Вопрос. Показатели производственного процесса
Стр 1 из 5Следующая ⇒ Федеральное агентство по образованию РФ ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ВЫСШАЯ ШКОЛА БИЗНЕСА ФАКУЛЬТЕТ ЭКОНОМИКИ И ФИНАНСОВ
УТВЕРЖДАЮ Декан факультета Экономики и финансов ВШБ ТГУ, профессор _________________/Б.С.Бурыхин/ «___» __________________ 2010г.
Планирование на предприятии
Учебное пособие
Томск 2010
РАССМОТРЕНО И УТВЕРЖДЕНО методической комиссией экономического факультета Томского госуниверситета Протокол от Председатель комиссии, профессор________________/В.С.Цитленок/
Составители: канд. экон. наук, доц. И.П.Каргин
Содержание
Тема 1: «Основы планирования деятельности предприятия»............................................................... 5 1 вопрос. Понятие и содержание планирования деятельности предприятий 2 вопрос. Этапы развития систем планирования деятельности предприятий 3 вопрос. Планирование на предприятии как процесс 8 4 вопрос. Методы планирования на предприятии 8 5 вопрос. Предмет и объекты планирования на предприятии 9 Тема 2. Планирование производственной программы фирмы 11 1 вопрос. Показатели производственной программы предприятия 11 2 вопрос. Обоснование производственной программы расчетами производственной мощности фирмы 15 3 вопрос. Планирование производственной программы по цехам предприятия 22 Тема 3. Планирование технического развития 24 Литература к теме 3 24 1 вопрос. Основные задачи и порядок разработки плана технического развития 24 2 вопрос. Планирование, создание, освоение новых и повышение качества выпускаемых видов продукции (самостоятельно) 25 3 вопрос. Планирование развития вспомогательного производства 25
4 вопрос. Планирование технико-экономического уровня производства выпускаемой продукции 26 5 вопрос. Экономическая эффективность внедрения новой техники и ее отражение в плане производства 28 Тема 4. Планирование инвестиций и капитального строительства 33 1 вопрос. Задачи и содержание плана капитальных вложений и капитального строительства 33 2 вопрос. Планирование объемов и структуры капитальных вложений 34 3 вопрос. Планирование ввода в действие объектов капитального строительства 35 Тема 5. Планирование материально-технического обеспечения 37
1 вопрос. Задачи и порядок разработки плана материально- технического обеспечения 37 2 вопрос. Планирование потребностей в сырье и материалах 38 3 вопрос. Планирование потребности в топливе и энергии 41 4 вопрос. Разработка баланса материально-технического обеспечения 42 Тема 6. Разработка плана по труду и кадрам на предприятии 45 1 вопрос. Задачи и содержание плана по труду и кадрам 45 2 вопрос. Разработка баланса рабочего времени одного рабочего 45 3 вопрос. Планирование производительности труда 46 4 вопрос. Планирование численности персонала 52 5 вопрос. Планирование заработной платы 54 Тема 7. Планирование себестоимости, прибыли и рентабельности 57 1 вопрос. Задачи и содержание плана 57 2 вопрос. Составление смет комплексных расходов 59 3 вопрос. Разработка плановых калькуляций отдельных видов продукции 65 4 вопрос. Составление сметы затрат на производство 66 5 вопрос. Планирование прибыли 68 Тема 8. Планирование социального развития 68 ЛИТЕРАТУРА 82
Тема 1: «Основы внутрифирменного планирования» 1 вопрос. Понятие и содержание внутрифирменного планирования Планирование в самом общем виде представляет собой основополагающую функцию менеджмента. Никакое управление невозможно без планирования деятельности фирмы, так как именно на основе системы планов, созданных в фирме, в последствии осуществляются организация запланированных работ, мотивация задействованного на их выполнении персонала, контроль результатов и их оценка с точки зрения выполнения плановых результатов.
