Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Обследование темпа и плавности речи




 

При обследовании темпа и плавности речи отмечаются особенности речи, связанные с заиканием.

Логопед обращает внимание на характер задержек при заикании, т.е. выявляет форму заикания: клоническую (ребенок повторяет по нескольку раз первый звук или слог слов) или тоническую (ребенок делает внезап­ную остановку в середине слова, фразы, чаще всего в на­чале речи). Формы заикания могут быть смешанными (с преобладанием клонуса или тонуса – клоно-тоническая, тоно-клоническая).

Кроме того, уточняется частота задержек и темп ре­чи – нормальный, быстрый, медленный.

Заикание проявляется неравномерно, оно более резко обычно выражено в самостоятельной речи. Именно с него и начинается обследование заикающихся. Разными во­просами логопед вызывает ребенка на активное высказы­вание.

После того как у логопеда создается общее представ­ление о характере самостоятельной речи ребенка, нужно перейти к выявлению заикания при чтении, ответах на вопросы и пересказе прочитанного текста. Можно также предложить прочитать наизусть стихотворение.

Все наблюдения, полученные логопедом при обследо­вании речи заикающегося, фиксируются. Обращается внимание на наличие сопутствующих движений головы, рук, ног, на засорение речи ненужным повторением таких слов, как это, вот, так сказать и т.д.

В процессе обследования ребенка заполняется речевая карта, где фиксируются все выявленные отклонения в его речевом развитии.

Приведем для иллюстрации образец речевой карты, который может быть использован в любом логопедиче­ском учреждении.

 

Речевая карта

1. Фамилия, имя.

2. Возраст.

3. Домашний адрес

4. Кем направлен

Ø № школы

Ø класс

Ø № детского сада

Ø адрес

5. Выписка из характеристики школы или детского сада

6. Условия воспитания дома

Ø Жалобы родителей

Ø Какие отклонения

Ø в речи отмечают родители

7. Общая характеристика речи (запись беседы)

8. Состояние слуха

9. Состояние артикуляционного аппарата

10. Темп и плавность речи

11. Речевое дыхание

12. Овладение звуковым составом слова:

а) произношение звуков

б) произношение слов с различным слоговым соста­вом

в) различение звуков (слуховое или фонематическое восприятие)

13. Словарный запас (охарактеризовать и привести

примеры)

а) ответы на вопросы

б) самостоятельное называние предметов и предмет­ных картинок

в) рассказ по сюжетной картинке или серии картин

14. Грамматический строи речи (охарактеризовать и при­вести примеры)

15. Понимание речи (охарактеризовать и привести при­меры)

16. Письмо:

а) навыки анализа и синтеза звукового состава слов

б) образцы слухового диктанта отдельных слов и предложений

в) самостоятельное письмо по картинке

г) списывание с печатного текста

17. Чтение:

а) характеристика овладения техникой чтения

б) ошибки при чтении

в) понимание прочитанного

18. Заключение

 

В речевую карту заносятся выявленные отклонения и приводятся соответствующие примеры, характеризующие недостатки произношения, ошибки письма, чтения или образцы аграмматизма в речи. Речевая карта заполняет­ся выборочно в зависимости от тех нарушений, которые были обнаружены при обследовании.

Выявленные отклонения анализируются, сопоставля­ются и фиксируются в форме заключения.

Заключение – это синтез всех выявленных отклонений в речевом развитии ребенка, т.е. краткий анализ данных обследования, который позволяет сделать прогноз и на­метить необходимые педагогические мероприятия.

В дальнейшем в логопедическую карту каждого уча­щегося систематически заносятся результаты проделан­ной работы. Намеченный предварительный план работы уточняется, дополняется, а иногда и видоизменяется в зависимости от выявленных в процессе обучения особен­ностей речи.

В некоторых случаях данные, полученные при первич­ном обследовании, могут оказаться недостаточно полны­ми; так, например, не всегда удается при сложных фор­мах нарушения речи (особенно у детей, обучающихся в логопедических школах) выявить структуру дефекта или условия, способствующие наилучшей компенсации де­фекта.

В условиях первичного обследования ребенка обычно не удается обнаружить отклонения в развитии моторики, а в процессе постановки звуков вдруг начинают про­являться трудности, обусловленные вялостью артику­ляционного аппарата, недостаточной его подвиж­ностью.

Данные, полученные в процессе обследования, затем пополняются фактами, которые обнаруживаются в про­цессе динамического изучения ребенка в ходе коррекционной работы.

Мы остановились на методах и приемах, рассчитан­ных на детальное и разностороннее изучение детей млад­шего школьного возраста, в условиях школьного логопе­дического пункта, специальных речевых школ и других логопедических учреждений. Эти методы могут быть при­менены и по отношению к детям старшего дошкольного возраста.

Цели и задачи подобного обследования состоят в том, чтобы выявить картину речевого нарушения у ребенка, установить глубину и степень его речевого недоразвития, определить, что является первичным, что вторичным, вы­яснить, какова взаимосвязь и взаимообусловленность между нарушенными сторонами речи, и в зависимости от обнаруженных результатов спланировать работу, вы­брать наиболее эффективные и экономные пути воздейст­вия на дефект. Такое обследование требует большой тща­тельности и времени.

Наряду с указанным видом обследования применяют­ся и другие. Так, например, если цель обследования – ориентировочное изучение состояния речи детей, то ис­пользуются избирательно лишь некоторые приемы из описанных выше, так как детального изучения отклоне­ний в речевом развитии производить не надо.

При кратком обследовании надо использовать каждое наблюдение над речью для выводов в нескольких на­правлениях. Например, можно попросить ребенка что-либо рассказать и в то же время проследить, какие недо­статки произношения наблюдаются, каков его словарный запас, нет ли аграмматизмов в речи, пет ли изменения плавности речи и т.д. В процессе такого обследования можно получить лишь предварительное представление о наличии дефекта речи.

Другим будет обследование, когда наряду с выявлени­ем характера речевого нарушения стоит задача отдиффе­ренцировать собственно речевое нарушение от нарушений речи, обусловленных снижением слуха или умственной отсталостью, что бывает необходимо в процессе отбора детей для обучения в специальных школах. В этом случае речевой материал можно использовать для обследования слуха и интеллекта. Кроме того, возникает необходимость применять и дополнительные приемы, позволяющие исследовать интеллектуальные возможности детей. В за­висимости от цели и конкретных практических задач при­меняется тот или иной вид обследования.

 

 

Глава III. ОБЩЕЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...