Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Архитектура дороманского периода




Дороманский период – время становления всей средневековой архитектуры. Во времена раннего христианства, когда эта религия стала официальной, начинают строиться первые базилики. До этого культовые сооружения находились в основном под землей – в катакомбах. К сожалению, большинство ранних церквей до наших дней не сохранилось. Из того, что современный человек может осмотреть на данный момент, остались лишь части комплексов, чаще всего крещальни. Представляют они собой здания с ярко выраженным центром. По форме крещальни могут быть восьмигранными, круглыми или крестообразными.
Основные особенности архитектуры дороманского периода

• Наличие мозаики и фресок во внутреннем убранстве зданий.
• Крестообразная классическая форма храмов.
• В оформлении присутствует свойственный античности отрыв от реальности и условность всех изображений, частое использование символики.
• Прием разномасштабности при изображении фигур в полном соответствии духовной иерархии.

В так называемых варварских королевствах – Англии, Ирландии, Дании и т.д., несмотря на довольно быстрое принятие ими христианства, архитектура еще очень долгое время находилась под влиянием язычества. На Скандинавском полуострове только в IX – X вв. появились первые каменные кресты, устанавливаемые обычно на перекрестках дорог. В отделке зданий же использовались геометрические и звериные орнаменты, выполненные в стилизованной форме. Такой узор характерен именно для язычества. Христианские культовые сооружения в это время появляются в Ирландии и Англии. Однако они крайне примитизированы и практически лишены оформления. В постройках Остготского и Лангобардского королевств явственно прослеживается связь с античностью. Здесь остаются в силе элементы языческого творчества. Храмы имеют обычно круглую форму, а их купола грубо отесаны. Одной из особенностей архитектуры данных королевств этого периода можно назвать надгробные плиты, исполненные в техники поверхностного рельефа.

Первой яркой страницей в истории средневековой Европы стал период правления Каролингов. Центром возрождения культуры этого времени стала столица франкского государства город Аахен. На архитектуру Каролингской и Оттоновской империй в дороманский период огромное влияние оказывают традиции римского зодчества. Базилики строились из камня и дерева и имели строго центрическую форму. Со временем усилился их оборонительных характер. Самым значительным сооружением того времени, сохранившемся до наших дней, можно назвать капеллу Карла Великого в Аахене (800 г.). Очень сильное развитие в этот период получает и монастырское строительство. Кроме того, появляются первые прообразы феодальных замков. Устройство монастырей необыкновенно четко планируется и полностью соответствует сложившимся канонам. В комплекс входят храм, соединенный с жилыми помещениями, а также библиотека, школа, трапезная и больница. Все здания располагаются строго в определенных местах.
Капелла Карла Великого в Аахене

Карл Великий был истовым христианином. Поэтому он выстроил в своей столице базилику необыкновенной красоты, отлично сохранившуюся до наших дней. Это сооружение оформлено серебром, золотом, мозаикой и светильниками. Ворота и решетки же выполнены из бронзы. Мрамор и колонны для храма были доставлены из Раввены и Рима. Высота капеллы составляет порядка 32 метров. Нижний шестнадцатиугольный этаж символизирует собой землю. Восьмиугольный верхний олицетворяет небо. Здесь, напротив алтаря, располагается царский трон. В куполе – мозаика, на которой изображен Спаситель, восседающий на троне. Христа окружают 24 старца. Здесь же изображены символы животные четырех евангелистов.
«Ворота» с надвратным залом в Лорше

Еще одним достаточно знаменитым памятником архитектуры дороманского периода являются «Ворота» в Лорше. Представляют они постройку, чем-то напоминающую триумфальную арку. Выполнены «Ворота» в античном стиле и когда-то были частью монастырского комплекса, построенного примерно в 800 г. Три арки опираются на габаритные пилоны, оформленные тонкими полуколоннами. В верхнем ярусе плоскость стен декорирована снаружи очень красивым геометрическим полихромным рисунком. О влиянии деревянной архитектуры свидетельствуют треугольные щипцы в оформлении. В начале XX века учеными под более поздним средневековым декором был обнаружен первоначальный. Представляет он собой фрески, очень похожие на те, которыми отделывали римские дома. Основными особенностями дороманской архитектуры, таким образом, являются монастыри с необыкновенно продуманной планировкой и красивые базилики, отделанные мозаикой и фресками. Наибольший расцвет этот период увидел во времена правления Каролингов.