Основная задача планирования состоит в том, чтобы разработать программу действий, обеспечивающих получение предприятием максимально возможной прибыли как результата согласованного осуществления всех важнейших функций предприятия, к которым относятся: – производственная; – инновационная; – технологическая; – организационная; – социальная и др. Кроме того, многие предприятия видят в планировании эффективное средство для преодоления возникающих диспропорций, для рационального использования ресурсов, для обеспечения ритмичности производственного процесса, для устранения изменчивости среды функционирования фирмы, а также рассматривают планирование как возможность воздействия на нежелательные с точки зрения предприятия факторы – внешние и внутренние. С управленческой точки зрения, планирование – умение предвидеть цели фирмы, результаты ее деятельности и ресурсы, необходимые для достижения поставленных целей. С экономической точки зрения, планирование представляет собой механизм, который призван устранить или уменьшить стихийное действие основных рыночных законов (спроса и предложения и формирования цены под воздействием спроса и предложения). Нет прямой связи между планированием и успехами и не успехами фирмы. Одни фирмы много планируют, другие – нет, НО планирование помогает предвидеть результат. 3 составные части механизма планирования: 1. Установление цели деятельности фирмы. Цель – желаемый результат. Цели должны быть конкретными, измеримыми, реальными и непротиворечивыми. Большинство фирм выбирают свою основную цель из числа следующих: – завоевать или удержать максимально возможную долю рынка для своего товара; – занять лидирующее положение в области технологии изготовления продукции или в области качества; – добиться минимизации издержек производства путем эффективного использования имеющихся людских, сырьевых и финансовых ресурсов;
– обеспечить максимально возможный уровень занятости персонала. 2. Разработка основных стратегических направлений действий. На практике они разрабатываются по всем главным сферам деятельности фирмы, к которым относятся: – НИОКР; – маркетинг; – производство; – управление. Разрабатываются стратегические направления действий в результате стратегической оценки всех внешних факторов, которые могут оказать воздействие на деятельность фирмы и перспективные оценки основных возможностей фирмы, ее сильных и слабых сторон. 3. Создание гибкой, вписывающейся в общую структуру деятельности фирмы, системы планирования, обеспечивающей достижение поставленных целей. Для того, чтобы система планирования была такой, она должна строится на принципах планирования: – Принцип единства. Планы разрабатываются для всех элементов системы. – Принцип участия. Как можно большее количество работников должно принимать участие в разработке и реализации планов. – Принцип непрерывности. – Принцип гибкости. – Принцип точности. Результатом планирования на фирме является система планов. Эта система может включать в себя следующие виды планов: – долгосрочные (стратегические). В них устанавливается генеральная цель деятельности фирмы и ее стратегия, которая характеризует способ развития фирмы в планируемом периоде; – среднесрочные (тактические). Главная задача – выбор конкретных средств для реализации стратегии и достижения поставленных целей; – текущие (оперативные). Они разрабатываются, как правило, на один год и представляют собой программы использования имеющихся ресурсов фирмы (материальных, трудовых, финансовых). Оперативные планы еще более конкретны и определяют цели и задачи фирмы на короткие промежутки времени – смены, декады, месяцы, кварталы. 2 вопрос. Этапы развития систем внутрифирменного планирования Первые формализованные системы внутрифирменного планирования создавались на базе многолетнего опыта фирм в организации простейших форм бюджетно-финансового планирования и бюджетно-финансового контроля, которые являлись главными инструментами управления ресурсами фирмы в основных функциональных областях ее деятельности.
Бюджет фирмы – финансовая и количественная ведомость, свод доходов и расходов фирмы, подготовленный и принятый на определенный период времени и содержащий сведения о политике, проводимой фирмой в течение этого периода. Различают бюджет фирмы в целом и функциональные бюджеты. Основными видами функциональных бюджетов являются: – производственный бюджет; – маркетинговый бюджет; – бюджет исследований и разработок; – административный бюджет. Бюджетный контроль – постоянное сравнение фактических результатов деятельности фирмы с бюджетными данными для гарантирования достижений целей фирмы. Основными отличительными особенностями этой системы планирования являются исключительно внутренняя направленность и краткосрочный характер. Бюджеты разрабатываются не более, чем на один год, исходя исключительно из внутренних возможностей фирмы. Такая ситуация приводила к тому, что менеджеры всех уровней были заинтересованы в обеспечении высокой текущей прибыльности фирмы в ущерб интересам перспективного развития. Отмеченные недостатки вызвали необходимость перехода к долгосрочному планированию деятельности фирмы. Первой такой системой стала система экстраполятивного планирования (США, 50-е годы). Эта система могла возникнуть и эффективно функционировать в условиях устойчиво растущей экономики. Суть ее состояла в том, что фирмы разрабатывали прогноз объема продаж на несколько лет вперед. Исходя из этого прогноза, разрабатывались функциональные планы, которые сводились затем в общефирменный план и бюджет. Этот план содержал те же показатели, что и традиционный бюджет, только на несколько лет вперед. Однако с усилением внешней и внутренней конкуренции, оптимистичные прогнозы роста продаж все чаще стали расходиться с реальными показателями. В этих условиях на ряде предприятий перешли к системе стратегического планирования. Главной отличительной чертой этой системы является учет не только внутренних возможностей фирмы, но и внешних конкурентных сил, а также других факторов, косвенно влияющих на деятельность фирмы (демографические, социальные, международная политика) и поиск путей наилучшего использования внутренних возможностей фирм с учетом внешних ограничений. Ключевым словом является «стратегия». Стратегия – такое сочетание ресурсов и возможностей фирмы, с одной стороны, с возможностями и рисками, исходящими из окружающей среды, с другой стороны, при котором фирма надеется достичь основных целей своей деятельности.
Однако опыт применения стратегического планирования показал, что только около 10% разработанных стратегий воплощались в практические дела. В связи с этим, в начале 70-х годов ряд ведущих предприятий США перешли от системы стратегического планирования к системе стратегического управления. В этой системе меняется парадигма планирования. Планы разрабатываются не по принципу от прошлого к будущему, как было до сих пор, а по принципу – от будущего к настоящему. Намеченные результаты подкрепляются действенной системой мотивации и контроля.
Вопрос. Планирование на предприятии как процесс Внутрифирменное планирование представляет собой процесс, включающий в себя следующие этапы: 1. Уточнение миссии фирмы. Миссия – предназначение фирмы, т.е. четко выраженная причина ее существования. Миссия должна ответить на вопрос: «Во имя удовлетворения чьих и каких потребностей создана фирма?» 2. Анализ исходной ситуации, который включает в себя: – анализ факторов успеха в прошлой деятельности; – анализ внешнего окружения; – анализ сильных и слабых сторон деятельности фирмы; – анализ интересов связанных групп (собственники, персонал предприятия, клиенты, конкуренты, органы государственной власти). 3. Разработка коммерческих идей, т.е. определение того, как фирма должна зарабатывать деньги. 4. Определение целей (см. выше). 5. Разработка стратегии, которая характеризует способ развития фирмы для достижения поставленных целей. 6. Выработка деловой политики 4 вопрос. Методы внутрифирменного планирования Метод планирования – способ выполнения определенной последовательности операций, приемов, процедур аналитического, логического и вычислительного характера, завершающийся разработкой варианта плана. В практике внутрифирменного планирования широкое распространение получили следующие методы: 1. Расчетно-аналитический. 2. Балансовый. 3. Экономико-математические методы. В современных условиях в связи с широким применением персональных компьютеров, появилась реальная возможность объединения положительных качеств всех перечисленных методов путем перехода к активным методам планирования. Основу этих методов составляет программированный расчетно-аналитический метод. Второй составной частью данных методов является инициативное планирование, реализующее принцип участия. Третьей составной частью – напряженное планирование. Напряженным считается план, который обеспечивает достижение поставленных целей, но не любой ценой, а при, как минимум, нормативном уровне эффективности использования применяемых ресурсов (материальных, трудовых, финансовых). Напряженность плана оценивается по системе показателей, которые включают в себя показатели эффективности использования основных видов ресурсов предприятия: производительность труда, фондоотдача, материалоемкость, себестоимость, рентабельность.
Кнапряженности = ,
где А – соответствующий показатель. В качестве нормативных значений можно брать показатели родственных предприятий (как отечественных, так и зарубежных).
