Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Общая характеристика процедуры создания ООО




 

Наряду с акционерными обществами по российскому законодательству одной из разновидностей хозяйственных обществ, создаваемых в целях осуществления предпринимательской деятельности, является общество с ограниченной ответственностью, осуществляющее деятельность на свой риск.

Решение об учреждении общества принимается собранием учредителей общества. В случае учреждения общества одним лицом решение о его учреждении принимается этим лицом единолично.

В решении об учреждении общества должны быть отражены результаты голосования учредителей общества и принятые ими решения по вопросам учреждения общества, утверждения устава общества, избрания или назначения органов управления общества, а также образования ревизионной комиссии или избрания ревизора общества, если такие органы предусмотрены уставом общества или являются обязательными в соответствии с законом.

Согласно новой редакции ГК РФ, принятие общим собранием решения и состав участников, присутствовавших при его принятии, должны удостоверяться нотариусом (п.3 ст.67.1 ГК РФ <http://base.garant.ru/10164072/4/>).

Иной способ удостоверения может быть предусмотрен уставом ООО или единогласным решением общего собрания его участников. Под иным способом понимается, например, подписание протокола всеми участниками или частью участников, с использованием технических средств, позволяющих достоверно установить факт принятия решения (п.3 ст.67.1 ГК РФ <http://base.garant.ru/10164072/4/>). К техническим средствам, позволяющим зафиксировать ход голосования, может относиться, к примеру, аудиозапись - в таком случае целесообразно будет ее расшифровать, составив стенограмму. При этом нотариального удостоверения не потребуется.

Однако ни ГК РФ, ни закон об ООО не решают вопроса о необходимости нотариального или иного удостоверения решения единственного участника общества. За отсутствие необходимости заверять решения единственного учредителя высказался лишь Банк России.

Кроме того, остается непонятным, может ли привлекаться иностранный нотариус в случае, если собрание проходит за пределами территории России (например, если в обществе есть иностранные участники).

Ирина Дюбина советует участникам ООО, не дожидаясь внесения изменений в закон об ООО, закрепить в уставе конкретный способ удостоверения состава собрания участников общества и его решений. Например, можно указать: "Принятие общим собранием решений и состав участников общества, присутствовавших при их принятии, подтверждаются путем подписания протокола соответствующего общего собрания избранными на таком общем собрании председателем и секретарем данного общего собрания". В противном случае обществу придется обращаться к нотариусу для удостоверения каждого решения собрания участников.

Законом не определяется цель создания общества с ограниченной ответственностью - она общая для всех коммерческих организаций: извлечение прибыли. Важно, чтобы достижение этой цели не осуществлялось противоправными методами.

Учредителями общества и его участниками могут быть физические и юридические лица.

Особенности образования общества с участием иностранных инвесторов определяются федеральным законом.

В то же время установлены ограничения: не допускается учреждение общества, во-первых, другим хозяйственным обществом, состоящим из одного лица, и, во-вторых, при числе учредителей более пятидесяти.

В роли учредителей и участников хозяйственных обществ по общему правилу не могут выступать государственные органы и органы местного самоуправления.

В гражданско-правовом смысле они являются финансируемыми собственником учреждениями с ограниченным вещным правом оперативного управления на свое имущество, исключающим возможности свободного распоряжения им, не говоря уже о специальном характере их правоспособности, обычно не предусматривающем для этих некоммерческих организаций возможности такого рода деятельности.

Относительно небольшое число участников общества определяет значимость личного элемента в организации и деятельности общества, влечет определенные правовые последствия, связанные с необходимостью учета интересов всех участников (например, преимущественное право покупки отчуждаемой доли).

Превышение установленной численности участников общества обязывает общество в течение года преобразоваться в открытое акционерное общество или производственный кооператив либо сократить число участников до установленного законом предела.

Учреждение общества оформляется в несколько этапов, первый из которых - заключение учредительного договора. Эта стадия отпадает, если общество создается одним лицом.

Согласно новой редакции ГК РФ, учредители общества с ограниченной ответственностью заключают между собой договор об учреждении общества с ограниченной ответственностью, определяющий порядок осуществления ими совместной деятельности по учреждению общества, размер уставного капитала общества, размер их долей в уставном капитале общества и иные установленные законом об обществах с ограниченной ответственностью условия.

Договор об учреждении общества с ограниченной ответственностью заключается в письменной форме и не является учредительным документом общества, им является его устав.

С внесение изменений в ГК РФ от 1 сентября 2014 года вводится понятие корпоративного договора. Он же - договор об осуществлении корпоративных (членских) прав (ст.67.2 ГК РФ). В этом договоре стороны могут договориться об осуществлении корпоративных прав определенным образом или о воздержании (отказе) от их осуществления: например, голосовать определенным образом на общем собрании участников, согласованно осуществлять иные действия по управлению обществом, приобретать или отчуждать доли в его уставном капитале (акции) по определенной цене и (или) при наступлении определенных обстоятельств либо воздерживаться от отчуждения доли (акций) до наступления определенных обстоятельств.

Но в тоже время корпоративный договор не может обязывать его участников голосовать в соответствии с указаниями органов общества, определять структуру органов общества и их компетенцию. Все условия корпоративного договора, которые не соответствуют этим положениям, являются ничтожными. Участвовать в корпоративном договоре смогут не только участники общества, но и третьи лица, если у них имеется законный интерес (например, это может быть инвестор, кредитор).

Участникам непубличного общества, заключившим корпоративный договор, нужно будет уведомить об этом само общество. При этом раскрывать его содержание не потребуется (если иное не будет установлено законом.

Если в корпоративном договоре предусмотрен объем прав участника непубличного общества, не пропорциональный его доле в уставном капитале, то сведения о наличии такого договора и о предусмотренном им объеме правомочий нужно внести еще и в ЕГРЮЛ.

Также в ГК РФ теперь предусмотрен важный нюанс: нарушение корпоративного договора может стать основанием для признания недействительным решений органов общества, но только если на момент принятия этого решения сторонами корпоративного договора были все участники общества (п.6 ст.67.2 ГК РФ).

Главным и единственным учредительным документом для ООО является устав общества.

Он должен содержать сведения о фирменном наименовании общества и месте его нахождения, размере его уставного капитала, составе и компетенции его органов, порядке принятия ими решений (в том числе решений по вопросам, принимаемым единогласно или квалифицированным большинством голосов) и иные сведения, предусмотренные законом об обществах с ограниченной ответственностью.

Новой редакцией ГК РФ вводятся отдельные понятия "место нахождения" и "адрес" юридического лица (п.2, 3 ст.54 ГК РФ).

Так, место нахождения юридического лица определяется местом его регистрации на территории РФ путем указания наименования населенного пункта (муниципального образования). А вот адрес юридического лица содержится только в ЕГРЮЛ и предназначен для целей связи с компанией. Поэтому теперь в уставе нужно указать место нахождения компании, указав наименование населенного пункта (муниципального образования). Полный адрес в уставе можно не указывать, он будет включен только в ЕГРЮЛ.

Перечень сведений, которые должны быть приведены в уставе, даны в п.2 ст.12 Закона "Об обществах". Перечисленные сведения дают основную характеристику общества как субъекта гражданского оборота.

Перечень обязательных сведений дополнен указанием на то, что устав может содержать и иные положения, не противоречащие федеральным законам.

С 1-го сентября 2014 года вступили в силу изменения в Гражданский кодекс, касающиеся всех ООО - Обществ с ограниченной ответственностью. Данные поправки предусматривают приведение уставов всех ООО в соответствие с новым законом при первом изменении в учредительных документах (в уставах ООО).

В соответствии со ст.51 ГК РФ общество с ограниченной ответственностью подлежит государственной регистрации в уполномоченном государственном органе в порядке, определяемом законом о государственной регистрации юридических лиц.

Данные государственной регистрации включаются в Единый государственный реестр юридических лиц, открытый для всеобщего ознакомления. Общество с ограниченной ответственностью считается созданным со дня внесения соответствующей записи в реестр.

Эта процедура регламентирована Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ (ред. от 31.12.2014)"О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".

В соответствии со ст.1 Закона государственная регистрация юридических лиц - акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, иных сведений о юридических лицах в соответствии с указанным Федеральным законом.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.05.02 г. № 319 "Об уполномоченном федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц" установлено, что органом исполнительной власти, ведущим с 1 июля 2002 г. государственную регистрацию обществ с ограниченной ответственностью, является ФНС России.

Таким образом, с 1 июля 2002 г. функции по регистрации обществ с ограниченной ответственностью переданы налоговым органам.

Согласно ст.3 Закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" за государственную регистрацию уплачивается государственная пошлина в соответствии с законодательством о налогах и сборах.

Перечень документов, представляемых при государственной регистрации создаваемого общества с ограниченной ответственностью, приведен в ст.12 Закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", в соответствии с которой в регистрирующий орган представляются:

а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме <http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_129856/?dst=100041>, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что представленные учредительные документы соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям к учредительным документам юридического лица данной организационно-правовой формы, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах, иных представленных для государственной регистрации документах, заявлении о государственной регистрации, достоверны, что при создании юридического лица соблюден установленный для юридических лиц данной организационно-правовой формы порядок их учреждения, в том числе оплаты уставного капитала (уставного фонда, складочного капитала, паевых взносов) на момент государственной регистрации, и в установленных законом случаях согласованы с соответствующими государственными органами и (или) органами местного самоуправления вопросы создания юридического лица;

б) решение о создании юридического лица в виде протокола, договора или иного документа в соответствии с законодательством Российской Федерации;

в) учредительные документы юридического лица в двух экземплярах (в случае представления документов непосредственно или почтовым отправлением), один из которых с отметкой регистрирующего органа выдается заявителю либо его представителю, действующему на основании нотариально удостоверенной доверенности и предоставившему такую доверенность или ее копию, верность которой засвидетельствована нотариально, регистрирующему органу, или направляется по почте. В случае, если предусмотренные настоящей статьей документы представлены в регистрирующий орган через многофункциональный центр, один экземпляр учредительных документов с отметкой регистрирующего органа направляется этим органом одновременно с документом, предусмотренным пунктом 3 статьи 11 <http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_166208/?frame=2> настоящего Федерального закона, в многофункциональный центр, который выдает указанный экземпляр учредительных документов одновременно с документом, предусмотренным пунктом 3 статьи 11 <http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_166208/?frame=2> настоящего Федерального закона, заявителю либо его представителю, действующему на основании нотариально удостоверенной доверенности и предоставившему такую доверенность или ее копию, верность которой засвидетельствована нотариально, многофункциональному центру. В случае, если предусмотренные настоящей статьей документы направлены в регистрирующий орган в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, включая единый портал государственных и муниципальных услуг, учредительные документы юридического лица в электронной форме направляются в одном экземпляре. Регистрирующий орган по адресу электронной почты, указанному заявителем, одновременно с документом, предусмотренным пунктом 3 статьи 11 <http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_166208/?frame=2> настоящего Федерального закона, направляет учредительные документы, представленные заявителем в электронной форме и подписанные электронной подписью регистрирующего органа. Экземпляр данных документов на бумажном носителе с отметкой регистрирующего органа выдается заявителю либо его представителю, действующему на основании нотариально удостоверенной доверенности и предоставившему такую доверенность или ее копию, верность которой засвидетельствована нотариально, регистрирующему органу, или направляется по почте при указании заявителем на необходимость получения и способа получения данных документов при направлении предусмотренных настоящей статьей документов в регистрирующий орган;

г) выписка из реестра иностранных юридических лиц соответствующей страны происхождения или иное равное по юридической силе доказательство юридического статуса иностранного юридического лица - учредителя;

д) документ об уплате государственной пошлины <http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_171459/?dst=1029>.

Регистратор не вправе требовать следующие документы, еще недавно запрашиваемые для государственной регистрации:

документ, подтверждающий место нахождения общества с ограниченной ответственностью;

документ, подтверждающий неповторяемость фирменного наименования;

документ о назначении руководителя;

документ, утверждающий эскиз печати, плюс подтверждение регистрации печати создаваемого общества с ограниченной ответственностью в специальном реестре печатей.

Подготовка каждого из этих документов требовала от общества с ограниченной ответственностью дополнительных затрат рабочего времени сотрудников и денежных средств.

Следует обратить внимание на то, что подпись Заявителя на заявлении о регистрации должна быть нотариально удостоверена.

Решение о государственной регистрации, принятое регистрирующим органом, является основанием для внесения соответствующей записи в государственный реестр. Моментом государственной регистрации признается внесение регистрирующим органом записи в государственный реестр.

Государственная регистрация осуществляется в срок не более чем пять

рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган.

Регистрирующий орган не позднее одного рабочего дня с момента государственной регистрации выдает (направляет) заявителю документ, подтверждающий факт внесения записи в государственный реестр.

Документами, подтверждающими факт внесения записи в Единый государственный реестр юридических лиц, является свидетельство о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц.

Свидетельство оформляется на бланке, изготовленном по единому образцу, утвержденному федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять государственную регистрацию юридических лиц, т.е. ФНС России.

Следует иметь в виду, что территориальные органы ФНС России осуществляют постановку на учет в налоговом органе по месту нахождения вновь созданного общества с ограниченной ответственностью на основании сведений о государственной регистрации общества с ограниченной ответственностью.

Свидетельство о постановке на учет в налоговом органе может быть выдано (направлено) налогоплательщику-организации и одновременно со Свидетельством о государственной регистрации общества с ограниченной ответственностью не позднее одного рабочего дня с момента государственной регистрации.

Из всего выше сказанного можно сделать вывод о том, что процедура создания общества регламентирована Федеральными законами, которые в связи с реформой законодательства о юридических лицах, необходимо привести в соответствие с ГК РФ, чтобы устранить правовые коллизии, о которых говорилось в дипломной работе.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...