Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Оценка экономической и бюджетной эффективности предприятий топливно-энергетического комплекса




 

Одной из насущных проблем развития российской экономики является повышение эффективности взаимодействия крупнейших промышленных предприятий и государства. Особую значимость имеет топливно-энергетический комплекс (ТЭК), занимающий ключевое место в экономике России. При численности населения России около 2,5% от всего населения Земли, страна располагает 45% потенциальных мировых запасов природного газа, 13% нефти, 23% угля и 14% урана, т.е. в целом почти 30% всего энергетического природного потенциала Планеты. Россия добывает и производит более 10% всех первичных энергоресурсов в мире.

Цель исследования состоит в совершенствовании организационно-экономического механизма оценки совершенствования бюджетной и коммерческой эффективности промышленных предприятий Самарской области, на основе взаимодействия отраслей промышленности и институтов финансовой, экономической и фискальной политики государства. Методы решения задач: методы трендового, статистического, экономического, социологического и логического анализа, методы экспертных оценок, экономико-математические методы с применением компьютерной обработки данных.

Государство и предприятия, в частности ТЭК, представляют собой взаимосвязанный механизм, в котором реализуется коммерческая и бюджетная эффективность, реализующийся через систему налогообложения. На сегодняшний день основная часть Стабилизационного фонда образована за счет поступления налога на добычу полезных ископаемых и вывозных пошлин. Доля ТЭК в налоговых поступлениях в бюджетную систему России составила в 2003 г. – 26,5%, в 2004 г. – 41,2 %, в 2005 г. – 57,9%, в первом полугодии 2006 года – 51,5%. [2, с.479,579], [5]Рост поступления налога на прибыль обусловлен «повышением цен на продукцию топливно-энергетического комплекса и цен на металл, а также увеличением объемов реализации нефти и газа. Возросли и поступления по банковскому сектору экономики. Но это временная «премия» мировой конъюнктуры цен. Уже сегодня пересматривается прогноз мировых цен на нефть на 2007—2010 годы в сторону снижения. Очевидно, в таких условиях темп роста прибыли замедлится, а может быть, и снизится. В этом случае необходимо оценить риски исполнения показателей поступления налога на прибыль, заложенных в финансовом плане на 2007—2009 годы».

Увеличение доходов экспортеров, перераспределяемых внутри экономики, стимулирует интенсивное расширение внутренних рынков. Структура экспорта также демонстрирует постоянно растущую долю топливно-энергетических товаров, составляя в 2003 г. – 56,3%, в 2004 г. – 56,5%, в 2005 г. – 62,8%. Экспортно-сырьевые доходы компенсируют в среднем 65% совокупных расходов по разработке и эксплуатации месторождений нефти, никеля, олова; примерно 45% - природного и нефтяного газа, железной руды, фосфатов.

Также наблюдается позитивная динамика высокого роста темпов практически по всем основным показателям финансово-хозяйственной деятельности организаций Самарской области за 2007 год, которая обусловлена увеличением сальдо прибылей и убытков в производство и распределение электроэнергии, газа и воды (в 2 раза), здравоохранение и предоставление социальных услуг (в 2 раза); предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг (в 1,7 раза); оптовая и розничная торговля (в 1,4 раза); транспорт и связь, обрабатывающие производства (в 1,3 раза). За 1-е полугодие 2007 года в бюджетную систему РФ с территории Самарской области поступило 68,5 млрд. рублей налогов, сборов и иных обязательных платежей, что на 18,2% больше, чем за аналогичный период предыдущего года. В результате доля Самарской области в общем объеме налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджетной системе Российской Федерации увеличилась с 2,3% в 2006 году до 2,4% в 2007 году.

Объем налоговых поступлений в рассматриваемом периоде вырос на 26,6%, в т. ч. за счет роста налога на добавленную стоимость на 50,4%, НДФЛ на 30,3%, налогов на имущество на 26%. В государственные внебюджетные фонды (без ЕСН, зачисляемого в федеральный бюджет) поступило 25563,9 млн. руб., что на 23,8% больше аналогичного периода прошлого года. Высокий уровень доходов полученных бюджетом Самарской области за 2006г. от НДФЛ объясняется тем, что среднемесячная заработная плата начисленная работникам предприятий, занимающихся производством и распределением электроэнергии, газа и воды и обрабатывающих производств.

Влияние топливно-энергетического комплекса на экономику Самарской области очень существенно: обеспечивает регион бюджетными ресурсами, необходимых для реализации программ, направленных на снижение уровня бедности; является источником поступления иностранной валюты и других денежных средств; является источником инвестиций в развитие местной экономики, сферы образования и медицинского обслуживания, обеспечивает дополнительные возможности трудоустройства – с потенциалом получения более высокой заработной платы, чем в большинстве в других отраслях в данном регионе; обучение местной рабочей силы и т.п.

Мировой опыт функционирования нефтегазовых комплексов, связанных с добычей и последующей реализацией нефти и газа, показывает и доказывает необходимость активного участия государства в создании условий для его эффективной работы. Условием решения государством стоящих перед ним задач является наличие детально проработанной политики в рассматриваемой сфере экономики.

Проведенное исследование показало, что решение проблем политической и экономической стабильности в обществе требует определенной политики, выработанной государством, центральным моментом которой был бы человек, его благосостояние, физическое и социальное здоровье. Именно поэтому все преобразования, которые, так или иначе, могут повлечь изменение уровня жизни, вызывают большой интерес у самых разнообразных слоев населения.

Следует выделить несколько «волн» развития проектного финансирования в промышленности: в первой четверти ХХ в. появились проекты, связанные с добычей нефти в Пенсильвании и Техасе, в 70-х годах прошлого столетия стали реализовываться проекты освоения залежей нефти и газа в Северном море, в странах БРИК и Австралии; для 90-х годов ХХ в. характерны транснациональные приватизационные проекты в рамках реформы национальной электроэнергетики, общественной инфраструктуры (механизм ГЧП); наконец, в начале XXI в. проектное финансирование проникло в сферу телекоммуникаций. История развития проектного финансирования свидетельствует о востребованности этого способа финансирования в различных сферах производства товаров и услуг, емкость рынка которого в 2006 г. оценивалась в $149,4 млрд.

Основными преимуществами проектного финансирования являются: его адресно-целевой характер, возможность получения масштабных финансовых ресурсов, относительно невысокий уровень риска (по сравнению с венчурным финансированием). Однако и проектное финансирование не исключает финансовую неопределенность, связанную, в первую очередь, с рисками изменения цен на сырье и материалы, задержки срока ввода объектов в эксплуатацию, превышения первоначальной сметы проекта.

Проектное финансирование обнаруживает себя в разнообразных сферах и регионах. Так, в нефтегазовой отрасли более 30% проектов приходится на Восточную Европу (включая РФ), примерно по 15% реализуется в Австралии и Северной Америке, третье место занимает Африка, а замыкающими являются – страны Западной Европы, Восточной Азии и Латинской Америки. Все большее применение проектное финансирование находит в инфраструктурном сегменте, куда входит строительство трасс, авиационных и морских портов, космических объектов, крупных жилищно-коммунальных комплексов. Ценность инфраструктурных проектов в том, что они объективно содействуют процессам экономического и социально-культурного развития национальных экономических систем. Лидером в области инфраструктурных проектов выступает Западная Европа (около 40%). Широкую известность получило строительство международного порта в Брюсселе, общая стоимость которого составила?1,1 млрд. По сути, проект носил «спонсорский» характер, так как обеспечен подразделениями австралийского банка «Macquarie», который через собственные инфраструктурные фонды почти самостоятельно организовал проект, выступив инициатором консорциума из 15 европейских и австралийских банков («MABSA»), выдавших кредитов на сумму? 522,2 млн.

При этом инфраструктурные фонды и сам банк предоставили более?180 млн. Впоследствии ценные бумаги Международного аэропорта получили рейтинг надежности «S&P» на уровне «BBB+», а показатель EBIT, начиная с 2004 г., получил устойчивые 25% прироста.

Опрос крупнейших участников рынка проектного финансирования в России показал, что приоритетными сферами выступают пищевая (перерабатывающая) промышленность, строительный сектор (производство стройматериалов в интересах местных застройщиков), сфера услуг (торгово-развлекательные и офисные центры), транспортная инфраструктура, логистика. Считается, что высоко рентабельными и, соответственно, быстро окупаемыми могут быть инвестиции в металлургию, машиностроение, агробизнес, гостиничное хозяйство. Традиционной «визитной карточкой» успеха реализации проектного финансирования в России выступает сырьевая отрасль (в 2000 г. – это «Голубой поток», «Северный поток», включая проект Штокмановского месторождения Газпрома, «СеверТЭК» Лукойла).

Острая проблема проектного финансирования в России связана с ограниченностью источников получения ресурсов. Совокупный объем доступных инвестиционных средств в России достигает сегодня уровня $44,3 млрд. Их обеспечивают банковский сектор, рынок корпоративных облигаций, рынок еврооблигаций, мезонинное кредитование российских предприятий за рубежом.

Перспективы развития проектного финансирования в России связаны с решением следующих задач:

1. исследование механизма проектного финансирования на основе государственно-частного партнерства (с учетом российской специфики);

2. оценка значения современной роли риск-менеджмента при реализации проектов, особенно крупных, проводимых на основе ГЧП;

3. выделение региональных моделей проектного финансирования, поскольку они становятся все более распространенной кластерной финансовой технологией, позволяющей воплощать региональную экономическую политику;

4. дифференциация роли банков в зависимости от специфики проектов и региональной экономической политики с последующей сегментацией банковского сектора проектного финансирования на группы (банки-универсалы, отраслевые банки, региональные).

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...