Особенности культуры Северного Возрождения
С XV в. идеи Возрождения постепенно проникали во Францию, Англию, Нидерланды, Германию, Испанию, где в то время происходила ломка традиционного средневекового мировоззрения, распространялись гуманистические идеи. Однако в этих странах ренессансные идеи попадали на почву активной общественной борьбы против господства католической церкви, Возрождение там сливалось с реформационным движением. В XVI ст. Европу охватила Реформация - религиозное и социально-политическое движение, который отметил переход от Средневековья к Новому времени, вызвал существенные трансформации традиционных наставлений жизни европейцев. У истоков Реформации стоял немецкий богослов М. Лютер, который 31 октября 1517 г. выдвинул 95 возражений относительно продажи церковью индульгенций. М. Лютер и его единомышленники выступили за обновление католической церкви за возвращение к раннехристианских основ, против безграничной духовной и политической власти Римского Папы, беззастенчивой роскоши, которой окружала себя верхушка католического духовенства. Последователи М. Лютера распространяли его идеи за пределами Германии, переосмысливали их и трансформировали. Так, Же. Кальвин положил начало отдельному направлению внутри реформационного движения (кальвинизма), обосновав более рационально-прагматичный взгляд на проблемы накопления денег, трудолюбия и праздности и т. д, предложив свой вариант внутренней организации церкви. Реформация привела к церковного раскола и возникновению ряда церквей (лютеранская, кальвинистская, англиканская) и секты (баптизм, анабаптизм, адвентизм и др.), что получили название протестантских. Протестанты переосмыслили функцию церкви как единственного средства спасения, выдвинув доктрину спасения верой; отрицали роль священников как посредников между людьми и Богом, считая только Библию источником Божественной истины; пересмотрели сущность церковных таинств, отказались от монашества и аскезы, применяли национальные языки богослужения, переложили на них Библию, предоставили мирянам ведущую роль в церковном управлении и жизни. Формирование и распространение протестантизма в странах Европы (Германия, Англия, Швейцария, Нидерланды, Франция) привело к переосмыслению человеческого назначения на земле, личного долга и ответственности, труда и обогащения, богатства и бедности, профессионализма и репутации, чести и достоинства и т.д.
Учение М. Лютера и новый уклад протестантских церквей, где мирянам отводилась ведущая роль, продемонстрировали, что Реформация связана с распадом средневекового общественного строя и постепенным освобождением европейского человека от власти церкви, превращением ее в личность, индивидуальность. На Реформацию католическая церковь ответила Контрреформацией. Вселенский Тридентский церковный собор (1545-1563 гг.) провозгласил реформаторов еретиками, которые отошли от Истинной Церкви и Бога. Вспыхнули религиозные войны, которые охватили Европу в XVI - первой половине XVII вв. (Варфоломеевская ночь во Франции, Нидерландская революция, междоусобная война в Германии), обострились конфликты между протестантской Англией и католической Испанией. Таким образом, в сутки Северного Возрождения религиозная культура, уступая светской, не потеряла своей значимости. Проблемы религии и веры остро встали перед человеком того времени и стали причинами ожесточенной борьбы, ненависти, кровопролития. Актуальность религиозной проблематики и бурные общественно-политические события повлекли своеобразие расстановки смысловых акцентов в культуре Северного Возрождения. Европейские мыслители-гуманисты проявляли особый интерес не столько к античному наследию, сколько в религиозно-нравственной, общественно-политической проблематики, откликаясь на проблемы современности. Вопрос религиозного, этического и социально-политического характера разрабатывались такими мыслителями, как Мор ("Утопия"), М. Монтень ("Опыты"), Е. Роттердамский ("Домашние разговоры"), У. фон Гуттен ("Письма необразованных людей") и др.
Особенностями Северного Возрождения: "духовное пробуждение" человека за религиозное обновление, благодаря переосмыслению взаимоотношений "человек - Бог"; отрицание роли церкви как посредника между миром человеческим и божественным; актуальность морально-религиозных проблем; сосредоточенность на внутреннем, духовном мире человека; мистическое мироощущение. Человек в культуре Северного Возрождения не является центром мира и мировоззрения, она осмысляется только как доля меняющегося беспокойного мира, однако доля важна, полна напряженного духовной жизни. Поэтому Северное Возрождение лишено того оптимизма, веры в безграничные человеческие возможности, гармоничного мироощущения, которые характеризуют культуру Итальянского Возрождения. С этим связаны достаточно позднее и неравномерное распространение гуманистических идей, их переосмысление и усвоение на почве средневековых традиций, их переплетение с национальной спецификой. Несмотря на то, что реформационное движение охватило различные слои общества, пронзил культуру "по вертикали", Северное Возрождение лишено характера изящной элитарности, присущей Итальянскому Возрождению. Северное Возрождение ассоциируется с Итальянским уходом (хотя и довольно медленный) от феодализма, зарождения буржуазных общественно-экономических отношений, секуляризация культуры, распространение гуманизма, рост самосознания личности, развитие национальных культур. Среди выдающихся гуманистов разных стран Европы следует назвать мыслителя и писателя Б. Роттердамского, живописца А. Дюрера, поэта К. Цельтіса, философа, ученого Н. Кузанского, мыслителя, художника и музыканта Г. Агріколу, писателя, сатирика Ф. Рабле, писателя и философа М. Монтеня, мыслителя и философа Т. Мора, политика, философа Ф. Бэкона, драматурга и поэта В. Шекспира, писателя М. де Сервантеса и др.
Первобытная культура
Первым историческим свидетельством появления на Земле человека являются самые примитивные орудия труда, возраст которых, по мнению палеоантропологов - специалистов, изучающих историю возникновения человека, около 2 млн. лет. Факт появления орудий труда дает основание предполагать, что в этот период началось становление человека и человечества. Однако только 50— 30 тыс. лет назад появился Homo sapiens (неоантроп, кроманьонец) — современный человек, который в полной мере может считаться культурным существом. Основным занятием кроманьонцев была охота, собирательство и рыбная ловля, для чего использовались каменные, деревянные, костяные орудия труда. Техника их изготовления носила уже более совершенный характер, связанный с вторичной обработкой сырья (так, отколотые пластины кремния шлифовались и превращались в скребки, резцы, ножи и т.д.). Кроме пещер и землянок, использовавшихся в качестве жилища, появились постройки из костей животных. Кроманьонцы изготавливали одежду из шкур и растительных материалов. В это время появляется пещерная живопись, статуэтки и украшения. В дальнейшем – в эпохах мезолита и неолита — совершенствовались орудия труда, усложнялись похоронные обряды, свидетельствовавшие о наличии культа предков и веры в загробную жизнь, появились первые транспортные средства — лодка и лыжи, возникли керамика и ткачество, но главное — это то, что люди перешли от собирательства и охоты к земледелию и скотоводству, что повлекло за собой распространение оседлого образа жизни.
На основе данных археологии, этнографии и языкознания можно обозначить основные черты первобытной (древней, архаичной) культуры — синкретизм, антропоморфизм, традиционность, социальное равенство. - синкретизм общества и природы. Первобытный человек воспринимал себя как органичную чадть природы, ощущая свое родство со всеми живыми существами, не выделяя себя из природного мира; - синкретизм различных сфер культуры. Искусство, религия, медицина, земледелие, скотоводство, ремесла, добывание пищи не были обособлены друг от друга. Предметы искусства (маски, рисунки, статуэтки, музыкальные инструменты и т.д.) долгое время использовались главным образом как предметы повседневного быта; - синкретизм как принцип мышления. В мышлении первобытного человека отсутствовало четкое противопоставление субъективного и объективного; наблюдаемого и воображаемого; внешнего и внутреннего; живого и мертвого; материального и духовного. Важной особенностью первобытного мышления было синкретичное восприятие символов и реальности, слова и предмета, который этим словом обозначался. Поэтому с помощью нанесения вреда предмету или изображению человека считалось возможным причинить им реальное зло. Это привело к появлению фетишизма — веры в способность предметов обладать сверхъестественной силой. Особым символом в первобытной культуре выступало слово. Имена воспринимались как часть человека или вещи. Антропоморфизм (от греч. антропос — человек, морфэ — форма) — наделение человеческими свойствами предметов и явлений неживой природы, небесных тел, растений и животных. Первобытный человек рассматривал природу по своему образу и подобию. В современном языке сохранилось множество фразеологизмов, которые создают картину мира, используя человекосоотнесенные характеристики: например, природа радуется, земля устала, дождь идет, облака плывут, молния бьет. Традиционализм. В первобытной культуре традиции имели особое значение, так как именно традиции, являвшиеся основой стабильности и порядка, позволили упорядочить общинную жизнь, не допуская произвола и хаоса. Для первобытной культуры была характерна неприязнь к инновациям и инакомыслию, что в определенной степени тормозило развитие общества.
К числу особенностей первобытной культуры относится и существование социального равенства, основанного на отсутствии частной собственности и имущественного неравенства. В связи с этим в первобытном обществе отсутствовала политическая организация и государство как основной ее элемент, а культура социальных отношений строилась на принципах общинного традиционализма.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|