Физиология системы кровообращения
Стр 1 из 6Следующая ⇒ Физиология человека МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ И САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
для студентов направления 20.03.01 «Техносферная безопасность», профилей «Безопасность технологических процессов и производств» «Инженерная защита окружающей среды»
Тюмень, 2015
Содержание Введение.......................................................................................................... 4 Физиология системы крови............................................................................ 5
Физиология системы кровообращения.......................................................... 7 Физиология дыхательной системы................................................................. 9 Физиология пищеварительной системы......................................................... 12 Физиология выделительной системы............................................................. 20 Физиология репродуктивной системы........................................................... 25 Физиология нервной системы......................................................................... 26 Физиология эндокринной системы................................................................. 31 Физиология анализаторов.............................................................................. 32 Библиографический список............................................................................ 36
Введение Целью освоения дисциплины «Физиология человека» является формирование у студентов знаний об организме человека и его основных физиологических функциях, обеспечивающих его приспособление к изменениям внешней среды, сохранение здоровья и работоспособности. Содержание дисциплины служит основой для изучения таких дисциплин, как «Медико-биологические основы безопасности», «Токсикология», «Производственная санитария и гигиена труда», «Производственный травматизм», «Эргономика и психофизиологические основы безопасности труда». Освоение дисциплины способствует развитию у студентов общекультурных и профессиональных компетенций – компетенций сохранения здоровья, способность анализировать механизмы воздействия опасностей на человека. Методические указания содержат вопросы, разработанные для самостоятельной подготовки студентов к практическим занятиям, задачи и тестовые задания для работы на практических занятиях.
Физиология системы крови 1. Понятие системы крови. 2. Состав и функции крови. 3. Строение и функции эритроцитов. Гемоглобин. 4. Строение и функции лейкоцитов. 5. Строение и функции тромбоцитов.
6. Этапы свертывания крови. 7. Группы крови в системе АВО и Резус.
Задача 1. Какое физиологическое значение имеет то, что гемоглобин находится внутри эритроцитов, а не растворен в плазме? Задача 2. В пробирки, содержащие различные растворы, добавлено по капле крови. Что произойдет с эритроцитами (гемолиз, сморщивание, набухание или останутся без изменений) в следующих растворах: 1) NaCl 0,3%; 2) NaCl 0,9%; 3) NaCl 30%? Задача 3. Какое практическое значение имеет определение резус- принадлежности у людей (у мужчин и у женщин)? Задача 4. Известно, что у людей, постоянно живущих в горах, в крови содержится большее число эритроцитов, чем у живущих на уровне моря. Каков механизм увеличения числа эритроцитов, и какое это имеет физиологическое значение?
Тесты 1. СОСТАВ КРОВИ: 1) 70-80 % плазмы, 30-20 % форменных элементов; 2) 55-60 % плазмы, 40-45 % форменных элементов; 3) 40-45 % плазмы, 55-60 % форменных элементов. 2. _______ ФУНКЦИЯ КРОВИ ОБУСЛОВЛЕНА НАЛИЧИЕМ В НЕЙ АНТИТЕЛ И ФАГОЦИТАРНОЙ АКТИВНОСТЬЮ ЛЕЙКОЦИТОВ 1) Трофическая; 2) Транспортная; 3) Защитная; 4) Дыхательная. 3. ПЕРЕНОС ПРОДУКТОВ ОБМЕНА ВЕЩЕСТВ К МЕСТАМ ИХ ВЫВЕДЕНИЯ ИЗ ОРГАНИЗМА ЯВЛЯЕТСЯ _______ ФУНКЦИЕЙ КРОВИ. 1) Дыхательной; 2) Выделительной; 3) Питательной; 4) Регуляторной. 4. УЧАСТИЕ КРОВИ В ГУМОРАЛЬНОЙ РЕГУЛЯЦИИ КРОВИ ЗАКЛЮЧАЕТСЯ: 1) В модификации функций органов и систем под влиянием гормонов и биологически активных веществ, переносимых кровью. 