Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Разграничение объектов инфраструктуры по формам собственности. Субъекты инфраструктуры кредитно-финансовой сферы




 

Разграничение объектов инфраструктуры по формам собственности, как правило, совпадает с характером отношений собственности на средства производства, сложившиеся в Российской Федерации. Здесь можно назвать государственные, муниципальные и частные предприятия инфраструктуры, а также предприятия общественных организаций, не исключается и смешанная форма собственности и предприятия, полностью принадлежащие иностранному капиталу.

В современной науке используются различные классификации инфраструктуры, объединяющие в себе все существующие подходы к трактовке и моделям инфраструктурного обеспечения экономики.

Наиболее важна классификация по функциональному признаку. Она предполагает выделение:

Информационно-коммерческой инфраструктуры (маркетинговые центры, рекламные агентства, центры сбора, обработки, передачи коммерческой информации и т. д.);

Экономико-правовой инфраструктуры (суды, консультационно–правовые фирмы, адвокатские и нотариальные конторы и т. д.);

Торгово-посреднической инфраструктуры (ярмарки, биржи, торговые дома, представительства, коммерческие центры и т.д.);

Финансово-кредитной инфраструктуры (коммерческие банки, кредитные, страховые, гарантийные учреждения).

Ряд ученых, рассуждая об инфраструктуре, прямо или косвенно выделяют финансово-кредитную инфраструктуру.

Под финансово-кредитной инфраструктурой понимается совокупность институтов (кредитно-банковские учреждения, фондовые биржи, финансовые, инвестиционные и страховые компании), действующих в пределах денежного, фондового, инвестиционного рынков и выполняющих функции по обеспечению нормального режима их функционирования.

Финансово-кредитная инфраструктура АПК состоит из двух относительно самостоятельных элементов: финансовой и кредитной подсистем. Основу финансовой подсистемы образуют отношения между экономическими субъектами при формировании и использовании фондов денежных средств, направляемых для финансовой поддержки развития сельского хозяйства, других отраслей АПК и социальной сферы села. Основу кредитной подсистемы инфраструктуры АПК составляют экономические отношения при движении средств в денежной или товарной формах на условиях платности и возвратности между кредитором или заемщиком, в роли которых могут выступать государство, сельскохозяйственные предприятия, домашние хозяйства, общественные организации и другие социальные институты. Кредитная подсистема инфраструктуры АПК позволяет преодолевать сезонность и неравномерность распределения финансовых средств в течение года в связи с весенними и осенними циклами сельскохозяйственного производства.

Основной целью функционирования финансово-кредитной инфраструктуры АПК является формирование финансовой основы для динамичного развития агропромышленного производства, его социальной инфраструктуры, создания предпосылок экономического роста и становления конкурентной среды, обеспечения развития материально-технической базы инфраструктуры комплекса.

В финансово-кредитную инфраструктуру включают две составляющие: государственную и частную коммерческую. Государственная представлена учреждениями, которые обеспечивают движение финансовых потоков, правовые основы функционирования как элементов инфраструктуры, так и всех участников воспроизводственного процесса, осуществляют контроль за их деятельностью. Существуют различные точки зрения на состав функций, которые выполняют институты финансово-кредитных учреждений.

Основными функциями, которые выполняют в АПК субъекты финансово-кредитной инфраструктуры, являются:

функция аккумулирования избыточных сбережений экономических агентов и перераспределения их между другими агентами, которые могут их производительно использовать. Формирование и использование денежных средств осуществляется через соответствующие фонды (бюджеты, фонд социального страхования, специальные фонды, фонды предприятий);

воспроизводственная функция, связанная с обеспечением сбалансированности движения материальных и финансовых ресурсов на всех стадиях кругооборота капитала в процессе воспроизводства на предприятиях и в организациях АПК;

мотивационная функция, направленная на стимулирование деятельности субъектов финансовых отношений, на научно-техническое развитие и решение социальных проблем. Во многих случаях стимулирование достижения социальных целей, таких как получение группами населения с невысокими доходами соответствующих ресурсов, может способствовать достижению и экономических целей (поддержание безопасности и надежности, защита потребителей, развитие конкуренции);

контрольная функция, связанная с контролем за правильным и своевременным формированием фондов финансовых средств и их целенаправленным и производительным использованием;

функция рационализации и ускорения экономических процессов на основе преодоления временного несовпадения производственных циклов отдельных товаропроизводителей, использования кредитных денег и кредитных операций;

регулирующие и регламентирующие функции, направленные на предотвращение возможных препятствий при реализации функции рационализации экономических процессов.

