Главная | Обратная связь
МегаЛекции

Физиология системы кровообращения




Физиология человека

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

ДЛЯ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

И САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

 

для студентов направления 20.03.01 «Техносферная безопасность»,

профилей «Безопасность технологических процессов и производств»

«Инженерная защита окружающей среды»

 

 

Тюмень, 2015

УДК: 61 Ш-64   Широкова, Д.Н. Физиология человека: методические указания для практических занятий и самостоятельной работы для студентов, обучающихся по направлению 20.03.01 «Техносферная безопасность», профилям подготовки «Безопасность технологических процессов и производств» и «Инженерная защита окружающей среды» / Д.Н. Широкова. – Тюмень: РИО ФГБОУ ВПО «ТюмГАСУ», 2015. – 36 с.     Методические указания составлены на основании требований Федерального Государственного образовательного стандарта по направлению «Техносферная безопасность» и способствуют формированию знаний о строении и функционировании организма человека, приспособлении к меняющимся условиям окружающей среды, сохранении здоровья и работоспособности. Предлагаемые методические указания способствуют развитию у студентов общекультурной компетенции ОК-1 – компетенция сохранения здоровья (знание и соблюдение норм здорового образа жизни; физическая культура).   Рецензент: Соловьев С.В.     Тираж: 50 экз.   © ФГБОУ ВПО «Тюменский государственный архитектурно-строительный университет » © Широкова Д.Н.   Редакционно-издательский отдел ФГБОУ ВПО «Тюменский государственный архитектурно-строительный университет»

Содержание

Введение.......................................................................................................... 4

Физиология системы крови............................................................................ 5

Физиология системы кровообращения.......................................................... 7

Физиология дыхательной системы................................................................. 9

Физиология пищеварительной системы......................................................... 12

Физиология выделительной системы............................................................. 20

Физиология репродуктивной системы........................................................... 25

Физиология нервной системы......................................................................... 26

Физиология эндокринной системы................................................................. 31

Физиология анализаторов.............................................................................. 32

Библиографический список............................................................................ 36

 

Введение

Целью освоения дисциплины «Физиология человека» является формирование у студентов знаний об организме человека и его основных физиологических функциях, обеспечивающих его приспособление к изменениям внешней среды, сохранение здоровья и работоспособности.

Содержание дисциплины служит основой для изучения таких дисциплин, как «Медико-биологические основы безопасности», «Токсикология», «Производственная санитария и гигиена труда», «Производственный травматизм», «Эргономика и психофизиологические основы безопасности труда».

Освоение дисциплины способствует развитию у студентов общекультурных и профессиональных компетенций – компетенций сохранения здоровья, способность анализировать механизмы воздействия опасностей на человека.

Методические указания содержат вопросы, разработанные для самостоятельной подготовки студентов к практическим занятиям, задачи и тестовые задания для работы на практических занятиях.

 

Физиология системы крови

1. Понятие системы крови.

2. Состав и функции крови.

3. Строение и функции эритроцитов. Гемоглобин.

4. Строение и функции лейкоцитов.

5. Строение и функции тромбоцитов.

6. Этапы свертывания крови.

7. Группы крови в системе АВО и Резус.

 

Задача 1. Какое физиологическое значение имеет то, что гемоглобин находится внутри эритроцитов, а не растворен в плазме?

Задача 2. В пробирки, содержащие различные растворы, добавлено по капле крови. Что произойдет с эритроцитами (гемолиз, сморщивание, набухание или останутся без изменений) в следующих растворах: 1) NaCl 0,3%; 2) NaCl 0,9%; 3) NaCl 30%?

Задача 3. Какое практическое значение имеет определение резус- принадлежности у людей (у мужчин и у женщин)?

Задача 4. Известно, что у людей, постоянно живущих в горах, в крови содержится большее число эритроцитов, чем у живущих на уровне моря.

Каков механизм увеличения числа эритроцитов, и какое это имеет физиологическое значение?

 

Тесты

1. СОСТАВ КРОВИ:

1) 70-80 % плазмы, 30-20 % форменных элементов;

2) 55-60 % плазмы, 40-45 % форменных элементов;

3) 40-45 % плазмы, 55-60 % форменных элементов.

2. _______ ФУНКЦИЯ КРОВИ ОБУСЛОВЛЕНА НАЛИЧИЕМ В НЕЙ АНТИТЕЛ И ФАГОЦИТАРНОЙ АКТИВНОСТЬЮ ЛЕЙКОЦИТОВ

1) Трофическая;

2) Транспортная;

3) Защитная;

4) Дыхательная.

3. ПЕРЕНОС ПРОДУКТОВ ОБМЕНА ВЕЩЕСТВ К МЕСТАМ ИХ ВЫВЕДЕНИЯ ИЗ ОРГАНИЗМА ЯВЛЯЕТСЯ _______ ФУНКЦИЕЙ КРОВИ.

1) Дыхательной;

2) Выделительной;

3) Питательной;

4) Регуляторной.

4. УЧАСТИЕ КРОВИ В ГУМОРАЛЬНОЙ РЕГУЛЯЦИИ КРОВИ ЗАКЛЮЧАЕТСЯ:

1) В модификации функций органов и систем под влиянием гормонов и биологически активных веществ, переносимых кровью.

2) В синтезе гормонов;

3) В инактивации гормонов при их избытке в организме;

4) В гуморальную регуляцию входят все перечисленные функции.

5. ДЫХАТЕЛЬНАЯ ФУНКЦИЯ КРОВИ ОБЕСПЕЧИВАЕТСЯ _________, КОТОРЫЙ СОДЕРЖИТСЯ В ЭРИТРОЦИТАХ

1) Гепарином;

2) Плазмой;

3) Протромбином;

4) Гемоглобином.

6. ТРАНСПОРТНЫЕ ФУНКЦИИ КРОВИ - ЭТО:

1) Дыхательная, питательная, выделительная, регуляторная;

2) Фагоцитарная, иммунная.

3) Гомеостатическая.

7. ЗАЩИТНАЯ ФУНКЦИЯ КРОВИ ЗАКЛЮЧАЕТСЯ:

1) В фагоцитарной активности лейкоцитов;

2) В наличии в крови антител, обезвреживающих микробы и чужеродные белки;

3) В предотвращении массивной кровопотери (свертывании крови)

4) Все перечисленные выше.

8. БЛАГОДАРЯ _______ ФУНКЦИИ КРОВЬ ОБЕСПЕЧИВАЕТ ВСЕ КЛЕТКИ ОРГАНИЗМА ПИТАТЕЛЬНЫМИ ВЕЩЕСТВАМИ

1) Дыхательной;

2) Трофической;

3) Терморегуляторной;

4) Экскреторной.

9. ФОРМА ЭРИТРОЦИТА .......

1) Шарообразная;

2) Двояковыпуклый диск;

3) Двояковогнутый диск;

4) Эллипсоидная.

10. КАКОВА ВАЛЕНТНОСТЬ ЖЕЛЕЗА, СОДЕРЖАЩЕГОСЯ В ГЕМОГЛОБИНЕ В НОРМЕ:

1) III;

2) II;

3) VIII.

11. В МЫШЦАХ СОДЕРЖИТСЯ ....... ВЫПОЛНЯЮЩИЙ ФУНКЦИИ, АНАЛОГИЧНЫЕ ГЕМОГЛОБИНУ.

1) Миоглобин;

2) Оксигемоглобин;

3) Дезоксигемоглобин;

4) Карбогемоглобин.

12. КАКИЕ АГГЛЮТИНОГЕНЫ СИСТЕМЫ АВ СОДЕРЖАТСЯ В КРОВИ ПЕРВОЙ ГРУППЫ?

1) А и В;

2) А;

3) В;

4) Их нет.

13. КАКИЕ АГГЛЮТИНОГЕНЫ СОДЕРЖАТСЯ В КРОВИ ВТОРОЙ ГРУППЫ?

