Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Пейзажные парки России ( конец XVIII-XIX вв.)




Во второй половине XVIII – начале XIX вв. в России развивается новое направление в архитектуре – русский классицизм, которое ознаменовалось созданием прекрасных ансамблей Петербурга, выдающихся сооружений Москвы, широким городским и усадебным строительством.

В тесной связи с архитектурой классицизма развивается пейзажное стилевое направление в паркостроении.

Русские пейзажные парки характеризуются следующими чертами:

- явные различия ранних (романтических) парков XVIII в. и более поздних XIX в.

- построение пространства с учетом условий местности, включение ее природных достоинств в парковую среду и образная трактовка природы как завершающий итог художественного решения парка;

- роль архитектуры в образном строе парка как композиционного элемента, дополняющего его картины, гармонически усиливающие звучание природы;

- территориальное подразделение парка на планировочные части – ландшафтные районы и участки, характеризующиеся общностью физиологических черт и своим обликом;

- композиционная взаимосвязь и пространственная нерасторжимость районов и участков парка;

- соблюдение масштаба планировочных частей и соразмерности их внутренних пространственных элементов;

- пейзажное разнообразие и пейзажные картины – основные методы объемно-пространственного построения парка.

Первоначально пейзажные приемы вошли в регулярную планировку, затем, все более обретая самостоятельность, они стали основой для формирования романтических парков Царского Села, Гатчины, Ораниенбаума, Павловска.

Павловский парк (рисунок 9)

Ансамбль Павловского парка складывался с конца 1770-х до конца 1820 гг. Площадь парка составляет 543 га. Парк создавался на основе лесного массива и долины р. Славянки. В истории парка выделяют три периода: 1779-1785 гг. (арх Ч. Камерон), 1786-1800 гг. (арх. В. Бренна), 1803-1820 гг. (художник П.Гонзаго, а также арх. Д. Кваренги, А. Воронихин, К. Росси, Т. де Томон).

В первый период Ч.Камерон возводит дворец, занимается планировкой парка и строительством парковых сооружений. Им создаются районы: Придворцовый с Павильоном трех граций и Вольером; реки Славянки с колоннадой Аполлона, Холодной ванной, Храмом дружбы; Большой звезды; пробиваются просеки в лесном массиве будущего района Белой березы. Возводятся пасторальные постройки – Молочня, Старое Шале, Хижина пустынника и др. В результате уже в первый период Ч. Камероном была заложена планировочная структура парка. Его произведениям свойственны стилистическая утонченность и лиричность.

Во второй период парк приобретает все более парадный вид. В.Бренна перестраивает дворец, вносит дополнительные дороги в район Большой звезды, создает участок Больших кругов в Придворцовом районе, который соединяется с р. Славянкой Большой лестницей. У Мариентальского пруда строит Большой трельяж, а в некотором отдалении – крепость Бип. На реке Славянке В.Бренна строит Пиль-башню, пластически обрабатывает склоны берегов и устраивает амфитеатр, а у Круглого пруда – Большой каскад. В лесном массиве создает районы Старой Сильвии и Новой Сильвии. По сравнению с творчеством Ч.Камерона работы В.Бренна более официальные, парадно-эффектные.

Третий период знаменит работами П. Гонзаго, который на территории плаца создает район парадного поля, в лесном массиве формирует пейзажи Красной долины и Белой березы, доводит до совершенства долину Славянки. Возводятся мосты на р. Славянке и павильоны у Тройной аллеи, в районе Новой Сильвии строится Храм Супругу-благодетелю.

За 50 лет формирования парка каждый последующий мастер учитывал работу своих предшественников и в результате был создан целостный ансамбль всемирно-художественного значения.

Павловский парк состоит из 6 районов: Дворцовый;.Долина реки Славянки; Большая звезда с Краснодолинными прудами; Старая и Новая Сильвии; Парадное поле; Белая береза.

Каждый из них характеризуется своим объемно-пространственным решением, своим физиономическим обликом, и все они подчинены общей художественной идее – созданию образа северной русской природы.

Все районы парка пространственно взаимосвязаны. Лесные массивы Большой звезды, Старой и Новой Сильвии обрамляют долину р. Славянки, Парадного поля и Белой березы, образуя живописные опушки; просеки Большой Звезды и некоторые дорожки Старой Сильвии завершаются пейзажными картинами Славянки, развернутыми в ином ракурсе, чем с дорожек, идущих вдоль речного русла, и с более широким – панорамным охватом. Дворец, находящийся как будто в стороне от основных районов, воспринимается из самых разных точек.

 

Гатчина (рисунок 10)

Дворцово-парковый ансамбль Гатчина распо­ложен в 45 км от Ленинграда. Он создавался в благоприятных условиях — на участке с живо­писным рельефом, лесными массивами, озерами. История его развития включает три периода:

1. 1766-1781 гг. — владение графа Г. Орлова. Построены дворец (А. Ринальди), хозяйственные сооружения, проложены дороги, возведены Чес­менский обелиск и Колонна орла.

2. 1783-1801 гг. — владение Павла I. Ведутся основные работы по формированию ансамбля и переустройству дворца (В. Бренна). Зеленый луг перед дворцом заменен плацем и ограничен рвом. Создаются регулярные сады: Собственный, Ли­повый, Верхний и Нижний, Голландские (рядом с дворцом), Цветочный и Ботанический (на противоположном берегу Белого озера), Сильвия (на границе со Зверинцем). Ведется обработка бере­гов Белого озера с заливами, насыпными остро­вами, каскадом, устраиваются пруды (Карпин, Ковш, Восьмигранный, Круглый, Овальный), и возводятся основные парковые сооружения. Ра­ботают садовые мастера: Д. Гэкет и Ф. Гельм­гольц. В 1798 г. арх. Н. Львов возводит Приоратский дворец и разбивает парк на Черном озере.

3. 1844-1857 гг. — надстраиваются каре (ку­хонный и арсенальный корпуса) и башни дворца Часовая и Сигнальная (арх. Р. И. Кузьмин).

Ансамбль состоит из 3 парков, последователь­но расположенных и объединенных одной вод­ной системой: Приоратский парк (143 га) на Чер­ном озере, Дворцовый парк (140 га) на Белом озере и Зверинец на речке Малой Гатчинке, или Теплой. Парк создавался путем частичной выруб­ки естественного хвойного леса и посадки ли­ственных, пластической обработки рельефа, тон­кой прорисовки из глыб береговой линии Белого озера и устройства внутренних водоемов. Для строительства использовался местный материал, главным образом известняк — пудостский ка­мень, а также дерево. Приоратский дворец и Ам­фитеатр — землебитные сооружения. Это обу­словило стилевое единство всего ансамбля.

Центральное место занимает Дворцовый парк с Белым озером — его главным узлом и двор­цом — архитектурной доминантой. Дворец рас­положен на поляне (150 х 200 м) недалеко от не­большого Серебряного озера, скрытого между двумя холмами и видимого только с верхних эта­жей дворца или непосредственно с берега. Сереб­ряное озеро отделено от Белого узкой грядой, на которой была устроена терраса-пристань, спус­кающаяся отвесной стеной в воды Белого озера и воспринимающаяся с его противоположного бе­рега как постамент дворца.

Площадь Белого озера — 30 га, протяженность 1200—1500 м. Цепь островов и полуостровов пе­ресекает водную гладь по продольной оси, обра­зуя так называемый Длинный остров. Попереч­ные оси уравновешены сооружениями: Колонна орла — павильон Орла (арх. В. Бренна), павиль­он Венеры — Турецкая палатка; или садовыми устройствами: Голландские — Ботанический сад. В районе Белого озера можно выделить ряд уча­стков, различных по площади, решению и значе­нию, но образующих единый по облику ланд­шафт: Адмиралтейство, Водный лабиринт, остров Любви, участок у Каскадских, или Зверинцевых, ворот, Длинный остров, участок с Чесменским обелиском, Серебряное озеро, Сильвия, Нижний и Верхний сады, Ботанический сад, участок у Бе­резовых ворот.

Характерная особенность дворцового пар­ка — широкие панорамы, воспринимающиеся с высоких точек — верхних этажей дворца, коль­цевой дорожки нижнего Голландского сада, ви­довых площадок на повышенных отметках рель­ефа и т. д. Это также сочетание мощных многоплановых перспектив Белого озера с камер­ными лирическими пейзажами его прибрежной части. Так, важную роль играют Лебяжий ост­ров с живописной группой из ивы белой и пави­льон Венеры на острове Любви, находящиеся на пересечении главных видовых лучей и много­кратно участвующие в пейзажных картинах Белого озера. Цепь же небольших островов у бе­рега (Березовый, Сосновый, Еловый), располо­женных с интервалом в 45-50 м, образует свою серию видов, которые, ритмически чередуясь, как бы разворачиваются перед зрителем и поперемен­но становятся фоном, кулисами, центрами пей­зажных картин.

Отдельную группу составляют внутренние «картины» в парковом массиве. Например, уча­сток Сильвии (что значит «лес»), решенный как романтический лесной лабиринт со сложной си­стемой дорожек, имеет три луча, направленных из леса на светлую вертикаль Колонны орла. Картина воспринимается через входные ворота, от которых эти лучи расходятся. Характерная особенность Дворцового парка Гатчины — свет­лота колорита. Слегка дрожащий воздух (благо­даря испарению воды Большого озера) придает пейзажам особую, акварельную легкость и пер­ламутровость тонов. Это впечатление усилива­ется и благодаря отражению пейзажей в воде, особенно интересному у островов с низкими бе­регами.

Практическое занятие №13

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...