Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Период государственного призрения со второй половины 17в. по вторую половину 19в.




 

Сосредоточение дела призрения в государственных учреждениях началось после воцарения династии Романовых в 1613 г. Был учрежден Аптекарский приказ, а с 1670 г. при царе Алексее Михайловиче (1645--1676) -- Приказ строения богаделен. Но эта мера, по-видимому, была вызвана не решением осуществить какую-нибудь систему общественного призрения, а только усилением благотворительной деятельности как самого царя Алексея Михайловича, так и ближайших к нему лиц. Земский сбор 1681 г. (царствование Федора Алексеевича) побуждает правительство подготовить в 1682 г. особый акт, открывающий новые подходы к общественному призрению. С приходом к власти Петра I и Ивана V, в период их совместного правления в 1682 г., при регентстве Софьи, мероприятия по искоренению нищенства и призрения вновь приобретают актуальность.

 

Переход общественного призрения в определенную систему принадлежит уже императору Петру Великому. Систематизируя обширный ряд его законов и распоряжений, нельзя не видеть, что им были затронуты все важнейшие и, так сказать, основные вопросы призрения:

1. подробно останавливается на необходимости различать нуждающихся по причинам их нужды и определять помощь в соответствии с этой нуждой

2. указывает на предупреждение нищеты как лучший способ борьбы с ней;

Обращаясь к отдельным мероприятиям Петра Великого, отметим наиболее значимые из них:

1. учреждению в городах госпиталей для незаконнорожденных, а затем и общих сиротских домов от магистратов;

2. в 1710 г., ввиду злоупотреблений в пользовании богадельнями, великий преобразователь России предписывал произвести разбор и выселить из богаделен тех из них, которые имеют жен и детей и знают промыслы;

3. в указах 1713--1719 гг. обращается внимание полиции на монахов и нищих, которые являются в Москву, чтобы нищенствовать. Всех их предписывалось забирать и приводить в Монастырский приказ;

4. призрение военных чинов, по отношению к ним были изданы распоряжения в 1716, 1722, 1724 гг. и некоторые другие;

Сеть благотворительных учреждений расширилась в 69 - 90-е гг. 18 в. В 1831 г. в самостоятельную отрасль призрения закрытого типа выделилась защита и помощь детству.

Таковы в общем важнейшие течения в области общественного призрения, проявившиеся за время царствования Петра Великого. Несомненно, что великий преобразователь России, устанавливая деление нуждающихся на категории и виды призрения сообразно с нуждами этих категорий, принимая на себя и на государство законодательное упорядочение призрения и поручая выполнение его в значительной части организованным общественным силам, отрицая при всём этом безразборчивую раздачу милостыни, стоял на правильном пути.

Хотя императрица Екатерина I, а затем и Елизавета и издавали указы о призрении незаконнорожденных, но не имели энергии настоять на исполнении, вследствие чего даже те приюты, которые были открыты при Петре I, постепенно закрылись.

При преемниках Петра Великого и до издания учреждения о губерниях (7 ноября 1775 г.) заведование призрением лежало на Правительствующем Сенате, без определения которого никто не мог быть помещен в богадельню. Екатерина II первые годы своего царствования тоже следовала им, значительно смягчив, однако, карательную систему по отношению к нищим. Крупнейшим же делом периода царствования Екатерины Великой было учреждение двух больших, по своим размерам, заведений для призрения незаконнорожденных детей. Вопрос о них был серьезно разработан под руководством известного филантропа И. И. Бецкого и получил практическое осуществление с основанием в 1763 г. в Москве Воспитательного дома. В Петербурге было открыто сначала (в 1770 г.) отделение этого дома, преобразованное в 1780 г. в самостоятельное учреждение. Устройством этих двух домов было положено прочное начало призрения незаконнорожденных детей если не во всей Империи, то в ближайших к столицам губерниях.

