Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Регулярные парки России (первая половина XVIII века)




ИСТОРИЯ САДОВО-ПАРКОВОГО ИСКУССТВА

Учебно-методическое пособие

К практическим занятиям для студентов II курса ЛХФ,

Обучающихся по направлению подготовки бакалавров

Ландшафтная архитектура

 

Часть 2

 

Брянск 2012

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное учреждение

высшего профессионального образования

«Брянская государственная инженерно-технологическая академия»

 

Кафедра садово-паркового и ландшафтного строительства

 

      Утверждены научно-методическим советом БГИТА 16.01 _2013 г. Протокол № 74  

 

 

 

ИСТОРИЯ САДОВО-ПАРКОВОГО ИСКУССТВА

Учебно-методическое пособие

К практическим занятиям

Для студентов II курса ЛХФ,

Обучающихся по направлению подготовки бакалавров

Ландшафтная архитектура

 

Часть 2

 

 

Брянск 2012


УДК 712.03(072)

История садово-паркового искусства. Учебно-методическое пособие к практическим занятиям для студентов II курса ЛХФ, обучающихся по направлению подготовки бакалавров 250700 – Ландшафтная архитектура. Часть 2. /Сост. Мироненко Е.В., Алехина И.В. – Брянск: БГИТА, 2012. – 100с.

 

 

Курс «История садово-паркового искусства» призван научить студентов ориентироваться во всем многообразии приемов ландшафтного искусства, развить профессиональный вкус, помочь овладеть эколого-эстетическими принципами формирования пространственной среды объектов ландшафтной архитектуры.

Программой дисциплины «История садово-паркового искусства» предусмотрены практические занятия, методические рекомендации к которым приведены в данной работе.

 

Рецензент: Смирнова М. Ю. - кандидат с.-х. наук, доцент кафедры лесных культур и почвоведения БГИТА

 

 

Рекомендовано редакционно-издательской и методической комиссией лесохозяйственного факультета БГИТА

 

 

Протокол № ___ 74 __ от _ 16.01 _2013 г.


Содержание

 

Введение…………………………………………………………………. …...  
Практическое занятие №10 Сады и парки России допетровского времени………………………………  
Практическое занятие №11 Регулярные парки России (первая половина ХVIII века) ……………….  
Практическое занятие №12 Пейзажные парки России (конец ХVIII - ХIX в.в.) ……………………..  
Практическое занятие №13 Дворцово-парковые ансамбли Москвы и Подмосковья ………………….  
Практическое занятие №14 Парки Украины конца ХVIII-середины ХIX в.в. ………………………….  
Практическое занятие №15 Дворцово-парковые ансамбли Крыма………………………………………  
Практическое занятие №16 Русские усадьбы и усадебные парки ……………………………………….  
Практическое занятие №17 Усадебные парки Брянской области………………………………………..  
Практическое занятие №18 Ландшафтное искусство России ХX века………………………………….  
  Приложение. Иллюстративные схемы-планы изучаемых парков………..  
  Рекомендуемая литература………………………………………………….  

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Садово-парковое искусство – это первый этап в развитии ландшафтного искусства, тот аргумент, опираясь на который ландшафтное искусство продолжает свое развитие.

Основными задачами ландшафтного искусства являются создание объектов высокого эстетического уровня, благоприятных по своим микроклиматическим и санитарно-гигиеническим свойствам, функциональных, т. е. отвечающих своему назначению.

Садово-парковое искусство подчиняется тем же законам, что и любое другое искусство. Оно имеет свои композиционные приемы, свои стили. На протяжении веков наблюдается преемственность и эволюция стилей. Специалистам в области ландшафтного искусства в настоящее время необходимо тщательно ознакомиться с опытом прошлого при проектировании и строительстве садов и парков.

Садово-парковое искусство – искусство комплексное. Оно тесно связано с архитектурой, градостроительством и растениеводством. От специалиста в области ландшафтной архитектуры требуется глубокое знание биологии, экологии растений, наравне с овладением законами композиции и эстетики.

Курс «История садово-паркового искусства» призван научить студентов ориентироваться во всем многообразии приемов ландшафтного искусства, развить профессиональный вкус, помочь овладеть эколого-эстетическими принципами формирования пространственной среды объектов ландшафтной архитектуры.

В результате изучения дисциплины студенты должны:

- иметь представление об историческом ходе развития ландшафтного и садово-паркового искусства, смене стилевых приемов, освоении растительного материала и характера преобразований ландшафта;

- знать историю развития, объемно-пространственную структуру, композиционные особенности и художественные принципы ряда выдающихся исторических и современных парков и других объектов ландшафтной архитектуры, а также их взаимосвязь с архитектурой, градостроительной ситуацией и ландшафтом;

- владеть профессиональной терминологией;

- уметь читать, копировать и анализировать исторические и современные планы различных объектов ландшафтной архитектуры;

- пользоваться литературой, архивными материалами, планово-картографическими подосновами.

Программой дисциплины «История садово-паркового искусства» предусмотрены практические занятия, методические рекомендации к которым приведены в данной работе.

 

 

Практическое занятие №10

Сады и парки России допетровского времени

 

В садово-парковом искусстве России выделяется несколько этапов, каждый из которых ознаменован созданием великолепных парковых ансамблей.

Сады допетровского времени (XVI – XVII вв.) – Коломенское, Измайлово, Красное, Александрова Слобода и др. – носили утилитарный характер и не рассматривались как парадные резиденции.

 

Коломенское (рисунок 1).

С XIV в. Коломенское являлось летней загородной усадьбой Московских правителей. В XVI-XVII вв. складывается уникальный архитектурный ансамбль Коломенского, проникнутый идеей торжественной царской резиденции, представляющей большую художественную и историческую ценность. На высоком берегу Москвы-реки расположена церковь Вознесения Господня, построенная в 1532 г. Это один из первых шатровых каменных храмов на Руси. Небольшой по внутренним размерам храм служил летней домовой церковью русских царей в XVI-XVII вв..

Историческое ядро Коломенского – Государев двор был обнесен частично каменной, частично деревянной оградой с двумя проездными воротами: Передними, или Дворцовыми – парадным въездом в царскую усадьбу и Спасскими, или Задними.

В XVII в. в Коломенском возводится “Восьмое чудо света” – уникальный деревянный дворец царя Алексея Михайловича, воплотивший в себе все лучшее, чего достигла деревянная архитектура к этому времени. Сначала молодой царь использовал Коломенское для соколиной охоты, но постепенно к концу правления Алексея Михайловича (1676 г.) усадьба превратилась в пышную загородную резиденцию. Крытым переходом дворец соединялся с каменной церковью Казанской иконы Богоматери, построенной в 1651 – 1671 годах. После полной разборки деревянного дворца в XVIII в. на берегу Москвы-реки, рядом с церковью Вознесения, был построен четырехэтажный дворец, в котором императрица Екатерина II писала свой знаменитый юридический трактат-”Наказ”. Дворец был разорен во время нашествия французов. В 1825 г. на его фундаментах был построен новый дворец по указу императора Александра I в стиле ампир, который также не дошел до нашего времени. В 20-е годы прошлого века замечательный русский архитектор П.Д. Барановский начал создавать первый в России музей деревянной архитектуры под открытым небом.

В разное время в Коломенское привозили памятники деревянной архитектуры XVII-XVIII вв., которые размещали в основном в древнем Вознесенском саду. Здесь рядом оказались деревянные строения из разных областей России: Святые ворота Николо-Корельского монастыря 1693 г. с берега Белого моря, Братская башня середины XVII в. из зоны Братской ГЭС, мемориальный домик Петра I 1702 г. из Архангельска. Первым сооружением, установленным в Коломенском у Передних ворот, была хозяйственная постройка Преображенского дворца XVIII в., условно названная Медоварней. В Домике Петра I размещена экспозиция, воспроизводящая интерьеры царских походных, жилых покоев начала XVIII в. Коломенское является комплексным памятником истории и культуры России. Комплекс состоит из 17 памятников архитектуры: 12 из них – сохранившаяся часть архитектурного ансамбля царской усадьбы XVI-XIX вв.; 4 памятника – деревянные сооружения, привезенные из разных областей России. В последние годы в Коломенском активно формируется архитектурно-этнографический комплекс: появились действующие конюшня и кузница, усадьба пасечника с пасекой, водяная мельница. Планируется реконструировать часть исторической застройки села Коломенского, утраченной в конце 70-х гг. XX в., и разместить в воссозданных усадьбах этнографические выставки и экспозиции, в том числе интерактивные. Интерактивность – включение посетителя в жизнь усадьбы, стремление погрузить его в историческое прошлое – одно из приоритетных направлений музейной работы.

 

 

Усадьба Вязёмы (рисунок 2)

Первые упоминания о Больших Вязёмах относятся к середине XVI века – впервые это название встречается в летописях 1556 года, в духовной грамоте Ивана Калиты. В то время Вязёмы была последней станцией на Большой Смоленской дороге перед Москвой. Вяземы упоминаются как место встреч с иноземными послами.

Приблизительно в 1585-1586 годах царь Федор Иоаннович отдал Большие Вяземы в вотчину Борису Годунову, и с начала 90-х годов XVI века Борис Годунов начал в своем новом владении большое строительство. В это время в усадьбе были построены, деревянный дворец, боярский дом, многочисленные службы, разбиты фруктовые сады. К концу шестнадцатого века (1598 год) в имении был выстроен пятиглавый четырехстолпный храм во имя Преображения Господня со звонницей. На территории имения находился также деревянный терем Бориса Годунова, Никольская церковь, здание ярмарки, Иоанно-Богословский монастырь. Весь комплекс зданий был окружен деревянной стеной с пятью башнями. Дополнительно стены были укреплены рвом. Таким образом, к концу XVI века весь комплекс построек представлял собой хорошо защищенную ,мощную крепость.

В эпоху смутного времени Большие Вязёмы стали резиденцией Лжедмитрия – здесь был его загородный дворец и здесь же, по дороге к своему жениху весной 1606 года останавливалась Марина Мнишек со своей многотысячной свитой. После ее отъезда в имении случился страшный пожар, уничтоживший более половины села. В одном из пожаров Смутного времени сгорел и деревянный дворец Бориса Годунова.

После прихода на царство Михаила Фёдоровича, в 1618 году Вязёмы были приписаны к дворцовому ведомству. В 1694 году Пётр Первый пожаловал усадьбу князю Борису Голицыну. Несмотря на то, что князь бывал здесь редко, Борис Алексеевич Голицын приложил немало усилий к возрождению Больших Вязём. Он восстановил разоренный Троицкий храм, переосвятил церковь в Преображенскую, заново отстроил дворец. Согласно дневникам Петра Первого, император посетил Большие Вязёмы проездом в 1701 и 1705 гг.

Усадебный дом в Больших Вязёмах был построен 1 мая 1784 года правнуком князя Бориса Голицына отставным полковником Николаем Михайловичем Голицыным. О дате постройки говорит барельеф на фронтоне дома – " Мая 1-го дня 1784 года ". Архитектура главного усадебного дома не свойственна концу XVIII века. В своей архаичности, она скорее ближе петровскому времени .Флигели в усадьбе были построены чуть раньше главного дома – в 1771 (левый) и в 1772( правый) годах.

Война 1812 года не нанесла большого ущерба усадьбе. После Бородинского сражения, на пути к Москве в Больших Вязёмах останавливался Главнокомандующий русской армией Михаил Илларионович Кутузов. А спустя несколько часов после его отъезда, в имение прибыл император Наполеон. Во дворце Голицына был размещен драгунский и пехотный корпуса. В память о тех днях на территории усадьбы был установлен памятный знак в честь остановки двух армий в Отечественной войне 1812 года. После Бородинского сражения в Большие Вязёмы доставили смертельно раненного генерала Багратиона, где князю оказывали медицинскую помощь.

После войны 1812 года владельцем усадьбы стал Дмитрий Владимирович Голицын. В 1820 году князь становится военным генерал–губернатором Москвы и остается на этом посту более двадцати лет. Стараниями Дмитрия Владимировича к середине XIX века Большие Вяземы становятся хранилищем многих ценных документов семейного архива Голицыных, обширного книжного собрания, коллекций живописи и декоративно–прикладного искусства.

После смерти Дмитрия Владимировича Голицына усадьба была унаследована его сыном – светлейшим князем Борисом Дмитриевичем Голицыным. Однако новый хозяин жил во Франции, что не способствовало процветанию имения. И постепенно усадьба стала приходить в запустение. Так продолжалось, пока в 1882 году в имении не поселился новый владелец – сын светлейшего князя Дмитрий Борисович Голицын. С его появление усадьба вернула былую благоустроенность. В 1908 году Д. Б. Голицын устраивает в окрестностях усадьбы дачный посёлок, под который отводится часть земли, отделенная железной дорогой. Со временем на месте поселка образовался нынешний город Голицыно. Территорию посёлка прорезали 13 проспектов, проездов и шоссе с уличным освещением. Дмитрий Борисович Голицын стал последним владельцем усадьбы Большие Вязёмы.

Измайлово (рисунок 3)

Первые достоверные сведения о селе Измайлове, располагавшемся в 7 верстах от Москвы к северо-востоку от Кремля, относятся к ХV веку. Крестьянские дворы находились в излучине речки Робки (ныне – Серебрянки).

В 1571 году Измайлово было пожаловано Иваном Грозным родному брату его жены Анастасии боярину Никите Романовичу Захарьину–Юрьеву. В 1585 году Никита Романович принял монашеский постриг, и усадьба перешла к его сыну Ивану Никитичу. В 1600 году Б. Годунов подвергнул Романовых опале, но не тронул их широких владений, а через 2 года вернул ссыльных.

Иван Никитич Романов по прозвищу «Каша» относительно легко перенес гонения, при нем усадьба была восстановлена после смутного времени (Измайлово оказалось в зоне боевых действий). В 1619-1620 гг. он поставил здесь деревянную трехшатровую церковь Покрова Богородицы с приделом во имя Черниговского князя Михаила и его боярина Федора. Здесь же были деревянные двухэтажные хоромы с повалушей, отгороженные забором с воротами. Пользуясь ближайшим родством к царю, Иван Никитич скопил к концу жизни основательный капитал и значительно расширил земельные владения.
В 40-х – начале 50-х годов ХVII века Измайловым владеет его сын Никита Иванович Романов, известный увлечениями «западными» новшествами. Особой славой пользовалось его отлично налаженное охотничье хозяйство в Измайлове, включавшее «волчий двор» с лисами, волками, медведями для тренировки молодых охотничьих собак – английских бульдогов, гончих, борзых. Никита Иванович с детства привил увлечение охотой будущему царю Алексею Михайловичу. Он пользовался большой популярностью в народе, слыл веселым и добродушным человеком, но удивлял всех своей приверженностью к иностранному, носил европейское платье и даже слуг одевал в ливреи. В его доме звучали органы, рядом с церковными книгами соседствовали светские – немецкие и польские переводные. На льняном дворе стоял легкий бот, привезенный Романову английскими купцами. На московском дворе Никиты Ивановича можно было увидеть глобусы, часы, оружие, посуду, восточные ткани, восточную и европейскую сбрую.

Своих детей у Никиты Ивановича не было; он умер от чумы в 1654 году, и Измайлово как выморочное имение перешло в Приказ Большого дворца.

После Медного бунта 1662 г. царь Алексей Михайлович пришел к необходимости перестройки дворцового хозяйства таким образом, чтобы оно не только служило дворцовым нуждам, но и позволило провести военную реформу.

В 1663 году Алексей Михайлович создал в нескольких уездах Московского государства на землях Приказа Большого дворца собственное хозяйство и в том же году, осенью, обратил внимание на Измайлово. Входившее в состав дворцовых земель, Измайлово, расположенное на окраине Мещерской низменности, не отличалось плодородием; земли здесь глинистые, с повышенной влажностью. Несмотря на это, еще царь Михаил Федорович поселил в Измайлове 4 слободы крестьян из других деревень, наделил их землей, и так появилась первая царская ферма. Алексей Михайлович продолжил дело отца. Он хотел создать в Измайлове образцовый питомник, который давал бы ему все, особенно ценившееся на Руси, богатства растительного мира других стран, включая отдаленные области его собственного государства.

Алексей Михайлович не только пытался усовершенствовать земледелие, но и акклиматизировать в Подмосковье южные культуры – тутовое дерево, виноград, арбузы, бухарские и туркменские дыни. По замыслу царя садовники должны были испытать здесь финиковое дерево, миндаль, «бумажное дерево» (хлопок), астраханский перец, кавказский кизил, венгерские груши-дули. Широко привлекались специалисты-иностранцы.

Старое боярское село царь Алексей Михайлович решил превратить в парадный архитектурный ансамбль, который создавался в 1664-1691 гг. Речка Робка была запружена, и вместо двух прежних усадебных прудов был создан Серебряно-Виноградный пруд, окруживший своими водами Измайловский остров, в центре которого расположилась царская усадьба. Для въезда на остров были построены 14-пролетный белокаменный мост и замыкающая его Мостовая башня, которая одновременно являлась и колокольней находящегося рядом Покровского собора. В ее нижнем ярусе помещались стрельцы, а в среднем, по преданию, собиралась Боярская Дума, позднее – Сенат. Похожая башня была поставлена и перед въездом на мост (не сохранилась).

В 1671-1679 годах на месте деревянной шатровой церкви 1620-х годов под руководством подмастерья каменных дел Ивана Кузнечика волжские мастера братья Медведевы строят монументальный храм Покрова Пресвятой Богородицы.

К Западу от Покровского собора был распланирован Государев двор закрытой прямоугольной формы – каре. Окруженный деревянной оградой с семью воротами, он состоял из передней парадной и хозяйственной задней частей. В парадной части в 1676-1678 гг. был выстроен деревянный дворец, состоявший из 7 отдельных срубов, соединенных между собой сенями и переходами; в высоту дворец состоял из 3 ярусов. Внизу были хозяйственные помещения – кухни, чуланы, мыленки, а наверху – летнее жилое помещение. Со 2-го яруса дворца можно было пройти в уютные светелки – чердаки, перекрытые разнообразными по форме и раскраске кровлями. На царской половине дворца размещались «передняя», «крестовая», «комната», которые соединялись со столовой сенями, выходившими на крыльцо. Над крыльцом возвышались «бочки и шатры» с двуглавым орлом и жестяными флюгерами. Из этих сеней лестница поднималась на 3-й ярус на «чердаки». Во дворце находились также жилые помещения царицы, царевичей и царевен. По карнизу дворца шла балюстрада. Кровли завершались «гребнями и маковицами». Внутри хозяйственной части Государева двора стояли одноэтажные каменные постройки – палаты Сытного, Хлебного, Кормового двора, угольная палата, 2 ледника, набитых льдом, в которых хранилась пища, вино и пр.

К Передним и Задним воротам Государева двора примыкали палаты “стрелецких полковников” и рядовых стрельцов. Здесь же были коновязи для лошадей охраны. С территории острова были удалены все крестьянские и охотничьи дворы; их перенесли на пустошь Хоругово, где была основана Новая слобода. Для жителей слободы в 1664 году царскими стрельцами была выстроена деревянная шатровая церковь. В 1677 г. деревянный храм был разобран и на его месте артелью костромских зодчих воздвигнут каменный храм в стиле «русского узорочья» в честь Рождества Христова с приделами Казанской иконы Божией Матери и святителя Николая Чудотворца.

В долине реки Серебрянки были построены 5 каменных риг, 9 мельниц с каменными амбарами и плотинами, конюшни, житные, скотные, пасечные дворы, запасной льняной и хлебный дворы, избы для дворовых людей, солдат и мастеровых, 37 прудов, сады, огороды. Располагались в глубине леса Строкинский кирпичный завод, птичник, винокурня, волчий двор (зверинец) и «выгулы» для водоплавающей птицы. Все сады, огороды, зверинец, хозяйственные строения соединялись дорогами. Поля засеивались рожью, овсом, пшеницей, ячменем, просом, гречей, льном. В огородах выращивали овощи, приправочные травы, арбузы и дыни. Десятки лекарственных трав поставлял Аптекарский огород. Проводились смелые опыты по селекции редких и необычных для средней полосы растений. Поражали красотой планировки, разнообразием и обилием растительного мира знаменитые сады – Виноградный, Просянский, Потешный, Островной. Была также льняная мануфактура и первый государственный стекольный завод, на котором работали русские и украинские мастера, а также стеклодувы, приглашенные из Венеции.

За четверть века в Измайлове возник величественный ансамбль русской архитектуры 2-ой половины XVII века. В программе Измайловской резиденции была воплощена идея преемственности перехода власти от Рюриковичей к Романовым. Эта идея подчеркивалась местом усадьбы (село получил Н.Р. Захарьин-Юрьев после брака Ивана Грозного с его родной сестрой).
При царе Федоре Алексеевиче Измайловская усадьба стала олицетворять удаление от мира и уединение, что было выражено в посвящении домового храма этой резиденции Иоасафу царевичу Индийскому, ставшему отшельником. Уединение мыслилось как восхождение в рай, образом которого был расположенный вблизи от острова виноградный сад.

Повседневная жизнь царской резиденции отражала предпочтения государя. Царя Алексея Михайловича здесь интересовало усадебное хозяйство, царя Федора Алексеевича и царевну Софью Алексеевну – усадебное строительство, а царевича Петра – военные потехи. Измайловскую усадьбу также регулярно посещали царицы и царевны.