2) В синтезе гормонов; 3) В инактивации гормонов при их избытке в организме; 4) В гуморальную регуляцию входят все перечисленные функции. 5. ДЫХАТЕЛЬНАЯ ФУНКЦИЯ КРОВИ ОБЕСПЕЧИВАЕТСЯ _________, КОТОРЫЙ СОДЕРЖИТСЯ В ЭРИТРОЦИТАХ 1) Гепарином; 2) Плазмой; 3) Протромбином; 4) Гемоглобином. 6. ТРАНСПОРТНЫЕ ФУНКЦИИ КРОВИ - ЭТО: 1) Дыхательная, питательная, выделительная, регуляторная; 2) Фагоцитарная, иммунная. 3) Гомеостатическая. 7. ЗАЩИТНАЯ ФУНКЦИЯ КРОВИ ЗАКЛЮЧАЕТСЯ: 1) В фагоцитарной активности лейкоцитов; 2) В наличии в крови антител, обезвреживающих микробы и чужеродные белки; 3) В предотвращении массивной кровопотери (свертывании крови) 4) Все перечисленные выше. 8. БЛАГОДАРЯ _______ ФУНКЦИИ КРОВЬ ОБЕСПЕЧИВАЕТ ВСЕ КЛЕТКИ ОРГАНИЗМА ПИТАТЕЛЬНЫМИ ВЕЩЕСТВАМИ
1) Дыхательной; 2) Трофической; 3) Терморегуляторной; 4) Экскреторной. 9. ФОРМА ЭРИТРОЦИТА....... 1) Шарообразная; 2) Двояковыпуклый диск; 3) Двояковогнутый диск; 4) Эллипсоидная. 10. КАКОВА ВАЛЕНТНОСТЬ ЖЕЛЕЗА, СОДЕРЖАЩЕГОСЯ В ГЕМОГЛОБИНЕ В НОРМЕ: 1) III; 2) II; 3) VIII. 11. В МЫШЦАХ СОДЕРЖИТСЯ....... ВЫПОЛНЯЮЩИЙ ФУНКЦИИ, АНАЛОГИЧНЫЕ ГЕМОГЛОБИНУ. 1) Миоглобин; 2) Оксигемоглобин; 3) Дезоксигемоглобин; 4) Карбогемоглобин. 12. КАКИЕ АГГЛЮТИНОГЕНЫ СИСТЕМЫ АВ СОДЕРЖАТСЯ В КРОВИ ПЕРВОЙ ГРУППЫ? 1) А и В; 2) А; 3) В; 4) Их нет. 13. КАКИЕ АГГЛЮТИНОГЕНЫ СОДЕРЖАТСЯ В КРОВИ ВТОРОЙ ГРУППЫ? 1) А и В; 2) А; 3) В; 4) Их нет. 14. РЕЗУС-КОНФЛИКТ В СИСТЕМЕ МАТЬ-ПЛОД МОЖЕТ ВОЗНИКАТЬ ПРИ НАЛИЧИИ СИТУАЦИИ: 1) Женщина резус-отрицательная, плод резус-положительный; 2) Женщина резус-положительная, плод резус-отрицательный; 3) Женщина резус отрицательная, мужчина резус-положительный. 4) Женщина резус-отрицательная, плод резус-положительный, а мать уже была иммунизирована резус-атигеном. 15. ЛИМФОЦИТЫ ИГРАЮТ ВАЖНУЮ РОЛЬ В ПРОЦЕССАХ...... 1) Свертывания крови; 2) Гемолиза; 3) Фибринолиза; 4) Иммунитета. 16. ЧТО ТАКОЕ АНЕМИЯ? 1) Пониженное содержание эритроцитов; 2) Пониженное содержание эритроцитов и гемоглобина; 3) Пониженное содержание тромбоцитов; 4) Поражение эритроцитарного ростка кроветворения. 17. ЧТО ТАКОЕ ГОМЕОСТАЗ? 1) Разрушение эритроцитов; 2) Постоянство внутренней среды организма; 3) Совокупность защитных сил организма; 4) Совокупность факторов свертывания крови.
Физиология системы кровообращения 1. Общее строение кровеносной системы. 2. Строение и функции сердца. 3. Строение артерий, вен и капилляров. 4. Большой и малый круги кровообращения.
Задача 1. Человек находится в затонувшей подводной лодке уже несколько часов. Системы жизнеобеспечения разрушены. Какие изменения работы сердца и АД следует ожидать у такого человека? Задача 2. В чем физиологический смысл того, что стенки левого желудочка значительно толще правого? Задача 3. У испытуемого в Москве сердечный ритм составлял 70 ударов в 1 минуту. После переезда на туристическую базу на склоне Эльбруса («Приют одиннадцати») частота увеличилась до 92 ударов в 1 минуту. К концу второй недели пребывания на базе сердечный ритм возвратился к исходному.
Как Вы объясните механизм этих изменений?
Тесты
1. БОЛЬШОЙ КРУГ КРОВООБРАЩЕНИЯ НАЧИНАЕТСЯ..... 1) В левом предсердии; 2) В левом желудочке; 3) В правом предсердии; 4) В правом желудочке. 2. БОЛЬШОЙ КРУГ КРОВООБРАЩЕНИЯ ЗАКАНЧИВАЕТСЯ..... 1) В левом предсердии; 2) В левом желудочке; 3) В правом предсердии; 4) В правом желудочке. 3. МАЛЫЙ КРУГ КРОВООБРАЩЕНИЯ НАЧИНАЕТСЯ..... 1) В левом предсердии; 2) В левом желудочке; 3) В правом предсердии; 4) В правом желудочке. 4. ФУНКЦИЕЙ СЕРДЦА ЯВЛЯЕТСЯ.... 1) Насосная функция; 2) Регуляция сосудистого кровотока; 3) Кроветворная функция. 5. ОБМЕН ВЕЩЕСТВ МЕЖДУ КРОВЬЮ И ТКАНЯМИ ПРОИСХОДИТ В. 1) Венах; 2) Артериях и венах; 3) Артериолах; 4) Капиллярах. 6. КАКИЕ СОСУДЫ ВЫНОСЯТ КРОВЬ ИЗ СЕРДЦА? 1) Артерии и артериолы 2) Вены; 3) Артерии и вены; 4) Артерии. 7. КАКИЕ СОСУДЫ ДОСТАВЛЯЮТ КРОВЬ В СЕРДЦУ? 1) Артерии; 2) Лимфатические сосуды; 3) Вены.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|