Конфликт потребности личного мнения
Стр 1 из 2Следующая ⇒ ЗАБАЙКАЛЬСКОЕ КРАЕВОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИЙ ПРОФСОЮЗОВ «ФЕДЕРАЦИЯ ПРОФСОЮЗОВ ЗАБАЙКАЛЬЯ»
НОВЫЕ ПОДХОДЫ К МОТИВАЦИИ ПРОФСОЮЗНОГО ЧЛЕНСТВА
Г. Чита Г.
Уважаемые коллеги!
Все мы находимся в разных условиях. Одним приходится прикладывать усилия для сохранения полноценных организаций, преодолевать неприятие со стороны работодателей, иногда непонимание работников. У других система мотивации уже сложилась (приняты и работают программы мотивации профсоюзного членства), процент профсоюзного членства достаточно высокий. Но, как показывает опыт, проблема мотивации профсоюзного членства и активизация работы по данному направлению беспокоит всех профсоюзных активистов. Современному профсоюзному лидеру, причастному к проблеме вовлечения трудящихся в профсоюз, необходимо: 1. Знать проблему изнутри. Разбираться во всех содержательных аспектах мотивации. 2. Знать механизмы (в том числе юридические и психологические), позволяющие грамотно действовать в проблемной ситуации. 3. Признавать приоритет реальных дел по защите прав трудящихся. Организационный отдел Федерации профсоюзов Забайкалья, изучив опыт коллег Федераций профсоюзов Кузбасса и Челябинской области, подготовил очередной выпуск по данной проблеме. Надеемся, что это краткое пособие поможет вам в работе по привлечению новых членов профсоюза.
ВСТУПЛЕНИЕ
Существует прямая зависимость между актуальностью какой - либо проблемы и эффективностью усилий, предпринимаемых для ее решения. Если проблема снижения численности профчленства до сих пор актуальна и приоритетна среди прочих, значит того, что мы делаем для мотивации профсоюзного членства, или недостаточно, или в принципе неверно. Разумеется, сложная социально-экономическая ситуация в стране во многом предопределяет остроту положения. Но списывать все на внешний фактор неразумно. Очень важен и внутренний фактор, а это - сама профсоюзная организация и ее способность адаптироваться к любым изменениям внешней среды.
Термин «мотивация» пришел к нам из западной философии XIX века и впоследствии стал широко употребляться для объяснения причин поведения человека. В самом общем виде мотивация - это совокупность внешних и внутренних движущих сил, побуждающих человека к осмысленному совершению действий и поступков. Соответственно, мотивация профсоюзного членства - совокупность внешних и внутренних движущих сил, побуждающих людей вступать в профсоюз и находиться в его рядах.
МОТИВАЦИЯ
Он же пишет: «Недостаточно просто мотивировать. Зачем привлекать больше членов, если привлекать их просто некуда? Мы часто видим, что профсоюзы во всем мире затрачивают огромные усилия на привлечение новых членов. Но, приходя в профсоюз, эти самые новые члены оказываются очень недовольны, т.к. организация не отвечает их ожиданиям».
Значит, необходимо изменить сам подход к мотивации профсоюзного членства.
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ АСПЕКТ МОТИВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Содержательный аспект мотивационной деятельности включает в себя следующие темы: • Причины падения численности профсоюзных организаций. • Факторы результативности мотивации профсоюзного членства. • Приоритеты профсоюзной работы в рыночных отношениях. • Услуги профсоюзов. Формула 5-ти «з». • Привлечение молодёжи в профсоюз. • Роль профлидеров и профсоюзного актива в вопросах мотивации профсоюзного членства и создании новых профсоюзных организаций. • Информационная составляющая мотивационной деятельности. • Психологические аспекты мотивации профсоюзного членства.
1. Причины падения численности профсоюзных организаций
Укажем рад факторов, оказывающих негативное влияние на ситуацию с профсоюзным членством:
1). Изменение форм собственности, преобразование государственных и муниципальных предприятий в акционерные и частные; ухудшение экономической ситуации на многих предприятиях, в организациях; усиливающаяся интенсификация труда.
2). Глобализация экономики в качестве фактора, позволяющего использовать опыт транснациональных компаний по уничтожению профсоюзных организаций.
3). Потери профсоюзов: - уход социальной сферы; - снижение авторитета в обществе (слабый политический вес, негативная позиция СМИ, социальная апатия трудящихся, гражданская незрелость молодежи, недоверие людей).
4). Недостаточная компетентность профкадров: - неготовность к реалиям рыночной экономики; - отсутствие необходимых знаний и умений; - болезненное отношение к критике, восприятие молодых профактивистов как конкурентов; - отсутствие команды («Я все - сам!»); -неумение убеждать и влиять на людей и обстоятельства. Среди перечисленных факторов есть те, которые носят объективный характер. В этом случае от усилий профсоюзов абсолютно ничего не зависит. Но есть моменты, на которые профсоюзным работникам следует обратить внимание. Суммируя их, отметим: недостаточную информационно-пропагандистскую работу, слабо подкрепленную современными методами маркетинговой и рекламной деятельности; определённую некомпетентность профактива, профлидеров в области привлечения новых членов, мотивации вступления в профсоюз, особенно молодежи; отсутствие системного подхода к использованию всех имеющихся в настоящее время ресурсов.
2. Факторы результативности мотивации профсоюзного членства . Помимо объективных условий повышения численности трудящихся в профсоюзных организациях существует и ряд немаловажных субъективных факторов. От чего же зависит сегодня мотивация профсоюзного членства? - от информированности коллектива; - от реальных дел по укреплению социального партнерства; - от реальной защиты работников профсоюзной организацией; - от привлечения работников к активному участию в профсоюзной работе (возможность самореализации); - от опоры на молодежь: - от качества подготовки и проведения мероприятий; - от деловитости профсоюзного лидера; - от создания постоянной и эффективной системы обучения, как профсоюзного актива, так и рядовых членов профсоюза. На сегодняшний день есть проблема - отсутствие профсоюзной коллективистской идеологии. За годы перестройки профсоюзы практически ушли от одной из основных своих функций - воспитательной. В результате - среди работников утеряно само понимание, что они наемные и работодатель в любой момент может ущемить их права. Что защищать себя они могут только при помощи профсоюзной организации.
3. Приоритеты профсоюзной работы в рыночных отношениях
Вопросы приоритетности в контексте мотивационной работы очень важны. Их, собственно, три: 1. Каковы главные приоритеты в деятельности профсоюзной организации? 2. Насколько наша работа отвечает этим приоритетам? 3. В какой степени эти приоритеты профсоюзной работы в рыночных условиях осознаны теми, для кого мы работаем, т.е. рядовыми членами профсоюза.
Условно деятельность профсоюзов можно разбить на 3 блока:
Многими, по инерции, традиционный блок рассматривается как основной мотивационный. Однако, объективно, с течением времени возможности профсоюзов влиять на проблемы социальной защиты уменьшаются. В перспективе - дальнейшее сокращение этих возможностей. Политика государства: социальная помощь для слабых и невозможность заработать для сильных. В этом принципе есть логика, особенно если он будет реализован не на словах, а на деле путем реального роста оплаты труда и внедрения эффективных адресных методов социальной защиты. К сожалению, часто сиюминутные основные интересы членов профсоюза могут отличаться от приоритетов 2-х, 3-х летней перспективы организации в целом.
В связи с этим задачи профсоюзных лидеров:
1). Предвидеть эти интересы, учитывая, как правило, многолетнюю «раскачку» профсоюзной системы. 2). Перевести ожидание работником материальных благ от профсоюза в режим ожидания необходимой правовой защиты по основным рыночным показателям (занятости, положительной динамике заработной платы и т.д.). И. Петрова, председатель Удмуртской республиканской организации Профсоюза работников здравоохранения: «Постановлением Генерального Совета ФНПР от 28.08.2002 принята комплексная программа ФНПР по усилению мотивации профсоюзного членства. Но есть в ней в корне неверные идеологические посылки. По всей программе в различной интерпретации это звучит примерно так: о преимуществах у членов профсоюза по сравнению с работниками. Такого преимущества сегодня у членов профсоюза нет, его и не может быть. Материальная помощь в 100 руб., оказанная первичками, хорошее отраслевое соглашение в регионе или дополнительные услуги, предоставляемые членам профсоюза банком «Солидарность», санаторно-курортным объединением ФНПР «Профкурорт», объединенным профсоюзным негосударственным Пенсионным фондом - это отвлеченные понятия для рядовых граждан и неубедительные аргументы для членов профсоюза. Такая формулировка будит в людях потребительское отношение к профсоюзам, которое не угасло с перестроечных времен. А если учесть менталитет, то слово «преимущество» - это завышенное ожидание, это обязательно много и сразу, но все равно мало.
Сегодня профсоюзы этого не могут обеспечить, так как перестройка в стране способствовала переходу профсоюзов в разряд самого рискованного вида бизнеса. Мы продаем товар, который в России никогда не был в цене, идею за профсоюзные взносы. На фоне экономических катаклизмов идет их заведомо убыточное перераспределение. На местах с согласия членов Профсоюза взносы распыляются на материальную помощь, культурно-массовые мероприятия. А на крохи, которые поступают в вышестоящий профорган, надо решить минимум три задачи - создать и сохранить организацию, обеспечить ее финансовую устойчивость, гарантировать представительство и эффективную защиту прав и интересов членов Профсоюза. Значит, и идею, которую мы продаем, надо соответствующим образом украсить, материализовать, сделать привлекательной. Уместно говорить не о преимуществах у членов Профсоюза, а о преимуществах объединения в Профсоюз для защиты своих интересов. «Увы, даже среди самих членов Профсоюза почему-то чаще превалирует ироническое к нему отношение. К сожалению, никто из них не осознает, что Профсоюз не может быть не хуже и не лучше, он такой, как и мы с вами. Все вышеизложенное указывает на необходимость направления значительных усилий в сфере идеологии профсоюзного движения». 3). Преодолеть собственную инерционность в оценке приоритетных направлений, нежелание менять устоявшийся стиль работы. Профсоюзы настолько выполняют свою основную функцию, насколько отвечают этим приоритетам в своей деятельности. Если они ее не будут выполнять, на их место придут новые организационные построения. Это, весьма вероятно, приведет к потере наработанного профсоюзами потенциала, утрате организационного единства и принципов солидарности. 4. Услуги профсоюзов
В современных рыночных условиях уместно переходить к новым социально-экономическим понятиям. К примеру, рядовой член профсоюза сегодня - это не просто статистическая единица, добросовестно перечисляющая взносы, а клиент, имеющий право на определенные услуги. Причём услуги эти может ему оказывать его профсоюзная организация. Предлагаемый нами перечень подобных услуг, возможно, не учитывает всех существующих ныне. В любом территориальном или отраслевом объединении профсоюзов есть свои собственные наработки. Тем не менее выведена общая формула пяти «З», которую наизусть должен знать любой профсоюзный активист.
5 «З» заработная плата Законными методами занятость защита (правовая) здоровье
Перечень возможных услуг профсоюзной организации: V Защита прав и интересов наемного работника (юридическая консультация). V Ведение переговоров, заключение коллективного договора и контроль за ним. V Регулирование трудовых отношений; V Охрана труда (контроль). V Финансовая помощь (в различных жизненных ситуациях). V Представление интересов трудящихся в различных инстанциях. V Организация досуга. V Обучение. V Получение общественно-значимой информации. V Возможность самореализации (здоровый карьеризм). V Реализация молодежных программ. V Участие в управлении предприятием (через коллективный договор). V Пенсионное обеспечение работников предприятия.
5. Привлечение молодежи в профсоюз Каков самый главный вопрос для любой организации, как таковой? Это вопрос воспроизводства, самосохранения и жизнестойкости. А за счет кого способен количественно и качественно прирастать профсоюз? Ответ напрашивается сам собой - за счет молодежи. Поэтому работа по вовлечению в профсоюз должна быть адресной и учитывать молодежные форматы. Условно группу «Молодежь - от 16 до 35 лет» можно разбить на 3 подгруппы:
Мотивировать молодого человека одновременно и проще, и сложнее, нежели «человека в возрасте»
Поскольку молодежь - это огромный стратегический ресурс любой организации, за нее сегодня необходимо бороться. Носители профсоюзной традиции не рождаются сами по себе. Начинать необходимо с семьи, затем - учебные заведения и только потом - производство. ФНПР признала первоочередность осуществления молодежной политики во всех своих профсоюзных организациях и выделила 2 ее основных направления: • социальная защита молодых людей, являющихся наемными работниками, путем обеспечения им достаточного числа рабочих мест с уровнем дохода, обеспечивающего достойную жизнь; • вовлечение молодых в активную профсоюзную жизнь.
А главная задача профсоюзов России выглядит следующим образом:
• наладить механизмы выполнения социальных требований молодежи и привлечь молодое поколение к решению стратегических государственных задач. По сути - осуществить контроль над тем, чтобы конституционные положения переходили из теоретической плоскости в практическую.
Когда мы говорим о мотивации профчленства в молодёжной среде, мы должны также учитывать, что многие молодые люди хотели бы стать профессиональными профработниками. Но для этого им надо обеспечить соответствующее образование, а после - трудоустроить и дать гарантию для дальнейшей трудовой деятельности. К сожалению, на сегодняшний день убедительная мотивация работы в профорганах крайне мала. Но это не значит, что создание резерва профсоюзных кадров - вещь не нужная. Напротив, в условиях дефицита грамотных профессионалов поиск и обучение потенциальных профсоюзных лидеров становятся первостепенными задачами любой профсоюзной организация.
6. Роль профлидеров и профактива в вопросах мотивации профчленства и создании новых профсоюзных организаций Из множества ролей, предписанных современному профсоюзному лидеру, роль Мотиватора занимает особое место. Когда речь идет о самосохранении профсоюзной организации (и через сохранность уже имеющегося членства, и через приращение новых «свежих» сил), специалист по вовлечению трудящихся в профсоюз может и должен стать ключевой фигурой в управленческом процессе. К слову сказать, в Великобритании обучение подобного специалиста стоит порядка 28 тысяч фунтов стерлингов. Вряд ли в российских условиях это возможно. Однако, система профсоюзного обучения постепенно реагирует на спрос (даже если он пока не массового порядка) и адаптирует западные программы мотивационного менеджмента под отечественные реалии. Но откуда брать Мотиваторов? Может быть, профсоюзный лидер это и есть Мотиватор? В идеале - да. Однако, картина не столь радужная, когда дело доходит до конкретики. Для получения объективной картины были проведены устные опросы, анкетирование, данные которых и были положены в основу утверждения о недостаточной готовности наших профсоюзных руководителей к мотивационной деятельности. Более того, проведенное исследование профсоюзных лидеров выявило определенную тенденцию: около половины из них, признавая проблему снижения численности профчленства, как насущную и первостепенную, сами не готовы к мотивационной деятельности в силу ряда причин: 1). Наиболее «тревожная» причина - в отсутствии собственной веры в профсоюзные ценности и перспективу профсоюзного движения в целом. 2). Вторая причина - в отсутствии необходимых теоретических знаний и практических навыков мотивационной работы. Сегодня совершенно очевидно, что мотивация профсоюзного членства у работников предприятия во многом зависит от того, кто возглавляет профсоюзный комитет. Можно много спорить о роли личности в коллективе, но абсолютно ясно одно, что отрицательные качества лидера отталкивают людей, порождают неверие в профсоюз и побуждают к выходу из него. Поэтому каждый профсоюзный лидер (председатель федерации, крайкома, профкома, цехкома, профгрупорг) должен знать, что он на виду и его слова и поступки анализируются другими людьми, вызывая симпатии или антипатии. Росту авторитета профсоюзного лидера, а, соответственно, усилению мотивации профсоюзного членства в коллективе, способствуют: V убежденность в необходимости своей работы (любые сомнения и неуверенность чутко улавливаются окружающими, и этот лидер уже не сможет повести за собой других. V внимательность к обращениям людей (записывает, тщательно выясняет, обязательно отвечает); V умение слушать (выслушивать); V система в работе (планирование, регулярное проведение заседаний профкома, контроль за выполнением плана и постановлений и т.д.); V умение контактировать с руководством (грамотно, уважительно, спокойно, без боязни); V умение четко формулировать свои мысли, требования, умение выслушать; V доброжелательность, отзывчивость, искренность; V оперативность в работе, но без торопливости (не откладывая «на потом»); V обязательность (самодисциплина); V умение привлекать к работе актив и опираться на него (а не подменять); V хорошая память (на лица, фамилии, имена, отчества, собственные обещания); V порядок в документах. Невозможно отделить или выделить по значимости какое-то одно направление деятельности профсоюзного комитета и его лидера. Только от взаимодействия по всем направлениям, от постоянного совершенствования стиля и методов профсоюзной работы, деловитости профлидера зависит настроение людей, их отношение к профсоюзам, их желание быть членом профсоюза и участвовать в профсоюзной работе.
7. Информационная составляющая мотивационной деятельности Без постоянной, своевременной, предельно объективной информированности коллектива трудно сохранить и уже имеющуюся численность, и привлечь новых членов профсоюза. • информировать необходимо весь коллектив. Надеяться на то, что люди прочитают все необходимое в газетах и книгах, не приходится, поскольку в свободной продаже нет профсоюзных газет, очень мало тематических изданий, да и низкие доходы большинства работников предприятия не позволяют им тратить деньги на подобную литературу. К сожалению, современные российские СМИ относятся к профсоюзам тенденциозно, искажают события, придают негативный смысл и тем самым снижают статус профсоюзных организаций и объединений в обществе. • информирование должно быть системным. В условиях, своего рода, «информационной войны» перед профсоюзными лидерами стоит множество задач, связанных с полноценным информационным обеспечением трудовых коллективов. По сути, необходима единая система информирования с использованием не только традиционных форм, но и современных передовых технологий, например, Интернета.
Информирование должно обеспечить: - Знание прав и преимуществ членов профсоюза (через пропаганду и изучение Устава профсоюза, Положения о первичной профсоюзной организации, Федерального закона: «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», Трехстороннего соглашения, ТК РФ).
- Знание того, что делает профком и каковы результаты его деятельности (через ознакомление работников с планами работы профкома, постановлениями профкома, собраний и конференций, с отчетными докладами и информациями профкома, обращениями и т.д.).
- Знание о деятельности профсоюзных органов других уровней: краевого комитета профсоюза, Федерации профсоюзов края, ЦК отраслевых профсоюзов и ФНПР (через ознакомление с материалами газет «Солидарность», газет отраслевого профсоюза).
Формы информационной работы:
К наиболее эффективным методам вовлечения новых членов относятся: • Письма и поздравления. Некоторые комитеты профсоюза широко используют направление поздравительных писем и открыток к праздничным датам, адресованных администрации, трудовым коллективам предприятий, не состоящих в профсоюзах, таким образом, давая понять, что профсоюз знает о них и открыт для переговоров. В первичных профорганизациях комитеты также поздравляют с праздниками, юбилейными датами не только членов профсоюза, но и тех, кто пока колеблется по поводу вступления в профсоюз. В минуты эмоционального подъема и праздничного настроения работник быстрее может принять решение о вступлении в профсоюз, с ним легче будет вести дальнейшие переговоры. • Листовки и объявления. Расположенные около входа на предприятие объявления профкома привлекают внимание не состоящих в профсоюзе работников и дают им определенную информацию о деятельности комитета. Особенно привлекательными выглядят объявления о праздниках, экскурсиях и других мероприятиях только для членов профсоюза и их детей. Хорошо себя зарекомендовало размещение комитетами профсоюза на предприятии листовок, объявлений, фотомонтажей по итогам профсоюзных акций и мероприятий, листовок о деятельности членов профсоюза и об их успехах в учебе, музыке, спорте. Такая информация, как правило, формирует мнение о профсоюзе, как о сплоченной и сильной организации, и вызывает желание у работника быть вместе с коллективом, ощутить на себе заботу профсоюза.
Как правильно писать листовки?
1). Писать с точки зрения рабочих, а не организаторов. Способ написания листовок должен подчеркивать, что профсоюз работает, а не является отдельным институтом, руководствующимся собственными интересами. 2). Писать о проблемах, интересующих рабочих. Если стараетесь заинтересовать людей, то нужно показать, каким образом информация на листке относится к их проблемам. 3). Напоминайте читателям о наших долгосрочных целях. Рассказывайте читателям всю информацию - о планах собраний, о написании петиций, всегда напоминая, что деятельность профсоюзов долгосрочна. Например, листовка, призывающая к вступлению в профсоюз, должна напоминать рабочим, что только сильная организация профсоюзов сможет эффективно бороться за улучшение условий труда. 4). Одна листовка должна быть посвящена одной главной теме. Листовка наиболее эффективна, если она затрагивает одну тему. Если нужно затронуть несколько тем, то необходимо выпустить несколько листовок. При обдумывании листовки на одну и ту же тему в одной и той же организации нужно изменить ее внешний вид, но использовать один и тот же шрифт, логотип и повторяющийся лозунг. 5). Нельзя использовать много текста. Концепция листовки основывается на том, что желание ее читать появляется при небольшом количестве текста и краткости. 6). Используйте иллюстрации, фото, графики и другие изображения. Такие листовки привлекательны и помогают понять послание. Графики помогают при проведении сравнений. Например, при сравнении роста инфляции и роста заработной платы рабочих на предприятии. Листовка должна быть очень простой. Сравнивая один или два пункта, нужно показать бесспорную разницу. 7). Используйте богатую палитру. Листовки будут обращать на себя внимание, если будут ярко оформлены и напечатаны на цветной бумаге. Можно каждую очередную листовку печатать на бумаге другого цвета, чтобы она отличалась от предыдущих. 8). Старательно продумывайте текст. Используйте шрифты различной величины и вида. Помните, однако, что курсив трудно читать. 9). Помните о логотипе профсоюза. Не забывайте помещать логотип на каждую листовку для того, чтобы сразу видели, что это текст профсоюза. Даже если листовки напечатаны или скопированы в других профсоюзах, это вовсе не означает, что на них всегда должен быть их логотип.
Как создавать оптимальные бюллетени? Во время профсоюзных действий неизбежным может оказаться издание регулярных бюллетеней. Благодаря таким действиям: • Люди информированы. В бюллетене можно рассказывать нужную информацию, сокращая тем самым количество различных листовок. • Люди ангажируются в организацию профсоюза. Рабочие данного учреждения должны вдуматься в суть бюллетеня, его статьи, анализировать интервью, взятые у других рабочих. Они должны чувствовать, что бюллетень, как и сам Профсоюз, им необходим. • Можно показать, каким образом профсоюз функционирует на практике. Бюллетень - это конкретный способ информировать о конкретных делах профсоюза на конкретном предприятии. В связи с этим бюллетень должен освещать следующие ключевые моменты: 1. Актуальная информация о том, как происходит организация работы в профсоюзе. 2. Информация о том, как работодатель ухудшает условия труда рабочих, или о других причинах, по которым рабочие нуждаются в профсоюзах. 3. Опрос работников данного предприятия. 4. Письма читателей. Вначале должны быть придуманы, пока читатели не заметят этой возможности разрешения проблем и не начнут обращаться со своими сомнениями и вопросами. 5. Цитаты заявлений членов союза или письма со словами поощрения и поддержки от работников, которые уже организованы в профессиональный союз. 6. Практическая информация о правах рабочих. Статьи на самые разные жизненно важные для работника темы приводят к тому, что люди почувствуют, что могут потерять нечто важное, если не прочитают очередного бюллетеня.
8. Психологические аспекты мотивации профсоюзного членства
Мотивация - это весь комплекс факторов, направляющих и побуждающих поведение человека. Термином мотивация могут обозначаться две группы явлений: индивидуальная система мотивов и система действий по побуждению других сделать что-либо, своего рода мотивационный менеджмент. Прежде чем приступать к мотивации профсоюзного членства, профактивисту необходимо ознакомиться с основными положениями теории мотивации. • Содержание мотивации: в ее основе лежат потребности, интересы и мотивы. - Потребность - состояние нужды в определённых объектах или условиях, необходимых для жизни и развития организма, личности, соц. группы, общества в целом. Потребности присущи всем живым существам, однако, наибольшим количеством и разнообразием отличаются потребности человека. - Интерес - особое отношение к потребности, связанное с осознанием ее значимости и поиском способов удовлетворения. Заметную роль в возникновении и развитии интереса могут играть внешние факторы, мнения и действия других людей. - Мотив - («толкать» с латыни) - движущая сила поведения, интерес, приведший к целенаправленной деятельности.
На мотив влияют Стимулы Установки личностные (или внешние побудители) (взгляды, ценности,. идеалы)
Эти факторы могут ускорить трансформацию интереса в мотив, или наоборот, замедлить или даже блокировать ее. Поскольку мотив формируется непосредственно в человеке, а профсоюз является внешней для индивидуума средой, то формировать мотивацию профсоюзного членства мы можем исключительно с помощью стимулов. Стимул - своего рода внешний раздражитель нашего поведения. В качестве стимула могут выступать отдельные предметы (висящая на кусте земляника - стимул наклониться), поступки других людей или животных (убежавшая кошка - стимул выйти из дома), обещания (обещание дополнительного вознаграждения - стимул ускорить работу), возможности (возможность получить высшее образование - стимул для поступления в вуз), угрозы (угроза увольнения - стимул соблюдать трудовую дисциплину) и многое другое. Стимул может побуждать не только к совершению действия, но и к отказу от него. Так, в ряде компаний на Западе и в России существуют специальные поощрения для сотрудников, отказавшихся от курения, не пользующихся отпусками по временной нетрудоспособности и т.п. Важно понимать, что один и тот же стимул способен вызвать неоднозначную реакцию у разных людей, и даже у одного и того же человека, в зависимости от жизненной ситуации и настроения, в котором этот человек находится. Поэтому стимулирование - очень гибкий процесс, требующий постоянной обратной связи с его объектом. Стимулируя людей, очень важно соблюдать меру. Как недостаток, так и избыток стимулов негативно сказываются на мотивации человека. Кроме того, необходимо удерживать в разумных рамках интенсивность внешнего воздействия. Например, нецелесообразно проявлять преувеличенно - избыточное внимание к потенциальному члену профсоюза. Не нужно каждый день спрашивать: «А когда ты вступишь в профсоюз?» Лучше однократно задать следующий вопрос: «Тебе когда удобнее к нам присоединиться - в марте или сентябре?» Если человеческий мозг оказывается перед выбором, он пытается выдать наиболее выигрышный, с его точки зрения, ответ. Тем самым обеспечивается автоматическое согласие респондента с предложенным ему действием. В нашем случае получается так: работник ещё и не решил, окончательно вступит он в профсоюз или нет. Но уже вынужден выбирать, а когда, собственно, ему удобно это сделать. В самом общем виде процесс мотивации выглядит, как это показано на рис. 1:
Существует достаточно много научных теорий, объясняющих содержание и механизмы мотивационного процесса. Среди наиболее известных и адаптированных к профсоюзной тактике - теория А. Маслоу (1908-1970). Согласно Маслоу, люди постоянно ощущают какие-то потребности, которые побуждают их к действиям. Удовлетворенные потребности не мотивируют людей, на их место выходят другие неудовлетворенные потребности. Все потребности можно классифицировать по группам. Групп потребностей, по А. Маслоу, насчитывается пять, и они находятся в иерархическом расположении по отношению друг к другу: Рис. 2. Пирамида потребностей А. Маслоу
Принципы взаимодействия между «этажами» пирамиды потребностей по А. Маслоу, следующие: а) Потребности, находящиеся ближе к основанию «пирамиды», требуют первостепенного удовлетворения. «Голодное брюхо к учению глухо» - гласит народная мудрость, созданная за века до появления книг Маслоу. б) Потребности более высокого уровня начинают активно действовать на человека после
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|