Село постепенно утратило свое хозяйственное значение; Измайлово стало одной из самых любимых усадеб царской семьи. Сюда регулярно приезжали с мая до ноября, иногда подолгу останавливаясь; в Измайлове принимали иностранных дипломатов. Во время «государева похода» в усадьбу при царе находились руководители главных приказов – Тайного, Большого дворца, Царской и Царицыной мастерских палат, Разрядного. Для них в усадьбе создавались избушки или ставились шатры. В Измайлове проходили заседания Боярской думы, причем состав участников определял сам царь.

Иностранные дипломаты относили Измайловскую усадьбу к европейскому типу увеселительных резиденций. В качестве европейских аналогов упоминались итальянские и французские усадьбы, например, французская усадьба Фонтенбло.

В мае 1688 г. в Измайлове на старом льняном дворе шестнадцатилетний Петр нашел английский ботик и велел именовать Измайлово «колыбелью российского флота».

В начале XVIII века усадьба находилась в ведении вдовы царя Ивана V – царицы Прасковьи Федоровны с 3 дочерьми – Екатерины, Анны и Прасковьи. До 1713 года они проживали в Измайлове постоянно, а потом неоднократно приезжали.В 1720-е гг. Екатерина Иоанновна занялась организацией на острове театральных постановок. Еще в 1702 году, после пожара в деревянном дворце, Прасковья Федоровна построила новый каменный дворец, представлявший собой здание общеевропейского типа. В Измайлово часто приезжал на охоту император Петр II; для него здесь устраивали потешные фейерверки.

Императрица Анна Иоанновна во время своего правления безвыездно в течение 2-х лет жила в Измайловском дворце; здесь же недалеко проводились учения гвардейских полков (Преображенского, Семеновского и созданного ею Измайловского), заседания Кабинета Министров, в Мостовой башне – заседания Сената. (Москва была столицей в 1730-32 гг.)

Анна Иоанновна, будучи любительницей охоты, основала в Измайлове новый обширный зверинец с животными и птицами разных пород. Место зверинца обнесли высоким частоколом, насадили рощу и привезли оленей, лосей, диких ослов, дикобразов, кабанов, китайских коров, антилоп, охотничьих кур, фазанов. После Анны Иоанновны царственные особы в Измайлове не жили, а только охотились; на острове располагались службы зверинца. Служащие следили за тем, чтобы деревья в роще зверинца не вырубались, держали собак и птиц.

В 1765 году по приказу Екатерины II обветшавший дворец на острове был разобран. В войну 1812 года царская усадьба и село Измайлово были разграблены французскими солдатами. Спустя несколько лет село отстроилось заново, а усадьба оказалась заброшенной.

В ноябре 1837 года император Николай I принял решение о создании на Измайловском острове крупнейшей военной богадельни, надеясь таким образом остановить разрушение бывшей царской резиденции. Высочайшим указом 26 ноября 1838 года был утвержден проект устройства в селе Измайлово Московской губернии богадельни, бывшие дворцовые строения передавались в ведение департамента военных поселений, который в 1839 году и начал строительство корпусов богадельни и реставрацию памятников XVII века на острове. Средства были перечислены из Капитула Российских орденов. Проектировал и руководил строительством архитектор К.А. Тон.

 

 

Практическое занятие №11

Регулярные парки России (первая половина XVIII века)

XVIII в. характеризуется расцветом регулярного стиля в паркостроении и созданием таких шедевров, как Летний сад, Петергоф, Царское село, Стрельна, Ораниенбаум, Кусково, Архангельское и др.

Основными чертами русских парков регулярного стиля являются:

- развитие ансамблевой композиции с выраженной продольной осью, доминированием главного здания, подчинением ему других сооружений;

- наличие самостоятельно решенных, часто замкнутых композиционных узлов, подчиненных общей планировке парка и связанных с дворцом;

- развитие партеров как открытых пространств, подчеркивающих архитектуру сооружений;

- учет и блестящее использование ландшафта – рельефа, воды, растительности, визуальная связь с природным окружением;

- преобладание в ассортименте местных видов;

- широкое распространение открытых театров;

- в оформлении дорог использование аллейных посадок, шпалер, берсо;

- завершение перспектив парка сооружениями, фонтанами, скульптурой с включением в парковый ансамбль внешних видов;

- использование и развитие традиционных русских приемов – «висячих» садов, птичников (в виде менажерий и вольеров), зверинцев, включение плодовых в боскеты, применение рощ, но уже в форме боскетов.

