Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Социальная работа как наука




Специальность/направление подготовки 040400.62 Социальная работа

Кафедра Социологии и социальной работы

 

Курсовая работа

по дисциплине «Теория социальной работы»

на тему: «Социальная работа и социальное управление»

 

Выполнила:

Студентка 2 курса

Матвеева В.Н.

Научный руководитель:

доцент, кандидат социологических наук,

 
Прошина Анна Николаевна


 

 

Оглавление

Ведение. 4

Глава 1. Социальная работа как теоретическая деятельность. 6

Социальная работа как наука. 6

Принципы и методы социальной работы.. 7

Место и роль среди других наук. 9

Выводы по первой главе: 10

Глава 2. ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ.. 11

1. Социальное управление как самостоятельная наука. 11

Сущность и содержание социального управления. 11

Воздействие. 12

Целеполагание. 12

Стимулы.. 13

Феномен управления. 13

Система управления. 14

Выводы.. 15

Глава 3. Социальное управление в истории развития социальной работы (ретроспектива, наше время, перспектива) 16

Особенности подхода к социальной работе в России. 16

Архаический период. 17

Период княжеской и церковно-монастырской благотворительности 12-13в. 18

Период церковно - государственной помощи- с 14в. по вторую половину 17в. 18

Период государственного призрения со второй половины 17в. по вторую половину 19в. 18

Период социальной работы - с начала 90-х годов. 20

Выводы по третьей главе: 22

Заключение. 23

Список литературы.. 24

 


 

Ведение

В последнее время в России осуществляется интенсивное развитие институционализации социальной работы, активно развивается концепция социальной работы как системы ценностей, идей и учреждений, обеспечивающих помощь нуждающимся и осуществляющих социальную защиту и поддержку населению в зоне риска. Особенно стоит отметить развитие теории социальной работы, которая ранее в течении долгого времени отставала от непосредственного практического осуществления.

В современных условиях форсированных социальных перемен на макроуровне системы социальной работы необходимо проведение социальных мероприятий и разработка социальных программ, которые эффективно оптимизируют всю систему, качественно преобразуют механизм решения и предвосхищения социальных проблем через реализацию социального управления.

В настоящее время социальное управление рассматривается как конкретная институциональная практика и идеология реализации социальных обязательств как государства, так отдельных организаций и общества в целом. Из этого можно полагать, что роль и место социального управления в теории социальной работы чрезвычайно актуально.

В нашей стране специалисты в области философии, социологии, истории, педагогики и других наук активно стремятся принять участие в изучении и совершенствовании системы социальной защиты граждан в условиях постоянно изменяющейся социальной системы. В 21 веке они уже могут это осуществлять не только перенимая зарубежный опыт, но и развивая собственные концепции, построенные на российских реалиях.

Такие исследователи как В.Г.Бочарова, С.И.Григорьев, Л.Г.Гуслякова, Н.С.Данакин,В.И.Жуков,И.Г.Зайнышев,И.А.Зимняя,В.А.Никитин,П.Д.Павленок,А.М.Панов,А.С.Сорвина,М.В.Фирсов,Е.И.Холостова,Е.Р.Ярская-Смирнова и др. пытались осмыслить сущность теории социальной работы как науки.

Публикации И.А.Григорьевой, Л.Г.Гусляковой, В.М. Капицина, И.К.Ларионова, В.П. Мошняги, В.А.Никитина, В.Г.Попова, Е.И.Холостовой, Т.В.Шипуновой и др. активно влияют на развитие исследовательской деятельности в вопросах методологии социальной работы.

Российские ученые также обращаются к исследованию проблем взаимосвязи социальной политики и теории социальной работы (труды Н.А.Волгина, В.И.Жукова, В.В.Колкова, И.М.Лавриненко, Е.И.Холостовой и др.).

Несмотря на это, роль и место социального управления в теории социальной работы недостаточно изучены, из чего вытекают трудности исследования данного вопроса, так как социальная политика и социальное управление безусловно выходят на первый план в теории и практики социальной работы как активно развивающиеся и влиятельные структуры в условиях трудностей российского общества и экономики.

Стоит пояснить, что объект исследования моей курсовой работы: теория социальной работы как система.

Предмет исследования: место и роль социального управления в системе теории социальной работы.

Цель исследования: обобщить теоретические подходы к проблеме взаимосвязи социального управления и теории социальной работы и проследить развитие их взаимодействия.

Задачи:

1. Обобщить основные теоретические аспекты теории социальной работы;

2. Раскрыть сущность и содержание социального управления;

3. Проанализировать взаимосвязь социального управления и теории социальной работы.


 

Глава 1. Социальная работа как теоретическая деятельность

Социальная работа как наука

Теория социальной работы – особая область знаний о социальной работе, закономерностях её организации, а также совершенствования её как практической деятельности. С. И. Григорьев (Теория и методология социальной работы /Под ред. С.И. Григорьева. - М. 1994. - Т.1. - 356 с. С. 9-20, 50-63, стр 17) считает, что объект и предмет лежат в основе показателей методологии научного знания, и на данном этапе развития научного знания самостоятельной наукой признается та область, которая имеет свой предмет исследовании и специфическую методологию научного анализа.

Теория – это научно обоснованное толкование и объяснения факта, та часть науки, которая имеет дело с принципами и знаниями в качественном плане противоположное практическим методам. Если перенести это на тему моего исследования, то теория социальной работы – это система знаний и взглядов для объяснения и понимания социальных процессов, явлений, а так же влияния социальных служб на них. А в широком плане теория социальной работы представляется нам как система взглядов и представлений по взаимодействию и влиянию социальных служб и органов социальной защиты на общество и объяснение возникающих от этого явлений и процессов.

Теория социальной работы включат в себя разнообразие подходов к рассмотрению вопросов объекта и предмета. «Объектом исследования социальной работы является процесс связей, взаимодействий, способов и средств регуляции поведения социальных групп и личностей в обществе. Предметом социальной работы как самостоятельной науки являются закономерности, обуславливающие характер и направленность развития социальных процессов в обществе» (Баркер Р. Словарь социальной работы / Р.Баркер. - М., 1994. - 134 с.)

Объект исследования исследователи выделяют различный. Одни видят их клиентами, нуждающимися в посторонней помощи, другие рассматривают предмет как социальную ситуацию и проблему отдельно взятого клиента. Часть специалистов социальной работы признают то, что объектом социальной работы является комплекс связей, взаимодействий, взаимовлияний, способы и средства регулирования поведения социальных групп и отдельных личностей, способствующих их реализации, а также характер сопряженности жизненных сил индивида и группы и средств обеспечения их реализации в разных социальных ситуациях (Ларионов И.К. Социальная теория: Общие основы и особенности России/ И.К.Ларионов. - М., 2008. - 456 с)

Предметом социальной работы как социальной науки они считают закономерности содействия становлению и реализации жизнедеятельности человека в новых экономических условиях, а также совершенствование механизмов сопряженности жизненных сил и средств обеспечения их осуществления, реабилитации (Гуслякова Л. Г. Социальная работа в структуре социальных наук// Российский журнал социальной работы/Л.Г. Гуслякова. - 1996. - № 1. - С.17-22.)

Несмотря на различные формулировки объекта, и предмета, все сходятся в том, что в современных условиях социальная работа выходит за границы социальной помощи крайне нуждающимся категориям, становясь теоретическим знанием о человеке и способах улучшения его социального благополучия.

Существенные связи субъекта социальной работы и объекта, влияющие на эффективность достижения целей социальной работы, могут быть выражены закономерностями (Никитин В. А. Состояние и проблемы развития теории социальной работы в России /В.А.Никитин // Знания. Понимания. Умения. - 2006. - № 4. - С. 19-23.)

Закономерности социальной работы выражают в интегрированном виде характер и направленность социальных связей и явлений, имеющих отношение к социальной ситуации.

Главной задачей теории социальной работы является систематизация научных знаний о ее объекте. Как отмечает российский ученый, генеральный секретарь Межрегиональной Общественной Организации «Ассоциация работников социальных служб» Л.В.Топчий, с первой половины 90-х гг. XX столетия теория социальной работы в России пытается выработать синтезированный подход к изучению проблем оказания профессиональной помощи человеку в трудной жизненной ситуации и формирования возможностей социального обустройства общества и государства (Топчий Л.В. Современные проблемы развития теории / Л. В. Топчий // Социальная работа. - 2007. - № 1. - С. 62-64)

Социальная работа как теоретическое знание может выступать системой по целому ряду оснований - с точки зрения неразрывной связи ее теоретической и эмпирической частей; как объединяющая знание многих наук, инвариантом которого выступает целостное постижение человека; как имеющая взаимосвязанные элементы науки - ее закономерности, принципы и методы и пр. (Теория и методология социальной работы /Под ред. С.И. Григорьева. - М. 1994. - Т.1. - 356 с. С. 9-20, 50-63) Система закономерностей и принципов теории социальной работы носит целостный, направленный на позитивное преобразование социальной практики характер. Процесс познания любой теории невозможен без выделения ее базовых категорий - основных понятий, в которых выражается предмет науки.

Теория социальной работы реализует свою задачу, выполняя ряд существенных функций: информационную, позволяющую в обобщенной форме описывать сведения о социальных процессах; объяснительную, с помощью которой выявляются причинно-следственные связи, тенденции становления социальных процессов; эвристическую, благодаря которой формируются новые знания о социальных проблемах, создаются новые и уточняются уже известные научные концепции; практическую, позволяющую принимать решения в конкретных социальных ситуациях и осуществлять социальные программы, удовлетворяя запросы общества; прогностическую, которая заключается в рассмотрении стратегических направлений развития социальных процессов и обеспечении превентивного воздействия на те или иные явления социальной сферы; мировоззренческую, рождающую у субъектов социальной работы научное мировоззрение, системное мышление, позволяющее видеть социальные сущности во всей полноте их взаимосвязей.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...