 

Продолжателем реформ становится Екатерина II, которая создает целую сеть специальных учреждений под названием "Приказы общественного призрения", открытых в сорока губерниях на основании "учреждения о губерниях" 1775 г. По этому закону "приказу общественного призрения поручается попечение и надзирание о установлении и прочном основании:

· народных школ;

· установление и надзирание сиротских домов для призрения и воспитания сирот мужского и женского пола, оставшихся после родителей без пропитания;

· установление и надзирание госпиталей или больниц для излечения больных;

Приказы подчинялись сначала Коллегии экономики, а с учреждением в 1802 г. министерств они вошли в ведение Министерства внутренних дел; с 1810 по 1819 г. они подчинялись Министерству полиции, а с ликвидацией последнего они вновь перешли в подчинение Министерства внутренних дел и Правительствующего Сената.

К 1862 г. складывается определенная система учреждений социальной помощи:

· лечебные заведения (больницы, дома для умалишенных);

· заведения призрения (богадельни, инвалидные дома, дома для неизлечимых больных);

Таким образом, реформой 1775 г. Екатерина II создала универсальную систему благотворительности.

Следует подчеркнуть, что институты социальной помощи населению в губерниях не имели четкой структуры и принципов организации. Их деятельность не была постоянной, и они не могли удовлетворить потребности населения. И тем не менее система призрения, созданная в этот период времени, процветала долго и сохранилась в общих чертах до наших дней.

Период социальной работы - с начала 90-х годов

В России социальная работа как профессиональная деятельность начинает складываться в начале 90-х годов. Уровень жизни населения в начале 90-х годов резко снижается в результате проводимой социальной и экономической политики, повышения потребительских цен и снижения доходов населения. По отношению к 1990 г. платные услуги населению составили в 1993 г. 39%, а покупательная способность денежных сбережений -- 97%. С 1990 по 1993 г. дефлятор валового внутреннего продукта вырос в 410 раз. В январе-июле 1992 г. Федеральная служба занятости зафиксировала 1281,7 тыс. неработающих граждан, из них 71% составляли женщины. Несмотря на существующие расхождения в цифрах, налицо динамика роста безработицы. Рост безработицы повлек за собой изменение динамики преступности. Программа в сфере экономики предусматривала целый ряд радикальных мер, среди которых важнейшими являются: либерализация цен; сокращение бюджетного дефицита; снижение дотаций убыточным предприятиям; введение прогрессивных налогов; сокращение военных расходов. В условиях социально-экономической нестабильности происходит снижение инвестиций и в социальную сферу. В декабре 1991 г. президентским Указом «О дополнительных мерах по социальной поддержке населения в 1992 г.» органам исполнительной власти предоставлялось самостоятельное право определять формы социальной поддержки населения (талонно-купонная, карточная, целевая денежная компенсация и др.), которые смогли бы защитить население в условиях либерализации цен.

 

Принимается ряд законодательных мер в области семьи, детства, защиты инвалидов, пенсионеров, военнослужащих: «О государственных пенсиях РСФСР», «О дополнительных мерах по охране материнства и детства» (4 апреля 1992 г.), «Об улучшении пенсионного обеспечения семей граждан, умерших вследствие заболевания сибирской язвой в г.Свердловске в 1979 г.» (4 апреля 1992 г.), «О защите прав потребителей» (7 февраля 1992 г.), «О повышении минимального размера оплаты труда» (21 апреля 1992 г.), «О повышении размеров социальных пособий и компенсационных выплат» (21 мая 1992 г.) и ряд других. Указы Президента «О мерах по социальной поддержке многодетных семей», «О первоочередных мерах по реализации Всемирной декларации об обеспечении выживания и развития детей в 90-е гг.» и др. Всего же институту материнства и детства к 1995 г. предоставлено более 46 гарантий и льгот по материальному обеспечению. Важным поворотом в системе социального обеспечения нуждающихся явились указ Президента и решение Правительства об управлении государственным социальным страхованием. Согласно им, денежные средства Фонда социального страхования должны формироваться за счет страховых взносов и целевых ассигнований из других источников, которыми владеют предприятия, организации, учреждения и иные хозяйственные субъекты независимо от форм собственности.

Массовое высвобождение работников и ликвидация ряда учреждений затронули и такую сферу социальной деятельности, как трудовая реабилитация инвалидов. В целях их социальной защищенности президентским указом предусматривались определенные квоты для приема инвалидов на работу (на разные предприятия независимо от форм собственности).

В 1994 г. Правительством утверждаются основные направления деятельности в области социальной политики. Среди мер поддержки и защиты нетрудоспособных и малообеспеченных слоев населения предполагалось улучшение пенсионного обеспечения, увеличение помощи семьям с детьми, малообеспеченным, инвалидам.

В мае 1995 г. выходят федеральные законы «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов», а в ноябре -- «Об основах социального обслуживания населения Российской Федерации». Они стали основой законодательной базы в сфере социальной защиты населения. Постановлением Правительства РФ от 25 ноября 1995 г. утверждался перечень гарантированных государством социальных услуг, которые предоставлялись гражданам пожилого возраста и инвалидам государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания.

Система социальных служб складывалась из государственных, муниципальных и негосударственных институтов помощи. Основными формами деятельности этих служб являлись материальная помощь, помощь на дому, обслуживание в условиях стационара, предоставление временного приюта, организация дневного пребывания в учреждениях социального обслуживания, консультативная помощь, социальный патронаж, социальная реабилитация и адаптация нуждающихся, социальная помощь. Финансирование социальных программ населению осуществляется не из поступлений от налогов, как это было раньше, а из специализированных страховых фондов: Пенсионного фонда, Фонда социального страхования, Фонда занятости, Фонда медицинского страхования, Фонда социальной защиты.

Выводы по третьей главе:

1. история социальной работы в России - совершенствование субъектной и объектной базы социальной работы, поступательное развитие ее исторических моделей и форм их проявления.

2. как феномен российской действительности социальная работа имеет многовековые традиции. В последние годы в России возрождается благотворительность, социальная работа получает новое законодательное развитие, в вузах, в том числе и военных, готовятся кадры специалистов социальной работы.

3. закономерности истории социальной работы в России - форма концентрации знаний предмета. Закономерности выражают прочные, повторяющиеся, объективно обусловленные связи между сущностями явлений и процессов в истории социальной работы.

 

Среди этих закономерностей отмечают:

· зависимость результативности социальной работы от структурной завершенности системы органов управления и функционирования на различных этапах истории Российского государства;

· соответствие форм и методов работы возможностям государства и требованиям времени;

· зависимость результативности работы от непротиворечивости ближайших и долгосрочных целей социальной защиты, социального обеспечения и т. д.;

· соответствие полномочий и ответственности специалиста социальной работы и др.

Заключение

По итогам проделанной работы можно сделать вывод, что и социальная работа и социальное управление отдельные, независимые дисциплины с комплексом своих методик и концепций. Несмотря на это, они неразрывно связаны и, как нам удалось проследить, взаимодействуют друг с другом на протяжении всей истории общества. Социальная работа влияет на развитие социального управления, а социальное управление в свою очередь влияет на становление социальной защиты, помощи и других компонентов теории и практики социальной работы.

Следует отметить, что в современном мире социальная защита прав населения в условиях социальных изменений напрямую зависит от государственного регулирования этого вопроса, а, и, соответственно, от социального управления.

Стоит отметить, что сам институт социальной работы системно и теоретико-практически нуждается в непрерывном развитии, исследовательской деятельности и повышении эффективности на всех уровнях, чтобы обеспечивать поддержку нуждающемуся населению в условиях современности. Естественно, этого невозможно добиться без непосредственного участия социального управления, которое исходит, соответственно, сверху.

Можно обоснованно предположить, что будущее социальной работы за государственным регулированием этой сферы деятельности, а также активное развитие административно-правовых актов и поддержки институтов государственного управления.

 


 

Список литературы

1. Баркер Р. Словарь социальной работы / Р.Баркер. - М., 1994. - 134 с.

2. Григорьева И.А. Социальная политика: основные понятия // Журнал исследований социальной политики. - 2003. - Т. 1. - № 1. - С. 29-44.

3. Гуслякова Л. Г. Социальная работа в структуре социальных наук// Российский журнал социальной работы/Л.Г. Гуслякова. - 1996. - № 1. - С.17-22.

4. Кадомцева С. Социальная политика и население /С.Кадомцева // Экономист. - 2006. - № 7. - С. 48-58.

5. Квироз Т. Социальная политика и социальная работа: ориентиры на будущее /Т.Кривороз //Бюллетень научной информации. - 1993. - № 5. - С. 5.

6. Колков В.В. Взаимосвязь социальной политики и социальной работы/ В.В.Колков, И.М.Лавриненко. - М.: Институт молодежи, 1999. - 210 с.

7. Ларионов И.К. Социальная теория: Общие основы и особенности России/ И.К.Ларионов. - М., 2008. - 456 с.

8. Мошняга В. П. Международный опыт социальной политики и социальной работы: Курс лекций / В.П.Мошняга. - М.: Изд. Московского гуманит. ун-та, 2006. - 132 с.

9. Никитин В. А. Состояние и проблемы развития теории социальной работы в России /В.А.Никитин // Знания. Понимания. Умения. - 2006. - № 4. - С. 19-23.

10. Павленок П. Д. Теория, история и методика социальной работы: Учеб. пособие/ П.Д.Павленок. - 3-е изд. - М.: ИТК «Дашков и Ко», 2005. - 345 с.

11. Парамонов В. В. Социальная политика: Учеб. пособие/ В.В.Парамонов. - М.: Изд-во РУДН, 2006. - 114 с.

12. Романов П.В. Социальные изменения и социальная политика / П.В. Романов /П.В.Романов //Журнал исследований социальной политики. - 2003. - № 1. - С. 45-67.

13. Смирнов С. Н. Социальная политика: Учеб. пособие / С. Н. Смирнов, Т. Ю. Сидорина. - М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2004. - 432 с.

14. Социальная политика: Учеб. для вузов / Рос. акад. гос. службы; Под общ. ред. Н. А. Волгина. - М.: Экзамен, 2006. - 734 с.

15. Социальная политика и социальная работа в изменяющейся России /Под ред. Е.Ярской-Смирновой, П.Романова. - М.: ИНИОН, 2002. - 456 с.

16. Социальная работа: Учеб. пособие / Под ред. В. И. Курбатова и др. - Ростов на Дону. - 5-е изд., 2006.- 480 с.

17. Социальная работа: теория и практика: Учеб. пособие /Под ред. Е.И. Холостовой, А.С. Сорвиной. - М.: ИНФРА-М, 2001. - 334 с.

18. Справочное пособие по социальной работе / Под ред. А.М. Панова, Е.И. Холостовой. - М, 1997.- 175 с.

19. Теория и методика социальной работы / Под ред. И. Г. Зайнышева. - М., 1994. - Т. 1. - 575 с.

20. Теория и методология социальной работы /Под ред. С.И. Григорьева. - М. 1994. - Т.1. - 356 с. С. 9-20, 50-63.

21. Топчий Л.В. Современные проблемы развития теории / Л. В. Топчий // Социальная работа. - 2007. - № 1. - С. 62-64.

22. Фирсов М.В., Теория социальной работы / М.В.Фирсов, Е.Г. Студенова.- М., 2005. - 432 с.

23. Холостова Е.И. Социальная политика и социальная работа: Учеб. пособие/ Е.И.Холостова. - 2-е изд. - М.: Дашков и Кo, 2008. - 216 с.

24. Холостова Е. И. Социальная работа: теоретико-методологические аспекты /Е.И.Холостова // Социальная работа. - 1994. - Вып. 6. - С. 33-37.

25. Шипунова Т.В. Социальная политика и социальная работа в изменяющейся России / Т.В.Шипунова, И.А. Григорьева // Журнал исследований социальной политики. - 2003. - Т. 1. - № 1. - С. 129-133.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...