повезло.

Озёры-Мурманск

Друзья в Озёрах шутили: «Мурманский (т.е. я, Муромский) уехал в Мурманск!».От Озёр быстро добрались до Москвы. По пути, в Раменском районе, забрали ещё одного члена нашей команды – Андрея. На МКАДЕ потеряли немного - 1,5 часа. Встретились с Юрой.

Отправились мы в автопутешествие на двух автомобилях: «Mitsubishi L-200» и «Nissan X-Trail» по ярославскому направлению, через Вологду, Вытегру, Медвежьегорск, Апатиты, Мурманск.. Оба автомобиля были подготовлены к этой поездке и показали превосходные ходовые качества при движении по трассам и по бездорожью. Ни разу они не закапризничали и нас не подвели. А на других авто, кроме внедорожников на горном перевале, где мы оказались в итоге, и делать нечего.

Подъезжая к Мурманску

На дороге к полуострову Рыбачий, куда мы направлялись (северо-западнее Мурманска), от деревни Титовка асфальта нет. Что касается асфальтовых дорог, то по всему маршруту нашего следования было отличное покрытие, разметка, за исключением небольших дистанций, где велось строительство. Вдоль дороги видели лис. Заяц бросился под колёса сначала одной машины, потом другой. Остался жив. Косой как-то умудрился отвернуть в сторону. Где-то, уже не помню где, большая утка-мама с выводком пыталась перейти трассу на другую сторону.

При выезде из Вытегры, надпись, размещённая на большом баннере неподалёку от кладбища, желает «Счастливого пути!».

За 10 дней - 4500 км. за рулём

Не доезжая Медвежьегорска, чуть было не попали в неприятную ситуацию - у «Mitsubishi L-200» загорелась лампочка топливного бака. Последняя заправка была километров 150 назад. До следующей, по словам ремонтников дорог, ещё километров 50. Продать нам топливо они отказались. Каким-то чудом дотянули. Иначе пришлось бы второй машине ехать до ближайшей станции АЗС и обратно. Остановились у озера Кереть. Здесь в 2015 году, прямо неподалёку от дороги у нас был стапель при сплаве на катах до Белого моря по Керети. Тогда была группа около 20 человек. Постояли, повспоминали, послушали песни расположившихся на этом месте туристов. У них ещё всё впереди! У нас тоже! Мы двинулись дальше…

За полярным кругом начался сильнейший туман. Километров 30 или более ехали в сплошном «молоке». «Наверное – это морская тема», - выразился Юра, идущий первым. Было крайне тяжело ехать в таких условиях. Благо на дороге нанесена хорошая разметка.

После Мурманска, километров за 35-40 до норвежской границы - первый пограничный пост. Проверка документов и пара дежурных вопросов. Следующий пост был уже за перевалом у Баренцева моря, ближе к полуострову Рыбачий. Пограничники вежливые, в хорошем обмундировании, с оружием. Рядом большие зимние палатки, шлагбаум, несколько единиц боевой техники. В море виден сторожевой корабль.

Пограничники охраняют наш мир и покой

Пьяный ручей

Первое место нашей туристической стоянки было у сгоревшего моста в километре от Пьяного ручья, почти в самом начале горного перевала. На приливе поймали сельдь сайду, камбалу. Пробовали ловить горбушу. Для её ловли необходимо было приобрести лицензию в специализированном пункте неподалёку. Что мы и сделали – 370 руб. с человека. С горбушей не получилось. И не только у нас. Многие рыбаки жаловались. Говорят, из-за погоды. Она зашла в реку на икромёт. Похолодало. Икру не отметала, стоит на ямах. Другую рыбу не пускает. Некоторым рыбакам удаётся её вытащить, забагрив блесной. Много рыбаков из Мурманска – и мужчины, и женщины сайду и камбалу ловят на приливах.

Улов за час. Сайда и камбала

В течение двух дней, которые мы были там, с перерывами лил дождь. Температура воздуха не более 10 градусов. Место здесь насиженное. Люди приезжают сюда, ловят здесь же. Другие на лодках уходят на открытую воду в море. Хороших дров почти нет, лишь мелкие скрюченные берёзки в округе.

Завтрак туристов

Перевал перед хребтом Муста-Тунтури

Поехали севернее. На горной дороге часто встречали мотоциклистов, джипы с прицепами, на которых катера и лодки. Все тянутся на Рыбачий. Доминирующие номера из Москвы и Питера. Вдоль дороги стоят несколько памятников погибшим автомобилистам и разбитые ржавые машины. Жутковато.

На перевале Муста-Тунтури

Окружающая природа очень радует глаз. Кругом озерца, ручьи, водопады. При остановках дети резвились, прыгая с невысоких уступов на мох и ягель. Через устланный природой мягкий ковёр кое-где пробивались редкие северные цветы и ягоды.

Радости детства

Чем выше мы поднимались, тем заметнее становилось прохладнее. У дороги местами лежит снег. Илья и Ваня выскакивали из машины, чтобы к нему прикоснуться. Ну, да, диковинка. Август месяц всё-таки!

Ближе к Баренцеву морю стоят памятники и кресты погибшим в Великую Отечественную войну.

Баренцево море

Спустились с перевала. Перед нами Баренцево море – Северный Ледовитый океан. Подъехали к урезу воды.

Почти как Чёрное

- Дети, купаться будете? – не шутя, спрашиваю я. – Сейчас салон нагрею.

- Будем, будем. – весело ответили Илья и Иван.

Вызываю по рации машину друзей, остановившуюся неподалёку.

- Вы как насчёт купания?

- Не, мы мимо…

Заметные

- А мы искупались на краю света!

Открываю дверь машины, и салон быстро наполняется холодным влажным воздухом. Дует северный ветер, с моря долетают брызги. Дверь трудно держать открытой на ветру. Мальчишки прячутся за машину и торопятся раздеться. Вот уже Илья побежал к воде. Пару раз окунулся и обратно с криками в тёплый автомобиль. Ваня так и не смог быстро справиться с одеждой.

- Папа, я замёрз. Не буду купаться.

- Всё равно молодец!

Я его похвалил. И Илью тоже. С Ваней мы потом к воде подошли умыться.

Моя очередь. Вода 5-7 градусов. Очень солёная. Окунулся раз-другой и бегом в машину. На ветру сильно холодно.