Полуострова Средний и Рыбачий

Поехали дальше. Добрались до узкого перешейка этих полуостровов.

Вода морская и вода пресная всего в каких-то метрах друг от друга

Отсюда по прямой 35 километров до самой северной континентальной точки Европейской части России – мыс Немецкий. По проложенной дороге значительно дальше. Здесь много воды. Пару раз заезжали по самый радиатор и выше в огромные лужи или даже в естественные запруды на дороге. Прибыли к населённому пункту из нескольких фанерных домов, среди которых вагончик «Музея обороны полуостровов Средний и Рыбачий». Когда-то на этом месте располагался городок геологов. У музея множество металла со времён ВОВ и огромная кость доисторического кита.

Кость доисторического кита

Поднялись на хребет. Здесь проходила узкая линия разграничения в Великую Отечественную войну. Всего-то каких-то 30 метров между противоборствующими сторонами.

Пещеры, стены из камней, оборонительные щиты. Под ногами осколки и гильзы, колючая проволока.

Советская огневая точка

На хребте множество православных крестов и памятных знаков. Под хребтом часовня, кладбище. Мы почтили память погибших воинов.

Здесь шли ожесточённые бои в Великую Отечественную войну

Впечатляет

Вышли на рыбалку. В небольшом озерце отметились пойманной на червя кумжей (разновидность красной рыбы). Вечерело и холодало. Ночевать здесь не стали. Поехали обратно, южнее. Нам ещё долго предстояло трястись по горной дороге…

Небольшая кумжа принесла много рыбацкой радости

Мурманск

Большой портовый город. Основные наши впечатления – от посещения атомного ледокола «Ленин» и памятника воину Алёше. С подножья памятника открывается панорама почти на весь город. Памятник впечатляет. Внизу бухта, порт, корабли.

Атомный ледокол «Ленин» стоит на приколе у причала. Перед ними толпятся туристы. Реактор этого исполина заглушен. Корабль сейчас оборудован под музей. Тем, кто побывает в Мурманске, обязательно рекомендую его посетить. Сочетание передовых технологий середины ХХ века и современных музейных средств демонстрации делает этот объект, пожалуй, одной из основных точек притяжения туристов во всём городе. Все участники нашей группы были в восторге от экскурсии по ледоколу.

Атомный ледокол «Ленин» - корабль легенда

Умба

Одноимённое название реки и посёлка. Всё-таки мы сюда добрались! Не по воде на катамаранах, как предполагали ранее, а по асфальту на машинах. Умба - большой населённый пункт (по меркам села) на берегу Белого моря у устья реки. Здесь и рыбаки и туристы. Много больших и маленьких магазинов, рынок. Не смотря на то (как нам показалось), что народу не много, владельцы гостиниц и частного жилья не очень сговорчивы. У всех почти одинаковый тариф – 1500 руб. с человека в сутки. Но с жильём нам повезло. Мы нашли небольшую частную базу на берегу Белого моря в сосновом бору. Её хозяин оказался человеком дальновидным. Нам удалось с ним договориться на взаимовыгодных условиях. Мы сняли двухэтажный деревянный коттедж с камином. Баня рядом у моря. Хорошие условия и недорого. В палатках ночевать не стали. Были шансы встретиться с медведями, коих здесь достаточное количество.

Можно отдыхать, глядя на это фото!

Пошли в баню. Несравненноё ощущение окунуться после парной в холодное Белое море. Морская соль добавляет приятное жжение коже. Крупные капли дождя создают подобие точечного массажа. Наш самый маленький, Иван, распарившись, так и уснул в бане на кушетке. Отдохнули, попарились, утром поймали трески.

Колвица

В обед следующего дня двинулись дальше. Мы уже направлялись на юг. Погода менялась. Проглядывало солнце. Становилось заметно теплее. Друзья мои поторопились до Кандалакши. Я же, по пути заехал в деревню Колвица. Чем-то она меня влекла к себе. Наверное, славянским корнем «кол». Ещё по пути на Умбу я обратил внимание на это место. Не прогадал.

То ли север, то ли юг…

Одноимённые деревня и река. Устье Колвицы в Белое море. Красотища необыкновенная. Подъехали прямо к воде.

Пока рыбачили (безрезультатно), начался прилив. Вода подобралась к машине.

- Пойду машину переставлю повыше, а вы здесь пока половите, -обратился я к своим детям.

- Пап, зачем? Мы же всё равно здесь проедем на ней, - ответил Илья.