5 Вопрос. Предмет и объекты планирования на предприятии. Тема 1. Предмет планирования – деятельность предприятия (организации), заключающаяся в стремлении к достижению основных целей, соответствующих миссии фирмы. Планирование призвано способствовать достижению целей предприятия (организации). Объектами планирования являются ресурсы и процессы организации (предприятия). Основные ресурсы: 1) трудовые – квалификационный персонал и неквалифицированная рабочая сила; 2) материальные – сырье и материалы, инвентарь, незавершенное производство, товары и готовая продукция и т.д.; 3) основные средства – здания, сооружения, машины, оборудование, средства труда, нематериальные активы и т.д.; 4) информационные – информация для принятия решений, для контроля за реализацией выполнения решений и т.д.; 5) финансовые – деньги, фонды, ценные бумаги и т.д. Процессы подразделяются на бизнес-процессы и проекты. Бизнес-процесс – совокупность различных видов деятельности, в рамках которой «на входе» используется один или более видов ресурсов, и в результате этой деятельности «на входе» создается продукт, представляющий ценность для потребителя. Виды бизнес-процессов: 1) основные – направленные на внешнего потребителя; 2) вспомогательные (обеспечивающие) - направлены на внутреннего потребителя; 3) управленческие – процессы подготовки и принятия решений. Проект – уникальный процесс, предполагающий координированное выполнение взаимосвязанных действий для достижения определенных целей в условиях временных и ресурсных организаций. Проекты могут быть направлены на развитие системы управления; развитие существующих бизнесов и создание новых бизнесов. Объекты планирования измеряемы в показателях. Основными планируемыми показателями являются: · выручка, доля рынка, цена, себестоимость, рентабельность продукции; · потоки и остаток денежных средств; · финансовый результат – прибыль/убыток; · затраты, производительность труда; · конкурентоспособность. Тема 2. Планирование производственной программы фирмы вопрос. Показатели производственного процесса Производственная программа фирмы определяет на основе изучения емкости рынка, заключенных договоров на поставку продукции и расчетов производственной мощности номенклатуру, ассортимент, количество и сроки изготовления намеченной к выпуску в плановом году продукции. Номенклатура продукции – перечень наименований отдельных видов выпускаемых предприятием изделий или выполняемых работ (услуг). Ассортимент продукции представляет собой расширенный по сравнению с номенклатурой набор разновидностей продукции определенного наименования, отличающийся определенными технико-экономическими характеристиками (производственной мощностью, качеством, отделкой, комплектацией и т.д.). Номенклатура и ассортимент продукции должны отражать реальные потребности участников рынка. Эти потребности самые разнообразные, поэтому на практике планирование номенклатуры и ассортимента продукции представляет собой компромисс интересов различных служб предприятия. Различают следующие структурные группы номенклатуры продукции: 1. Готовые изделия. 2. Детали и узлы, выпускаемые как запасные части. 3. Детали и узлы, предназначенные к поставке по кооперации. 4. Продукции вспомогательных цехов по заказам других предприятий, а также хозяйств неосновной деятельности своего предприятия. 5. Работы и услуги производственного характера как по заказам со стороны, так и по заказам хозяйств неосновной деятельности своего предприятия. Сюда относятся: – капитальный ремонт и модернизация оборудования, транспортных средств, приборов; – отдельные частичные операции по обработке материалов (нарезка, нанесение защитных покрытий и т.д.). Количество выпускаемой продукции определяется как в натуральном, так и в стоимостном измерении. Натуральными измерителями являются физические единицы. Отдельные натуральные измерители объема выпускаемой продукции не сопоставимы между собой, поэтому возникает проблема нахождения универсального измерителя, в качестве которого выступают деньги. Наиболее распространенными стоимостными показателями объема выпускаемой продукции являются показатели товарной (валовой), реализованной и чистой продукции. Товарная продукция характеризует объем производства предприятия по полностью законченным и подлежащим реализации изделиям, работам и услугам. Однако, на тех предприятиях, где длительность производственного цикла изготовления основной массы продукции высока (превышает 2 месяца), возникает необходимость расчета показателя валовой продукции, который характеризует объем производства предприятия независимо от степени готовности изделия. Валовая продукции отличается от товарной на величину изменения остатков незавершенного производства и остатков полуфабрикатов, инструментов и приспособлений собственной выработки. Товарная (валовая) продукция никак не связаны со сферой потребления продукции (характеризуют работу предприятия на склад). Этого недостатка лишен показатель реализованной продукции, который характеризует не только объем произведенной продукции, но и продукции, проданной покупателям и оплаченной ими. В связи с этим у показателя реализованной продукции есть один существенный недостаток, который состоит в зависимости объема реализации от платежеспособности потребителя. Этот недостаток устраняется развитием факторинговых операций. У всех названных показателей есть один общий недостаток, который заключается в том, что все эти показатели включают в себя затраты прошлого труда, т.е. труда работников других предприятий. Поэтому во всем мире рассчитываются показатели объема производимой продукции без учета затрат прошлого труда. Таким показателем может выступать показатель чистой продукции.
ЧП = ТП – МЗ – А
где ЧП – объем чистой продукции; ТП – объем товарной продукции; МЗ – материальные затраты; А – амортизация.
