Главная | Обратная связь
МегаЛекции

III. 1.4 Анализ транспортной системы, озеленения, функционального зонирования




На основе генерального плана поселения (округа), его проектного функционального зонирования и плана существующего положения, уточненного обследованием в натуре, необходимо построить схемы каркасов и другие необходимые схемы.

Выявление транспортного каркаса поселения: принципиальное решение транспортно-пешеходной доступности объекта; обеспечение стоянками индивидуального транспорта, остановочными пунктами общественного транспорта. На схеме отмечаются категории дорог, маршруты общественного транспорта с указанием остановок, крупные стоянки и объекты транспортной инфраструктуры.

На схеме озеленения должны быть показаны виды озеленения, возможно, их состояние, классификация по функции и назначению.

Схема функционального зонирования может решаться как для фрагмента поселения, так и на конкретную территорию проектирования. Например, существующее функциональное зонирование парка или общественного центра.

Возможно, для анализа могу потребоваться схемы, демонстрирующие систему обслуживания (с радиусами действия), наличие уже сложившихся туристических маршрутов (для проектов, связанных с туристической инфраструктурой) и т.д. Возможно совмещение отдельных схем в одну если это не противоречит логике анализа и не усложняет восприятие чертежа. Например: схема транспорта и озеленения, функционального зонирования и общественного обслуживания и т.д.

Каждая схема должна сопровождаться условными обозначениями и экспликацией.

 

III. 1.5 Чертеж плана существующего положения (опорный план) и выявление ограничений

План существующего положения территории выполняется на топографической основе масштаба 1:1000 или 1: 2000. Рельеф местности желательно показывать горизонталями через 1 м, только на очень крутых склонах реже. Каждая десятая (либо пятая) горизонталь должна иметь отметку высоты. Отметки также указываются на урезе воды, бровках и у подножий откосов.

Топографическая съемка может иметь давние сроки изготовления, поэтому выполнение плана существующего положения обязательно сопровождается изучением положения в натуре. При этом ведется фотофиксация застройки, благоустройства, композиционных особенностей среды, отмечаются главные точки зрения (обзора) для будущего композиционного анализа. Одновременно проверяется наличие тех или иных зданий и сооружений, которые могли быть выстроены или уже уничтожены после окончания топографических работ. За точность опорного плана отвечает автор проекта.

Возможно использование материалов предшественников-студентов или публикации в специальной литературе с обязательными ссылками на первоисточник и подтвержденные натурными исследованиями.



В большинстве своем план существующего положения отражает информацию о существующих на момент проектирования антропогенных составляющих городской среды. Поэтому на чертеже обычно указываются:

· здания и сооружения (могут различаться по материалу стен и несущих конструкций, по этажности или по состоянию (ветхие или намеченные на снос),

· поверхность земли с указанием материала покрытия (проезжая часть, площадки, стоянки и т.д.),

· объекты озеленения

· функциональное назначение территорий, окружающих объект и т.д.

На чертеж должны быть нанесены планировочные ограничения в виде красных линий, охранных зон различных категорий, санитарно-защитных зон, водоохранных и других (перечень всех ограничений по группам приводится в лекционном курсе по Теории градостроительства). Целесообразно нанести условия транспортно-пешеходной доступности, степень обеспеченности учреждениями обслуживания.

Данный чертеж предназначен для детального изучения территориального ресурса площадки и его соответствие задуманным характеристикам по градостроительной, функциональной и другим значимостям (см. нормативы, рекомендации, текст задания на КП).

III. 1.6 Чертеж историко-архитектурного опорного плана (при необходимости)

Это один из наиболее трудоемких чертежей, который содержит всю полноту исторической информации по результатам историко-архивных исследований, натурного обследования застройки и ландшафта. Выполняется исключительно для исторических поселений или поселений с историческим наследием, если это включено в задачи проектирования.

В отличие от опорного плана (плана существующего положения), историко-архитектурный план содержит о ц е н к у застройки, планировки, ландшафта и озеленения именно с точки зрения их историко-архитектурной ценности.

Топооснова 1:2000, и редко, если площадь более 1000 га, может быть 1:5000. При выборе условных обозначений необходимо выделить всё исторически ценное по сравнению с менее ценным и нейтральным, а дисгармоничное должно резко контрастировать по цвету или графике.

Возможный перечень условных обозначений:

Территориальные:

- кварталы застройки,

- промышленно-складские территории,

- зеленые насаждения общего пользования,

- исторические зеленые насаждения,

- асфальтовое покрытие,

- территория возможного археологического культурного слоя,

- крутые склоны террас и оврагов;

Линейные:

- красные линии кварталов исторически ценной планировочной структуры,

- границы домовладений,

- сохранившиеся направления улиц дорегулярной планировки,

- границы территории исторической части города;

Точечные (значки):

- памятники архитектуры, стоящие на государственной охране,

- памятники истории, стоящие на государственной охране,

- ценная историко-архитектурная среда,

- рядовая историко-архитектурная среда,

- нейтральная застройка,

- ценная застройка советского периода,

- дисгармоничная застройка,

- археологические остатки утраченных сооружений,

- точки визуальных панорамных раскрытий и т.п.

Обязательна экспликация памятников истории и культуры.

Возможно, при работе с исторической застройкой необходимо выполнение ретроспективного анализа исторических планов.

Ретроспективный анализ составляется на основе:

-историко-архивных исследований,

- исторической записки,

- натурного обследования территории.

Результативным материалом явятся графические схемы поэтапного развития данного населенного места.

Цель: установить устойчивые тенденции развития:

- планировочной структуры и функционального зонирования территории;

- сохранившие неизменность направления основных древних путей сообщения;

- места размещения торгов;

- места административных и общественных центров;

- места производства и т.д.

Это важно не только для истории, но и для гармонизации будущей планировочной системы. При этом важен анализ – поиски ответов на вопросы о причинах сохранения или изменения каких-либо элементов планировочной структуры, почему оказались нежизнеспособны некоторые градостроительные предложения.

 





©2015- 2017 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов.