Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Анализ экономической безопасности предприятия, соблюдения коммерческой тайны




Так как выполнение данного раздела имеет существенные отличия для отчетов, выполненных на базе предприятий разных отраслей, то ниже приводится краткая схема выполнения данного раздела. Практикант выбирает те составляющие безопасности, которые существенно влияют на анализируемый бизнес.

Экономическая безопасность бизнеса обусловлена способностью предпринимателя постоянно анализировать состояние и перспективы надежности существующих у него компонентов бизнеса, которые могут быть подвержены риску утраты и следовательно привести к убыткам разного вида. Рассмотрим эти основные компоненты:

Материальные активы: основные средства, в том числе находящиеся в аренде и безвозмездном пользовании, оборудование, машины, рабочий и продуктивный скот, зелёные насаждения, недвижимость (земельные участки, здания, сооружения, нежилые помещения и т.п.), сырьё, материалы, полуфабрикаты, комплектующие изделия, наличные средства и средства в банках, дебиторская задолженность (включая выданные кредиты, займы, ссуды и товары под реализацию и в кредит). Они могут быть похищены, испорчены, разрушены, заражены вредными веществами. Следовательно, во всех разделах анализа необходимо отметить надежность охраны данной собственности, в том числе: средства охраны, потенциальные конкуренты (по видам деятельности, по месту производства продукции и оказания услуг) с учётом степени криминализации их бизнеса, состояние защиты окружающей среды в районе деятельности (источники повышенной опасности и целесообразность продолжения бизнеса). Чистота приватизации имущества фирмы с целью надёжности дальнейшего вложения капитала. Устойчивость бизнеса собственника арендуемого предприятием имущества и качество арендного договора (в том числе наличие его государственной регистрации).

Анализируется устойчивость бизнеса обслуживающего банка по признакам своевременности перечисления средств и возведения формальных препятствий к использованию собственных платёжных средств фирмы (зачисление средств день в день, перечисление средств в течении одного, 3-5 дней или более).

Определяются дефицитные на рынке сырье и материалы, имеющихся на предприятии, способы их упаковки, приёмки, доставки (с полной ответственностью перевозчика), хранения, передачи и качества использования в производство, оперативность.

Сотрудники предприятия, работающие по договорам подряда, поручения, возмездного оказания услуг; лица, постоянно контактирующие с сотрудниками фирмы. Как правило, в анализируемом предприятии можно определить одного или нескольких сотрудников, от которых зависит вся деятельность предприятия (это ключевые сотрудники, обладающие исключительным характером связей, неохотно передающих информацию о своей деятельности с кем-либо из других сотрудников и, как правило, не уходящих из-за этого в отпуск более чем на неделю (незаменимых людей нет)). Такое поведение - это угроза бизнесу, хотя эти люди этого не осознают, т.к. она может исходить, вроде бы даже и не от них. Конкуренты анализируют ключевые фигуры бизнеса на своём сегменте рынка и стараются исключить их из игры на этом рынке разными, в том числе и законными способами (переманивание, создание невыносимых условий по месту проживания или деятельности и т.п.). Необходимо проанализировать категории сотрудников фирмы, которые при производстве и оказании услуг подвергается постоянному дополнительному риску при осуществлении своих функций: кассиры предприятия (в т.ч. водители, собирающие выручку); мастера, получающие плату за услуги по месту её оказания; экспедиторы, мастера, работающие с ценными материалами, в т.ч. драгоценными изделиями. Желательно проанализировать и предложить как мероприятие, если есть необходимость, прогнозировать возможность увольнения ключевых работников по разным причинам, возможности их травматизма, болезни или смерти.

Далее выявляется наличие плана подготовки и повышения квалификации кадров, степень охвата им всех работников, возможность взаимозаменяемости работников с учётом обеспечения конфиденциальности информации по бизнесу. Данная ротация кадров позволяет предотвратить совершение мошеннических операций, т.к. сотрудник изучил слабые стороны в процедурах работы на своём рабочем месте, но боязнь обнаружения своих махинаций последующим работником остановит его. Кроме того, сотрудники будут испытывать чувство удовлетворения от изменения вида деятельности (ликвидация монотонности труда). Возможно необходимо внедрить страхование работников и рабочих мест, обеспечить «скамейку запасных» из бывших работников, в том числе пенсионеров, договорников, студентов, школьников старших классов.

Информационная безопасность – одна из важнейших составляющих безопасности бизнеса. Здесь необходимо проанализировать степень её доступности, непрерывности и закрытости. Особенно важно своевременно проводить очистку рабочих мест от излишней бумажной и дискетной (дисковой) информации и жесткой памяти компьютеров от оперативной конфиденциальной информации (перевод нужной для последующей работы и анализа информации на дискеты и другие не доступные для конкурентов и контрольных органов средства памяти). Желательно выявить наличие лишних (в т.ч. игровых) программ, мешающих полностью использовать память компьютера в интересах коммерческой деятельности фирмы. Для быстрого ввода в действие выбывшего из строя основного компьютера должен быть запасной, размещённый в другом месте, который может быстро на себя взять все выполняемые работы основным.

Анализ экономических интересов бизнеса обеспечивает изучениепересечения интересов анализируемого бизнеса предприятия во взаимоотношениях с государством, физическими и юридическими лицами при оформлении отношений поставок, реализации, инвестиций и платежей важны с позиций качества его документационного обеспечения.

Изучаются взаимоотношения фирмы с государственными и общественными контрольными органами и органами государственного управления, которые должны строиться исключительно на принципах документационного обеспечения, включающего в себя обязательное оформление всех документов в соответствии с требованиями стандартов: заполнение всех реквизитов, своевременность отправления и фиксация времени отправления. Далее анализируются взаимоотношения с партнёрами по бизнесу, что предусматривает подробное изложение всех разделов договорных документов, проверка подлинности уставных документов другой договаривающейся стороны, полномочий подписывающего лица и наличие у них соответствующих документов, удостоверяющих личность.

Исходя из перечисленных выше и других факторов, определяющих эффективность экономической безопасности бизнеса сформулируем её критерии оценки:

- наличие в уставных документах и приказах руководителя ссылок на виды коммерческой информации и перечня лиц, имеющих к ней доступ, а также наличие в контрактах с этими лицами данного пункта о сохранении коммерческой тайны;

- определён ли круг лиц, которые определяют виды информации, являющейся коммерческой тайной и определяющих сроки её хранения; (дипломник должен предложить, если этого нет, какие виды информации на данном предприятии можно отнести к коммерческой тайне и обосновать этот перечень;

- есть ли инструкции для лиц, владеющих коммерческой информацией: порядок доступа (разрешения, пропуска), хранения (где и у кого) и использования (для каких целей);

- наличие процедур заключения хозяйственных и других типов договоров с предприятиями (предпринимателями) – партнёрами по обеспечению коммерческой тайны в совместной деятельности. Данные вопросы особенно касаются кредиторов, которым бизнесмены передают значительные объёмы информации о своём бизнесе, в том числе носящей конфиденциальный характер;

- произведена ли оценка стоимости имеющейся коммерческой информации по следующим параметрам:

а) затраты на создание информации или её приобретение (если фирма сама создала данную информацию, например, перечень заказчиков или поставщиков, то можно оценить, во сколько это обойдётся если поискать (купить, запросить) её на стороне;

б) если информация в настоящее время не является коммерческой тайно и возможен доступ к ней многим лицами (водители автомашин, снабженцы, другие работники могут спокойно скачать информацию с компьютера и продать её конкуренту, либо увольняясь взять эту информацию для предложения будущему работодателю и т.п.), то данную информацию надо оценить с позиции возможной упущенной выгоды, которая может быть вызвана её хищением;

в) потеря базы данных после хищения является разновидностью потерь бизнеса в форме прямого ущерба. Потери рассчитываются в стоимости её восстановления;

г) возможная потеря информации, являющейся достоянием совместной деятельности с партнёрами по бизнесу ведёт к необходимости расчёта также и морального ущерба бизнесу, а также судебные издержки.

Выводы

На основе проведённого комплексного технико-экономического анализа практикант кратко формулирует состояние предприятия на текущий период, динамику по сравнению с базовым годом, выявленные недостатки, вскрывает резервы и намечает основные направления улучшения работы предприятия, которые формулируются и обосновываются в виде конкретных мероприятий. Эти мероприятия ложатся в основу проектной части дипломного проекта, где и ведется их экономический расчет и планируется деятельность предприятия с учетом внедрения мероприятий. Направление мероприятий должно обеспечивать основную задачу, сформулированную в теме дипломного проекта.

Дневник практики

Дневник практики должен отражать выполнение практикантом этапов программы практики. Ведение дневника и своевременное его заполнение – обязательно. Примерная структура дневника показана в Приложении 4. В столбце 4 обязательно наличие подписи руководителя практики от предприятия по каждому виду работы, кроме строки 8 (там расписывается руководитель практики от кафедры). В этом столбце он также может проставить имеющиеся у него замечания.

 

Оформление отчета

Отчет по преддипломной практике оформляется на нелинованных листах белой писчей бумаги формата А4 (210-297), сброшюрованных в папку.

Оформление текста с применением печатающих и графических устройств вывода ЭВМ согласно ГОСТ 2.004 (шрифт Times New Roman №14 через 1,5 интервала).

Текст должен быть напечатан с одной стороны листа черным шрифтом. Опечатки, описки и неточности, обнаруженные в процессе выполнения отчета, допускается исправлять закрашиванием белой краской и нанесением на том же месте исправленного текста черной ручкой. Повреждения листов текстовых документов, помарки и следы не полностью удаленного прежнего текста не допускается.

Объем отчета должен быть не менее 30 листов, исключая титульный лист, оглавление, дневник практики, список литературы и приложения. Страницы пояснительной записки нумеруются арабскими цифрами в правом нижнем углу, начиная со следующей страницы после титульного листа, на которой ставится цифра 2. Нумерация страниц документа и приложений, входящих в состав этого документа, должна быть сквозная.

Отчет состоит из титульного листа, содержания, текстовой части, списка литературы и приложений, дневника практики. Титульный лист оформляется по установленной форме, приведенной в Приложение 3. Он должен быть подписан студентом, руководителем практики от предприятия. Подпись руководителя практики от кафедры проставляется после проверки отчета при выставлении оценки в ведомость.

Текстовая часть оформляется по ГОСТ 7.32 - 2001. Текст отчета не должен выходить за границы рамки, обеспечивая удобное считывание листов в сброшюрованном виде. При наложении этой рамки на страницу образуются поля. Размер левого поля – 30 мм, правого – 10 мм, верхнего и нижнего – 20 мм. Абзацы в тексте начинают с отступом равным 15 мм.

Основная часть разбивается на ряд разделов в соответствии с п.2 данных Методических указаний. Каждый из разделов в свою очередь может быть разбит на подразделы. Более подробные требования к оформлению изложены в п. 3 Методических указаний по дипломному проектированию [13], их выполнение является строго обязательным.

 


Литература

Нормативная литература:

1. ГОСТ 7.32-91 (ИСО 5966-82). «Отчет о научно-исследовательской работе. Структура и правила оформления»

2. Налоговый Кодекс РФ – в текущей редакции

3. Трудовой Кодекс РФ – в текущей редакции

4. ПБУ 9/99. Доходы организации: приказ МФ РФ от 6 мая 1999 г., № 32н: (в текущей редакции) // Положения по бухгалтерскому учету.

5. ПБУ 10/99. Расходы организации: приказ МФ РФ от 6 мая 1999 г., № 33н: (в текущей редакции) // Положения по бухгалтерскому учету.

6. ПБУ 5/01. Учет материально-производственных запасов: приказ МФ РФ от 9 июня 2001 г., № 44н: (в текущей редакции) // Положения по бухгалтерскому учету.

7. ПБУ 6/01. Учет основных средств: приказ МФ РФ от 30 янв. 2001 г., № 26н: (в текущей редакции) // Положения по бухгалтерскому учету.

8. ПБУ 18/02. Учет расчетов по налогу на прибыль: приказ МФ РФ от 19.11.02 г., № 114н: (в текущей редакции).

9. Положение об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений Российской Федерации, утвержденного приказом Минобразования России от 25.03.2003 № 1155

10. ГОС ВПО по специальности «Экономика и управление на предприятии»

Основная:

11. Левитина, И.Ю. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия сервиса. Учебное пособие – СПб.: Изд-во СПбГУСЭ, 2007.

12. Савицкая, Г. В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: учебник / Г. В. Савицкая. – 6-е изд., перераб. и доп. – Москва.: ИНФРА-М, 2008.

13. Экономика и управление на предприятии (в сфере сервиса). Методические указания по выполнению дипломного проекта для студентов всех форм обучения по специальности «Экономика и управление на предприятии (в сфере сервиса)» - СПб: СПбГУСЭ, 2011

Дополнительная:

14. Баканов, М. И. Теория экономического анализа: учебник / М. И. Баканов, А. Д. Шеремет. – М.: Финансы и статистика, 2005.

15. Хотинская, Г. И. Анализ хозяйственной деятельности предприятия (на примере предприятий сферы услуг): учеб. пособие / Г. И. Хотинская; под ред. Г. И. Хотинской, Т. В. Харитоновой. – М.: Дело и Сервис, 2004.

16. Чернов, В. А. Экономический анализ: торговля, общественное питание, туристический бизнес: учеб. пособие / В. А. Чернов; под ред. М. И. Баканова. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.

Электронные источники:

17. http://www.kodeks.ru/manage/page/ – сайт справочно-правовой системы «Кодекс»

18. http://www1.minfin.ru/buh/b_poloj.htm – сайт министерства финансов с набором положений по бухгалтерскому учету

Приложения

1. Пример оформления заявления на преддипломную практику и дипломное проектирование

2. Пример оформления задания на дипломный проект

3. Пример оформления титульного листа отчета по преддипломной практике

4. Образец дневника практики

5. Пример оформления характеристики от предприятия

6. Примерный план-график дипломного проектирования


Приложение 1 Пример оформления заявления на преддипломную практику и дипломное проектирование [1]

Заведующему кафедрой ЭОП
д.э.н., доц. Ялунер Е.В.

 

ЗАЯВЛЕНИЕ

Я, студент___ Петрова Акулина Максимовна __________________________________

(фамилия, имя, отчество полностью)

Контактный телефон _____+7-9112223344 _____________________________________

Специальности (направления подготовки)

_____________ 080502.65 «Экономика и управление на предприятии»_______________
(шифр, наименование)

 

группы_ 6 курс 2 группа ИЭУПС спец 080502.65 зочной _ формы обучения
прошу закрепить за мной тему выпускной квалификационной работы
__ Проект мероприятий по повышению конкурентоспособности ООО «Ква-Ква» (ландшафтный дизайн) г. Санкт-Петербург ___________________________
под руководством_____________________________________

(Ф.И.О. руководителя).

 

Предполагаемая база преддипломной практики (объекта исследования)

_ ООО «Ква-Ква» (ландшафтный дизайн) г. Санкт-Петербург _

(название организации, место нахождения)

Дата_______________________ Подпись студента_________________

 

РЕШЕНИЕ КАФЕДРЫ
Тема утверждена протоколом заседания кафедры №_____ от_________________________

Зав. Кафедрой ________________________Ялунер Е.В.

Дата__________________________

Приложение 2. Пример оформления задания на дипломный проект [2]

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...