1) А и В;

2) А;

3) В;

4) Их нет.

14. РЕЗУС-КОНФЛИКТ В СИСТЕМЕ МАТЬ-ПЛОД МОЖЕТ ВОЗНИКАТЬ ПРИ НАЛИЧИИ СИТУАЦИИ:

1) Женщина резус-отрицательная, плод резус-положительный;

2) Женщина резус-положительная, плод резус-отрицательный;

3) Женщина резус отрицательная, мужчина резус-положительный.

4) Женщина резус-отрицательная, плод резус-положительный, а мать уже была иммунизирована резус-атигеном.

15. ЛИМФОЦИТЫ ИГРАЮТ ВАЖНУЮ РОЛЬ В ПРОЦЕССАХ ......

1) Свертывания крови;

2) Гемолиза;

3) Фибринолиза;

4) Иммунитета.

16. ЧТО ТАКОЕ АНЕМИЯ?

1) Пониженное содержание эритроцитов;

2) Пониженное содержание эритроцитов и гемоглобина;

3) Пониженное содержание тромбоцитов;

4) Поражение эритроцитарного ростка кроветворения.

17. ЧТО ТАКОЕ ГОМЕОСТАЗ?

1) Разрушение эритроцитов;

2) Постоянство внутренней среды организма;

3) Совокупность защитных сил организма;

4) Совокупность факторов свертывания крови.

 

 

Физиология системы кровообращения

1. Общее строение кровеносной системы.

2. Строение и функции сердца.

3. Строение артерий, вен и капилляров.

4. Большой и малый круги кровообращения.

 

Задача 1. Человек находится в затонувшей подводной лодке уже несколько часов. Системы жизнеобеспечения разрушены. Какие изменения работы сердца и АД следует ожидать у такого человека?

Задача 2. В чем физиологический смысл того, что стенки левого желудочка значительно толще правого?

Задача 3. У испытуемого в Москве сердечный ритм составлял 70 ударов в 1 минуту. После переезда на туристическую базу на склоне Эльбруса («Приют одиннадцати») частота увеличилась до 92 ударов в 1 минуту. К концу второй недели пребывания на базе сердечный ритм возвратился к исходному.

Как Вы объясните механизм этих изменений?

 

Тесты

 

1. БОЛЬШОЙ КРУГ КРОВООБРАЩЕНИЯ НАЧИНАЕТСЯ.....

1) В левом предсердии;

2) В левом желудочке;

3) В правом предсердии;

4) В правом желудочке.

2. БОЛЬШОЙ КРУГ КРОВООБРАЩЕНИЯ ЗАКАНЧИВАЕТСЯ .....

1) В левом предсердии;

2) В левом желудочке;

3) В правом предсердии;

4) В правом желудочке.

3. МАЛЫЙ КРУГ КРОВООБРАЩЕНИЯ НАЧИНАЕТСЯ .....

1) В левом предсердии;

2) В левом желудочке;

3) В правом предсердии;

4) В правом желудочке.

4. ФУНКЦИЕЙ СЕРДЦА ЯВЛЯЕТСЯ ... .

1) Насосная функция;

2) Регуляция сосудистого кровотока;

3) Кроветворная функция.

5. ОБМЕН ВЕЩЕСТВ МЕЖДУ КРОВЬЮ И ТКАНЯМИ ПРОИСХОДИТ В .

1) Венах;

2) Артериях и венах;

3) Артериолах;

4) Капиллярах.

6. КАКИЕ СОСУДЫ ВЫНОСЯТ КРОВЬ ИЗ СЕРДЦА?

1) Артерии и артериолы

2) Вены;

3) Артерии и вены;

4) Артерии.

7. КАКИЕ СОСУДЫ ДОСТАВЛЯЮТ КРОВЬ В СЕРДЦУ?

1) Артерии;

2) Лимфатические сосуды;

3) Вены.

 





©2015- 2017 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов.