Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Нормативные источники правового регулирования организации и деятельности ООО




 

Общество с ограниченной ответственностью на сегодняшний день один из самых популярных видов юридического лица, созданного для осуществления предпринимательства. В настоящее время в РФ, по данным регистрирующих органов, ООО составляют более 73% от числа всех коммерческих юридических лиц.

Такое распространение обусловлено формой общества, удачно соединяющей в себе черты как объединения лиц, так и объединения капиталов. При этом, с одной стороны, отсутствует "громоздкость" акционерных обществ, а с другой - нет практически неограниченной ответственности участников товариществ. Кстати, название общества как общества "с ограниченной ответственностью" не совсем верно отражает его суть, т. к участники несут не ответственность по долгам общества, ограниченную размерами их вкладов, а риск утраты этих вкладов.

В дореволюционной России существовали товарищества, правовое положение которых закреплялось в "Своде Законов Гражданских" и "Уставе Торговом". Перечень законодательно закрепленных товариществ включал в себя полное товарищество, товарищества на вере, акционерное (товарищество на паях), артельное.

Большинство дореволюционных ученых-цивилистов, например Г.Ф. Шершеневич, придерживались мнения, что данный перечень являлся закрытым.

Однако существовала и другая точка зрения. Так, К. Победоносцев указывал, что общие законодательные формы не исчерпывают всего содержания товарищества.

После революции 1917 г. были сохранены некоторые товарищеские формы хозяйствования - товарищество лиц и товарищество капиталов. Несмотря на то, что Гражданский кодекс 1922 г. назвал среди прочих товариществ также товарищество с ограниченной ответственностью, по своей юридической сути оно существенно отличалось от существующих западных аналогов.

К концу 20-х годов прежние товарищеские объединения вовсе исчезли, возродившись лишь в 90-х годах с принятием Закона СССР от 26 мая 1988 г. № 8998-XI "О кооперации в СССР", Закона РСФСР от 24 декабря 1990 г. № 443-I "О собственности в РСФСР", Закона РСФСР от 25 декабря 1990 г. № 445-I "О предприятиях и предпринимательской деятельности".

В тот период государство создавало предприятия, оставаясь собственником их имущества, но не отвечая по их долгам. Основами гражданского законодательства Союза СССР и республик, принятыми в 1991 г., предусмотрено, что юридическое лицо отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом. Действующие до принятия Основ статьи Гражданского кодекса 1964 г. и Гражданского процессуального кодекса 1964 г. исключали из числа возможных объектов взыскания по долгам юридического лица принадлежащие ему основные средства. Не допускалось также обращение взыскания на оборотные средства, если юридическое лицо могло доказать, что они ему необходимы для осуществления нормальной деятельности. В результате такого законодательного решения практически единственным объектом взыскания по долгам юридического лица до принятия Основ были денежные средства на банковских счетах.

С принятием Гражданского кодекса РФ были закреплены существующие в настоящее время организационно-правовые формы юридических лиц. Хозяйствующим субъектам была предоставлена возможность организовывать свою предпринимательскую деятельность по принципу общества с ограниченной ответственностью. В ст.56 ГК РФ было воспроизведено положение, содержащееся в ст.15 Основ 1991 г., в соответствии с которым юридическое лицо по своим обязательствам отвечает всем принадлежащим ему имуществом.

Правовую основу создания и деятельности обществ с ограниченной ответственностью в Российской Федерации составляют два базовых закона - ГК РФ и Федеральный закон от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью".

Согласно п.3 ст.87 ГК РФ правовое положение обществ с ограниченной ответственностью, а также права и обязанности его участников определяются ГК РФ и законом об обществах с ограниченной ответственностью.

Таким образом ГК РФ ограничивает круг нормативных правовых актов, регулирующих юридический статус хозяйственных обществ данного вида, права и обязанности их участников. Иные вопросы деятельности обществ с ограниченной ответственностью могут регулироваться другими федеральными законами, а также подзаконными правовыми актами. Главным образом это отношения, участниками которых могут быть юридические лица независимо от их видов, а также отношения, отражающие специфику деятельности некоторых обществ с ограниченной ответственностью.

ГК РФ, как основной документ, который утверждает базовые положения об ООО, определяет понятие и основы правового положения таких хозяйственных обществ (ст.87 ГК), правила об участниках обществ (ст.88 ГК), основные требования к учредительным документам (ст.52, 89 ГК), формированию уставного капитала (ст.90 ГК), основы организации управления в обществе с ограниченной ответственностью (ст.91 ГК), особенности реорганизации и ликвидации таких обществ (ст.92 ГК), правила о переходе доли в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью к другому лицу (ст.93 ГК) и о выходе из общества его участника (ст.94 ГК).

Федеральный закон "Об обществах с ограниченной ответственностью", принят Государственной Думой на основании прямого указания п.3 ст.87 ГК РФ и введен в действие с 1 марта 1998 г.

Согласно ст.1 Закона он определяет в соответствии с ГК РФ правовое положение общества с ограниченной ответственностью, права и обязанности его участников, порядок создания, реорганизации и ликвидации общества.

При этом особенности правового положения, порядка создания, реорганизации и ликвидации обществ с ограниченной ответственностью в сферах банковской, страховой и инвестиционной деятельности, а также в области производства сельскохозяйственной продукции определяются федеральными законами.

Данная статья подчеркивает зависимость норм Закона от общих гражданско-правовых норм, установленных ГК РФ, и подчиненность Закона этим общим нормам, устанавливает связь указанных законов, а также указывает пределы конкретизации норм ГК РФ в нормах Закона.

В Законе развиты и конкретизированы соответствующие нормы ГК РФ о хозяйственных обществах и, в частности, об обществах с ограниченной ответственностью. Кроме того, установлено много новых правил, которые ранее ГК РФ не регламентировались.

Закон состоит из шести глав, содержащих пятьдесят девять статей, в которых детально регулируются отношения, связанные с созданием и деятельностью обществ с ограниченной ответственностью. В большинстве случаев нормы Закона являются нормами прямого действия, которые не нуждаются в конкретизации при помощи других правовых актов.

Таким образом, Закон является специальным актом гражданского законодательства, регулирующим правовое положение общества с ограниченной ответственностью, права и обязанности его участников, а также порядок создания, реорганизации и ликвидации такого общества.

С 1 сентября вступили в силу очередные поправки в ГК РФ, которые коснулись в том числе обществ с ограниченной ответственностью.

Несмотря на все новеллы, внесенные в ГК РФ, Федеральный закон от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью <http://base.garant.ru/12109720/>" изменений не претерпел. В связи с этим между нормами ГК РФ и законом об ООО возникли некоторые противоречия. И хотя до приведения специального закона в соответствие с ГК РФ его нормы применяются в части, не противоречащей положениям ГК РФ, некоторые статьи кодекса в отсутствие дополнительных разъяснений и уточнений использовать практически невозможно.

Поправки в ГК придали новую силу дискуссии о соотношении кодекса с другими законами. Казалось бы, вопрос уже решен Конституционным судом. Он отказал ГК в особой силе, предполагающей преимущество перед отраслевыми законами. Разработчики поправок с этой позицией не согласны, призналась зампред председателя совета Исследовательского центра частного права Л.И. Михеева. По ее мнению, из этого же должны исходить и практикующие юристы, и суды. Но ситуацию осложнила оговорка в п.4 ст.49 ГК. По ней отличные от ГК правила об отдельных видах юридических лиц могут быть предусмотрены в законах и даже иных правовых актах.

Поэтому сейчас не ясно, как правильно действовать в случае противоречия между ГК и законами об отдельных видах юридических лиц. Профессор МГУ И.О. Шиткина (управляющий партнер фирмы "Шиткина и партнеры") поступает так: применяет ГК, если в нем "более детальное" регулирование; если нет, то ищет отсылки к специальным законам и применяет их.

Надо еще учитывать новые общие принципы ГК, например добросовестность, напомнила Л.И. Михеева. "То есть придется действовать по правовому ощущению", - резюмировала И.О. Шиткина. Она обратила внимание, что "ощущения" юристов и правоприменительных органов могут не совпадать, и привела пример: налоговая требует при реорганизации представлять передаточный акт, хотя по ГК он уже не нужен.

Ситуация усложняется тем, что сейчас не приходится ждать ни разъяснений новых норм ГК, ни скорого принятия поправок в Закон об ООО. Когда писали поправки, предполагали, что будет быстро принято постановление Пленума по нему, пояснила Л.И. Михеева. Сейчас ждать скорых разъяснений ни от судов, ни от других органов не стоит, считает выступавшая.

Опасения разделил экс-начальник аппарата Высшего арбитражного суда А.А. Егоров. Он пожаловался на рост "закрытости судов". По его словам, Верховный суд выбрал "тактику нахождения в засаде: когда дело дойдет, мы решим, а дело дойдет через три года". Все это время бизнес будет находиться в неопределенности.

Ранее завкафедры гражданского права МГУ Е.И. Суханов также говорил, что скорых разъяснений Пленума ВС по поправкам в раздел ГК о юрлицах ждать не стоит. Ими, вероятнее всего, займутся после изменения Законов об АО и ООО. Хотя по другим новеллам ГК разъяснения уже готовятся.

О том, какие коллизии появились между ГК РФ <http://base.garant.ru/10164072/> и законом об ООО <http://base.garant.ru/12109720/> и как их преодолеть в этот переходный период, будет показано в данной дипломной работе.

Понятие и признаки ООО

 

Легальное определение общества с ограниченной ответственностью дается законодателем в статье 87 Гражданского Кодекса, а также в статье 2 Федерального закона от 8 февраля 1998 г. N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью". Таковым признается учрежденное одним или несколькими лицами общество, уставный капитал которого разделен на доли определенных учредительными документами размеров.

ООО является коммерческой организацией, основанной на объединении капиталов. По сравнению с акционерным обществом общество с ограниченной ответственностью является более простой формой предпринимательства, удобной для организации малого и среднего бизнеса.

Нормы законодательства, регулирующие создание и деятельность общества с ограниченной ответственностью, являются в значительной мере диспозитивными, что удобно, считаю, для правоприменительной практики.

К аналогичному выводу приходит в своей статье и М.Ю. Тихомиров, отмечая, в частности, следующее:". в обществе с ограниченной ответственностью удачно сочетаются личностный и материальный элементы. Правовое регулирование ООО как в Российской Федерации, так и за рубежом отличается от норм акционерного законодательства большей диспозитивностью и предоставляет участникам таких хозяйственных обществ значительно более широкий выбор при определении их организационной структуры, формировании уставного капитала, установлении внутренних правил и процедур и решении других вопросов. Общества с ограниченной ответственностью являются, пожалуй, одной из наиболее удачных правовых форм для субъектов малого и среднего предпринимательства. "

Важной особенностью общества с ограниченной ответственностью является и то, что по своей природе оно является закрытым хозяйственным обществом, т.е. предполагает стабильный состав участников.

В связи с поправками в ГК РФ вводится деление обществ на публичные и непубличные, ООО является непубличной организацией.

Разделение обществ на публичные и непубличные связано с необходимостью предусмотреть для публичных обществ жесткие требования, а для непубличных - наоборот, более гибкий подход к их деятельности.

Закон регулирует количественный состав участников ООО. Закон (п.3 ст.7) определяет, что число участников общества не должно быть более пятидесяти. В случае, если число участников общества превысит данный предел, общество в течение года должно преобразоваться в открытое акционерное общество или в производственный кооператив.

Статья 7 Федерального Закона "Об обществах с ограниченной ответственностью” определяет круг лиц, которые могут быть участниками обществ с ограниченной ответственностью. Возможность участия в таких обществах непосредственно связана с объемом правоспособности и полномочиями по распоряжению имуществом, которыми обладает тот ли иной субъект гражданских правоотношений. В силу этого не вправе участвовать в обществах с ограниченной ответственностью государственные органы и органы местного самоуправления, если иное не будет установлено федеральным законом.

В статье 8 Закона "Об обществах" дается общий перечень прав участников обществ с ограниченной ответственностью, который является традиционным и основывается на положениях п.1 ст.67 ГК РФ, применяемых ко всем хозяйственным товариществам и обществам. К специфическим правам участника общества с ограниченной ответственностью относится, в частности, право свободного выхода из общества. Важнейшим можно назвать право предъявлять в интересах общества иски, а также право обжаловать в суде решения органов управления обществом.

Набор прав участников общества, прямо предусмотренных Законом "Об обществах", является минимальным и не может быть уменьшен или ограничен учредительными документами общества. Напротив, устав общества может предусматривать и другие, так называемые права его участников.

С 1-го сентября 2014 года вступили в силу изменения в Гражданский кодекс, по которым участники ООО также имеют право обжаловать решения органов общества, в случаях, предусмотренных законом и влекущих гражданско-правовые последствия, потребовать от имени общества, возмещения убытков, причиненных обществу, оспаривать, действуя от имени общества, совершенные обществом сделки по предусмотренным законом основаниям, и требовать применения последствий их недействительности.

Статья 9 Закона "Об обществах" закрепляет обязанности участников. На самом деле круг обязанностей участников общества шире, однако, они имеют более локальный характер, как, например, обязанность участника, намеренного продать свою долю третьему лицу, письменно известить об этом остальных участников общества и само общество с указанием цены и других условий продажи.

На основании пункта 1 статьи 93 ГК РФ участник общества с ограниченной ответственностью может продать или иным образом уступить свою долю в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью или ее часть одному или нескольким участникам данного общества с ограниченной ответственностью.

Кроме того, он может продать или иным образом уступить свою долю в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью или ее часть третьим лицам в случае, если это не противоречит уставу общества. При этом необходимо иметь в виду, что участники общества с ограниченной ответственностью пользуются преимущественным правом покупки доли участника или ее части пропорционально размерам своих долей, если уставом общества с ограниченной ответственностью или соглашением его участников не предусмотрен иной порядок осуществления этого права. В случае если прошел месяц со дня извещения либо иной срок, предусмотренный уставом общества или соглашением его участников, а участники общества с ограниченной ответственностью не воспользовались своим преимущественным правом выкупа доли, то эта доля может быть продана третьему лицу.

На практике может сложиться ситуация, когда уставом общества с ограниченной ответственностью будет предусмотрена невозможность передачи доли третьему лицу и другие участники общества от приобретения доли отказались. В этом случае на основании пункта 3 статьи 93 ГК РФ общество с ограниченной ответственностью обязано выплатить участнику ее действительную стоимость либо выдать ему в натуре имущество, соответствующее такой стоимости. В сложившейся ситуации общество с ограниченной ответственностью обязано реализовать такую долю третьим лицам в установленные сроки либо уменьшить свой уставный капитал.

Кроме того, участник общества с ограниченной ответственностью вправе в любое время самостоятельно выйти из общества независимо от согласия других его участников. При этом ему должна быть выплачена стоимость части имущества, соответствующей его доли в уставном капитале общества в порядке, способом и в сроки, которые предусмотрены действующим законодательством и учредительным документами общества с ограниченной ответственностью.

Изменение в составе учредителей может произойти в случае увеличения уставного капитала общества с ограниченной ответственностью за счет вклада третьего лица на основании пункта 2 статьи 19 Закона "Об обществах". Решение об увеличении уставного капитала за счет вкладов третьих лиц принимается общим собранием единогласно на основании заявления третьего лица о принятии в общество и внесении вклада.

В заявлении указывается:

размер и состав вклада, порядок и сроки его внесения;

размер предполагаемой доли в уставном капитале и др.

Одновременно принимается решение о внесении соответствующих изменений в учредительные документы общества с ограниченной ответственностью, причем данные изменения подлежат обязательной государственной регистрации.

Необходимо отметить, что документы для государственной регистрации, предусмотренные настоящим пунктом изменений в учредительных документах общества, а также документы, подтверждающие внесение дополнительных вкладов участниками общества и вкладов третьими лицами в полном размере, должны быть представлены органу, осуществляющему государственную регистрацию юридических лиц, в течение месяца со дня внесения в полном размере дополнительных вкладов всеми участниками общества и вкладов третьими лицами, подавшими заявления, но не позднее шести месяцев со дня принятия предусмотренных настоящим пунктом решений общего собрания участников общества. Указанные изменения в учредительных документах приобретают силу для участников общества и третьих лиц со дня их государственной регистрации органом, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц.

К приобретателю доли в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью переходят все права и обязанности участника общества, возникшие до уступки указанной доли. Участник общества, уступивший свою долю в уставном капитале общества, несет перед обществом обязанность по внесению вклада в имущество, возникшую до уступки указанной доли, солидарно с ее приобретателем.

На практике не редки случаи, когда по требованию кредиторов на основании решения суда на долю какого-либо из учредителей общества с ограниченной ответственностью может быть наложено взыскание. Это взыскание на основании части 1 статьи 25 Закона "Об Обществах" накладывается только в случае, если иного имущества должника не достаточно. Это подтверждается также и пунктом 19 Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 9 декабря 1999 г. № 90/14 "О некоторых вопросах применения Федерального закона "Об обществах с ограниченной ответственностью”: "…обращение взыскания на долю участника в уставном капитале общества по его долгам кредиторам может производиться по решению суда лишь при недостаточности (отсутствии) у данного участника другого имущества для покрытия долгов”.

На практике встречается и такой способ изменения учредителей общества с ограниченной ответственностью как выкуп доли самим обществом.

Выкуп доли возможен в следующих случаях:

) когда согласно уставу общества с ограниченной ответственностью уступка доли участника другим участникам или третьим лицам допускается лишь с согласия других участников, однако такого согласия не получено;

) если уставом общества с ограниченной ответственностью запрещено отчуждение доли третьим лицам, а участники общества отказываются от приобретения ее у участника, намеренного произвести отчуждение доли;

) неполной уплаты участником своего вклада в уставный капитал общества с ограниченной ответственностью в предусмотренный при учреждении общества срок. Участнику в этом случае выплачивается действительная стоимость части доли пропорционально части внесенного им вклада;

) при выходе участника из общества с ограниченной ответственностью;

) при исключении участника из общества с ограниченной ответственностью по законному требованию других учредителей;

) при отказе участников общества с ограниченной ответственностью дать согласие на переход доли участника к его наследникам или правопреемникам реорганизованного (ликвидированного) юридического лица - участника общества.

В иных случаях общество не вправе приобретать доли в своем уставном капитале и совершенные в таких случаях сделки купли-продажи являются ничтожными.

Расчеты с учредителями при их выходе из состава учредителей общества с ограниченной ответственностью ведутся по действительной стоимости. Согласно части 3 статьи 25 ГК РФ действительная стоимость доли участника общества выплачивается за счет разницы между стоимостью чистых активов общества и размером уставного капитала общества. В случае, если такой разницы недостаточно для выплаты участнику общества, подавшему заявление о выходе из общества, действительной стоимости его доли, общество обязано уменьшить свой уставный капитал на недостающую сумму.

Высшим органом общества является общее собрание участников общества. Законом определена исключительная компетенция общего собрания, установлен порядок созыва как очередных, так и внеочередных собраний, порядок работы общего собрания.

Предусмотренный п.2 ст.33 Закона "Об обществах” перечень вопросов, отнесенных к исключительной компетенции общего собрания, не является исчерпывающим и уставом может быть расширен. В него включены: определение основных направлений деятельности общества, принятие решения об участии в ассоциациях и других объединениях коммерческих организаций, изменение устава, внесение изменений в учредительный договор, утверждение документов, регулирующих внутреннюю деятельность общества, принятие решения о реорганизации или ликвидации общества и т.д.