От скульптуры этого времени до нас дошли в основном распятия и реликварии; традиции художественного литья были продолжены создателями бронзовых врат Хильдесхаймского и Майнцского соборов.

Скульптура

В века, следующие за переселением народов, статуарная скульптура исчезает из западноевропейского искусства на несколько столетий. Искусство, если не считать изделий прикладного характера, служило тогда чуть ли не целиком церкви, для которой представление о круглой, особенно монументальной скульптуре долго ассоциировалось с язычеством и идолопоклонством. В наименьшей степени исчезновение статуарной пластики было обусловлено и тем обстоятельством, что эта форма искусства была чужда художественным навыкам осевших теперь в Европе «варварских» народов.

Искусство рельефа в отличие от статуарной пластики сохраняется на протяжении всего рассматриваемого периода, однако претерпевает существенные изменения. Рельеф становится плоским, приобретает преимущественно орнаментно-декоративный характер.

34.. Роль христианства в формировании культуры средневековой Западной Европы. Христианство сыграло двойственную роль в развитии европейской культуры. С одной стороны, великое наследие греко-римского античного мира досталось нам далеко не в полном виде, ибо памятники античной культуры безжалостно уничтожались ранними христианами. С другой стороны, христианство оказало большое влияние на становление европейской культуры. Разумеется, корни богатой культуры Европы - в философии, скульптуре, архитектуре и театре античности, в сарказме Рабле и Эразма, в научных подвигах Коперника и Галилея, т.е. во всем том, что на протяжении тысячелетий противостояло христианству, боролось с ним. Однако при этом нельзя не отметить и того большого влияния, которое оказало христианство на образ мышления и систему ценностей европейцев. Библия, библейские образы и сюжеты на протяжении веков доминировали в живописи и скульптуре, внося тем самым немалый вклад в формирование культа обожествленного Христа. Лучшее, что создало европейское зодчество - церковная архитектура, - было призвано прославлять величие бога и церкви. Музыка в католическом храме (фуги и хоралы Баха), равно как и церковный хор в православных богослужениях, не могла не оказывать своего влияния на музыкальную культуру народов. Библейские афоризмы, образы, сюжеты, краткие и емкие понятия («тяжел крест», «путь на Голгофу», царь Ирод, предатель Иуда и др.) веками формировали и питали системы жизненных восприятий, оценок, нравственных понятий. Важнейшие догматы и постулаты церкви о послушании, терпении, воздаянии на том свете формировали в народах представление о неизбежности, ниспосланности свыше порядков, царящих на земле. В лучшем случае можно было надеяться на избавление от них после страшного суда и второго пришествия Христа, а до этого приходилось терпеть и надеяться на воздаяние в царстве небесном. Словом, на протяжении многих веков, даже тысячелетий, нормы быта и морали, представления и ассоциации, традиции культуры и произведения литературы - все это формировалось под сильным воздействием христианской церкви. Однако не следует забывать, что влияние церкви на традиции, культуру и быт пародов Европы был различным в западной (католическо-протестантской) и восточной (православной) ее частях. На западе протест против всесилия церкви, приведший к Реформации, дал сильнейший толчок светскому развитию, на Востоке же слияние православной церкви с государством создало более мощную систему незыблемой и освященной авторитетом церкви традиции, сломать которую оказалось много сложнее. И это различие в немалой степени обусловило неодинаковые пути, темпы и результаты эволюции стран и народов Европы.

Христианство сформировало новые смыслы природы и человеческого бытия. В основе этих смыслов лежало оправдание творчества и свободы человека, что не могло не сказаться на всей Европейской истории. Конечно, вначале христианская свобода реализовывалась главным образом в духовно-нравственной сфере. Но затем нашла себе практическое поле для воплощения и стала выражаться в преобразовании природы и общества, в построении основ правового государства, уважающего права и свободы человека. Сама идея о неотъемлемых правах и свободах человека могла появиться только в христианской культуре. Христианство сформировало новые смыслы природы и человеческого бытия, которые стимулировали развитие нового искусства, стали основой естественнонаучного и гуманитарного познания. Мы не имели бы знакомого нам европейского искусства без характерного для христианства внимания к человеческой душе, ее самым сокровенным внутренним переживаниям.