Субъектами финансово-кредитной инфраструктуры АПК в зависимости от характера участия (финансирование, кредитование) и роли (кредитор, заемщик) могут выступать:

государство (Центральный банк, казначейства);

банки (коммерческие, сберегательные, кооперативные, инвестиционные, ипотечные);

сельскохозяйственные предприятия;

население;

финансовые организации (финансовые и страховые компании, фондовые биржи, брокерские фирмы, пенсионные фонды);

социальные институты (страхования, кредитной кооперации).

Государство как субъект финансово-кредитной инфраструктуры АПК, аккумулируя и перераспределяя финансовые ресурсы, участвует в создании условий, обеспечивающих основу ведения расширенного воспроизводства и жизнедеятельности сельского населения, используя следующие инструменты:

субсидии на сельскохозяйственное производство и материально-технические ресурсы;

краткосрочное и инвестиционное кредитование предприятий АПК с государственной поддержкой;

лизинг сельскохозяйственной техники и племенных животных с использованием бюджетных средств;

поддержка страхования урожая сельскохозяйственных культур;

финансирование инвестиционной деятельности;

предоставление жилищных и других субсидий населению.

Специфика формирования и развития институтов финансово-кредитной инфраструктуры АПК определяет наличие ее подсистем (базовых блоков): финансовой и кредитной.

В финансово-кредитной инфраструктуре АПК выделяется особый интеграционный блок, занимающий промежуточное «связующее» положение между подсистемами финансирования и кредитования. В его состав входят страхование, венчурное финансирование, сопровождающееся консалтингом и аутсорсингом, лизинг, франчайзинг.

Элементами финансово-кредитной инфраструктуры АПК в финансовом блоке (подсистеме) являются государственное финансирование и субсидии.

Распределение выделяемых средств производится по нескольким направлениям: оказание прямой бюджетной поддержки товаропроизводителям, финансирование целевых программ, содержание управленческих структур, а также организаций, предоставляющих АПК научные, консультационные и информационные услуги.

Финансирование программных мероприятий осуществляется на принципах софинансирования средств, предоставляемых из бюджетов различных уровней, в соответствии с принятыми обязательствами в рамках соглашений, заключаемых ежегодно с Минсельхозом России.

В рамках реализации Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012гг. государственная поддержка АПК осуществлялась в форме предоставления субсидий по следующим направлениям:

поддержка племенного животноводства;

приобретение средств химизации;

поддержка северного оленеводства и табунного коневодства, овцеводства;

страхование урожая сельскохозяйственных культур и многолетних насаждений;

компенсация части затрат по уплате процентов по кредитам (займам);

развитие отраслей растениеводства, в том числе элитного семеноводства;

реализация экономически значимых региональных программ субъектов Российской Федерации.

Особенностью воспроизводственного процесса сельскохозяйственных производителей являются длительные разрывы между рабочим периодом производства, периодом выхода продукции и получения выручки от ее реализации, что подчеркивает значимость заемных источников средств, в том числе банковского кредита для обеспечения непрерывности кругооборота основных и оборотных фондов.

Важным элементом финансово-кредитной инфраструктуры, обеспечивающим условия стабилизации экономического положения сельскохозяйственных производителей, является страхование. Органы страхования за счет средств, получаемых от хозяйств в виде страховых платежей и доходов от их инвестирования, выплачивают страховые возмещения при неурожаях, гибели скота и птицы, утрате другого имущества.

Результаты исследования свидетельствуют, что финансово-кредитная инфраструктура находится пока на стадии становления. Это является следствием кризисного состояния как экономики в целом, так и аграрной сферы, а также неэффективности государственной стратегии поддержки агробизнеса. Задача государства как субъекта финансово-кредитной инфраструктуры АПК состоит в создании условий, обеспечивающих основу ведения расширенного воспроизводства (финансирование инвестиционной деятельности, лизинг с использованием бюджетных средств, налоговые преференции, государственные гарантии, содействие развитию кооперации и агропромышленной интеграции, государственная поддержка страхования).

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...