Разграничение объектов инфраструктуры по формам собственности. Субъекты инфраструктуры кредитно-финансовой сферы
Разграничение объектов инфраструктуры по формам собственности, как правило, совпадает с характером отношений собственности на средства производства, сложившиеся в Российской Федерации. Здесь можно назвать государственные, муниципальные и частные предприятия инфраструктуры, а также предприятия общественных организаций, не исключается и смешанная форма собственности и предприятия, полностью принадлежащие иностранному капиталу. В современной науке используются различные классификации инфраструктуры, объединяющие в себе все существующие подходы к трактовке и моделям инфраструктурного обеспечения экономики. Наиболее важна классификация по функциональному признаку. Она предполагает выделение: Информационно-коммерческой инфраструктуры (маркетинговые центры, рекламные агентства, центры сбора, обработки, передачи коммерческой информации и т. д.); Экономико-правовой инфраструктуры (суды, консультационно–правовые фирмы, адвокатские и нотариальные конторы и т. д.); Торгово-посреднической инфраструктуры (ярмарки, биржи, торговые дома, представительства, коммерческие центры и т.д.); Финансово-кредитной инфраструктуры (коммерческие банки, кредитные, страховые, гарантийные учреждения). Ряд ученых, рассуждая об инфраструктуре, прямо или косвенно выделяют финансово-кредитную инфраструктуру. Под финансово-кредитной инфраструктурой понимается совокупность институтов (кредитно-банковские учреждения, фондовые биржи, финансовые, инвестиционные и страховые компании), действующих в пределах денежного, фондового, инвестиционного рынков и выполняющих функции по обеспечению нормального режима их функционирования.
Финансово-кредитная инфраструктура АПК состоит из двух относительно самостоятельных элементов: финансовой и кредитной подсистем. Основу финансовой подсистемы образуют отношения между экономическими субъектами при формировании и использовании фондов денежных средств, направляемых для финансовой поддержки развития сельского хозяйства, других отраслей АПК и социальной сферы села. Основу кредитной подсистемы инфраструктуры АПК составляют экономические отношения при движении средств в денежной или товарной формах на условиях платности и возвратности между кредитором или заемщиком, в роли которых могут выступать государство, сельскохозяйственные предприятия, домашние хозяйства, общественные организации и другие социальные институты. Кредитная подсистема инфраструктуры АПК позволяет преодолевать сезонность и неравномерность распределения финансовых средств в течение года в связи с весенними и осенними циклами сельскохозяйственного производства. Основной целью функционирования финансово-кредитной инфраструктуры АПК является формирование финансовой основы для динамичного развития агропромышленного производства, его социальной инфраструктуры, создания предпосылок экономического роста и становления конкурентной среды, обеспечения развития материально-технической базы инфраструктуры комплекса. В финансово-кредитную инфраструктуру включают две составляющие: государственную и частную коммерческую. Государственная представлена учреждениями, которые обеспечивают движение финансовых потоков, правовые основы функционирования как элементов инфраструктуры, так и всех участников воспроизводственного процесса, осуществляют контроль за их деятельностью. Существуют различные точки зрения на состав функций, которые выполняют институты финансово-кредитных учреждений. Основными функциями, которые выполняют в АПК субъекты финансово-кредитной инфраструктуры, являются:
функция аккумулирования избыточных сбережений экономических агентов и перераспределения их между другими агентами, которые могут их производительно использовать. Формирование и использование денежных средств осуществляется через соответствующие фонды (бюджеты, фонд социального страхования, специальные фонды, фонды предприятий); воспроизводственная функция, связанная с обеспечением сбалансированности движения материальных и финансовых ресурсов на всех стадиях кругооборота капитала в процессе воспроизводства на предприятиях и в организациях АПК; мотивационная функция, направленная на стимулирование деятельности субъектов финансовых отношений, на научно-техническое развитие и решение социальных проблем. Во многих случаях стимулирование достижения социальных целей, таких как получение группами населения с невысокими доходами соответствующих ресурсов, может способствовать достижению и экономических целей (поддержание безопасности и надежности, защита потребителей, развитие конкуренции); контрольная функция, связанная с контролем за правильным и своевременным формированием фондов финансовых средств и их целенаправленным и производительным использованием; функция рационализации и ускорения экономических процессов на основе преодоления временного несовпадения производственных циклов отдельных товаропроизводителей, использования кредитных денег и кредитных операций; регулирующие и регламентирующие функции, направленные на предотвращение возможных препятствий при реализации функции рационализации экономических процессов. Субъектами финансово-кредитной инфраструктуры АПК в зависимости от характера участия (финансирование, кредитование) и роли (кредитор, заемщик) могут выступать: государство (Центральный банк, казначейства); банки (коммерческие, сберегательные, кооперативные, инвестиционные, ипотечные); сельскохозяйственные предприятия; население; финансовые организации (финансовые и страховые компании, фондовые биржи, брокерские фирмы, пенсионные фонды); социальные институты (страхования, кредитной кооперации).
Государство как субъект финансово-кредитной инфраструктуры АПК, аккумулируя и перераспределяя финансовые ресурсы, участвует в создании условий, обеспечивающих основу ведения расширенного воспроизводства и жизнедеятельности сельского населения, используя следующие инструменты: субсидии на сельскохозяйственное производство и материально-технические ресурсы; краткосрочное и инвестиционное кредитование предприятий АПК с государственной поддержкой; лизинг сельскохозяйственной техники и племенных животных с использованием бюджетных средств; поддержка страхования урожая сельскохозяйственных культур; финансирование инвестиционной деятельности; предоставление жилищных и других субсидий населению. Специфика формирования и развития институтов финансово-кредитной инфраструктуры АПК определяет наличие ее подсистем (базовых блоков): финансовой и кредитной. В финансово-кредитной инфраструктуре АПК выделяется особый интеграционный блок, занимающий промежуточное «связующее» положение между подсистемами финансирования и кредитования. В его состав входят страхование, венчурное финансирование, сопровождающееся консалтингом и аутсорсингом, лизинг, франчайзинг. Элементами финансово-кредитной инфраструктуры АПК в финансовом блоке (подсистеме) являются государственное финансирование и субсидии. Распределение выделяемых средств производится по нескольким направлениям: оказание прямой бюджетной поддержки товаропроизводителям, финансирование целевых программ, содержание управленческих структур, а также организаций, предоставляющих АПК научные, консультационные и информационные услуги. Финансирование программных мероприятий осуществляется на принципах софинансирования средств, предоставляемых из бюджетов различных уровней, в соответствии с принятыми обязательствами в рамках соглашений, заключаемых ежегодно с Минсельхозом России. В рамках реализации Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012гг. государственная поддержка АПК осуществлялась в форме предоставления субсидий по следующим направлениям:
поддержка племенного животноводства; приобретение средств химизации; поддержка северного оленеводства и табунного коневодства, овцеводства; страхование урожая сельскохозяйственных культур и многолетних насаждений; компенсация части затрат по уплате процентов по кредитам (займам); развитие отраслей растениеводства, в том числе элитного семеноводства; реализация экономически значимых региональных программ субъектов Российской Федерации. Особенностью воспроизводственного процесса сельскохозяйственных производителей являются длительные разрывы между рабочим периодом производства, периодом выхода продукции и получения выручки от ее реализации, что подчеркивает значимость заемных источников средств, в том числе банковского кредита для обеспечения непрерывности кругооборота основных и оборотных фондов. Важным элементом финансово-кредитной инфраструктуры, обеспечивающим условия стабилизации экономического положения сельскохозяйственных производителей, является страхование. Органы страхования за счет средств, получаемых от хозяйств в виде страховых платежей и доходов от их инвестирования, выплачивают страховые возмещения при неурожаях, гибели скота и птицы, утрате другого имущества. Результаты исследования свидетельствуют, что финансово-кредитная инфраструктура находится пока на стадии становления. Это является следствием кризисного состояния как экономики в целом, так и аграрной сферы, а также неэффективности государственной стратегии поддержки агробизнеса. Задача государства как субъекта финансово-кредитной инфраструктуры АПК состоит в создании условий, обеспечивающих основу ведения расширенного воспроизводства (финансирование инвестиционной деятельности, лизинг с использованием бюджетных средств, налоговые преференции, государственные гарантии, содействие развитию кооперации и агропромышленной интеграции, государственная поддержка страхования).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|