Я оставил машину на том же месте. Интересно было наблюдать, как прибывала вода. Словно в ванне. Или ещё быстрее. Начинался прилив. Это явление северных морей, которое повторяется дважды в сутки, сопровождается заметным изменением пейзажа устья рек и самого морского побережья. Уровень воды имеет значительные колебания. Глазу открываются скрытые водой части русла и морских берегов. Река словно иссыхает. Через несколько часов снова начинается «половодье». С подъёмом воды в реку из моря заходит рыба.

Дети скинули одежду и захотели искупаться среди такой красоты. Вода оказалась ледяная. Побрызгались. Солнышко ненадолго спряталось за облако и заметно стало прохладнее.

К берегу причалила байдарка. В ней один человек. Пожилой. Путешествует в одиночку. Сказал, что уже не первый год здесь. Красивее места не знает.

Несколько снимков на память. Выезжаем. Через полчаса договорились с друзьями встретиться в Кандалакше.

Кандалакша

Города и посёлки здесь очень похожи друг на друга. Типовые здания, частный сектор – основные архитектурные составляющие практически всех населённых пунктов. В посёлках много деревянных двухэтажек не в лучшем состоянии. Кандалакша – в их числе. Город особо не впечатлил своим видом. Ни чем не примечательные улочки. Танк на центральной площади. Несколько памятников. Красивый порог на реке Нива, где мы пробовали поймать рыбу. Безрезультатно.

В городском дворе Кандалакши

Неплохой, как нам показалось, горнолыжный курорт в пригороде. Белки во дворах, скачущие по заборам. А вот подъезд к городу по трассе со стороны Умбы - это что-то!

Кандалакша. Почти как в Крыму

Красивейшая прямая дорога между горами. Вид на город. Скалы. Внизу море, корабли. Как раз выдалась солнечная погода за все эти дни. Чем-то напомнило Крым. Кстати, чувство сходства окружающей природы с природой черноморского побережья Крыма нас часто посещало. От этого становилось теплее в ненастную погоду. Но мы всё равно не горевали из-за холода и осадков. Были готовы ко всему этому. Свой выбор мы сделали.

Неудачная рыбалка на реке Нива

Колда

Километров в 80-ти южнее Кандалакши мы остановились на ночёвку и рыбалку недалеко от трассы на реке Колда, скорее на небольшом озере, образованном этой рекой.

Последний шанс

Это был наш последний шанс поймать северную рыбу. Колду посоветовал местный рыбак. Поставили лагерь. Забросили удочки. Тишина. Вода прозрачная, как из-под крана. Андрей на берегу. Юра расположился на плоском камне, торчащем из воды как плот. Час-другой – ни поклёвки, только какие-то слабые шевеления поплавка, вселяющие надежду. На спиннинг тоже пусто.

Вечерело

. Я тоже взял блёсна. Нацепил вертушку. С первого же заброса вытянул окуня. Наши надежды на серьёзную рыбу растворились. Илья тоже окуня поймал. Вот и Юра отметился окунем и плотвой. Андрей кого-то зацепил. Всё по мелочи. Пробовали разные снасти – всё одинаково. Закоптили, что поймали здесь и вчера в Белом море. Утром снова в путь.

Итог

По рыбалке мы сделали следующие выводы. Если ехать ловить рыбу, то на пару мест, не более. Неплохо было с сайдой и камбалой у Пьяного ручья. Треска в Белом море у посёлка Умба, даже с берега. Что касается красной рыбы, то подход к ней нужен более детальный, особенный. Как и везде, вмешивается погода. Почти каждый водоём имеет свои особенности по рыболовным снастям, вопреки расхожему мнению, что на севере поймать рыбу можно даже на пустой крючок. Цели во что бы то ни стало поймать красную рыбу, у нас не было. Поэтому мы не сильно расстроились, отметив рыбалку небольшими экземплярами кумжи. Безусловно, для охотников здесь тоже раздолье.

С грибами и ягодами в этом году тоже не густо. Местами их вообще не было, никаких. Всё же, благодаря усилиям Андрея, грибной суп мы сварили.

Асфальтированная дорога через Вологду на Мурманск очень хорошая. Транспорта не много. Расходы на топливо значительные, основные. Заметно выгоднее ехать, раскидывая расходы на топливо на троих на каждую машину. Мы втроём тянули две.

В Мурманске обязательно нужно посещать музей на ледоколе «Ленин».

Дети перенесли дорогу очень хорошо. Они уже тренированные. Иван и Илья торопились скорее в свой родной город Озёры и к маме.

Мы искали для себя новых ощущений от путешествия – мы их нашли! Земля саамов очень притягательна!