Смысловые основы современного естествознания также сформировались под определяющим вниманием христианской духовности. Христианство ликвидировало смысловую пропасть между «естественным» и «искусственным», ибо мир предстал как творение всемогущего и свободного личного Бога.

В целом европейское общество стало намного более богатым и цивилизованным, чем во времена античной Римской империи. Выдающуюся роль в этом играла христианская церковь, которая тоже развивалась, совершенствовала свое учение и организацию. На базе художественных традиций древнего Рима и прежних варварских племен возникла романское, а затем блестящее готическое искусство, причем наряду с архитектурой и литературой развивались все другие его виды - театр, музыка, скульптура, живопись. Именно в эту эпоху были созданы, например, такие шедевры литературы, как «песнь о Роланде» и «Роман о Розе». Особенно большое значение имело то, что в этот период западноевропейские ученые получили возможность читать сочинения античных греческих и эллинистических философов, прежде всего Аристотеля. На этой основе зародилась и выросла великая философская система средневековья - схоластика.

Важнейшей особенностью средневековой культуры является особая роль христианского вероучение и христианской церкви. Церковь была господствующим политическим институтом, но еще более значительно было то влияние, которое церковь оказывала непосредственно на сознание населения. В условиях тяжелой и скудной жизни, на фоне крайне ограниченных и чаще всего малодостоверных знаний о мире, христианство предлагало людям стройную систему знаний о мире, о его устройстве, о действующих в нем силах и законах. Эмоциональная притягательность христианства с его теплотой, общечеловечески значимой проповедью любви, с романтической приподнятостью сюжета об искупительной жертве, с утверждением равенства всех без исключения людей в самой высшей инстанции, чтобы приблизительно оценить вклад христианства в мировоззрение, в картину средневековых европейцев. Эта картина мира основывалась прежде всего на образах и толкованиях Библии.

Искусство средневековья характеризуется традиционализмом, неразвитостью личного начала, но вместе с тем оно показывает, что средневековая культура выражает не застывшее навсегда состояние человека и его мира, а подлинное живое движение.

Христианство оказало большое влияние на образ мысли и систему ценностей европейцев. Библия, библейские образы и сюжеты на протяжении веков доминировали в живописи и скульптуре, литературе, музыке и архитектуре, внося тем самым немалый вклад в формирование западноевропейской культуры.

35. Становление средневековой системы школьного образования. Университеты. До конца Средних веков Церковь играла главную роль не только в духовной, но и в интеллектуальной жизни Западной Европы. И духовные ценности, которые несла она, были в равной степени адресованы всем сословиям и всем членам общества. И именно ей принадлежит главная роль в организации образования, которое также было открыто для всех сословий, особенно после XI века, когда католическому священству было запрещено вступать в брак.

В этот период не только складывается новая организация образования, в которой просматривается будущая целостная система образования от элементарной школы до высшей и значительно расширяется само образование, но и предлагаются новые технологии обучения.

Обучение в народной (начальной) школе продолжалось, как правило, три – четыре года. Начиналось оно с заучивания 50 псалмов на латинском языке. Затем приступали к изучению и запоминанию букв с голоса, далее запоминали форму букв, после чего начинали учиться читать по слогам (буквосослагательный метод). Научившись читать, ученик приступал к письму и счету. Большое место в обучении отводилось пению. Обучение велось на латинском языке, сложными были методы обучения письму и счету, да к тому же педагогическая подготовка учителя оставляла желать лучшего. Поэтому многие ученики едва справлялись даже с курсом начального обучения.

«Изучением латыни (основного языка письменности) начинается новый этап обучения – не все умевшие читать были способны понимать написанное на чужом латинском языке. Начинали с элементарных правил грамматики, с простейших фраз нравоучительного содержания, написанных ритмическим стихом, затем читали сборники латинских букв. Параллельно шло интенсивное усвоение языка – от учеников требовалось говорить друг с другом по латыни на некоторые темы». После этого приступали к чтению латинских авторов.

Карл Великий пытался дать всеобщее образование всему населению империи. С этой целью предписывалось открывать школы при всех приходах, а священники должны были содержать эти школы и учить людей. Правда, школы не стали повсеместным явлением, а уровень образования, даваемого в них, нередко не шел дальше знания двух молитв – «Отче наш» и «Символ веры».

При Карле была усовершенствована работа монастырских и кафедральных школ. Эти школы были двух типов: внешние и внутренние. Внешние школы предназначались для мирян, как правило детей знатных родителей; внутренние – для детей, которые либо вынуждены были жить при монастырях, либо готовились к будущей духовной службе.

Большое значение для развития культуры и образования в Средние века имели организованные Алкуином высшие школы. В 790 г. такая школа, получившая название академии, была открыта при резиденции Карла в Ахене. В ней учился сам император, его дети и приближенные. Здесь проходили ученые споры и дискуссии. Вторую высшую школу Алкуин открыл в Турском монастыре. Она состояла из ученой школы, где изучали семь свободных искусств, и трех специальных отделений: богословского, юридического и медицинского. Подобные школы стали открываться и в других государствах Европы.

В школах, дающих более высокое образование, наряду с запоминанием, широко использовался вопросно-ответный метод, и тогда же, видимо, начала складываться важная форма не только обучения, но и всей жизни средневековой школы – диспут.

Для средневекового образования большое значение имели сочинения Алкуина по богословию и философии, его учебники философии, арифметики, грамматики, логики, диалектики, которые оставались одними из главных учебников вплоть до эпохи Возрождения.

Таким образом, благодаря деятельности Карла, Алкуина и других деятелей этой эпохи был дан мощный импульс развитию образования, благодаря которому была отчасти усовершенствована, отчасти создана вновь в определенной мере целостная и жизнеспособная система образования. Благодаря трудам Алкуина было также значительно усовершенствовано и расширено содержание средневекового образования. Примечательно, что империя Карла распалась почти сразу же после его смерти, а система образования, созданная в его эпоху, просуществовала в разных государствах Европы едва ли не до Нового времени, народная церковно-приходская школа – вплоть до Французской революции, а в некоторых государствах и до начала XX века. Расширение образования было вызвано нуждами государства, его социально-экономическими, идеологическими потребностями: большой империи требовалась единая идеология, а ее могли обеспечить церковь и школа. В то же время причиной «живучести» созданной системы образования оказалась ее целесообразность, ее вписанность в систему средневекового общества.

С XI–XII вв. начинается новый период развития западноевропейского образования, который можно определить как начало функционирования образования в качестве самостоятельного института общества.

Говоря о развитии западноевропейской школы в этот период, можно назвать многих выдающихся деятелей, которые внесли заметный вклад в обоснование идеологии и становление этой системы образования, наиболее яркое выражение нашедшее в схоластической культуре. Среди них: Пьер Абеляр, Ансельм Кентерберийский, Гуго Сен-Викторский, Иоанн Селсберийский, Альберт Великий, Роджер Бэкон, Винсент из Бове, Филипп Наварский, Фома Аквинский, Эгидий Римский и др.

Ансельм Кентерберийский (1033–1109). Один из видных представителей схоластики. Оказал большое влияние на развитие средневековой педагогической мысли, прежде всего формированием представлений об идеальном человеке.

Пьер Абеляр (1079–1142). Философ и поэт. Открыл в 1113 г. школу. Один из видных основоположников схоластики и создатель идеала добродетельного человека.

Гуго Сен-Викторский (1097–1141). Автор дидактических трудов, наиболее известным из которых является «Дидаскалион». Выступал за широкое развитие образования. Считал, что содержание образования должно включать не только духовное, но и светское знание: математику, физику и т.п.

Иоанн Селсберийский (ок. 1115–1180). Был сторонником широкого изучения античного наследия. Большое значение придавал изучению грамматики, которая должна была являться, по его мнению, основой всего содержания обучения. Писал о путях, условиях, методах и средствах обучения.

Альберт Великий (1193–1280). Автор трактата «Об обучении детей благородных особ». В нем он показал содержание, формы и методы воспитания знатных людей.

Роджер Бэкон (ок. 1214–1292/94). Один из основоположников индуктивного и экспериментального методов познания. Его идеи оказывали заметное влияние на развитие индуктивной философии, а через них и на практику обучения.

Винсент из Бове (ок. 90 гг. ХП в. – ок. 1264). Автор знаменитого педагогического трактата «О наставлении детей знатных граждан», в котором он изложил основы системы воспитания и обучения ребенка, их содержание и методы.

Филипп Наварский (1195 –?). Известен своей книгой «Четыре возраста Человека», в которой изложил свои взгляды на воспитание человека.

Фома Аквинский (1225/26–1274). В своих философско-теоретических сочинениях отразил идеологию и мировоззрение западноевропейского общества этого периода, дал целостную систему схоластического знания. Его труды имели основополагающее значение для разработки содержания образования и многих проблем воспитания и обучения в Западной Европе.

Эгидий Римский (1245/47–1316). Автор одного из знаменитых педагогических трудов «О правлении государей», в которой oн представил систему воспитания и обучения детей от рождения до совершеннолетия.

В трудах этих деятелей получили решение следующие педагогические проблемы: обоснование системы образования и воспитания, соответствующей новым социальным условиям. Отсюда идеи необходимости построения образования в соответствии с конкретными социокультурными условиями, возрастом и индивидуальными особенностями ребенка, выработка нового содержания образования, идеалом которого стала схоластика. При этом школьное содержание прошло громадный путь развития от системы «семи свободных искусств» с достаточно ограниченным кругом знаний до очень сложной системы схоластического знания, включавшей в себя и коренным образом переработанные традиционные предметы, например логику, и целый ряд новых предметов.

Важнейшим событием, определившим дальнейшее развитие западноевропейского образования, стало открытие школ вне стен церкви. С одной стороны, в Европе продолжает функционировать и развиваться система церковных школ от начальных до высших. Отметим, что большинство великих деятелей культуры Европы того времени вышли именно из церковных школ: Николай Кузанский, Николай Коперник и др. С другой стороны, началом нового этапа в образовании можно считать открытие в XI в., в Салерно Константином Африканским первой медицинской школы, созданной по законам цеховой организации, которая получила право выдавать патент на осуществление медицинской деятельности. С XII в. в разных странах Европы стали появляться школы (от народных до университетов), которые имели определенную автономию от церкви.

Народные (элементарные) школы открывались мастерами грамоты. Возможно, они стали появляться в Европе с возникновением городов. Одни из них были официально признаны церковью, другие – городскими властями. Обучение в таких школах велось, как и в церковных, на латинском языке. С XII в. некоторые школы пытались учить чтению и письму на родном языке, но эти попытки преследовались властями.

Гильдейские и цеховые (ремесленные) школы стали открываться с упрочением гильдий и цехов. Они давали более широкое, чем в народной школе, образование. Большое внимание здесь уделялось изучению латинского языка, который, будучи международным языком того времени, был необходим купцам для торговли. Давались здесь и специальные знания, например по бухгалтерии.

Ученые школы давали общее образование. Хотя здесь должны были обучать семи свободным искусствам, чаще всего дело ограничивалось изучением латинского языка, знание которого позволяло учиться в университете.

Университеты стали открываться в Европе с XII в. и сразу же превратились в центры культуры, философии, науки, литературы, образования и просвещения (хотя нередко в университетах царил консерватизм).

Обычно университет состоял из нескольких факультетов. Но обязательны были артистический и один из трех высших факультетов: богословский, юридический или медицинский.

На артистическом факультете изучали семь свободных искусств; основу содержания образования на высших факультетах составляли: на богословском – Библия, труды отцов церкви и философов, особенно Аристотеля; на юридическом – церковное право и законы Юстиниана; на медицинском – труды Авицены.

Вначале человек поступал на артистический факультет, на котором учился в течение нескольких лет и последовательно сдавал экзамены на звание бакалавра и магистра. После этого он мог поступать на один из трех высших факультетов, где обучение продолжалось еще несколько лет. Обучение заканчивалось сдачей экзаменов и защитой диссертации на звание доктора богословия, права или медицины.

В университете, в принципе, мог учиться любой человек, знающий латинский язык, поскольку все обучение велось на этом языке. Само обучение было бесплатным, но платили за сдачу экзаменов.

Значение университета в жизни города было велико, так как университет являлся центром культуры, да и давал определенные материальные выгоды. Авторитет его был высок. Например, Парижский университет выступал судьей в спорах между папами и королями. Это позволяло университетам на протяжении веков сохранять автономию.

Университеты Западной Европы были трех типов: университеты, устроенные по образцу Парижского университета; итальянские университеты; английские университеты.

Парижский университет состоял из четырех факультетов: артистического, богословского, юридического и медицинского. Он управлялся корпорацией преподавателей, которые из своей среды выбирали деканов факультетов и ректора. Большинство университетов Европы создавались по образцу Парижского университета.

Итальянские университеты были самыми свободными университетами Европы, их управление осуществляли сами студенты, выбирая из своей среды деканов факультетов и ректора, сами же студенты приглашали профессоров для чтения лекций.

Первые английские университеты возникли на базе монастырских школ в Оксфорде и Кембридже. Главным отличием английских университетов от других состояло в том, что здесь шло фактически индивидуальное обучение: здесь студенты обучались в группах по два-три человека.

Прогресс образования в этот период был вызван ростом городов, усложнением социальной жизни, развитием культуры; особенно изменилось университетское содержание образования – в него включаются новые науки, творения античных и арабских авторов. В то же время в Западной Европе, начиная с XII – XIII вв. идет создание своей образовательной культуры, философия и логика становятся важнейшими предметами университетского обучения.

Таким образом, с XI в. в Западной Европе начинает складываться автономная средневековая система образования, состоящая из «начальных» школ (народные, цеховые, гильдейские), «средних» (ученые школы) и «высших» школ (университеты).

Существенно изменились, усовершенствовались либо были созданы вновь и технологии обучения, особенно в ученой и высшей школе. Так, в ученой школе стали появляться элементы наглядности, занимательности. С XIII в. в школе стали применять новые методы обучения. В этот период «активно использовались и развивались такие методы, как подача материала в логической последовательности; более широкое использование наглядности (в частности, иллюстрации задач в учебниках Фибоначчи), широкое использование объяснений, текстов не на латыни, а на родном языке, что также было знамением времени и значительно облегчало обучение; приемы формирования творческой деятельности, основанные на развитии фантазии и воображения; широко использовалась стихотворная форма подачи материала, облегчающая запоминание».

Рождение высшей школы потребовало создания новых форм обучения, важнейшими из которых стали лекции и диспуты.

Лекции были двух видов – «обязательные (ординарные) утренние и краткие (повторительные) вечерние. Ординарные лекции предполагали длительный методический анализ каждой главы читаемого сочинения... Преподавателям запрещалось диктовать слушателям свои объяснения, лектор должен был говорить в обычном темпе, а студенты – полагаться на свою память. После лекции студенты собирались, чтобы вместе воспроизвести и запомнить ее содержание».

Диспуты были частым и значимым явлением в жизни всего общества, а поэтому в университетах им придавалось большое значение. Существовали самые разные виды диспутов: от учебных, где студенты спрашивали преподавателя и одновременно учились на его ответах, до научных, на которых проходили защиты диссертаций или сталкивались в дискуссиях крупнейшие философы и теологи.

Университет рождает и такую форму обучения, как экзамен. Экзамены проходили в устной форме и давали право на получение ученой степени.

Технологии обучения были тесно связаны с организацией образования и, в зависимости от форм обучения были различны: так, в итальянских, французских, германских университетах преобладали лекции, а в английских – индивидуальная работа.

Таким образом, рождение городов и городской культуры привело к появлению наряду с традиционной церковной – новой, автономной системы образования, благодаря чему, по сути, сложилось как бы две «системы образования». Автономные школы (как это было с Парижским университетом) постепенно становились все более независимыми от Церкви, и наибольший прогресс образования в это время отмечался именно в светской школе, хотя наиболее видные мыслители этой поры, и даже эпохи Возрождения почему-то выходили из церковных школ.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...