Анализ качества произведенной продукции
Важным показателем деятельности промышленных предприятий является качество продукции. Его повышение – одна из форм конкурентной борьбы, завоевания и удержания позиций на рынке. Высокий уровень качества продукции способствует повышению спроса на продукцию и увеличению суммы прибыли не только за счет объема продаж, но и за счет более высоких цен. Качество продукции – понятие, которое характеризует параметрические, эксплуатационные, потребительские, технологические, дизайнерские свойства изделия, уровень его стандартизации к унификации, надежность и долговечность. Различают: обобщающие, индивидуальные и косвенные показатели качества продукции. Обобщающие показатели – характеризуют качество всей произведенной продукции, независимо от ее вида и назначения (удельный вес новой продукции в общем ее выпуске, удельный вес высшей категории качества и т.д.). Индивидуальные (единичные) показатели характеризуют одно из ее свойств: 1. Полезность (жирность молока и т.п.); 2. Надежность (долговечность); 3. Технологичность – эффективность конструкторских, технологических решений; 4. Эстетичность изделий. Косвенные показатели – это штрафы за некачественную продукцию, объем и удельный вес забракованной продукции, удельный вес зарекламированной продукции, потери от брака и другие. 1. Задача анализа – изучить динамику показателей, выполнение плана по их уровню, причины их изменения и дать оценку выполнения плана по уровню качества продукции. 2. Задача анализа – определение влияния качества продукции на показатели работы предприятия: выпуск продукции, выручку от реализации и прибыль. Косвенным показателем качества продукции является брак. Он делится на: исправимый и неисправимый, внутренний (выявленный на предприятии) и внешний (выявленный потребителями).
Выпуск брака ведет к повышению себестоимости продукции, уменьшению объема выпущенной и реализованной продукции, снижению прибыли и рентабельности. В процессе анализа изучают динамику брака по абсолютной сумме и удельному весу в общем выпуске продукции; определяют потери от брака. Затем изучаются причины понижения качества и допущенного брака продукции по местам их возникновения и центрам ответственности и разрабатываются мероприятия по их устранению Основными причинами понижения качества является: плохое качество сырья, низкий уровень технологии и организации производства, квалификации рабочих, аритмичность производства. АНАЛИЗ РИТМИЧНОСТИ РАБОТЫ ПРЕДПРИЯТИЯ Ритмичность – равномерный выпуск продукции в соответствии с графиком, в объеме и ассортименте, предусмотренных планом. Ритмичная работа является основным условием своевременного выпуска и реализации продукции. Не ритмичность ухудшает все экономические показатели. Для оценки выполнения плана по ритмичности используются прямые и косвенные показатели. Прямые показатели - коэффициент ритмичности, коэффициент вариации, коэффициент аритмичности, удельный вес производства продукции за каждую декаду к месячному выпуску, за каждый месяц к квартальному выпуску, за каждый квартал к годовому объему производства. Косвенные показатели – наличие доплат за сверхурочные работы, оплата простоев по вине предприятия, потери от брака, уплата штрафов за недоставку и несвоевременную отгрузку продукции, наличие сверхнормативных остатков незавершенного производства и готовой продукции на складах. Один из наиболее распространенных показателей – коэффициент ритмичности. Величина его определяется путем суммирования фактических удельных весов выпуска за каждый период, но не более планового их уровня.
Таблица № 4 Ритмичность выпуска продукции по декадам.
Выпуск продукции за месяц
Из таблицы видно, что коэффициент ритмичности равен 96,7 %, он не достиг верхнего предела, т.е. 100%, т.к. в 1- ой декаде план по выпуску продукции не выполнен. Таким образом, предприятие работало не ритмично. Чем менее ритмично работает предприятие, тем выше показатель аритмичности. Внутренние причины аритмичности: тяжелое финансовое состояние предприятия, низкий уровень технологий и материально-технического обеспечения производства, а также планирования и контроля. Внешние причины: несвоевременная поставка сырья и материалов поставщиками, недостаток энергоресурсов не по вине предприятия и др. В заключении анализа разрабатывают конкретные мероприятия по устранению причин неритмичной работы.
Анализ факторов и резервов увеличения выпуска и реализации продукции. Методика анализа реализации продукции. Анализ влияния факторов на объём производства и реализации продукции. Источники резервов увеличения объёма и реализации продукции. Методика анализа реализации продукции. Если выручка на предприятии определяется по отгрузке товарной продукции, то баланс товарной продукции будет иметь вид:
Где ОН, ОК - остатки готовой продукции на складах на начало и конец периода; ТП – стоимость выпуска товарной продукции; РП – объём реализации продукции за отчетный период. Таблица №5
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|