Кроме отмеченных показателей на предприятиях рассчитываются показатели валового и внутризаводского оборота. Валовой оборот представляет собой сумму продукции, произведенную всеми цехами предприятия, как основного, так и вспомогательного производства без учета того, была ли вся эта продукция реализована на сторону или потреблена внутри предприятия. Внутризаводской оборот представляет собой сумму продукции, потребленную внутри предприятия. Разница между валовым и внутризаводским оборотом представляет валовую продукцию предприятия. Расчет стоимостных показателей объема производимой продукции производится по заводскому методу. Это значит, что из стоимости планируемых к производству готовых изделий, полуфабрикатов, работ и услуг вычитается стоимость той их части, которая используется внутри данного предприятия на собственные производственные нужды. Плановый объем товарной продукции может быть рассчитан по следующей формуле:
ТПпл = ∑QiЦi + ∑аiЦi +∑бiЦi +∑вiЦi +∑гiЦi +∑дiЦi +∑еiЦi,
где ТПпл – плановый объем товарной продукции; Qi – количество готовых изделий соответствующего наименования и типоразмера, сданных на склад готовой продукции; аi – полуфабрикаты собственного производства и продукция вспомогательных цехов для поставки на сторону; бi – полуфабрикаты и продукция для поставки своему капитальному строительству и хозяйствам неосновной деятельности своего предприятия; вi – оборудование, оснастка и инструмент общего назначения, зачисляемые в основные средства своего предприятия; гi – тарные изделия, изготовленные для собственных нужд, если их стоимость не вошла в оптовую цену изделия; дi – работы по капитальному ремонту оборудования, транспортных средств и приборов своего предприятия; еi – работы и услуги производственного характера по заказам со стороны или хозяйств неосновной деятельности своего предприятия; Цi, – соответствующая оптовая цена предприятия по видам продукции, полуфабрикатов, работ и услуг (действующая или сопоставимая).
Для расчета стоимостного объема валовой продукции на предприятиях необходимо произвести нормативные расчеты остатков незавершенного производства на начало и конец планируемого периода. Остатки незавершенного производства на начало планируемого периода определяются по данным бухгалтерского учета и уточняются в процессе проведения инвентаризации. Сложнее обстоит дело с определением остатков незавершенного производства на конец планируемого периода. Величина этих остатков зависит от объема производства, длительности производственного цикла и характера нарастания затрат в незавершенном производстве. На большинстве предприятий характер нарастания затрат определяется путем расчета коэффициента нарастания затрат по формуле:
Кнз = , где Кнз – коэффициент нарастания затрат; См – первоначальные материальные затраты, расходуемые в первый день производственного цикла изготовления изделия; С – производственная себестоимость изделия; Ум – удельный вес материальных затрат в себестоимости изделия (в долях единицах). Зная коэффициент нарастания затрат, размер незавершенного производства на конец планируемого периода определяется по формуле:
НПк = ∑( *Сплi * Тцi *Кнзi),
где НПк – объем незавершенного производства на конец планируемого периода; Qi – количество подлежащих выпуску в плановом периоде изделий в натуральном выражении; Дк – количество календарных дней в планируемом периоде; Сплi – плановая себестоимость единицы изделия i-го наименования; Тцi – длительность производственного цикла изготовления i-го изделия; Кнзi – коэффициент нарастания затрат по i-му изделию.
Полученный размер незавершенного производства измеряется по себестоимости изделия, а для расчета валовой продукции его нужно перевести в оптовые цены. Для этого используется коэффициент, который определяется как отношение объема товарной продукции по предприятию в целом к ее себестоимости. На основе проведенных расчетов остатков незавершенного производства объем валовой продукции предприятия определяется по формуле: ВПпл = ТП + (НП2 – НП1) + (И2–И1),
где ВПпл – объем валовой продукции; ТП – объем товарной продукции; НП – незавершенное производство на начало и конец планируемого периода; И – остатки инструментов и приспособлений собственного производства на начало и конец планируемого периода.
Для определения планового объема реализованной продукции необходимо провести расчеты остатков нереализованной продукции. Остатки нереализованной продукции на начало и конец планируемого периода рассчитываются отдельно по следующим элементам: 1. Готовая продукция на складе с выделением из нее норматива по готовой продукции и сверхнормативной готовой продукции. 2. Готовая продукция отгруженная. При этом в плане не учитываются следующие элементы нереализованной продукции: – сверхнормативная готовая продукция не прокредитованная банком; – готовая продукция отгруженная, но не оплаченная в срок; – продукция на ответственном хранении у потребителей в следствии отказа от акцепта. С учетом всего сказанного планирование объема реализованной продукции рассчитывается с.о.:
РПпл = ТПдоц. + (Пгс1 – Пгс2) + (Пго1 – Пго2),
где ТП – товарная продукция в действующих оптовых ценах (без НДС и акцизов); Пгс – остатки готовой продукции на складе на начало и конце планируемого периода; Пго – остатки продукции отгруженной на начало и конец планируемого периода.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|