Христианство против пьянства
⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 5
«Ни пьяницы, ни злоречивые Царства Божия не наследуют» (1 Кор.6;9-10) Святитель Василий Великий говорил: «Нет конца этому злу: пьянство само себя заводит всё дальше, никогда не утоляя потребности, но порождая всё большую жажду и требуя всё нового питья». [19,стр. 324] «Вино потопляет рассудок и ум и возбуждает страсти и сластолюбие, нападающие подобно рою пчёл». [19,стр. 330] Апостол Пётр предупреждал нас, говоря: «Трезвитесь, потому что противник ваш дьявол ходит как рыкающий лев, ища кого поглотить». [19,стр. 374] От пьянства предостерегают и Библия, и святители Тихон Задонский, Димитрий Ростовский, Иоанн Златоуст, Василий Великий, Григорий Богослов, Ефрем Сирин, Феофан Затворник и многие другие. Господь слышит каждую нашу молитву, но иногда, желая прославить Своих угодников, требует от нас, грешных, чтобы мы прибегали к их заступничеству, и по их, угодным Ему, молитвам исполняются во благих наши желания». [19,стр. 404] Верующие люди, которые хотят помочь своим близким при недуге пьянства, обращаются с молитвой к святому мученику Вонифатию, преподобному Моисею Мурину, Пресвятой Богородице (особенно почитается икона «Неупиваемая чаша»). «Многие благочестивые женщины в семейных несчастьях, особенно когда муж - пьяница, обраща-ются к заступничеству блаженной Ксении Петербургской». [19,стр. 253] В православии давно известно, что причиной алкоголизма является духовное заболевание - гордость. Люди с алкогольной зависимостью - своевольные, они не выносят контроля людей и Бога. Ум алкоголика закрыт для восприятия других идей, утверждений, знаний. Пьющий человек ни на что не годен. Чтобы преодолеть алкогольную зависимость, необходимо самому страждущему захотеть постоянно вести трезвый образ жизни, отказаться от своеволия и попросить помощи у других. Первым шагом к выходу из любой зависимости является осознание того, что неразрешимых проблем не существует. Божественный промысел посылает нам ровно столько испытаний и трудностей, сколько мы способны вынести.
Сам одержимый страстью пьянства человек нередко не только не имеет сил для собственного спасения, но и не хочет его. Особая духовная и нравственная проблема стоит перед членами семьи пьющего. Для исцеления души и тела Церковь предлагает многие благодатные средства. Святой праведный Иоанн Кронштадтский писал: «Чем же изгнать беса пьянства? Молитвою и постом. Входит враг оттого, что люди предаются плотскому образу жизни, чревоугодливости и не молятся, - естественно, что и выйти он из них может от противоположных причин: поста и молитвы». [19,стр. 15] Преподобный Амвросий Оптинский «людям, страдающим душевной тоской от неимения сил бросить винопитие и табакокурение давал совет искренне исповедоваться и покаяться за всю жизнь с 6-7 лет и причаститься Святых тайн. Кроме этого, надо ежедневно стоя читать Евангелие по главе или более, а когда нападёт тоска или желание возвратиться на грех, читать Евангелие, пока не пройдёт тоска, или, если наедине, класть 33 земных поклона с Иисусовой молитвой». [19,стр. 17] Главное оружие во всякой душевной борьбе - Иисусова молитва: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго». Святые отцы называют Иисусову молитву сокращением всего Евангелия. Это спасительная молитва читается 33 раза с земными поклонами при любых скорбных обстоятельствах. Её нужно повторять в уме, про себя, полушёпотом в любое время, в любом месте (в дороге, дома, при выполнении работ и т.д.) «Господи, помилуй» - самая краткая форма той же молитвы, и порой, особенно на краю гибели, именно этот вопль только и спасает человека от неминуемого падения.