Летний сад (рисунок 4)

Среди первых регулярных садово-парковых ансамблей виднейшее место принадлежит Лет­нему саду

Он открывает собой целый ряд шедевров ланд­шафтного зодчества новой столицы и в то же вре­мя еще несет в себе черты, характеризующие переходную эпоху в садовом искусстве Российского государства.

Летний сад - летняя резиденция Петра I, пло­щадь — 11,2 га. Границы: р. Нева (север), р. Мой­ка (юг), Лебяжья канавка (запад), р. Фонтанка (восток). В первой четверти XVIII в. существо­вало четыре Летних сада — первый и второй в границах существующего в настоящее время сада (11,2 га), третий — ныне Михайловский сад(10 га) и Большой луг (Марсово поле, 9 га), чет­вертый — Итальянский сад (11 га).

Планировка сада осуществлялась по чертежу Петра I. Строительство началось в 1704 г. под непосредственным руководством Петра I и было осуществлено по стадиям в течение многих лет.

1. 1704-1711 гг. — разбивка сада на берегу Невы, установка скульптур, устройство фонта­нов; 1710 г. — закладка дворца.

2. 1711-1716 гг. — завершается строительство дворца (арх. Д. Трезини), украшенного в 1714 г. барельефами А. Шлютера; у дворца строится га­вань, на берегу Невы возводятся 3 галереи. Завер­шается осуществление в натуре первоначальной планировки сада: в его центре устраиваются 4 больших квадрата с кружевными цветниками и беседками, окруженные стриженой живой изгоро­дью (садовый мастер Ян Роозен проработал в саду с 1712 по 1725 г.); создаются фонтаны, беседки, Карпиев пруд (1714-1716), Лебяжий канал (1711).

3. 1716-1725 — возводятся второй Летний дворец (1721 г.), «Зала для славных торжествований» (1725 г.), грот (арх. А. Шлюгер и Г. Маттарнови, 1721-1724 гг.), гавань у дворца облицо­вывается гранитом (1723 г.), по проекту А. Земцова садовым мастером К. Шредером устраивается лабиринт с фонтанами.

В квадратах на месте цветников создаются боскеты с фонтанами, птичником и прудом. Сад украшается скульптурой, строится Лиговский ка­нал (1718 г.) и для подачи воды в Фонтанку, пита­ющую систему фонтанов, — 3 водовзводные баш­ни (1724 г.). В 1716-1719 гг. арх. Ж. Б. Леблон разрабатывает проект ансамбля Летних садов (не осуществлен).

4. 1732-1826 гг. — на месте «Залы для слав­ных торжествований» возводится деревянный дворец Анны Иоанновны (1732 г.). Строятся дво­рец Елизаветы Петровны и сад при нем (третий Летний сад, 1734 г.), сад у нового Летнего дворца (1736 г.), амфитеатр (арх. В. Растрелли, 1736 г.); устанавливаются скульптуры (1736 г.), ведется об­лицовка гранитом Невских набережных (1720—1784 гг.), устраивается ограда (арх. Ю. Фельтен, 1770-1784 гг.).

После наводнения в 1777 г. в третьем Летнем саду вышедшие из строя фонтаны не восстанав­ливаются. Возводится дворец для Павла I (Ми­хайловский замок, арх. В. Баженов и В. Бренна, 1797-1800 гг.). После наводнения 1824 г. и завер­шения строительства Михайловского замка (1819-1825 гг.) примыкающий к нему участок третьего Летнего сада преобразуется в пейзаж­ный парк — Михайловский сад (арх. К. Росси и А. Менелас), где на берегу р. Мойки был постро­ен павильон Росси (1825 г.). В первом Летнем саду на берегу р. Фонтанки вместо грота был создан Кофейный домик (арх. К. Росси, 1826 г.), а в мас­сиве насаждений — Чайный домик (арх. Л. Шарлемань, 1827 г.). Претерпевает изменения и Боль­шой луг: в 1740 г. на его месте был разбит сад «Променад» (арх. В. Растрелли), который в кон­це XVIII в. был уничтожен, а это место впослед­ствии стало называться Царицыным лугом.

Здесь в 1798 г. был установлен Румянцевский обелиск (арх. В. Бренна), в 1801 г. — памятник Суворову (скульптор М. Козловский). В 1818 г. обелиск перенесли на Васильевский остров, а Ца­рицын луг получил название Марсова поля В 1855 г. в одном из боскетов Летнего сада был установлен памятник И. А. Крылову (скульптор П. Клодт).

После 1824 г. царская резиденция стала обще­ственным городским парком.

