Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Ограничения как исключения из принципа равноправия, устанавливаемые в отношении лиц, не имеющих гражданства Российской Федерации




 

Равноправие предполагает наделение граждан равными правами, создание равных условий для их реализации, а также установление равных обязанностей. Как правило, в отечественной и зарубежной научной литературе содержание данного принципа раскрывается через следующие его составные элементы: равенство перед законом и судом; равенство между мужчиной и женщиной; недопущение дискриминации по признакам расы, национальности, государственной принадлежности и т.п.

Безусловно, абсолютное равноправие иностранцев и собственных граждан государства невозможно в связи с необходимостью охраны и защиты интересов самого государства и его граждан. Однако думается, что в отношении определенного ряда прав и свобод принцип равноправия следует закреплять без изъятий. Конституция РФ содержит специальную норму, посвященную запрету дискриминации (ч. 2 ст. 1 9), включающую в себя две составные части: гарантию государством равенства прав и свобод человека и гражданина независимо от определенных обстоятельств и запрет любых форм ограничений прав граждан по конкретным признакам.

Устанавливая гарантию равенства прав и свобод человека и гражданина, Конституция РФ перечисляет те основания, независимо от которых такое равенство обеспечивается. Среди таких оснований государственная принадлежность лица не называется, однако перечень рассматриваемых оснований Конституция РФ оставляет открытым (независимо от «других обстоятельств»), позволяя тем самым к другим обстоятельствам отнести государственную принадлежность.

Запрет же любых форм ограничений прав граждан содержит закрытый перечень признаков, по которым невозможно установление таких ограничений, и к таким признакам не относит государственную принадлежность. Таким образом, из буквального толкования ч. 2 ст. 19 Конституции РФ следует, что закрепление ограничений прав иностранных граждан дискриминацией не является.

В целях недопущения подобной дискриминации необходимо установить на уровне закона не только перечень прав и свобод иностранных граждан, не подлежащих ограничению ни при каких обстоятельствах, но и список оснований, по которым такое ограничение становится возможным. В первую очередь законодательное регулирование возможных ограничений прав и свобод иностранцев должно быть осуществлено в отношении группы личных прав и свобод.

Свобода личности, ее неприкосновенность - права человека, признаваемые как на внутригосударственном, так и на международном уровне, права, принадлежащие всем лицам, независимо от обладания ими гражданством того или иного государства. Иностранцам данные права предоставляются наравне с собственными гражданами государства и могут быть ограничены государством только в строго определенных случаях и исключительно в соответствии с процедурой, установленной законом. В силу особой важности таких прав основания и порядок их ограничения, а также гарантии недопущения произвольного нарушения свободы и неприкосновенности личности, как правило, предусматриваются в конституционных актах (например, ч. 2 ст. 22 Конституции РФ).

В соответствии с Конституцией РФ каждому предоставляется право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени, право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений (ст. 23); провозглашается неприкосновенность жилища (ст. 25). Использование Конституцией терминов «каждый» и «лицо» позволяет говорить о распространении действия перечисленных прав как на собственных граждан государства, так и на иностранцев. При этом в соответствии с ч. 3 ст. 56 Конституции РФ права, предусмотренные ч. 1 ст. 23 (право на тайну частной жизни лица, защиту своей чести и доброго имени), ограничению не подлежат.

Что же касается права на тайну коммуникаций, то оно согласно ч. 2 ст. 23 Конституции РФ может быть ограничено только на основании судебного решения, а право на неприкосновенность жилища может быть ограничено также в иных случаях, установленных на уровне закона. Какого-либо особого порядка ограничения рассматриваемых прав для иностранных граждан Конституция не закрепляет.

Ввиду особого статуса иностранца на территории государства пребывания (проживания), статуса, обусловленного сохранением правовой связи между иностранным гражданином и государством его гражданства, и, следовательно, заинтересованности иностранца в благополучии прежде всего государства своего гражданства, провозглашение Конституцией РФ права на тайну частной жизни для каждого человека, в том числе для иностранного гражданина, без ограничений может повлечь за собой неблагоприятные последствия для безопасности государства. В том же случае, если право иностранца на тайну частной жизни будет ограничено (хотя бы и в целях защиты основ конституционного строя, например), будет иметь место нарушение Конституции РФ. Таким образом, в целях обеспечения безопасности государства и его собственных граждан представляется целесообразным учесть опыт изучаемых стран англосаксонской системы права в части наделения иностранных граждан рассматриваемым правом и установления возможностей ограничения такого права.

Реализация иностранными гражданами права на свободу передвижения существенно отличается от порядка его осуществления собственными гражданами государства. Как правило, для въезда в государство и передвижения по его территории иностранцу необходимо получить специальное разрешение, в зависимости от вида которого право иностранца на свободу передвижения может быть ограничено в большей или меньшей степени.

Иностранные граждане, законно находящиеся на территории нашего государства, наделяются правом на свободу передвижения (ч. 1 ст. 27 Конституции РФ), однако в ч. 2 ст. 27 Конституции РФ содержится ограничение данного права по сравнению с аналогичным правом собственных граждан государства, а именно: иностранцы не могут свободно въезжать в страну.

Кроме того, в законодательстве исследуемых стран можно встретить ограничения не только в целом права иностранных граждан на свободу передвижения, но и его составляющих: права на въезд в государство, на передвижение по его территории и права на выезд из государства. Так, например, ограничения права иностранцев на въезд в государство установлены в п. 1 ст. 27 Федерального закона РФ от 15 августа 1996 г. №114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию».

Ограничение права на свободу передвижения по территории государства установлено в ст. 11 Федерального закона РФ от 25 июля 2002 г. №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», которая предусматривает два вида ограничений названного права: только для временно проживающих иностранцев (п. 2 ст. 11) и в целом для всех иностранных граждан.

Что касается ограничения права на выезд из страны, то согласно п. 1 ст. 28 ФЗ «О порядке въезда в РФ» такие ограничения в отношении иностранных граждан возможны, если они в соответствии с законодательством России задержаны по подозрению в совершении преступления либо привлечены в качестве обвиняемых, - до принятия решения по делу или до вступления в законную силу приговора суда. Не вызывает сомнений обоснованность названного ограничения права иностранных граждан на выезд с территории РФ, однако нельзя не отметить, что указанная норма противоречит ч. 2 ст. 27 Конституции РФ, которая устанавливает, что «каждый может свободно выезжать за пределы Российской Федерации».

Таким образом, право иностранного гражданина на свободу передвижения может быть ограничено не только по основаниям, общим как для собственных граждан государства, так и для иностранцев, но и по специальному основанию, а именно: по признаку принадлежности иностранного гражданина к гражданству иностранного государства.

В целях недопущения дискриминации иностранных граждан при регулировании осуществления ими права на въезд в государство представляется необходимым установление на законодательном уровне максимально полного, четкого перечня оснований, по которым иностранному гражданину может быть отказано в допуске на территорию страны.

Наконец, обратимся к праву иностранных граждан на территории государства пребывания (проживания) пользоваться родным языком. Ввиду того что в большинстве случаев родной язык иностранного гражданина не совпадает с государственным(-ыми) языком(-ами) страны пребывания (проживания), предоставление указанного права иностранцам априори ограничено.

Согласно ч. 2 ст. 26 Конституции РФ «каждый имеет право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества». Использование в данной статье Конституции РФ термина «каждый» предполагает предоставление названного права как собственным гражданам государства, так и иностранцам, однако иностранные граждане не всегда могут на территории государства пребывания (проживания) реализовывать названное право без ограничений.

Например, в отношениях с органами государственной власти применяется только государственный язык (п. 6) ч. 1 ст. 3 Федерального закона РФ от 1 июня 2005 г. №53-ФЗ «О государственном языке Российской Федерации», т.е. условия реализации права на пользование родным языком собственными гражданами и иностранцами в части выбора языка общения на территории государства пребывания (проживания) различны.

В целях недопущения необоснованных ограничений права иностранных граждан на пользование родным языком в случае их привлечения к юридической ответственности представляется целесообразным установление запрета ограничений права иностранного гражданина на пользование родным языком на законодательном уровне, кроме того, в качестве одной из гарантий реализации указанного права иностранцами может служить установление в законе положений, предусматривающих предоставление таким лицам в случае их привлечения к ответственности права на пользование услугами переводчика.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...