Этот перечень дополняется рядом вопросов, обозначенных в других статьях Закона, которые также должны быть решены общим собранием, совершением сделок, в которых заинтересованы руководящие работники общества, совершение крупных сделок и др. Общее, что характерно для вопросов исключительной компетенции собрания участников, - фундаментальность этих вопросов, долгосрочность действия принятых по ним решений, невозможность без ущерба интересам участников решить их в рабочем порядке.

Делегирование другим органам общества правомочий общего собрания по вопросам, которые отнесены к его исключительной компетенции, запрещено. Это допустимо лишь в случаях, предусмотренных законом, например уставом, может быть предусмотрено, что образование исполнительных органов общества и досрочное прекращение их полномочий отнесено к компетенции совета директоров (наблюдательного совета).

Компетенция общего собрания не безгранична - ему не предоставлено право решать любые вопросы деятельности общества. И это справедливо: при всей своей значимости как формы выражения воли участников общества общее собрание все же является недостаточно гибким инструментом для руководства текущей деятельностью.

В связи с этим п.4 ст.32 Закона "Об обществах" установил, что руководство текущей деятельностью общества осуществляется единоличным исполнительным органом или единоличным и коллегиальным исполнительным органом общества.

Собрание участников общества с ограниченной ответственностью путем голосования по обсуждаемым вопросам реализует свое право на управление делами общества. Закон не увязывает число голосов, принадлежащих участнику общества, с размером его доли в уставном капитале. Равенство долей не предполагается, хотя и может быть предусмотрено уставом.

Решения общего собрания, как правило, принимаются большинством голосов участников общества с ограниченной ответственностью. Однако в ряде случаев, исходя из значимости для общества решаемого вопроса, Закон требует квалифицированного большинства и даже единогласия.

Одним из важных решений, принимаемых учредителями общества, является избрание его исполнительных органов. Если учредитель общества - одно лицо, исполнительные органы назначаются.

Следует считать, что избрание исполнительных органов должно произойти после заключения договора об учреждении ООО, то есть после выявления в надлежащей форме воли учредителей создать общество. Закон не содержит специальных указаний о том, как должно проходить собрание учредителей, определяя лишь, что утверждение устава и денежной оценки не денежных вкладов требует единогласия всех учредителей.

Одной из самых заметных новелл ГК РФ в части корпоративных отношений можно назвать возможность назначения в обществе нескольких единоличных исполнительных органов (ст.53 ГК РФ <http://base.garant.ru/10164072/4/>; п.3 ст.65.3 ГК РФ <http://base.garant.ru/10164072/4/>).

Кроме того, теперь в качестве единоличного исполнительного органа может выступать как физическое, так и юридическое лицо (раньше - только физическое лицо). При этом в законе об ООО по-прежнему указано, что единоличным исполнительным органом может быть только физическое лицо - при условии, что дела общества не ведет управляющий (п.2 ст.40 закона об ООО <http://base.garant.ru/12109720/5/>).

Позиция закона об ООО подтверждается также судебной практикой (Определение ВАС РФ от 1 октября 2013 г. № ВАС-13083/13 <http://base.garant.ru/55689099/>).

По мнению юриста юридической фирмы Lidings Ирины Дюбиной, несмотря на то, что соответствующие изменения еще не внесены в закон об ООО, представляется возможным уже сейчас на основании норм ГК РФ закрепить в уставе ООО положение о нескольких директорах и внести соответствующие изменения в ЕГРЮЛ.

Правда, адвокат адвокатского бюро "Падва и партнеры" Александра Астафьева замечает, что налоговая инспекция может отказать заявителю во включении сведений о нескольких директорах в ЕГРЮЛ. Дело в том, что внесение в ЕГРЮЛ нескольких лиц, имеющих право без доверенности действовать от имени юридического лица, недопустимо согласно позиции, которая была сформирована налоговым ведомством в начале года (письмо ФНС России от 31 января 2014 г. № СА-4-14/1645@ "О направлении правовых позиций в сфере государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей <http://base.garant.ru/70590252/>"). Более поздних разъяснений ФНС России еще не подготовила. Кроме того, такая возможность пока отсутствует технически, поскольку действующие формы Р13001 и Р14001, используемые для внесения изменений, не содержат соответствующих граф для отражения информации о нескольких директорах и разграничении их компетенции.

Управляющий партнер юридической фирмы "ЮСТ" Евгений Жилин обращает внимание на еще одну нерешенную проблему: "ГК РФ не содержит положений о том, как действовать, если директорами по одному и тому же вопросу принимаются противоположные решения. Более того, не было введено каких-либо уточняющих положений в отношении разделения ответственности между несколькими директорами, действующими совместно. Также остается открытым вопрос, какой из нескольких директоров будет исполнять функции председателя коллегиального исполнительного органа при его образовании в обществе - законом об ООО предусмотрено, что функции председателя выполняет единоличный исполнительный орган. Как быть, если директоров в компании два?" Вероятно, обществу придется выбрать в качестве председателя коллегиального исполнительного органа кого-то одного, закрепив его полномочия в уставе. "При этом представляется разумным не указывать в уставе фамилии конкретных лиц, а предусмотреть различные наименования их должности (например, "первый директор" и "второй директор")", - рекомендует заместитель руководителя Отдела корпоративно-правового обеспечения и собственности ОАО "РН-Влакра" Евгения Фролова.

Общества могут в уставе отказаться от формирования ревизионной комиссии (подп.4 п.3 ст.66.3 ГК РФ). Еще существует возможность перераспределить компетенцию - передать компетенцию общего собрания акционеров (участников) наблюдательному совету или коллегиальному исполнительному органу (но есть ограничения), закрепить за наблюдательным советом функции коллегиального исполнительного органа или передать единоличному исполнительному органу функции коллегиального исполнительного органа (подп.1-3 п.3 ст.66.3 ГК РФ).

Также можно установить иной порядок созыва, подготовки и проведения общего собрания при сохранении гарантий соблюдения прав участников (подп.5 п.3 ст.66.3 ГК РФ).

Лица, осуществляющие полномочия единоличных исполнительных органов, и члены их коллегиальных исполнительных органов не могут составлять более одной четверти состава коллегиальных органов управления корпораций и не могут являться их председателями (п.4 ст.65.3 ГК РФ).

Причем, если сейчас коллегиальным органом считается совет директоров (наблюдательный совет), то в новой редакции ГК РФ он называется "наблюдательный или иной совет".

Материальной основой деятельности общества является его имущество, прежде всего уставный капитал, сформированный за счет вкладов учредителей общества.

С 1 сентября 2014 года изменены правила оплаты уставного капитала при создании хозяйственного общества. Согласно изменениям по общему правилу учредители хозяйственного общества обязаны оплатить не менее трех четвертей его уставного капитала до государственной регистрации общества. Остальную часть уставного капитала хозяйственного общества его участники обязаны внести в течение первого года деятельности общества. Иные правила оплаты уставного капитала могут быть предусмотрены законами о хозяйственных обществах (абз.1 п.4 ст.66.2 <http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_170142/?dst=1406> ГК РФ).

Размер долей участников общества с ограниченной ответственностью может не совпадать. Размер доли участника общества в уставном капитале определяется в процентах или в виде дроби и должен соответствовать соотношению номинальной стоимости его доли и уставного капитала общества. Для каждого участника такое соотношение окажется индивидуальным. Уставом общества может быть ограничен максимальный размер доли участника общества; устав может ограничить возможность изменять соотношение долей участников общества.

Формирование долей, а через них и уставного капитала, осуществляется внесением вкладов учредителями общества. Пункт 6 ст.66 ГК РФ указывает, что вкладом в имущество хозяйственного товарищества или общества могут быть деньги, ценные бумаги, другие вещи или имущественные права либо иные права, имеющие денежную оценку.

Начиная с 1 сентября 2014 года, Новая редакция ГК РФ предусматривает проведение независимым оценщиком денежной оценки любого неденежного вклада (п.2 ст.66.2 ГК РФ <http://base.garant.ru/10164072/4/>). Напомню, что раньше денежная оценка вклада участника хозяйственного общества производилась по соглашению между учредителями (участниками) общества. А в случаях, предусмотренных законом, она подлежала независимой экспертной проверке. По закону об ООО независимый оценщик должен привлекаться, только если номинальная стоимость или увеличение номинальной стоимости доли участника общества в уставном капитале общества, оплачиваемой неденежными средствами, составляет более 20 тыс. руб. (п.2 ст.15 закона об ООО <http://base.garant.ru/12109720/3/>).

Налицо коллизия между ГК РФ и законом об ООО, которая решается в пользу кодекса.

Кроме того, участники общества и независимый оценщик солидарно несут субсидиарную ответственность по обязательствам общества в пределах суммы, на которую завышена оценка имущества, в течение пяти лет с момента государственной регистрации общества или внесения в устав общества соответствующих изменений (п.3 ст.66.2 ГК РФ <http://base.garant.ru/10164072/4/>). Представляется, что данная норма приведет к увеличению стоимости услуг оценщиков (ведь они будут стремиться покрыть свои риски), что повысит издержки участников общества.

Полагаю, при внесении изменений в ГК РФ законодатель стремился уменьшить количество юридических лиц, в уставном капитале которых числится несуществующее имущество. Теперь для таких компаний стоимость проведения оценки будет превышать стоимость самого оцениваемого имущества. Логично предположить, что теперь неденежные вклады будут состоять из дорогостоящих активов, которые и раньше подлежали оценке. Однако, принимая во внимание несовершенство самого института оценки в России, сложно точно предсказать последствия нововведений.

Уставом общества могут быть определены виды имущества, которое не может быть вкладом в уставный капитал.

Наряду с защитой интересов потенциальных кредиторов Закон устанавливает ряд новых гарантий для участников общества. Так, для сохранения размера имеющихся у них долей и поддержания сложившегося баланса их взаимных имущественных интересов установлены специальные правила об изменении, увеличении и уменьшении размера уставного капитала общества. Увеличение уставного капитала общества допускается тремя способами.

Во-первых, оно возможно за счет имущества самого общества без дополнительных вкладов его участников, то есть за счет его чистых активов. Для того чтобы сумма увеличения отражала реальный, а не фиктивный прирост имущества общества, она, очевидно, не должна превышать разницу между стоимостью его чистых активов и суммой уставного капитала, а также резервного фонда общества в случае его создания. При этом размер долей участников общества остается неизменным, но увеличивается их номинал.

Во-вторых, такое увеличение возможно за счет дополнительных вкладов участников в уставный капитал, а не в иное имущество общества. Дополнительные вклады могут быть произведены всеми участниками общества пропорционально их долям, что также приведет к увеличению их номинальной стоимости при сохранении размера доли каждого из участников. Для этого решением общего собрания должна быть определена общая стоимость дополнительных вкладов и установлено единое для всех участников соотношение (пропорция) между стоимостью дополнительного вклада и суммой увеличения номинальной доли.

Но дополнительные вклады в уставный капитал могут сделать не все, а лишь некоторые участники или участник общества. Для этого также необходимо решение общего собрания, ибо в результате не только увеличивается номинал долей (доли) участников, внесших дополнительный вклад, но обычно и размер их доли, следовательно, соответственно уменьшаются доли других участников.

Таким образом, любой из участников общества вправе внести дополнительный вклад в его уставный капитал с целью увеличения номинала и размера своей доли, а общество получает в свое распоряжение дополнительный капитал, если только эта возможность не ограничена уставом общества с целью сохранения сложившегося соотношения долей участников.

В-третьих, увеличение уставного капитала возможно и за счет вкладов вновь принимаемых участников, если эта возможность прямо не исключена уставом конкретного общества. Оно такж

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...