Конституция Российской Федерации как основной закон, регулирующий правовое положение иностранных граждан
Стр 1 из 4Следующая ⇒ Оглавление
Введение........................................................................................................... 3 Глава 1. АНАЛИЗ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НОРМАТИВНОЙ БАЗЫ, РЕГУЛИРУЮЩЕЙ ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН НА ТЕРРИТОРИИ РОСИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ......................................................................... 5 1.1. Конституция Российской Федерации как основной закон, регулирующий правовое положение иностранных граждан.................................................. 5 1.2. Федеральное законодательство, регулирующее правовое положение иностранцев в России.......................................................................................................... 11 Глава 2. Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О ПРАВОВОМ ПОЛОЖЕНИИ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ".............................................................................................. 17 2.1 Основные понятия................................................................................... 17 2.2 Основные положения закона.................................................................. 20 2.3 Нововведения в Законе "О правовом положении иностранных граждан в РФ "......................................................................................................................... 23 2.4 Ответственность за нарушение настоящего Федерального закона....... 25 Заключение.................................................................................................... 26 Литература.................................................................................................... 29
Введение
В настоящее время в России постоянно проживает около 7 млн. иностранцев, из них более половины - граждане СНГ, что обусловлено прозрачностью наших границ с государствами из бывших союзных республик. Эти цифры привел начальник управления Министерства по делам федерации, национальностей и миграционной политики РФ Григорий Барабанов, выступая на заседании круглого стола по законопроекту о правовом положении иностранных граждан в России. По его словам, за 10 лет российское гражданство получили 2,5 млн. иностранцев. Григорий Барабанов отметил, что 250 тыс. из числа проживающих на территории РФ иммигрантов занимаются незаконной трудовой деятельностью, ухудшают социально-экономическую и криминогенную обстановку и отрицательно влияют на экономическую и политическую стабильность в стране.
Он добавил, что по оценкам экспертов, количество иностранных работников, в том числе нелегалов, в ближайшие годы в России будет увеличиваться. Он также отметил, что точной статистикой, отражающей положение дел с иммиграцией в РФ, министерство не располагает, так как значительная часть въезжающих на территорию страны иностранцев по причине открытости границ с рядом стран СНГ не фиксируется. Кроме того, далеко не все иммигрирующие в Россию иностранные граждане проходят регистрацию в территориальных управлениях миграционной службы. По данным Федеральной иммиграционной службы, сегодня для России чуть ли не главная беда - неконтролируемый приток нелегальных мигрантов: как тех, что едут к нам на заработки, так и тех, что выбирают Россию в качестве транзитной базы для движения на Запад. В то же время российское государство заинтересовано в иммиграции, притоке населения в страну, пополнении собственных трудовых ресурсов. По словам Владимира Зорина, министра Российской Федерации, курирующего в правительстве РФ вопросы национальной политики, ежегодно "численность постоянного населения России уменьшается на 500-600 тысяч человек". Именно поэтому иммиграция, по мнению Зорина, "является важным ресурсом пополнения численности населения". В то же время, подчеркнул Владимир Зорин, миграционная политика Российской Федерации "должна проводиться только в соответствии с интересами государства и им же регулироваться".[1]
Правовое положение иностранных граждан на территории России регулируется Конституцией Российской Федерации, Федеральными законами, Указами Президента Российской Федерации, Постановлениями Правительства Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации. Наряду с этим правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации определяется международными договорами Российской Федерации. Целью данной курсовой работы является рассмотрение правового положения иностранных граждан в России, поскольку правоотношения в этой сфере, затрагивающие, в том числе жизненные интересы тысяч и тысяч мигрантов, находящихся в нашей стране, до сих пор регулировались на основе закона СССР от 24.06.1981 N 5152-Х "О правовом положении иностранных граждан в СССР" и постановление Верховного Совета СССР от 24 июня 1981 года N 5153-Х "О введении в действие Закона СССР "О правовом положении иностранных граждан в СССР" с некоторыми внесенными в них поправками. Главной задачей курсовой работы является рассмотрение основных положений нового Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в РФ", вступающего в силу с 1 ноября 2002 года и особенно тех его положений, которые отсутствовали в старом законе. Глава 1. АНАЛИЗ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НОРМАТИВНОЙ БАЗЫ, РЕГУЛИРУЮЩЕЙ ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН НА ТЕРРИТОРИИ РОСИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Конституция Российской Федерации как основной закон, регулирующий правовое положение иностранных граждан
Всеобщая декларация прав человека 1948 года закрепляет право каждого человека свободно передвигаться и выбирать место жительства в пределах каждого государства. Исходя из этого положения, в Конституции Российской Федерации декларируется положение о равных правах граждан РФ, иностранных граждан и апатридов (лиц без гражданства), ограничить которое может только Федеральный Закон. Конституция России, имея на территории РФ высшую юридическую силу, закрепляет основополагающие принципы и нормы, касающиеся правового положения, как граждан России, так и иностранных граждан, лиц без гражданства. "Иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации"[2]. То есть в статье гарантируется равенство прав граждан России и иностранных граждан, ограничить которое нельзя ни Президенту, ни Правительству, ни какому другому исполнительному органу в РФ.
Основным, не отчуждаемым правом человека, является право на жизнь, закрепляемое статьей двадцатой Конституции РФ. Это право не зависит от цвета кожи, национальности или гражданства, оно едино для всех людей. В России охраняется достоинство личности, и ничто не может быть основанием для его умаления. Данное положение не только закрепляется ст. 21 Конституции, определяя достоинство личности как одну из высших ценностей, но и закрепляет за государством обязанность охранять это право. Иностранным гражданам в Российской Федерации также гарантируется право на свободу и личную неприкосновенность, неприкосновенность частной жизни, неприкосновенность жилища, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Неприкосновенность жилища является важной конституционной гарантией, она означает, что никто не может войти в жилище, а также находиться в нем против воли проживающих там лиц. Тайна переписки и иных сообщений означает, что никакое лицо, в том числе и правоохранительный орган не имеет права получать информацию против воли лица ее передающего. В ст. 23 Конституции четко оговорено ограничение данного права исключительно судебным решением. Одним из основополагающих является принцип частной собственности. Право собственности принадлежит каждому от рождения: "каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами" [3]. Термин "каждый" означает, что иностранные граждане также обладают этим правом. Исключением из этого правила является право частной собственности на землю. Статья 36 Конституции РФ закрепляет, что "граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю". Из этого вытекает, что иностранцы не имеют такого права.
Иностранные граждане, постоянно проживающие в РФ, имеют право на основаниях и в порядке, установленных для граждан РФ, получить в пользование жилое помещение в домах государственного и общественного жилищного фонда, жилищно-строительных кооперативов, могут в соответствии с российским законодательством иметь в РФ жилой дом и иное имущество в личной собственности, наследовать и завещать имущество, иметь права автора произведения науки, литературы и искусства, открытия, изобретения, рационализаторского предложения, промышленного образца, а также иные имущественные и личные неимущественные права. Иностранные граждане пользуются в части наследования такими же правами, как и россияне. Каждый, в том числе и иностранный гражданин, вправе исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, и это положение включает в себя право исповедовать и распространять религиозные убеждения [4]. Наличие религиозных убеждений запрещено фиксировать в официальных документах. "Личным правом является принятие или не принятие религиозных верований, исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь или распространять религиозные или иные убеждения и действовать в соответствии с ними".[5] Подлинно демократическое общество немыслимо без свободы мысли и слова. Мысли являются продуктом внутреннего мира человека, а во внутренний мир человека никто не имеет права вмешиваться. Свобода мысли неразрывно связана со свободой слова и не может определяться связью с государством, "мысль является несвободной, если она не может быть высказана без неблагоприятных или опасных для человека последствий".[6] В России независимо от гражданства или иного признака гарантируются эти права. Важнейшей формой свободы личности является свобода передвижения. "Каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства" [7]. Это означает, что иностранные граждане могут свободно передвигаться по территории России, если такие ограничения не предусмотрены федеральным законом. В соответствии с ч.3 ст.8 Закона РФ N 1499 от 28 июня 1991 года "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями на 1 июля 1994 года иностранные граждане, постоянно проживающие в Российской Федерации, имеют такие же права и обязанности в области медицинского страхования, как и граждане Российской Федерации, если международными договорами не предусмотрено иное.
За гражданами Российской Федерации закрепляются не только личные, но и политические права и свободы. Как правило, получение (приобретение) политических прав связано с приобретением гражданства. “Это различие отражает Конституция, адресуя личные права “каждому”, а политические – “гражданам””. [8] Политические права связаны с управлением государством, то есть с определением его внешней и внутренней политики. Государство также не мыслимо без такого понятия как суверенитет (независимость). "Носителем суверенитета и единственным источником власти является ее многонациональный народ”. [9] Народ - это граждане России, поэтому только они могут участвовать в управлении делами государства. “Народ осуществляет свою власть непосредственно через органы государственной власти и органы местного самоуправления”[10]. Это правило является основополагающим, из него вытекает, что иностранные граждане не могут принимать участие в управлении делами в государства. В противном случае государство рискует потерять свой суверенитет. Это правило является основополагающим, из него вытекает, что иностранные граждане не могут принимать участие в управлении делами в государства. В противном случае государство рискует потерять свой суверенитет. Управление делами государства может осуществляться в различных формах: непосредственно, через выборные органы государства. Принцип непосредственности означает, что сам гражданин может занимать какую либо государственную должность и принимать решения, управляя жизнью страны. Гражданин также вправе участвовать в референдуме, всенародном голосовании. Принцип управления делами государства через своих представителей означает возможность выбора гражданином своего лица в представительные и исполнительные органы государственной власти и местного самоуправления. Иностранные граждане лишены как активного, так и пассивного избирательного права, то есть избирать и быть избранными. [11] Важным политическим правом гражданина является право на собрания, митинги, шествия, демонстрации, пикетирование, “это право дает гражданам возможность использовать в указанных целях различные формы совместной организованной общественной деятельности, объединять свои усилия для осуществления тех или иных задач”[12]. Иностранцы лишены и этого права. Одной из ветвей государственной власти является судебная власть. В статье 33 Конституции РФ закреплено право только граждан России участвовать в отправлении правосудия. Положения данной статьи детализируется в статье 119 Конституции и в законе “О статусе судей в Российской Федерации”, в которых оговорено, что только граждане России могут быть судьями. В статье 59 Конституции России закреплено, что защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации. И хотя Конституцией не закреплено, что иностранные граждане не имеют права нести военную службу, в федеральных законах такие ограничения определены. Важным является положение о предоставлении Россией политического убежища иностранным гражданам. В статье 63 Конституции закреплено, что Российская Федерация может предоставить политическое убежище иностранным гражданам и лицам без гражданства. Такое убежище должно предоставляться в соответствии с общепринятыми международными нормами права, которые определяют, что такой акт нельзя рассматривать как недружественный. В каждом конкретном случае вопрос о предоставлении гражданства решает Президент России по ходатайству иностранного гражданина. Правовой статус лица определяют не только права, но и обязанности. Иностранные лица на территории России несут ряд конституционных обязанностей. Конституция закрепляет основные обязанности человека и гражданина, которые носят всеобщий характер, не зависят от конкретного правового статуса лица, закрепляются на высшем, конституционном уровне. Одной из важнейших обязанностей, возлагаемых ст. 57 Конституции, является уплата установленных налогов и сборов. Иностранные граждане, так же как и граждане России обязаны исполнять эту обязанность. Конституция России также закрепила на высшем уровне обязанность каждого охранять природу. [13] Эту обязанность наравне с гражданами России несут и иностранные граждане. Охрана природы является охраной физической жизни, но для полноценного существования и развития государства и нации необходимо следить за интеллектуальным здоровьем общества. Для этого необходимо чтобы каждый человек заботился о сохранении памятников культуры и истории. Обязанность охранять историческое и культурное наследие, беречь памятники истории и культуры, закреплена в статье 44 Конституции РФ. Как уже было сказано выше, Конституция закрепляет общие правила и принципы жизни общества. Дальнейшая детализация принципов и норм закреплена в федеральном законодательстве.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|