Блок №1. Тезисы лекций по психиатрии.
СИЛЛАБУС
1. Общие сведения:
1.3. Дисциплина – «Неврология, психиатрия, наркология», код дисциплины PNN 4306
1.4. Специальность - 051301 «Общая медицина»
1.5. Объем учебных часов \ кредитов по дисциплине “Психиатрия”- 152.
Из них:
лекции - 12 часов
практические занятия – 90 часов
СРС – 50 часов
1.6. Курс и семестр изучения - V; IX, Х (осенний, весенний)
АЛМАТЫ, 2016 год
1.7. Сведения о преподавателях:
№
| Ф.И.О.
| Должность
| Ученое звание,
ученая степень
| Приоритетные научные интересы
| телефон
|
|
Алтынбеков Сагат Абылкаирович
| зав. кафедрой
|
профессор
д.м.н.
| Вопросы организации психиатрической помощи. Социальная и судебная психиатрия.
|
|
| Шахметов Белгибай Амангельдинович
| профессор
| д.м.н.
| Вопросы охраны психического здоровья. Психотерапия психосоматических и наркологических расстройств.
|
|
| Кудьярова Галия
Махметовна
| профессор
| профессор
д.м.н.
| Социальная и судебная психиатрия. Психические расстройства позднего возраста..
|
|
|
Сарсембаев
Кайратбек
Талгатбекович
| профессор
| профессор
д.м.н.
| Эпидемиология, клиника, прогноз психических и наркологических заболеваний. Неврозы, психосоматические расстройства.
|
|
|
Субханбердина
Алия Салькеновна
| профессор
| профессор
д.м.н.
| Гендерные аспекты наркологических расстройств. Судебная психиатрия и наркология.
|
|
| Садуакасова
Корлан Зарлыковна
| профессор
| доцент
д.м.н.
| Детско-подростковая психиатрия и психотерапия. Психогенетика.
|
|
| Толстикова Аида Юлиановна
| и.о. профессора
| доцент
д.м.н.
| Вопросы клинической психологии и психотерапии
|
|
| Распопова Наталья Ивановна
| и.о. доцента
| д.м.н.
| Суицидология. Суицидальное поведение психических больных
|
|
| Калиева Жанар Джаханшаева
| доцент
| к.м.н.
| Гештальт и психодинамичкеская психотерапия. Соматопсихические и психосоматические расстройства.
|
|
| Жусупова Эльмира Темержановна
| и/о доцента
| к.м.н.
| Психотерапия в психиатрии и наркологии. Эриксоновский гипноз. Психодрама.
|
|
| Нашкенова Айгуль Максутовна
| и/о доцента
| к.м.н.
| Вопросы суицидологи и психосоматические расстройства
|
|
| Өскенбай Зұлыпбек Мақашұлы
| завуч кафедры
ассистент
| -
| Организация больничной и внебольничной психиатрической помощи. Лечение психических расстройств методами восточной) медицины.
|
|
| Муратбаева Анар Бауржановна
| ассистент
| к.м.н.
| Общие вопросы психиатрии
|
|
| Жантуреева
Акмарал
Буребаевна
|
ассистент
| -
| Психосоматические расстройства
|
|
| Жылкибаева Сауле Кокеновна
|
ассистент
| -
| Организация психиатрической помощи.
|
|
| Ахметова Индира Нургожаевна
| ассистент
| -
| Психосоматические расстройства, диагностика и лечение
|
|
| Ибраева Асель Медетовна
| ассистент
| -
| Наркологические заболевания
|
|
| Касымова Наргиз Тургонжановна
| ассистент
| -
| Общие вопросы психиатрии
|
|
| Ақшалова
Анар Қаныбековна
| ассистент
| -
| Общие вопросы психиатрии
|
|
| Ускенбаева
Жансая Сагынтаевна
| ассистент
| -
| Общие вопросы психиатрии
| 261-15-06
293-72-92
|
| Искакова Бахыт Молдагалиевна
| ассистент
| к.м.н.
| Общие вопросы психиатрии
|
|
| Акназаров Сулейман Алиевич
| ассистент
| -
| Общие вопросы психиатрии
|
|
| Аширбеков Бахытжан Мырзабаевич
| ассистент
| к.м.н.
| Общие вопросы психиатрии
| 261-28-67
|
| Джусупгалиева Айжан Едильжановна
| ассистент
| -
| Общие вопросы психиатрии
| 376-55-78
|
| Жумаев Ермек Икимжанович
| ассистент
| -
| Общие вопросы психиатрии
|
|
| Махамбетова Алима Адиловна
| ассистент
| -
| Общие вопросы психиатрии
| 376-55-87
|
| Машуева Айжан Хисметовна
|
ассистент
| -
| Общие вопросы психиатрии
|
|
| Нургалиева Гульжанат Каратаевна
|
ассистент
| -
| Общие вопросы психиатрии
| 278-98-54
|
| Суюнбеков Данияр Сапарович
|
ассистент
| -
| Общие вопросы психиатрии
| 382-36-70
|
| Худаир Жанна Рафкатовна
|
ассистент
| -
| Общие вопросы психиатрии
|
|
| Абдыбаева Гульмира Оспанбековна
|
ассистент
| -
| Общие вопросы психиатрии
| 382-35-62
|
| Койгельдиева Тарбия Жусупбековна
|
ассистент
| -
| Общие вопросы психиатрии
| 382-36-01
|
| Сулейменова Роза Сарваровна
| ассистент
| -
| Общие вопросы психиатрии
|
|
| Соколова Инна Анатольевна
| ассистент
| -
| Общие вопросы психиатрии
|
|
1.8. Контактная информация:
№
| База кафедры
| ППС
| Адрес
| Контактный телефон
|
1.
| Республиканский научно-практический центр психиатрии, психотерапии и наркологии МЗ РК
| Зав. кафедрой психиатрии, психотерапии, наркологии, д.м.н., профессор Алтынбеков С.А.
| ул. Амангельды, 88
| 272-48-32
|
Завуч кафедры, ассистент Оскенбай З.М.
| Электронный адрес: kafedra_ppn@mail.ru
| 272-68-00 раб.т.
|
1.9. Политика дисциплины кафедры: направлена на совершенствование всех видов деятельности, в следующих направлениях:
- подготовку квалифицированных специалистов с высшим образованием и научно-педагогических кадров высшей квалификации на основе изучения запросов и ожиданий потребителей и заинтересованных сторон, изучения динамично изменяющихся потребностей рынка образовательных услуг и рынка труда;
-повышение квалификации и инициативности профессорско-преподавательского и вспомогательного персонала университета посредством обучения, мотивации, рейтинговой оценки труда каждого работающего;
- непрерывное улучшение качества учебно-методического, материально-технического и информационного обеспечения образовательного процесса,
- внедрение инновационных технологий обучения с использованием новых результатов фундаментальных и прикладных исследований по приоритетным направлениям здравоохранения;
Общие требования кафедры, предъявляемые к студентам в процессе изучения данной дисциплины:
· обязательное, регулярное посещение лекций, практических занятий
· к началу занятий каждый студент должен при себе иметь: санитарную книжку, медицинский халат, колпак, индивидуальную марлевую маску, сменную обувь;
· студент не должен опаздывать на лекции, практические занятия;
· студент должен принимать активное участие в учебном процессе: иметь конспекты лекций,
практического занятия; знать теоретический материал; решать ситуационные задачи; тестовые задания; освоить и уметь применить объективные методы обследования больных при курации больного.
· обязательное выполнение каждым студентом СРС (реферат, подготовка презентаций) по 1 теме на каждом блоке.
· обязательное написание и защита каждым психического статуса.
· срок сдачи материалов СРС и защита темы СРС осуществляется в установленное время, согласно тематического плана;
· при наличии пропуска практического занятия (по уважительной причине)студент с разрешения деканата допускается к занятию;
· конфликтные ситуации в академической группе разрешать с участием заведующего кафедрой или завуча кафедры;
Штрафные санкции:
· за пропуск каждой лекции с итогового рейтинга снимается по 2 балла;
· за пропуск каждого практического занятия по неуважительной причине студент получает 0 баллов.
· при пропусках занятий по уважительной причине в объеме менее 30 % часов на студента подается рапорт заведующему кафедрой. Отработка принимается только при наличии оправдательного документа.
· при пропусках занятий более 30% подаются сведения в деканат в виде рапорта. Студент допускается к отработке только при наличии письменного разрешения деканата.
· при наличии пропусков по практическому занятию по уважительной причине студент отрабатывает занятие в течение 3-х дней, что включает в себя работу в клиническом отделении, реферат и устный опрос ответственным преподавателем по пропущенной теме согласно графика отработок.
· у студента, не отработавшего пропущенное занятие в течение трех дней отработка не принимается.
Программа
Введение
Психиатрия является одной из важнейших и актуальных дисциплин медицины. Современная психиатрия имеет границы с социальной политикой, культурологией, поведенческими науками, биологическими науками и общей медициной. Внутри этих границ располагаются разделы современной психиатрии – охрана психического здоровья, организация психиатрической помощи, социальная психиатрия, клиническая психиатрия, в том числе геронтопсихиатрия и психиатрия детского и подросткового возраста.
Современный врач общей медицины должен уметь на основании методов клинических и дополнительных методов обследования больного и его родственников выявить группы повышенного риска, которые в первую очередь становятся объектом соответствующих профилактических мероприятий на уровне первичной медико-санитарной помощи.
2.2. Цель дисциплины психиатрия: формирование у студентов знаний и умений по общим принципам диагностики и лечения основных психических заболеваний, оказания неотложной помощи при ургентных состояниях, а также вопросам профилактики и реабилитации.
2.3. Задачи дисциплины «Психиатрия»:
· познакомить с основами организаций психиатрической помощи населению;
· познакомить студентов с основами клинической диагностики психических и поведенческих расстройств;
· научить студентов методике обследования психической системы здоровых и больных людей с последующей оценкой психического статуса;
· познакомить с основами экспериментальной психологической диагностики психических болезней.
· познакомить студентов с психосоматическими и соматопсихическими взаимовлияниями и психогенными расстройствами.
· познакомить студентов с современными принципами лечения и реабилитации психических расстройств с позиций доказательной медицины.
· сформировать основы психопрофилактики, психогигиены психических расстройств.
2.4. Конечные результаты обучения психиатрии:
Формирование когнитивного компонента (знаний):
· основные принципы организации психиатрической помощи населению;
· основные современные методы исследования, применяемые в психиатрии;
· основные симптомы и синдромы психических расстройств;
· основные принципы лечения и профилактики в психиатрии;
· основы диагностики основных психопатологических симптомокомплексов;
· диагностики состояний, угрожающих жизни и оказания первой помощи при психических расстройствах;
· проведения мероприятий, направленных на формирование принципов здорового образа жизни.
Формирование операционных навыков (практических):
· собрать анамнез больного;
· выявлять симптомы психических расстройств;
· оценить психический статус у больных разного возраста;
· выбрать основные современные клинико-лабораторные и инструментальные методы исследования больного;
· оказания первой помощи при неотложных (ургентных) состояниях в психиатрии.
Формирование коммуникативных навыков:
· установить максимально доверительные отношения с пациентом, коллегами и другими медицинскими работниками;
· работать в команде.
Формирование правовой компетенции (Адвокат здоровья):
· формировать знания по основным нормативно-правовым документам: Государственная
программа развития «Саламатты Казахстан» на 2011-2015 гг, Кодекс Республики Казахстан «О здоровье народа и системе здравоохранения».
Формирование навыков самосовершенствования и развития:
· работа по определенному перечню тем, отведенных на самостоятельное изучение, обеспеченных учебно-методической литературой и рекомендациями и контролируемой в виде презентаций и рефератов;
· владеть навыками стратегии поиска систематических обзоров в литературных источниках и интернет –источниках таких как: Medline, Pubmed, Кохрановская библиотека
2.5. Пререквизиты дисциплины: коммуникативные навыки основ психотерапии, общей и медицинской психологии; анатомия-2; введение в клинику-2; фармакология; основы доказательной медицины; детские болезни; неврология; внутренние болезни-1; инфекционные болезни.
2.6. Постреквезиты дисциплины: интернатура по всем специальностям.
2.6. Краткое содержание дисциплины психиатрия:
Блок №1. Тезисы лекций по психиатрии.