Несмотря на все изменения, производившие­ся в Летнем саду более чем за столетие, первона­чальная сетка плана сохранилась. От галерей, акцентировавших входы с берега Невы, направ­лялись продольные дороги. Они пересекались поперечными, образуя квадраты боскетов, об­рамленных шпалерами. Однопородные посадки в боскетах называли рощами — липовая, дубо­вая, еловая. По дорогам были устроены берсо, об­саженные липами и завершавшиеся беседками, а центральная аллея и места пересечения дорог украсили фонтанами. К концу XVIII в. в саду на­считывалось около 50 фонтанов. Четыре цент­ральных боскета, богато убранные фонтанами и скульптурой, имели различные устройства — во­льеры для птиц и зверей, водоем с островом и беседкой.

Ур. Фонтанки стоял грот—обязательная при­надлежность регулярных садов XVIII в. Грот со­стоял из 3 залов, соединенных арочными проема­ми. Фасад был украшен рустованными колоннами и увенчан высоким куполом. На парапете, окру­жавшем грот, были установлены мраморные скульптуры: Флора, Зефир, Фортуна, Мореплава­ние и др. Внутри залы были облицованы туфом, раковинами, толченым стеклом, украшены скуль­птурой и фонтанами.

Одним из главных украшений сада были ра­боты известных венецианских скульпторов — П. Баратта, Д. Бонацца, А. Талья-Петра. Это были коллекции портретов и тематические серии на ал­легорические и мифологические темы. В 1736 г. в саду было около 200 изваяний.

Использовались как местные, так и привозные растения: липы из Новгорода, Воронежа, Киева и Голландии, каштаны из Гамбурга, сирень из Любека, кедры и пихты из Соликамска, тюльпа­ны из Голландии, лилии из Нарвы, ароматные и другие цветы из Измайлова и т. д.

Летний сад является переходным в дальней­шем становлении русских регулярных садов. Его главная ось планировочно еще не связана с двор­цом, а замыкается галереей — чисто садовой по­стройкой. Вместе с этим в структуре Летнего сада в сравнении с предшествующими ему Головин­ским и Лефортовским садами в Москве про­слеживаются и новые черты — стремление к целостному решению территории, ее идейному единству, планировочному и масштабному сопод­чинению частей. Планировка территории носит уже вполне европейский характер

 

Петродворец (Петергоф) (рисунок 5)

Расположен в 29 км от Петербурга. Он является своеобразным гимном в честь победы России в Северной войне.

Петергофский парк состоит из Нижнего (102 га) и Верхнего (15 га) садов, объединенных единой доминантой – дворцом.

В истории создания парка выделяют 2 основных периода:

1714 – 1725 гг. (арх. Ш. Браунштейн, Ж.-Б. Леблон, Н. Микетти) – строительство дворца, парковых павильонов, водной системы;

1747 – 1754 гг. (арх. В. Растрелли) – перестройка дворца, засыпка обводного канала и создание ограды вокруг Верхнего сада.

Верхний сад был разбит в 1716 г. (садовый мастер Гарнихфельт). Он имеет трех частное членение пространства, типичное для садов этого времени. Центральная часть – парадный партер (230×35 м), ведущий к дворцу, обрамленный с двух сторон полосами боскетов. Композиция Верхнего сада построена на статичности и замкнутости парадного партера, расположенного по оси дворца, а Нижний сад, наоборот, как бы рвется к морю, он пронизан аллеями-перспективами, направленными к Финскому заливу, шумными каскадами, струями множества фонтанов.

Нижний сад к середине XVIII в. представлял собой целостный ансамбль. Он включает ряд самостоятельных узлов, композиционно подчиненных дворцу. Дворец расположен на краю верхней террасы. К ее подножию от берега Финского залива сходятся три планировочных луча: центральный – канал длиной 500 м, соединяющий ковш Самсона с морем, западный связан с Эрмитажем, восточный – с Монплезиром, боковые дороги сдвоены. В западной оконечности сада находится ансамбль Марли с небольшим дворцом и прямоугольным водоемом, от которого вдоль нижней террасы также расходятся три аллеи: Малибанская (Марли-Монплезир), Марлинская (Марли-Александрия), Березовая (Марли-район Шахматной горы и Римских фонтанов). На Марлинской аллее в пересечении дворцовых трехлучий установлены фонтаны Адам и Ева.

С верхней террасы дворца обозреваются расстилающиеся у подножия ковры партера (25×135 м) с ши

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...