Циклограмма логопедической деятельности
С. М. Валявко, К. Ю. Белая
Ежедневник логопеда детского сада
Москва Астрелъ ACT УДК 376.167.1 ББК 74.3 В 16
Благодарим за помощь в подготовке материалов ежедневника Н. С. Челей, В. Л. Трифонову (лаборатория дефектологии МИПКРО) Jl. JI. Василевскую (ДОУ№ 1913 г. Москвы), В. К. Иванову (ДОУ№ 1766 г. Москвы), О. Б. Добровольскую (ДОУ№ 996 г. Москвы), В. Д. Нечаеву (ДОУ№ 95 г. Красноярска), Л. Ф. Кузнецову (ДОУ № 259 г. Красноярска). Валявко С.М., Белая К.Ю. В 16 Ежедневник логопеда детского сада. - М: ООО «Издательство Астрель», ООО «Издательство ACT», 2001. - 256 с. ISBN 5-17-004590-5 (ООО «Издательство ACT») ISBN 5-271-01500-9 (ООО «Издательство Астрель»)
Настоящий ежедневник адресован учителям-логопедам, работающим в дошкольных учреждениях компенсирующего вида с логопедическими группами. Он поможет систематизировать необходимую информацию, привести в порядок текущие дела. Однако авторы не ставят перед собой задачу отразить в схемах все многообразие существующих проблем. Каждый специалист вправе применять собственные формы организации коррекционной работы. Ежедневник одобрен и рекомендован к использованию в логопедической практике лабораторией дефектологии МИПКРО и активом старших логопедов ДОУ г. Москвы.
УДК 376.167.1 ББК 74.3 ISBN 5-17-004590-5 (ООО «Издательство ACT») ISBN 5-271-01500-9 (ООО «Издательство «Астрель») © ООО «Издательство Астрель», 2001
Раздел I ДИАГНОСТИКА РЕЧИ ДЕТЕЙ
Логопедическая деятельность включает в себя анализ речи детей и коррекцию речевых нарушений. Всестороннее обследование детей логопед проводит в первой половине сентября, а полученные сведения заносит в таблицы раздела I.
Краткие сведения о детях заносятся в таблицу 1. При заполнении таблицы 2 (так называемого звукового профиля) логопед указывает виды нарушений произношения, характер искажений, уровень нарушенного произношения, используя при этом привычную для него графическую маркировку (например: «+» — звук есть, О — звук отсутствует, О — звук поставлен, О— звук введен в речь) или другие сокращения (бок., ниж., иск.). Результаты обследования фонематического восприятия, звукового анализа и обучения грамоте обобщаются в таблице 3. Данные изучения лексического строя речи фиксируются в таблице 4. При желании логопед может разделить каждую графу пополам диагональной чертой и отметить пассивное и активное владение детьми лексикой либо отметить наличие-отсутствие обобщающих слов по лексическим темам. Графы таблицы 5 включают в себя основные способы словообразования, которыми овладевают дети в дошкольном возрасте. Логопед вписывает в клетки нужные приставки, суффиксы, основы слов и фиксирует результаты обследования. Анализ слоговой структуры слов (таблица 6) проводится также по общепринятым в логопедии методикам. Обследование грамматического строя речи охватывает основные грамматические категории. Логопед отмечает доступность их детям в пассивной или активной форме (таблица 7). Для подготовительной к школе группы введена графа «Знание условных обозначений предметов, признаков, действий». В последней графе таблицы указываются типы предложений, используемых детьми. Данные обследования, характеризующие коммуникативные умения, состояние связной речи дошкольников, вписываются соответственно в таблицы 8, 9. Логопед может заполнять либо все таблицы раздела I, либо выборочно, применительно к возрасту детей, их речевым возможностям, году обучения. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ДЕТЯХ Таблица 1
4-5
стр. 6-7 - аналог ОБСЛЕДОВАНИЕ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ Таблица 2
8-9
ОБСЛЕДОВАНИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ И НАВЫКОВ ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА, РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ Таблица 3
10-11 ОБСЛЕДОВАНИЕ ЛЕКСИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ Таблица 4
12-13
ОБСЛЕДОВАНИЕ СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА Таблица 5
ОБСЛЕДОВАНИЕ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВ Таблица 6
ОБСЛЕДОВАНИЕ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ Таблица 7
16-17 ОБСЛЕДОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ ДЕТЕЙ Таблица 8
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|