Блок №5 Психиатрия
Предмет и задачи психиатрии. Этиология и распространенность психических и поведенческих расстройств. Принципы исследования и современные методы диагностики. Организация психиатрической помощи. Общая психопатология: расстройства восприятия, мышления, памяти, внимания, интеллекта. Общая психопатология: расстройства эмоций, двигательно-волевой сферы, нарушения сознания.
Блок №6 Психиатрия
Классификация психических заболеваний. Органические, включая симптоматические, психические расстройства. Умственная отсталость. Сравнительно возрастные особенности. Шизофрения и аффективные расстройства. Сравнительно возрастные особенности.
Блок №7 Психиатрия
Невротические, связанные со стрессом, и соматоформные расстройства. Поведенческие расстройства, связанные с физиологическими нарушениями. Расстройства личности. Сравнительно возрастные особенности.
2.7. Тематический план лекций, практический занятий, СРС
2.7.1. Тематический план лекций
№
| Темы лекций
| Форма
проведения
| Час
|
| Лекции по психиатрии
|
|
|
1.
| Предмет и задачи психиатрии. Общая психопатология. Расстройства ощущений, восприятия, памяти и внимания.
| Обзорная лекция
|
|
2.
| Общая психопатология – расстройства речи, мышления и интеллекта.
| Обзорная лекция
|
|
3.
| Общая психопатология: расстройства эмоций, двигательно-волевой сферы. Нарушения сознания
| Обзорная лекция
|
|
4.
| Классификация психических заболеваний. Понятия симптома и синдрома в психиатрии. Основные психопатологические синдромы. Негативные и продуктивные синдромы. Экзогенно-органические заболевания.
| Обзорная лекция
|
|
5.
| Шизофрения и аффективные расстройства. Дифференциально-диагностические критерии шизофрении и аффективных расстройств.
| Проблемная лекция
|
|
6.
| Невротические, связанные со стрессом и соматоформные расстройства. Расстройства личности. Личность и болезнь.
| Проблемная лекция
|
|
| Всего часов:
| |
|
2.7.2. Тематический план практических занятий.
№
| Темы практических занятий
| Форма проведения
| Час
|
| Общая психопатология
| |
1.
| Предмет и задачи психиатрии. Особенности исследования и методы диагностики психических заболеваний. Структура и организация психиатрической помощи. Виды экспертиз. Социально-правовые аспекты оказания психиатрической помощи.
| - Обход в клинике.
- Знакомство со структурой психиатрического учреждения.
- дискуссия
- решение ситуационных задач
- презентации
|
|
2.
| Клиническая характеристика и особенности исследования расстройств ощущений, восприятия, внимания. Синдромы нарушения восприятия.
| - демонстрация и обсуждение тематических больных.
- разбор тематического больного
- работа в группе,
- дискуссия;
- решение ситуационных задач.
- презентации
- кейс-стади
|
|
3.
| Клиническая характеристика и особенности исследования расстройств мышления. Синдромы нарушения мышления.
| - демонстрация и обсуждение тематических больных.
- разбор тематического больного
- работа в группе,
- дискуссия;
- решение ситуационных задач.
- презентации
- кейс-стади
|
|
4.
| Клиническая характеристика и особенности исследования расстройств речи, памяти, интеллекта. Синдромы нарушения памяти и интеллекта. Клиническая характеристика эмоциональных расстройств (симптомы и синдромы).
| - демонстрация и обсуждение тематических больных;
- разбор тематического больного
- работа в группе;
- дискуссия;
- решение ситуационных задач;
- презентации
- кейс-стади
|
|
5.
| Клиническая характеристика и особенности исследования двигательно-волевых расстройств.
| - демонстрация и обсуждение тематических больных;
- разбор тематического больного
- работа в группе;
- дискуссия;
- решение ситуационных задач;
- презентации
- кейс-стади
|
|
6.
| Клиническая характеристика и особенности исследования расстройства сферы сознания. Пароксизмальные расстройства.
| - демонстрация и обсуждение тематических больных;
- разбор тематического больного
- работа в группе;
- дискуссия;
- решение ситуационных задач;
- презентации
- кейс-стади
|
|
7.
| Соматические расстройства и расстройства физиологический функций как проявление психической патологии (расстройства приема пищи, расстройства сна, боли, расстройства сексуальных функций, понятие ипохондрии, маскированная депрессия, истерические конверсионные расстройства). Соотношение основных регистров продуктивных и негативных синдромов. Психотические и непсихотические расстройства. Критерии разграничения.
| - демонстрация и обсуждение тематических больных;
- разбор тематического больного
- работа в группе;
- дискуссия;
- решение ситуационных задач;
- презентации
- кейс-стади
|
|
Рубежный контроль 1
| – тестирование (устный опрос)
|
|
Частная психиатрия
|
8.
| Классификация психических расстройств, особенности терапии психических заболеваний (биологическая, психотерапия, социотерапия) с точки зрения доказательной медицины. Профилактика и реабилитация психических расстройств.
| - демонстрация и обсуждение тематических больных;
- разбор тематического больного
- работа в группе;
- дискуссия;
- решение ситуационных задач;
- презентации
- кейс-стади
|
|
9.
| Экзогенно-органические и соматогенные расстройства, особенности их выявления и дифференциальная диагностика в общесоматической практике.
| - демонстрация и обсуждение тематических больных;
- разбор тематического больного
- работа в группе;
- дискуссия;
решение ситуационных задач;
- презентации
- кейс-стади
|
|
10.
| Шизофрения и бредовые расстройства. Аффективные расстройства. Возрастные особенности. Их диагностика и дифференциальная диагностика в общесоматической практике.
| - демонстрация и обсуждение тематических больных;
- разбор тематического больного
- работа в группе;
- дискуссия;
- решение ситуационных задач;
- презентации
- кейс-стади
|
|
11.
| Эпилепсия и эпилептиформные синдромы.
Возрастные особенности. Их диагностика и дифференциальная диагностика в общесоматической практике.
| - демонстрация и обсуждение тематических больных;
- разбор тематического больного
- работа в группе;
- дискуссия;
- решение ситуационных задач;
- презентации
- кейс-стади
|
|
12.
| Психические заболевания позднего возраста. Психические расстройства при атрофических процессах головного мозга. Диагностика и дифференциальная диагностика экзогенно-органических заболеваний в общесоматической практике.
| - демонстрация и обсуждение тематических больных;
- разбор тематического больного
- работа в группе;
- дискуссия;
- решение ситуационных задач;
- презентации
- кейс-стади
|
|
13.
| Этиологические факторы и механизмы формирования психогенных заболеваний. Общие критерии диагностики и систематика психогенных заболеваний. Острые и затяжные реактивные состояния.
| - демонстрация и обсуждение тематических больных;
- разбор тематического больного
- работа в группе;
- дискуссия;
- решение ситуационных задач;
- презентации
- кейс-стади
|
|
14.
| Неврозы, основные клинические формы. Невротические реакции и психосоматические заболевания. Принципы лечения психогенных заболеваний. Психотерапия. Диагностика и диф.диагностика психогенных расстройств в общесоматической практике.
| - демонстрация и обсуждение тематических больных;
- разбор тематического больного
- работа в группе;
- дискуссия;
- решение ситуационных задач;
- презентации
- кейс-стади
|
|
15.
| Расстройства личности и поведения (акцентуации характера, психопатии). Сравнительно возрастные особенности.
| - – демонстрация и обсуждение тематических больных;
- разбор тематического больного
- работа в группе;
- дискуссия;
- решение ситуационных задач;
- презентации
- кейс-стади
|
|
16.
| Умственная отсталость (олигофрения). Психические расстройства, специфические для детского возраста.
| - демонстрация и обсуждение тематических больных;
- разбор тематического больного
- работа в группе;
- дискуссия;
- решение ситуационных задач;
- презентации
- кейс-стади
|
|
17.
| Ургентные состояния в психиатрии (психомоторное возбуждение, отказ от еды, суицидальное поведение, ступорозные состояния, эпилептический статус). Врачебная тактика и принципы оказания неотложной помощи при ургентных состояниях в психиатрии.
| - демонстрация и обсуждение тематических больных;
- разбор тематического больного
- работа в группе;
- дискуссия;
- решение ситуационных задач;
- презентации
- кейс-стади
|
|
| Рубежный контроль 2
|
|
| Итого
| |
|
| Итоговый контроль
| - I этап тестирование, II – этап ОСКЭ (решение ситуационных задач)
| |
Воспользуйтесь поиском по сайту: