Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Конечные результаты обучения




ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ГОРОДА СЕМЕЙ

 

КАФЕДРА: кафедра общей гигиены и эпидемиологии

 

 

Силлабус

(Syllabus)

Дисциплина: Экология и устойчивое развитие

Код дисциплины: Есо 1106

Специальность: Общая медицина

Объем учебных /часова: 90

Курс: 1, Семестр: 1

 

 

Семей – 2009 г.

 

 

Силлабус (рабочая программа студента) составлен кафедрой общей гигиены и эпидемиологии на основании типовой учебной программы по экологии и устойчивому развитию

 

Автор (ы): Преподаватель Пономарева Р.С.

 

Обсужден на заседании кафедры от _______. _______________200_.

Протокол №____

Зав.кафедрой общей гигиены и эпидемиологии, профессор_____________________ Токанова Ш.Е.

 

 


Профессорско-преподавательский состав включает в себя:

1. Профессор Токанова Ш.Е.

2. Профессор Апасаликов К.Н.

3. Профессор Жакиянова Н.Ж.

4. Старший преподаватель, к.б.н.Довгаль Г.Д.

5. Старший преподаватель к.м.н.Ибраев С.С.

6. Преподаватель Пономарева Р.С.

7. Преподаватель Жандаулетова М.Б.

8. Преподаватель Оразбаева А.К.

9. Преподаватель Адилбекова Б.Ж.

10. Преподаватель Алькенова К.С.

11. Преподаватель Сыздыкбаева А.Х.

12. Преподаватель Кусаинова А.Б.

13. Преподаватель Бачевская Е.С.

14. Преподаватель Темиржанова А.Е.

 

Контактная информация: г.Семипалатинск, ул.Уранхаева 6, корпус научно-исследовательской лаборатории, 3 этаж.

Политика дисциплины: Политика дисциплины – это общие требования кафедры, предъявляемые к студенту в процессе изучения данной дисциплины, направленные на наиболее полное освоение студентами учебного материала и плодотворное сотрудничество преподавателей и студентов.

Обучающиеся обязаны:

· В полном объеме овладевать знаниями, умениями и практическими навыками;

· Уважительно и корректно относиться к преподавателям, сотрудникам и обучающимся;

· Обучающиеся должны быть дисциплинированными и опрятными, вести себя достойно в Университете, в больницах.

· С началом занятий во всех учебных и прилегающих к ним помещениях должны быть обеспечены тишина и порядок, необходимые для нормального хода учебных занятий;

· Вход обучающихся в аудиторию и выход из аудитории после начала занятий (фактического начала занятий преподавателем) допускается только с разрешения преподавателя;

· Обязательно посещать лекции, практические (семинарские, лабораторные) занятия, занятия по СРСП;

· Присутствовать на практических (семинарских, лабораторных) занятиях, экзаменах в медицинской форме;

· Иметь санитарные книжки на клинических кафедрах с допуском от СЭС.

· Бережно относиться к имуществу кафедры;

· Соблюдать правила противопожарной безопасности

· Соблюдать правила внутреннего распорядка академии

· Активно участвовать в жизни кафедры (работа в кружке СНО, мероприятиях кафедры и т.д.).

· Отключать мобильные телефоны во время лекций, занятий; брать на экзамены сотовые телефоны запрещается.

· Посещение лекций является обязательным. В случае пропуска лекций материал отрабатывается в виде подготовки конспекта лекции и собеседования с лектором.

· Отработки на кафедрах и курсах должны проводиться во внеурочное время – по субботам, в клинике – допускается проведение отработок во время ночного дежурства профессорско-преподавательского состава.

· Студент обязан отработать занятие в количестве пропущенных часов согласно программе.

· В случае пропуска занятий обучающимися по уважительной причине (нахождение на стационарном лечении, возникновение событий чрезвычайного характера: стихийные бедствия, аварии и другие), студент или его родственники обязаны в течение суток информировать кафедру о происшедшем любым способом (по телефону и прочее) с предоставлением в трехдневный срок документов, подтверждающих это обстоятельство. Оправдательными документами являются: справка со студенческой поликлиники, свидетельство о смерти близких, донорская справка, свидетельство о бракосочетании, свидетельство о рождении ребенка. При отсутствии подтверждающих документов причина считается неуважительной.

· В случае пропуска по уважительной причине занятие отрабатывается бесплатно в объеме пропущенного материала при наличии подтверждающего документа с предоставлением допуска из деканата. Кафедре вместе с допуском предоставляется ксерокопия подтверждающего документа. Студент может одномоментно отработать 2 занятия (2 лекции).

