Анализ качества произведенной продукции
Важным показателем деятельности промышленных предприятий является качество продукции. Его повышение – одна из форм конкурентной борьбы, завоевания и удержания позиций на рынке. Высокий уровень качества продукции способствует повышению спроса на продукцию и увеличению суммы прибыли не только за счет объема продаж, но и за счет более высоких цен.
Качество продукции – понятие, которое характеризует параметрические, эксплуатационные, потребительские, технологические, дизайнерские свойства изделия, уровень его стандартизации к унификации, надежность и долговечность.
Различают: обобщающие, индивидуальные и косвенные показатели качества продукции.
Обобщающие показатели – характеризуют качество всей произведенной продукции, независимо от ее вида и назначения (удельный вес новой продукции в общем ее выпуске, удельный вес высшей категории качества и т.д.).
Индивидуальные (единичные) показатели характеризуют одно из ее свойств:
1. Полезность (жирность молока и т.п.);
2. Надежность (долговечность);
3. Технологичность – эффективность конструкторских, технологических решений;
4. Эстетичность изделий.
Косвенные показатели – это штрафы за некачественную продукцию, объем и удельный вес забракованной продукции, удельный вес зарекламированной продукции, потери от брака и другие.
1. Задача анализа – изучить динамику показателей, выполнение плана по их уровню, причины их изменения и дать оценку выполнения плана по уровню качества продукции.
2. Задача анализа – определение влияния качества продукции на показатели работы предприятия: выпуск продукции, выручку от реализации и прибыль.
Косвенным показателем качества продукции является брак. Он делится на: исправимый и неисправимый, внутренний (выявленный на предприятии) и внешний (выявленный потребителями).
Выпуск брака ведет к повышению себестоимости продукции, уменьшению объема выпущенной и реализованной продукции, снижению прибыли и рентабельности.
В процессе анализа изучают динамику брака по абсолютной сумме и удельному весу в общем выпуске продукции; определяют потери от брака.
Затем изучаются причины понижения качества и допущенного брака продукции по местам их возникновения и центрам ответственности и разрабатываются мероприятия по их устранению
Основными причинами понижения качества является: плохое качество сырья, низкий уровень технологии и организации производства, квалификации рабочих, аритмичность производства.
АНАЛИЗ РИТМИЧНОСТИ РАБОТЫ ПРЕДПРИЯТИЯ
Ритмичность – равномерный выпуск продукции в соответствии с графиком, в объеме и ассортименте, предусмотренных планом.
Ритмичная работа является основным условием своевременного выпуска и реализации продукции. Не ритмичность ухудшает все экономические показатели.
Для оценки выполнения плана по ритмичности используются прямые и косвенные показатели.
Прямые показатели - коэффициент ритмичности, коэффициент вариации, коэффициент аритмичности, удельный вес производства продукции за каждую декаду к месячному выпуску, за каждый месяц к квартальному выпуску, за каждый квартал к годовому объему производства.
Косвенные показатели – наличие доплат за сверхурочные работы, оплата простоев по вине предприятия, потери от брака, уплата штрафов за недоставку и несвоевременную отгрузку продукции, наличие сверхнормативных остатков незавершенного производства и готовой продукции на складах.
Один из наиболее распространенных показателей – коэффициент ритмичности. Величина его определяется путем суммирования фактических удельных весов выпуска за каждый период, но не более планового их уровня.
Таблица № 4
Ритмичность выпуска продукции по декадам.
Декада
| Выпуск продукции за месяц, млн. руб.
| Удельный вес продукции, %
| Выполнение плана,
коэффициент
| Доля продукции, зачтенная в выполнение плана по ритмичности
|
План
| Факт
| План
| Факт
|
1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
|
1
| 32000
| 30240
| 33,3
| 30
| 0,945
| 30,0
|
2
| 32000
| 34272
| 34,0
| 34
| 1,071
| 33,3
|
3
| 32000
| 36288
| 36,0
| 36
| 1,134
| 33,4
|
Всего за месяц
| 96000
| 100800
| 100
| 100
| 1,05
| 96,7
|
Удельный вес 1-ой декады в % =
| |
Выпуск продукции 1 декады
Выпуск продукции за месяц
Из таблицы видно, что коэффициент ритмичности равен 96,7 %, он не достиг верхнего предела, т.е. 100%, т.к. в 1- ой декаде план по выпуску продукции не выполнен. Таким образом, предприятие работало не ритмично. Чем менее ритмично работает предприятие, тем выше показатель аритмичности.
Внутренние причины аритмичности: тяжелое финансовое состояние предприятия, низкий уровень технологий и материально-технического обеспечения производства, а также планирования и контроля.
Внешние причины: несвоевременная поставка сырья и материалов поставщиками, недостаток энергоресурсов не по вине предприятия и др.
В заключении анализа разрабатывают конкретные мероприятия по устранению причин неритмичной работы.
Анализ факторов и резервов увеличения выпуска и реализации продукции.
Методика анализа реализации продукции. Анализ влияния факторов на объём производства и реализации продукции. Источники резервов увеличения объёма и реализации продукции.
Методика анализа реализации продукции.
Если выручка на предприятии определяется по отгрузке товарной продукции, то баланс товарной продукции будет иметь вид:
Где ОН, ОК - остатки готовой продукции на складах на начало и конец периода; ТП – стоимость выпуска товарной продукции; РП – объём реализации продукции за отчетный период.
Таблица №5
Воспользуйтесь поиском по сайту: