Краткие теоретические сведения.
Станция – это раздельный пункт, имеющий путевое развитие, позволяющее производить операции по приему, отправлению, скрещению и обгону поездов, операции по приему, выдаче грузов, багажа и обслуживанию пассажиров, а также маневровую работу по расформированию и формированию поездов и технические операции (ПТЭ, раздел 5). Однониточный план станции является основным документов для проектирования устройств СЦБ (сигнализации, централизации и блокировки) и составления таблицы взаимных замыканий стрелок и сигналов. Однониточный план представляет собой немасштабное однолинейное изображение путей, стрелок, светофоров, изолирующих стыков и других объектов станции с соблюдением их взаимного расположения и пропорции в длинах путей. Таким образом, элементы на плане находятся в местах, соответствующих их удалению по ординатам от оси станции. На однониточном плане станции посредством условных обозначений показывают следующие элементы: - путевое развитие станции (изолированные и неизолированные станционные пути, стрелочные и бесстрелочные путевые участки, централизованные и нецентрализованные стрелки с указанием типа рельсов и марки крестовины, подходы к станции, примыкание подъездных путей и т.д.); - мосты, путепроводы, переезды, пассажирские и грузовые платформы, места прокладки подземных коммуникаций других ведомств; - устройства СЦБ (изолирующие стыки, светофоры, стрелочные электроприводы, релейные и батарейные шкафы, маневровые колонки с вариантами местного управления, магистральную трассу прокладки кабелей СЦБ); - места размещения служебно-технических зданий. Составление однониточного плана станции необходимо выполнять в следующей последовательности:
1. Вычертить путевое развитие станции с соблюдением пропорциональности в расположении объектов управления относительно друг друга. Принять ширину междупутья равной 10 мм, а наклон стрелок к оси пути 30º (рис. 13.1). Рис. 13.1 - Путевое развитие станции
Все стрелки станции в учебном варианте оборудованы электроприводами и включены в электрическую централизацию. Стрелочный перевод, оборудованный электроприводом, имеет условное графическое обозначение, представленное на рис. 13.2. Рис. 13.2 - Стрелочный перевод с электроприводом
Тогда схематический план станции имеет вид, приведенный на рис. 13.3. Рис. 13.3 - План станции со стрелочными переводами
2. Указать специализацию путей, проставить нумерацию путей. Железнодорожные пути на станции подразделяются на две группы: станционные пути и пути специального назначения. К станционным путям относятся пути в границах станции: главные приемо-отправочные, сортировочные, вытяжные, ходовые, погрузочно-выгрузочные, выставочные, деповские, соединительные и прочие пути. К путям специального назначения относятся предохранительные и улавливающие тупики, а также подъездные пути к специальным организациям и предприятиям. В рассматриваемом учебном примере будут только станционные главные и приемо-отправочные пути. Главные станционные пути являются продолжением путей перегонов. Приемо-отправочные пути предназначены для приема и отправления поездов, сортировочные – для сортировки, накопления вагонов и формирования поездов по назначениям в соответствие с планом формирования. Вытяжные пути служат для маневровой работы по перестановке групп вагонов или целых составов, погрузочно-выгрузочные пути – для стоянки вагонов в процессе погрузки или выгрузки, а выставочные – для отстоя вагонов в ожидании погрузки, выгрузки или уборки для включения в составы.
Главные пути на станции нумеруются римскими цифрами (I П – для нечетного направления, II П – для четного направления). Приемо-отправочные пути нумеруются арабскими цифрами, начиная со следующего номера за номером главного пути. При этом пути, предназначенные для приема четных поездов, нумеруются четными цифрами (4, 6, 8…), а для приема нечетных поездов – нечетными цифрами (3, 5, 7…) с увеличением номера по мере удаления от главных путей (рис. 13.4). Рис. 13.4 - Нумерация путей
3. Проставить нумерацию стрелок. Каждый стрелочный перевод должен иметь определенный номер (рис. 13.5). Стрелочные переводы нумеруются со стороны прибытия четных поездов порядковыми четными номерами, а со стороны прибытия нечетных поездов – порядковыми нечетными номерами с увеличением номера в направлении оси станции. Стрелки, лежащие по стрелочной улице, а также спаренные стрелки и стрелки съездов должны иметь непрерывную нумерацию (например 6, 8, 10, 12 и т.д.) Рис. 13.5 - Нумерация стрелок
4. Разбить станцию на изолированные участки. - изолирующими стыками станция отделяется от перегона (рис. 13.6). Рис. 13.6 - Разделение станции и перегона
- выделяются рельсовые цепи главных и приемо-отправочных путей станции (рис. 13.7). Рис. 13.7 - Выделение рельсовых цепей
- устанавливаются изолирующие стыки, выделяющие бесстрелочные участки пути за входными светофорами (рис. 13.8). Рис. 13.8 - Установка изолирующих стыков
- отделяется изолирующими стыками нецентрализованная зона (грузовые дворы, депо, тупиковые и подъездные пути); при этом следует отметить, что путевое развитие тяговых подстанций, путей отстоя пожарных и восстановительных поездов, а также классных вагонов являются объектами централизации; - стрелки, примыкающие к приемо-отправочным путям, выделяются в отдельную рельсовую цепь; - в отдельные рельсовые цепи выделяются каждая из стрелок стрелочной улицы; - устанавливаются изолирующие стыки, обеспечивающие одновременные параллельные передвижения (стыки между стрелками съездов, параллельно расположенными съездами и т.п.); - одиночные стрелки главных путей не включают в одну секцию со стрелками смежных путей, чтобы улучшить условия кодирования главных путей (рис.13.9).
Рис. 13.9 - Расстановка одиночных стрелок главных - далее должен быть выполнен анализ полученных разветвленных рельсовых цепей: не входит ли в одну рельсовую цепь более трех одиночных или двух перекрестных стрелок; при необходимости устанавливаются дополнительные изолирующие стыки, при чем желательно, чтобы число изолирующих стыков по главным путям было минимальным (рис. 13.10).
Рис. 13.10 - Расстановка дополнительных изолирующих стыков
5. Расставить светофоры на станции. Станционные светофоры по назначению подразделяются на входные, выходные, маршрутные, маневровые, заградительные и повторительные (рис. 13.11). Рис. 13.11 - Станционные светофоры
В рассматриваемом учебном варианте ограничимся только входными и выходными светофорами. Входные светофоры обозначаются литерами Н или Ч соответственно для приема на станцию нечетных или четных поездов. При наличии нескольких подходов на станции к литере светофора добавляется первая буква названия ближайшей участковой станции. На двухпутных линиях для приема поездов, движущихся по неправильному пути, в створе с основными устанавливаются дополнительные входные сигналы. При невозможности обеспечения габарита, они размещаются с левой стороны. Выходные светофоры устанавливаются с каждого пути с учетом специализации по направлениям движения. Нумерация выходных светофоров выполняется добавлением номера приемо-отправочного пути к литере соответствующего направления, например Н2, Ч3. Маневровые светофоры устанавливаются в соответствии с маршрутизацией маневровых передвижений по станции. Обычно применяются карликовые светофоры. Мачтовые сигналы устанавливаются на выходе из нецентрализованной зоны. В соответствие с заданным направлением движения четных и нечетных поездов входным светофорам присваиваются литеры Ч и Н, а горловины станции называют четными или нечетными. Рекомендуется расстановку светофоров вести в следующей последовательности:
- на границе станции в створе с изолирующими стыками устанавливаются входные светофоры Ч и Н; при наличии нескольких подходов к станции к литере входного светофора добавляется первая буква ближайшей участковой станции; - на двухпутных линиях для приема поездов с неправильного пути устанавливаются дополнительные входные светофоры ЧД и НД, по условиям габарита они могут быть установлены с левой стороны; - с приемо-отправочных путей с учетом их специализации устанавливаются выходные светофоры (рис. 13.12). Рис. 13.12 - Расстановка светофоров Задание Выполнить в соответствие со своим вариантом задания чертеж схематического плана станции.
Ход работы 1. Выбрать вариант задания согласно приложению И. Вариант задания определяется номером студента по списку в журнале. 2. На формате А3 чертежной бумаги выбрать рабочую сторону (более гладкая на ощупь). 3. Расположить формат вертикально и определить рабочую область, вычертив рамку и основную надпись по заданным ГОСТом размерам. 4. В пределах рабочей области листа вычертить схематический план станции, соблюдая заданные ГОСТом условно-графические обозначения элементов и устройств СЦБ в ЖАТ. 5. Обвести мягким карандашом контуры элементов, основную надпись, рамку. Стереть вспомогательные линии построения. Образец выполненной работы представлен на рис.13.13.
Контрольные вопросы: 1. Для чего в схематических планах используются условно-графические обозначения? 2. Каким образом на черно-белом схематическом плане станции передается цвет сигнального огня? 3. Каким условно-графическим обозначением указывается стрелка на плане станции? 4. Какие типы линий используются при выполнению чертежа условно-графических обозначений устройств СЦБ? 5. Сколько стрелок допускается для включения в одну изолированную стрелочную секцию? 6. Какое число входных сигналов может быть на станции и чем оно обусловлено? 7. Каким образом нумеруются стрелки на станции?
Рис. 13.13 – Образец выполнения практической работы
Практическая работа №14
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|