· В случае пропуска занятий и лекций по неуважительной причине обучающийся отрабатывает платно в объеме пропущенных часов. Размер оплаты устанавливается решением Ученого совета вуза. Одномоментно студент может отработать 1 занятие (лекцию).

· При отработке пропущенного занятия «нб» в журнале округляется и проставляется полученная оценка;

· При отработке пропущенного занятия по неуважительной причине студенту оценка выше, чем 3,33 не выставляется. В электронном журнале «н» удаляется и выставляется балл.

· В случае пропуска двух и более занятий и/или лекций в течение месяца обучающийся считается неаттестованным. Студент обязан отработать пропущенные занятия (лекции) в месячный срок с момента пропуска по неуважительной причине, и в течение 2 месяцев с момента пропуска по уважительной причине. Студентам, занимающимся по цикловой системе и пропустившим по неуважительной причине весь цикл допуск деканатом не выдается и студент обязан пройти платный семестр.

· Допуски из деканата и квитанции об оплате хранятся вместе с журналом регистрации отработок.

· В случае наличия неотработанных занятий по неуважительной причине в течение месяца студенты не имеют права отрабатывать пропущенные занятия. ОРД снижается в зависимости от продолжительности занятия и количества пропусков (ОРД автоматически снижается в электронном журнале).

· В случае наличия неотработанного рубежного контроля в течение месяца вместо «нб» выставляется «0»

· Обучающиеся, пропустившие в учебном семестре и не отработавшие 25% и более объема часов аудиторных занятий по учебной дисциплине не допускаются к сдаче экзамена/дифзачета и обязаны пройти платный семестр.

· Итоговая оценка подсчитывается только в случае, если обучающийся имеет положительные оценки как по рейтингу допуска, так и по итоговому контролю (экзамену/дифзачету). При этом положительная оценка включает оценки от 50% до 100%, неудовлетворительная оценка - от 0 до 49%.

· Зачет по дисциплине определяется ОРД. При наличии ОРД 49% и ниже, зачет студенту не выставляется и обучающийся обязан пройти платный семестр.

· Неудовлетворительные оценки, полученные на текущих занятиях и рубежном контроле, не отрабатываются. При наличии неудовлетворительных оценок студент получает низкий ОРД, который в свою очередь влияет на допуск к экзаменам.

· Студенты должны сдать все зачеты в строгом соответствии с учебным планом. В зачетной книжке зачеты проставляются на правой стороне. По ГОСО 2006 года на правой стороне зачетной книжки выставляется ОРД. Оценка дифференцированного зачета влияет на назначение стипендии.

· При условии выполнения учебной программы по всем дисциплинам семестра сдачи всех зачетов/получения ОРД, предусмотренных учебным планом данного семестра, студенты допускаются к экзаменационной сессии. Допуск к экзаменационной сессии оформляется распоряжением деканата, при этом в зачетной книжке студента ставится штамп «допущен к сессии».

· При использовании шпаргалок на экзамене или дифференцированном зачете обучающемуся автоматически выставляется итоговая оценка «неудовлетворительно»

II.Содержание:

Введение

Взаимодействие человеческого общества и природы стало одной из важнейших проблем современности. Со времени появления человека на Земле влияние его на биосферу постоянно росло. Но именно в условиях индустриального общества и демографического взрыва отрицательные последствия человеческой деятельности приобрели глобальный характер. В невиданных ранее масштабах загрязняется окружающая среда. Наметились тенденции к истощению горючих и минеральных ресурсов. Разные виды антропогенной деятельности привели к прямому или косвенному уничтожению разнообразных видов животных и растений. Все это способствует ухудшению состояния современной биосферы, разрушению здоровья и духовности человека. Решение проблемы возможно в результате восстановления баланса, что представляет собой чрезвычайно сложную, беспрецедентную в глобальном отношении задачу, поставленную в 1992 го в Рио-деЖанейро, где была подписана и утверждена концепция по Устоичивому развитию. Устойчивое развитие в глобальной системе «общество –природа» означает соблюдение динамического равновесия в социоэкосистемах разного уровня. При этом решающая роль принадлежит экологическому образованию, содержанием и сущностью которого является процесс формирования у личности экологического мировоззрения, основой которого является дисциплина «Экология и устойчивое развитие». Её цель - формирование ответственного бережного отношения студентов к окружающей среде и своему здоровью. Такой подход позволит будущим специалистам с высшим образованием принимать экологически грамотные решения и, тем самым, способствовать устойчивому развитию биосферы.

2. Цель дисциплины: сформировать целостное представление об основных закономерностях устойчивого развития природы и общества.

Задачи обучения

• изучить основные закономерности функционирования живых организмов, экосистем различного уровня организации, биосферы в целом и их устойчивости;

• сформировать знания об основных закономерностях взаимодействия компонентов биосферы и экологических последствиях хозяйственной деятельности человека, особенно в условиях интенсификации природопользования;

сформировать современные представлен я о концепциях, стратегиях и практических задачах устойчивого развит в различных странах и Республике Казахстан;

‘сформировать у студентов широкий комплексный, объективный и творческий подход к обсуждению наиболее острых и сложных проблем экологии, охраны окружающей среды и устойчивого развития.

Конечные результаты обучения

Студент должен знать:

• основные закономерности, определяющие взаимодействия живых организмов со средой обитания;

• распространение и динамику численности организмов, структуру сообществ и их динамику;

• закономерности потока энергии через живые системы и круговорота веществ, функционирования экологических систем и биосферы в целом;

-основные принципы охраны природы и рационального природопользования;, -социально-экологические последствия антропогенной деятельности;

концепцию, стратегии, проблемы устойчивого развития и практические подходы к их решению на глобальном, региональном и локальном уровнях.

Студент должен уметь:

Выявлять и анализировать естественные и антропогенные экологические процессы и возможные пути и регулирования;

• разбираться в современных концепция и стратегиях устойчивого развития человечества, направленных на планомерное изменение традиционных форм хозяйствования и образа жизни людей с целью сохранения стабилыюсти биосферы и развития социума без катастрофических кризисов;

• использовать полученные знания о закономерностях взаимодействия живых организмов и окружающей среды в практической деятельности для сохранения устойчивого развития.

Приобрести: навыки анализа экологических процессов, постановки конкретных задач и приоритетов устойчивого развития природы и общества и использования полученных знаний для решения экологических задач; знания по закономерностям развития биосфер и условий сохранения её устойчивости, а также реализации идей устойчивого развития в разных странах, в том числе и в Республике Казахстан.

5.Пререквизиты: школьные курсы: биология, география, химия, математика, физика.

6.Постреквизиты: школьные курсы: биология, география, химия, математика, физика.

7. Тематический план занятий

Тематический план лекций

 

  Наименование темы лекции Кол-во часов
  Семестр 1  
1. Вводная. Определение экологии как науки. Цели, задачи и методы экологии. История развития экологии как науки. Экология как теоретическая база охраны природы и рационального природопользования.  
2. Аутэкология –экология особей. Экологические факторы окружающей среды. Основные среды жизни их характеристика.  
3. Демэкология – экология популяций. Популяции как форма существования вида и ее основные критерии.  
4. Синэкология- экология экосистем. Средомодифицирующая роль экосистем и проблема восстановления нарушенных экосистем.  
5. Строение биосферы и ее границы. Основополагающая роль учения о ноосфере В.И.Вернадского в разработке концепции Устойчивого развития.  
6. Концепция Устойчивого развития. История возникновения понятия «устойчивое развитие».  
7. Социально-экологические проблемы современности и устойчивое развитие.  
8. Проблема обеспеченности человеческого общества природными ресурсами. Рациональное природопользование.  
9. Глобальные экологические проблемы современности, причины возникновения, последствия.  
10. Заповедные территории Республики Казахстан.  
11. Качество природной среды и здоровье населения.  
12. Актуальные экологические проблемы устойчивого развития Республики Казахстан.  
  Всего часов: 24  

 

Тематический план семинарских (практических) занятий

 

  Наименование темы занятия Кол-во часов
1. Экология как теоретическая база охраны природы и рационального природопользования.  
2. Экология особи-аутэкология. Организм и условия его обитания. Экологические факторы и их классификация. Основные среды жизни и их характеристика.  
3. Экология популяций – демэкология. Статистические характеристики популяции: численность, плотность и биомасса популяции, возрастной и половой состав.  
4. Экология сообществ – синэкология. Понятие о биоценозе, биогеоценозе и экосистеме. Основные формы межвидовых связей в экосистемах (нейтрализм, комменсализм, протокооперация, мутуализм, хищничество, паразитизм).  
5. Биосфера и ее устойчивость. Формирование концепции биосферы. Учение В.И.Вернадского о биосфере и ноосфере. Концепция живого вещества.  
6. Концепция Устойчивого развития. История возникновения понятия «устойчивого развития»: Римский клуб, работы Медоуза и Форестера (Пределы роста, 1972).Факторы устойчивого развития, стратегия и принципы.  
7. Модель устойчивого общества, его признаки и принципы функционирования.  
  Проблема обеспеченности человеческого общества природными ресурсами. Характеристика природных ресурсолв Земли: атмосферы, гидросферы и литосферы.  
9. Рубежный контроль по темам 1-8  
10. Антропогенные факторы возникновения неустойчивости в биосфере. История взаимодействия природы и общества: основные этапы(биогенный, аграрный, промышленный, информационный), особенности и уроки.  
11. Социально-экологические проблемы современности и устойчивое развитие. Социально-экологический кризис и устойчивое развитие.  
12. Проблемы «третьего мира». Преодоление отсталости – актуальная проблема устойчивого развития.  
13. Принципы и методы охраны окружающей среды. Заповедные территории как одна из форм охраны окружающей среды.  
14. Актуальные экологические проблемы устойчивого развития РК.  
15. Экологический мониторинг, принципы его организации.  
16. Качество природной среды и здоровье населения  
17. Законодательство РК в области охраны окружающей среды. Международные конвкции и договоры по глобальным экологическим проблемам современности. Итоговое занятие.  
18.    
  Всего часов: 36  

 

Тематический план самостоятельной работы студентов

 

Тема СРС Кол-во часов
  Экологические проблемы, их место и роль в современных экономических тенденциях..  
  Роль экологии в реализации концепции Устойчивого развития.  
  Основные среды жизни и их характеристика.  
  Приспособленность человека для жизни в разных средах.  
  Популяция как форма существования вида и ее основные критерии.  
  Средомодифицирующая роль экосистем и проблема восстановления нарушенных экосистем.  
  Стенобиотные и эврибионтные организмы Экологическая емкость среды.  
  Экологические пирамиды(численности, биомассы, энсргии).  
  Естественное развитие экосистем: первичная и вторичная сукцессия. Критерии и основные показатели устойчивости экосистем.  
  Строение биосферы и ее границы  
  Основополагающая роль В.И.Вернадского в разработке концепции Устойчивого развития.  
  Использование альтернативных экологически чистых источников энергии как компоненты устойчивого развития.  
  Экологические проблемы связанные с интенсификацией сельского хозяйства.  
  Физическое, химическое и биологическое загрязнение окружающей среды и их эколого-генетические последствия.  
  Проблемы энергетического кризиса и пути их решения.  
16. Мировая продовольственная проблема, пути решения  
17. Ресурсный кризис, причины, последствия, пути решения.  
18. Социально-экологические проблемы Приаралья.  
19. Последствия ядерных испытаний для человечества.  
20. Семипалатинский ядерный полигон и другие полигоны на территории РК.  
21. Методы и критерии оценки состояния окружающей среды.  
22. Антиядерное движение Невада-Семей.  
23. Санитарно-экологический мониторинг.  
24. Международные конвекции и договоры по глобальным экологическим проблемам.  
25. Мероприятия необходимые для улучшения качества окружающей среды на примере различных регионов Казахстана.  
26. Проблемы охраны окружающей среды на примере некоторых сельских населенных мест Казахстана.  
27. Понятияе «экологический риск» и «экологическая безопасность».  
28. Единая государственная система мониторинга, цель, задачи, функции  
29. Факторы, формирующие здоровье в различных регионах Казахстана..  
30. Экологический кодекс Казахстана.  
  Всего часов:30  

 

План организации СРС

План организации СРС

 

Тема СРС Форма Проведения СРС Форма контроля СРС График контроля СРС (сроки)
  Экологические проблемы, их место и роль в современных экономических тенденциях.. Подготовка эссе Рубежный контроль, итоговый контроль 2 неделя
  Роль экологии в реализации концепции Устойчивого развития. Подготовка презентации Рубежный контроль, итоговый контроль 2 неделя
  Основные среды жизни и их характеристика. Подготовка реферата Рубежный контроль, итоговый контроль 2 неделя
  Приспособленность человека для жизни в разных средах. Составление ситуационных задач Рубежный контроль, итоговый контроль 3 неделя
  Популяция как форма существования вида и ее основные критерии. Подготовка презентации Рубежный контроль, итоговый контроль 3 неделя
  Средомодифицирующая роль экосистем и проблема восстановления нарушенных экосистем. Подготовка реферата Рубежный контроль, итоговый контроль 3неделя
  Стенобиотные и эврибионтные организмы Экологическая емкость среды. Составление ситуационных задач Рубежный контроль, итоговый контроль 3 неделя
  Экологические пирамиды(численности, биомассы, энсргии). Подготовка презентация Рубежный контроль, итоговый контроль 4 неделя
  Естественное развитие экосистем: первичная и вторичная сукцессия. Критерии и основные показатели устойчивости экосистем. Подготовка обзора литературы Рубежный контроль, итоговый контроль 4неделя
  Строение биосферы и ее границы Подготовка презентации Рубежный контроль, итоговый контроль 5неделя
  Основополагающая роль В.И.Вернадского в разработке концепции Устойчивого развития. Подготовка реферата Рубежный контроль, итоговый контроль 5неделя
  Использование альтернативных экологически чистых источников энергии как компоненты устойчивого развития. Подготовка эссе Рубежный контроль, итоговый контроль 6неделя
  Экологические проблемы связанные с интенсификацией сельского хозяйства. Подготовка презентации Рубежный контроль, итоговый контроль 6неделя
  Физическое, химическое и биологическое загрязнение окружающей среды и их эколого-генетические последствия. Подготовка альбома Рубежный контроль, итоговый контроль 6неделя
  Проблемы энергетического кризиса и пути их решения. Подготовка презентации Рубежный контроль, итоговый контроль 7 неделя
16. Мировая продовольственная проблема, пути решения Подготовка презентации Рубежный, итоговый контроль   7 неделя
17. Ресурсный кризис, причины, последствия, пути решения. Подготовка презентации Рубежный, итоговый контроль 8неделя
18. Социально-экологические проблемы Приаралья. Подготовка реферата Рубежный, итоговый контроль 8неделя
19. Последствия ядерных испытаний для человечества. Подготовка реферата Рубежный, итоговый контроль 9 неделя
20. Семипалатинский ядерный полигон и другие полигоны на территории РК. Подготовка реферата Рубежный, итоговый контроль 9 неделя
21. Методы и критерии оценки состояния окружающей среды. Подготовка реферата Рубежный, итоговый контроль неделя
22. Антиядерное движение Невада-Семей. Подготовка презентации Рубежный, итоговый контроль 9неделя
23. Санитарно-экологический мониторинг. Подготовка альбома Рубежный, итоговый контроль 10неделя
24. Международные конвекции и договоры по глобальным экологическим проблемам. Подготовка эссе Рубежный, итоговый контроль 10 неделя
25. Мероприятия необходимые для улучшения качества окружающей среды на примере различных регионов Казахстана. Подготовка презентации Рубежный, итоговый контроль 11 неделя
26. Проблемы охраны окружающей среды на примере некоторых сельских населенных мест Казахстана. Подготовка глоссария Рубежный, итоговый контроль 11 неделя
27. Понятияе «экологический риск» и «экологическая безопасность». Подготовка реферата Рубежный, итоговый контроль 12 неделя
28. Единая государственная система мониторинга, цель, задачи, функции Подготовка презентации Рубежный, итоговый контроль 12 неделя
29. Факторы, формирующие здоровье в различных регионах Казахстана.. Подготовка презентации Рубежный, итоговый контроль 13неделя
30. Экологический кодекс Казахстана. Подготовка презентации Рубежный, итоговый контроль 14 неделя
  Всего часов:30      

 

9.Литература основная и дополнительная:

Основная:

1. Новиков Ю.В. Экология, окружающая среда и человек. М., «ФАИР-ПР Е С С»,20 0 3

2.Экология. Под ред.Денисова.В.В,Ростов-на Дону:МарТ,2002.

3.Ю.П.Пивоваров, В.В.Кролик, Л.С.Зиневич.,Гигиена и основы экологии человека. Серия «Учебники и учебные пособия».Ростов на Дону:Феникс, 2002 –512 с.

4. Коробкин В.И,, Передельский Л.В. Экология, конспект лекций Ростов на Дону,»Феникс»,2004.

5. Марфенин Н.Н. Концепция устойчивого развития» в развитии / Россия в окружающем мире: 2002 (Аналитич кий ежегодник) /1 Под общей редакцией: Данилова-Данильян ВИ., Степанов С.А. - М.:Изд-во МНЭПУ, 2002.

6. Шилов И.А. Экология. М.: Высшая школа, 2001.

Дополнительная:

1. Вернадский И. «Философские мысли натуралиста», М., «Наука»,

1988.

2. Вернадский КИ. «Живое вещество», М. «Наука», 1969 г.

3. Доклады Министерства охраны окружающсй среды РК «О состоянии природой среды РК» 2000-2007 гг.

4.Концепция экологической безопасности РК, Астана, 2002.

5.Доклад конференции 00Н по окружающей среде и устойчивому развитию, Рио-де-Жанейро, 1992. Том 1, Нью_Йорк,1993.

6.Экологический кодекс РК, Астана 2007

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...