Игумен Никон (Воробьёв) в своём наставлении пьющему писал: «Помни, что своей силой ты ничего не возьмёшь, а всегда призывай Господа Иисуса Христа на помощь при всяком искушении. Тогда твоему доброму произволению будет содействовать сила Божия, поборающая всякий грех, всякое бесовское действие». [19,стр. 23-24] В этом же наставлении он даёт много советов о том, как вести себя, если не можешь не пить, о необходимости помириться со всеми, так как когда человек находится во вражде, то его молитвы не принимаются Богом. Нельзя оправдывать себя никакими обстоятельствами, никого не обвинять, кроме себя, потому что в самооправдании гибель. Совет Святителя Феофана дочери пьющего отца: «Молитесь и терпите… Пищу подавая отцу, полагайте на ней крестное знамение; если бывает, что он дома пьёт, скажите как-либо: «Дай, отец, я налью»… Налейте, и крестное знамение положите, говоря к Господу: «Господи, отврати сердце и вкус отца от этого пагубного питья»! [19,стр. 64] Любовь, терпение, смирение и пламенная молитва - вот универсальные средства спасения пьющего. Пьяница есть нарушитель всех заповедей Божиих. Святитель Иоанн Златоуст с сокрушением и болью говорит о безобразнейшей и постыднейшей из злых привычек - сквернословии: «В целом свете, говорят, нет народа, который бы так любил бранные, срамные слова, как народ русский, именующий себя православным. У нас сквернословят взрослые и часто малолетние, произносят гнилые слова мужчины, не чуждаются их и женщины, и, что всего прискорбнее, не разбирают ни места, ни времени. У пьяниц эта привычка бывает особенно сильна». [19,стр. 344] «Произносящий скверные слова, - говорил один церковный учитель, - недостоин входить в храм Божий и прикасаться к святыне: о таком человеке Ангел Хранитель плачет, диавол же радуется, на такового Бог посылает различные напасти и несчастья». [19,стр. 345] Священномученик Владимир, Митрополит Киевский в речи по поводу открытия «Общества борьбы с пьянством» сказал: «Сознавайте в трудностях вашего дела всегда ваше собственное бессилие! Но не теряйте надежд на Ту Силу, Которая всё может. У Бога всё возможно». [19,стр. 373] Бог освобождает человека от любого рабства, греха и зависимости после покаяния. Покаяние - это единственное реальное из всех известных человечеству средств. Дело не в силе воли или внушении. Дело в силе Бога, Который проливал кровь за наши грехи и силен спасти и освободить любого, кто попросит Его о помощи в простой молитве покаяния.
В нашей жизни присутствует воля Божья, поэтому православные в силах ответить на вызовы современной цивилизации, которая становится всё более антихристианской. Бывают ситуации, когда только молитвой Господь управляет судьбами людей. В самых безнадёжных с точки зрения логики ситуациях надо полагаться на Бога гораздо больше, чем не собственные стратегии. сквернословие православный педагогика искушение Человеческое сердце настроено Богом на достижение счастья. Когда человек любит Бога и людей, он достигает его. Но часто счастье он начинает подменять удовольствием. Для помощи человеку очень важно осуждать не его, а грех, живущий в нём. С духовной точки зрения наркомания, алкоголизм и курение - это болезни души, и от того, как мы относимся к этой болезни (боремся или способствуем её развитию), зависит наше приближение к Богу или удаление от Него, а значит, и наше спасение. «По вере вашей да будет вам»!
Заключение
Никакой закон не поможет конкретному человеку избавиться от алкогольной зависимости. Это надо делать с детства, личным примером, показывать самым маленьким детям, детям постарше, как надо жить, воспитывать христианскими понятиями совести, стыда, сострадания, не начинать курить, гнать мысли о выпивке, не тянуться за теми, кто рано начал пить, курить, принимать наркотики. Как учил апостол Павел: «Лучше не есть мяса, не пить вина и не делать ничего такого, от чего брат твой претыкается или соблазняется, или изнемогает. Нужно отвергнуть дела тьмы и облечься в оружие света». «Без покаяния нет спасения. Покаяние не есть публичное самобичевание, но тяжёлый и кропотливый внутренний труд по очищению сердца от нравственных нечистот, скопившихся там за время рассеянной, нерадивой, безблагодатной жизни.
Плод покаяния - исправление, перемена жизни. Человек должен с корнями вырвать из души пороки и страсти, отвратиться от зла и неправды, приступить ко Господу и начать Ему Единому служить всеми силами души и тела. Помните о том, что нечистое не войдёт в Царство Божие. Как говорит апостол Павел: «не обманывайтесь: ни блудники, ни растлители, ни пьяницы, ни сквернословцы Царства Божия наследовать не могут». Вот почему основной подвиг на спасительном пути и заключается в очищении своей души от всякой греховной скверны и в насаждении добрых христианских навыков». [25(№2),стр. 1] Там, где нет благодати Божией, неизменно появляется порок. Чтобы преодолеть духовную страсть, нужен труд души, а чтобы совершить этот труд, необходимо призвать помощь Божию. «Благодаря усилиям архимандрита Тихона (Шевкунова) был запущен проект «Общее дело». Удалось отснять 16 антиалкогольных роликов из серии «Береги себя» и три фильма, два из которых были показаны в эфире Первого канала. Проект был запущен в середине января 2009 года. И хотя ролики демонстрировались не так часто, только по вечерам, они совершили буквально революцию в умах людей. Шестьдесят процентов откликов на сайте Первого канала были посвящены этим роликам. Люди писали, что это очень важное и нужное дело, просили продолжить демонстрацию роликов. Результат превзошёл ожидания… По сообщению серьёзного бизнес - издания «РБК - дели» в феврале 2009 года продажа водки сократилась на 21%, продажа вина - на 18%». [21(№7),стр.2] Только трезвая Россия станет великой! Современная молодёжь очень падка на соблазны, обладает малой силой сопротивляемости греху, легко внушаема. Она или не получила добрых нравственных качеств, или не смогла их усвоить. Сегодня наше общество лишено иммунитета ко злу, потому что сильно пострадала основа его, малая церковь - семья. В государстве нет сегодня других структур, которые могут взять на себя задачи по недопущению разрушения морали. Одна из главных задач Церкви заключается в том, чтобы православие и религия дошли до молодёжи. Духовно - нравственное воспитание - важнейшее общенациональное дело, которое сплотит народ и позволит России выйти на новые исторические рубежи. Духовность проявляется в стремлении человека к душевной гармонии и внутренней чистоте, в желании и умении строить отношения с другими людьми на основе добра, истины, красоты, любви, совершенствовать мир и себя в нём. Изучение Основ Православной культуры (ОПК) во всех классах средней школы - это начало приобщения ребёнка к нравственным и культурным ценностям. ОПК открывает ребёнку мир Православия - мир бесконечный, добрый и мудрый!
Список использованной литературы
1. Е. Ю. Попов «Алкоголь: мифы и реальность», Памятка для родителей и подростков,- Ярославль: ИРО, 2009.-12 с. 2. Библия М., 1968, . И. Клименко «Горькая правда о пиве и табаке».-М.: Философская книга, 2008.-112 с. 4 «Достигнув дна, вернуться к свету», М., 1999, 384 с. . В. Цыганков «Из плена игромании», С.-Пб. МРФ «Держава». Издательство «Сатисъ», 2006 г., 45 с. . Икона Божией Матери «Неупиваемая чаша», Издание Сретенского монастыря, 2000г., 94 с. . «Как защитить вашего ребёнка?»М.,Даниловский благовестник, 2002.-352 с. . Н. И. Даников «Лечение алкоголизма травами» М. «Этерна», 2006 г., 384 с. . Н. Бойко «Никотиновая зависимость», М., МОФ «Родная страна» 2009г., 198 с. . К. В. Зорин «Одержимые», М., Русский хронографъ 2007г., 255 с. . «Оптималист» газета №7 2009г. . «Основы нравственности», М.: Про-Пресс, 2002 г. 456 с. . Игумен Киприан «Педагогика», Курс лекций, 2008 г. . Д. А. Карпачев «Пивная наркомания и её последствия». РОД «Трезвая Россия» 2006-2010 г. 12 с. . Н. Бойко «Практически не пьём…», или «Отсроченное пьянство». М., МОФ «Родная страна» 2009г., 136 с. . «Расти без наркотиков» - методический материал Управления Государственного антинаркотического комитета по Центральному Федеральному органу. . И. Медведева, Т. Шишова «Ребёнок и компьютер»; сборник материалов. Клин: Христианская жизнь. 2009г. 320 с. . Российская газета №80 15 апреля 2010 г. . Е. В. Тростникова «С верой и упованием», М. «Отчий дом» 2002г. 447 с. . «Свобода и зависимость: беседы со старшеклассниками о курении, алкоголизме и наркомании». М., Издательский Совет Русской Православной Церкви 2009г. 208 с. . «Соратник» газета «Союза борьбы за народную трезвость» № 2 февраль, № 7 июль 2009г. 22. Страсть, грех или болезнь», М., Даниловский благовестник 2009 г. 320 с. . Фазиль Ирзабеков «Тайна русского слова». Заметки нерусского человека.-М.: Даниловский благовестник, 2008 -200с. . «Трезвая Россия» газета №23 июнь 2008 г. . «Трезвение» газета Всероссийского Иоанно-Предтеченского Православ-ного братства «Трезвение» №2 февраль, №5 май, №7 июль 2009 г. . Е. Старикова «Чего не знают родители», М., «Даниловский благовестник» 2010 г. 185 с. . Андросова Юлия. Вирус сквернословия: Классный час //Газета «Школьный психолог».-2008.-N 20.-С. 10-12. 28. <http://trezvoeslovo.ru/rubrik.php?id_site=&id_page=83&id_article=322> «В чем грех сквернословия»? Трезвое слово №8
Приложение 1
Тема: «Сила слова или яд сквернословия». Урок для средней группы Воскресной школы (7 - 9 лет). Цель: - формировать стойкую неприязнь к матерщине, сквернословию, отрицательное отношение к вредным привычкам, человеческим порокам; формировать у детей представление о добре и доброте, о хороших и добрых поступках; формирование навыков здорового образа жизни. Задачи: образовательные: - расширить знания детей о вредных привычках; познакомить детей с губительным влиянием скверносло-вия на здоровье, с пагубным влиянием его на личность; воспитательные: - воспитывать отрицательное отношение к порокам человечества. воспитывать такие качества личности как доброта, щедрость и отзывчивость. развивающие: - побуждать к нравственному самосовершенствованию, саморазвитию. Оборудование: игрушечный микрофон, фломастеры, цветные карандаши, маркеры, ножницы, заготовка для “Дерева доброты” (ватман с нарисованным деревом без листьев и травой). Ход урока Содержание . Организационный момент. . Сообщение темы урока. . Информационный материал. . Игра “Волшебный микрофон”. . Упражнение “Дерево доброты”. . Заключительное слово. . Раздача памяток. . Оргмомент. Общая молитва. . Сообщение темы урока. Сегодня у нас очень важная, трудная и в тоже время интересная тема. Наше занятие называется “Сила слова или яд сквернословия”. Что же такое сквернословие? Сквернословие - это речь, наполненная неприличными выражениями, непристойными словами, бранью. Матерная брань - это не только набор непристойностей. Подобная лексика свидетельствует о духовной болезни человека. . Информационный материал. Корни этого явления уходят в далекую языческую древность. Наши предки произносили эти слова, призывая себе на помощь демонов зла. Ведьмы и колдуньи использовали сквернословие в своих ритуалах и наговорах, насылая проклятие. Сквернословие на Руси примерно до середины XIX века не только не было распространено даже в деревне, но и являлось уголовно наказуемым. Где же человеку можно было выругаться, выплеснуть из себя всю злость? Оставалось одно место - поле. Отсюда и выражение “поле брани”. Не зная происхождения этой фразы, многие думают, что это поле битвы. Однако значение фразы другое - это поле матерной ругани. Употребляя мат в разговоре с друзьями, родными, современные люди, сами того не подозревая, совершают сокровенный ритуал, призывая зло изо дня в день, из года в год на свою голову и на голову своих близких. Количество бранных слов переходит в качество. Вначале у людей появляются мелкие неприятности, затем крупные, потом возникают проблемы со здоровьем и, наконец, ломается сама жизнь. Сквернословие и здоровье. Под действием звуков, в том числе и человеческой речи, молекулы воды (а наше тело примерно на 80 процентов состоит из нее) изменяют свою структуру. И в зависимости от воспринимаемой информации могут лечить или, наоборот, отравлять организм. В XX веке японский ученый Эмото Масару научно доказал, что вода не только воспринимает информацию, но может меняться под воздействием слова и даже мысли. Он смог заморозить и сфотографировать воду под микроскопом. На фото предстали в основном кристаллы разной формы и четкости - с виду очень похожие на снежинки. Воде перед заморозкой говорили разные слова на многих языках или воздействовали на нее музыкой. Ученый сделал вывод, что похвала, молитва или классическая музыка положительно влияет на воду, а сквернословие или тяжёлый рок не способны породить гармоничную красоту. (Продемонстрировать детям фотографии кристаллов воды.) Как видите, слова с негативным смыслом даже не образуют форму, а положительно заряженная вода имеет красивые, четкие кристаллы. Вы только вообразите, если мысли и слова могут делать такое с водой, что же они способны сотворить с человеком! Доказано, что заядлые матерщинники живут намного меньше, чем те, кто не сквернословит, потому что в их клетках очень быстро наступают возрастные изменения и проявляются различные болезни. Другая группа ученых проводила опыты на растениях и семенах: на семена пшеницы, убитые радиоактивным облучением направляли добрые, ласковые слова, молитвы, классическую музыку. Результат превзошел все ожидания: в «благословленных» семенах процесс мутации был остановлен, перепутавшиеся гены встали на свои места и восстановились! А «обруганные» растения хуже развивались, больше болели и давали меньший урожай. К сожалению, сквернословие негативно влияет не только на здоровье тех, кто ругается, но и тех, кто вынужден слушать ругательства. А ведь наши предки давно знали, что злые слова убивают. Не случайно проклятие поражало насмерть. Сегодня мы с вами узнали, что в скверном слове таится огромная разрушительная сила. Вероятно, если бы человек мог видеть, какой мощный отрицательный заряд, словно ударная волна взорвавшейся бомбы, распространяется во все стороны от скверного слова, он никогда не произнес бы его. Вот такие, неопровержимые факты! Как же избавиться от сквернословия? Первое - не говорить плохих слов самому. Не нужно бояться быть белой вороной. Скажите себе: “Все пусть говорят, а я не буду!” Конечно, для этого требуется мужество. Скорее всего, над вами будут смеяться, подтрунивать, шутить. Попробуйте устоять в такой ситуации и не испугаться насмешек. Второе. Мы, конечно, не можем исправить общество в целом, но пресечь сквернословие в семье, в классе можно. Вот советы, которые помогут вам сделать свою речь лучше, богаче, чище. Не копируйте других, не говорите, как все, не старайтесь быть похожими на кого-то и помните: “Не то, что входит в уста, оскверняет их, а то, что выходит из уст”. Третье. Тренируйте себя просто говорить вежливо и красиво. Важно научиться думать и говорить о хорошем, помня, что наши слова материализуются. Делайте ежедневно как можно больше комплиментов другим людям, например, “Ты сегодня очень хорошо выглядишь”, “Рад тебя видеть”, “Ты потрясающе здорово отвечал на уроке” и т.д. Со временем вы увидите, что комплименты становятся вашей привычкой, которая вам очень нравится. . Игра “Волшебный микрофон”. Учитель: «А сейчас мы с вами поиграем. Вы видите у меня в руках микрофон. Он не простой, а волшебный. Я передам его по рядам, чтобы каждый, кто держит “волшебный микрофон” в руках, подарил комплимент своему соседу. . Упражнение “Дерево доброты”. Учитель: «Давайте мы с вами посадим “Дерево доброты”. Для того чтобы оно росло крепким и здоровым нам нужно удобрить почву добрыми словами (дети маркером вписывают слова). А теперь я раздам всем бумагу, каждый из вас обведёт свою ладошку, раскрасит её в цвет листьев (жёлтый, красный, зеленый, коричневый), затем вырежет и приклеит её к ветке дерева, вместо листьев». . Заключительное слово. Итак, у того, кто сквернословит, есть 2 пути: первый - зная, что это плохо, продолжать нецензурно выражаться, тем самым включить программу самоуничтожения. И, второй путь - путь духовного роста, самосовершенствования, путь красоты. Господь дал нам свободную волю и у вас есть право выбора - по какому пути идти. Но попытайтесь хотя бы месяц обойтись без бранных слов и внимательно проследите за изменениями в вашей жизни. . Раздача памяток. Я приготовила для вас памятки добрых дел и добрых слов, которые сейчас раздам. Я от всей души желаю вам стать по-настоящему прекрасными людьми. Пусть все в вас будет прекрасно: и мысли, и слова, и поступки! (Всем участникам занятия раздаются памятки). Памятка добрых дел и добрых слов. 1. Старайся видеть в людях, прежде всего хорошее и доброе! От этого все окружающие становятся добрее и симпатичнее. . Будь добрым к людям! . Учись добру у добрых! . Не бойся предлагать свою помощь тем, кто в ней нуждается, помогай в первую очередь людям, попавшим в беду, слабым, больным. . Не причиняя зла, добрей становишься! Обогрейте прекрасными словами свою душу и Матушку - Землю, создайте вокруг себя пространство любви, и Вы увидите Чудеса, сотворенные своими руками. О! Человек - прекрасное творение! Вглядись в себя! И чаще повторяй: Я есть человек! Я есть - Жизнь, Здоровье, Красота, Любовь, Юность, Мудрость, Совесть, Добро, Чистота, Лад, Гармония, Истина, Мастерство, Оптимизм, Радушие, Успех, Созидание, Щедрость, Преображение, чуткость, Романтика, Энтузиазм, Развитие, Естественность, Свет, Теплота, Цветение, Вечность, Дар, Гениальность, Уверенность, Благо, Простота, Ясность, Путь, Устремленность, Достоинство, Удаль, Радость, Смелость, Уникальность, Бодрость, Сознательность, Мысль, Слово, Действие, Активность, Интуиция, Сердечность, Верность, Твердость, Честность, Надежность, Счастье, Душевность, Ласка, Род, Единение, Знание, Умение, Быстрота, Восприятие, Легкость, Достижение, Удовлетворение, Веселье, Смех, Детство, Основа, Эволюция, Божественность, Быль, Состояние, Волшебство, Лучение, Открытость, Свобода, Целостность, Общительность, Аккуратность, Забота, Чувственность, Музыка, Образ, Вдохновение, Полет, Свежесть, Мир, Чудо, Творчество, Сила, Богатство, Порядок, Благодарность, обаяние, Песня, Звучание, Совершенство…. Дарите всем прекрасные слова! Приложение 2
«Анти-смокинг» Программа экспресс-профилактики табакокурения в подростковых группах. Методические пояснения. Отметим некоторые моменты, отражающие сущность курения, понимание которых представляется нам принципиально важным для эффективного осуществления профилактики. Курение - действие произвольное. На начальных этапах оно полностью подчинено воле человека, совершается сугубо добровольно, как следствие личного выбора. В дальнейшем формирование зависимости возможно, однако она носит не столько физиологический, сколько психологический характер, и в любом случае не столь сильна, чтобы полностью подчинить себе волю человека. Проблема не в том, что человек не может жить без курева (как, скажем, при многих видах наркотической зависимости), а в том, что ему оказывается удобнее и комфортнее продолжать курить. Курение - действие мотивированное. Никто не курит «просто так», чтобы пополнить собой сомнительную армию курильщиков или потратить как можно больше денег на сигареты. Люди удовлетворяют таким путем свои психологические потребности. Для подростков это, к примеру, стремление чувствовать себя более взрослыми, отстоять независимость от родителей, быть принятыми в компанию, повысить свой статус в глазах сверстников. Поэтому профилактическая работа должна раскрывать, что курение - это отнюдь не самый эффективный способ удовлетворения подобных потребностей, и делать акцент на других способах. Курение - действие с осознанным вредом. Нет курильщиков, которые бы не отдавали себе отчет, что их привычка вредна и пагубна для здоровья (в конце концов, соответствующее предупреждение имеется на каждой пачке сигарет), и очередной рассказ об этом вряд ли возымеет профилактический эффект. Курящие сознательно идут на риск для здоровья и на те очевидные минусы (дурной запах изо рта, лишние денежные траты и т.п.), что несет эта привычка. Вопрос в том, какие же потребности побуждают их это делать и нет ли альтернативных, менее вредных и более результативных способов их удовлетворения. Исходя из этого выстроен предлагаемый алгоритм профилактической работы, центрированный на мотивации. Начинается работа с анализа мотивов курения, участникам предлагается самим выдвинуть как можно больше причин, которые побуждают людей курить, осознать те преимущества, которые дает эта привычка. Конечно, такой шаг на первый взгляд выглядит не очень типично и даже может кому-то показаться не профилактикой, а пропагандой курения. Однако с точки зрения психологии бессмысленно говорить о каком-либо поведении, не отдавая себе отчет в механизмах его мотивации. В дальнейшем анализируются недостатки и проблемы, возникающие как следствие курения - рассматривается «цена вопроса», которую курильщик вынужден платить за призрачные преимущества, получаемые им от своей пагубной привычки. После этого разговор переходит на поиск альтернативных путей удовлетворения тех потребностей, что побуждают людей курить. Предлагаются также две групповые дискуссии, в которых подросткам предлагается критически оценить те «красивые идеи» о курении, что существуют в общественном сознании, и высказаться о некоторых парадоксах, связанных с курением. Наконец, в завершении дается коллективное творческое задание, позволяющее закрепить отрицательную установку к курению (создание образца социальной рекламы и слогана, направленных на профилактику курения). Программа рассчитана ориентировочно на 3 академических часа, оптимальная величина группы - 12-16 человек. Все задания, если иное не оговаривается специально, выполняются в подгруппах по 3-4 человека, обсуждения проводятся в общей группе. Анализ мотивации курения. «Мне не встречался еще ни один человек, который бы не знал, что курить вредно. Вы это, конечно, тоже прекрасно знаете. Так что я не буду в очередной раз повторять вам очевидные вещи. Вместо этого предлагаю поразмышлять над таким вопросом: если все прекрасно осведомлены о вреде курения, то почему же многие люди все-таки начинают это делать? То есть сами действуют во вред себе, ведут себя, в сущности, очевидно глупо? Многим выгодно, чтобы появлялись новые курильщики. Табачный бизнес относится к чрезвычайно доходному, и его представители вкладывают огромные средства в то, чтобы путем психологических манипуляций сделать курение символом «красивой жизни». То есть побудить людей действовать самим себе во вред, чтобы обогатиться на этом. В народе это называется грубоватым словом «лохотрон». Несмотря на все ограничения рекламы табака, на внедрение в молодежные умы глупой идеи о «крутости» курения тратятся огромные средства. Да, кстати, вы не задумывались над тем, что подчас рост числа курильщиков выгоден и медицинской индустрии? Ведь болеют они чаще, и на лекарства вынуждены тратить куда больше… Но только ли в этом дело? Какие еще причины побуждают людей курить - то есть действовать во вред себе? Наверняка к тому есть веские основания. Предлагаю порассуждать на этот счет. В течение 5 минут обсудите это в подгруппах и выдвиньте как можно больше причин: почему же люди курят, что им это дает?» По окончании времени работы представитель каждой из подгрупп получает слово и озвучивает те мотивы курения, что были предложены участниками. Ведущий кратко записывает их на доске или флип-чарте. Потом путем голосования определяются 3-4 мотива, наиболее значимые для подростков. Плюсы и минусы, или Цена курения. «Итак, мы убедились, что люди курят не просто так, это дает им некоторые преимущества. Скрывать это было бы нелепо: ведь про вред курения говорят очень много, но сложно представить, чтобы люди сознательно причиняли себе этот вред, не получая взамен вообще ничего хорошего. Мы разобрались, что именно побуждает людей курить, какие мотивы имеет под собой эта привычка. Но теперь давайте непредвзято поразмышляем, какую цену люди за это платят. Курить, разумеется, не полезно. С одной стороны, от курения есть очевидный, «лежащий на поверхности» вред - например, плохой запах изо рта и деньги, «пущенные по ветру» с табачным дымом. Но, с другой стороны, некоторые риски могут быть и не столь очевидны - так, например, часто ли молодые курильщики задумываются над тем, что их привычка в пять раз увеличивает риск умереть от рака легких в пожилом возрасте? Обычно думать о подобных фактах никто не хочет - с одной стороны, это неприятно, с другой - риск, касающийся будущего, воспринимается как что-то отдаленное, не имеющее к теперешней жизни никакого отношения. Но риск-то от этого никуда не девается! Предлагаю заполнить таблицу. В первой графе мы отметим основные преимущества, которые дает курение. Во второй - те очевидные недостатки, которые связаны с ним. И, наконец, в третьей - скрытые риски, сопутствующие курению. Таким образом, во втором и третьем столбцах у нас окажется «цена вопроса», связанного с курением, а в первой - то, ради чего люди готовы ее платить». Каждой из подгрупп выдается распечатка таблицы, подобная приведенной ниже, но не заполненная. Подростки самостоятельно заполняют ее в течение 5-7 минут (в первый столбик вписываются основные преимущества, выявленные в упражнении «Анализ мотивации курения»). Вариант, приведенный ниже в качестве примера, можно использовать как дополнительный источник информации, подсказывая участникам те существенные моменты, о которых они позабыли. По окончании работы представители от каждой из подгрупп озвучивают очевидные недостатки и скрытые риски, связанные с курением. Ведущий кратко записывает эту информацию на доске, при необходимости дополняя ее, внося новые пункты, не упомянутые подростками.
Поиск альтернатив. «Итак, мы отметили некоторые выгоды, даваемые курением, но вместе с тем и осознали, что цена вопроса неоправданно-высока, вреда от курения в любом случае куда больше, чем пользы. Поэтому те, кто выбирают курить, поступают нелогично и глуповато. А какая, собственно, альтернатива? Если не курить, то как же иначе удовлетворить те потребности, что побуждают людей тянуться к сигарете? Вот, к примеру, многие отмечают, что курение позволяет легче быть принятым в компанию - но неужели это единственный или лучший способ добиться такой цели? Что, помимо того, чтобы закурить, может сделать подросток, чтобы сверстники легко приняли его в компанию?» Подростки делятся на несколько подгрупп (по числу основных мотивов курения, отмеченных на предыдущих этапах), каждая подгруппа получает лист бумаги, где записан один мотив. Их задача - предложить как можно больше альтернативных, не связанных с курением способов удовлетворения той же самой потребности. На работу дается 4-6 минут, после этого представитель от каждой из подгрупп озвучивает доставшийся мотив и те способы удовлетворения потребности, что предложены участниками. В качестве примера в таблице приведены альтернативные способы удовлетворения некоторых потребностей, побуждающих подростков курить.
Дискуссия «Реклама и антиреклама». «Производителям табака очень выгодно, чтобы появлялись все новые курильщики - ведь от этого напрямую зависит их доход. Поэтому они, рекламируя свою продукцию, стараются внедрить в умы молодежи идеи о том, что курение - это круто, это символ успеха, показатель состоятельности человека и т.п. Никакая реклама не содержит просто призыв начать курить, он всегда «обставлен» какими-то привлекательными образами, подается как красивая идея. На самом деле все это психологические манипуляции, стремление склонить людей делать то, чего вообще-то лучше бы избегать. Чтобы от нее защититься, нужно понимать, что за механизмами она осуществляется, на какие «кнопки» в нашей душе стремятся нажать манипуляторы». После этого подростков просят озвучить те идеи, что внедряются в сознание молодых людей, чтобы побудить их к курению. Ведущий кратко фиксирует высказанные варианты, а потом предлагает привести к каждому из них «мнение скептика» - либо вообще опровергнуть идею, показать ее ложность, либо предложить названным фактам другое объяснение, не связанное с курением. Отметим, что реальные образцы табачной рекламы при выполнении этого упражнения лучше не показывать, т.к. это может вызвать неоднозначную реакцию и в конечном итоге быть истолковано как пропаганда курения. Пусть подростки сами скажут, что им удалось вспомнить, что приходит в голову. Важнее здесь не привести конкретные примеры рекламы, а вычленить те обобщенные идеи, которые внедряются в головы потенциальным курильщикам. Итак, какими способами те люди и организации, что заинтересованы в росте числа курильщиков, могут рекламировать это зелье подросткам и молодежи, внедрять в их сознание о допустимости и желательности курения? Вот в качестве помощи ведущему таблица, где обозначены некоторые из этих вариантов.
|