Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Экономические связи и обменные процессы в АПК




 

В исследовании интеграционных процессов, сопровождающих формирование и развитие агропромышленной системы в настоящее время, важное место отводится функционированию АПК.

АПК концентрирует многообразие присущих ему отношений между элементами системы, необходимых для достижения успеха. Исследование АПК в русле логистики тем более актуально, что именно здесь следует искать причины возникновения многих проблем обменных операций в аграрном секторе, порожденных потерей продуктивных ориентиров в формировании системы прямых хозяйственных связей и организации паритетных партнерских отношений хозяйствующих субъектов АПК, действующих в рыночном пространстве. Именно такими видятся проблемы АПК Российского Черноземья, где сложилась система организационно-экономических отношений, которая практически оказалась хуже прежней, административно-экономической.

Эта ситуация породила почву для паразитического существования перекупщиков, которые спекулируют на неумении производителей и конечных потребителей выбрать предпочтительных контрагентов. Такого рода посредники зарабатывают на разрыве рациональных хозяйственных связей.

Из идеи интеграции, положенной в основу АПК, исходит логистический подход к исследованию механизмов его функционирования. Современные экономические связи представляют систему, в которой одни подразделения определяют необходимый объем продукции для бесперебойной работы предприятий снабжения, другие – занимаются распределением продукции, третьи – осуществляют продвижение продукции от поставщиков к потребителям, четвертые – собирают информацию о поставщиках, потребителях продукции, транспорте и т.д. Принцип такой логистической системы напоминает кругооборот капитала.

В систему АПК, формирующуюся и развивающуюся на основе интеграционных процессов, органично встраивается идея партнерства в отношениях его экономических субъектов. Открываются следующие условия возникновения преимуществ партнерства:

– вертикальная интеграция, когда партнерство осуществляется на разных уровнях обменных процессов. Такая интеграция может давать более низкие издержки обращения или более эффективное распределение ресурсов;

– горизонтальная интеграция, когда партнерство происходит на аналогичных направлениях деятельности: 1)при имеющихся (временно или постоянно) совместных неиспользуемых ресурсах, 2)при маркетинговых возможностях;

– финансовые возможности – обмен долями капиталов, клиентской базой;

– диверсификация на базе приобретения партнера со специализацией в другой области деятельности или в другом регионе;

– рыночная выгода, образуемая приобретением партнеров;

– увеличение наличных средств через партнерство как следствие перелива капитала в другую отрасль или в другой субъект деятельности.

АПК как социально-экономическую систему целесообразно рассматривать разграничивая ее составные части по функциональному признаку. При этом образуются следующие взаимодействующие друг с другом части, представленные:

– предприятиями отраслей промышленности, производящими средства производства для АПК;

– сельскохозяйственными предприятиями различных форм собственности, правового статуса и подотраслевой принадлежности;

– предприятиями отраслей переработки, заготовки, хранения сельскохозяйственной продукции и продуктов питания;

– предприятиями, образующими производственную инфраструктуру АПК, куда входят: дороги, транспортные хозяйства, лизинговые организации, кредитно-финансовые учреждения;

– торговлей (оптовой), включающей аграрные рынки и рынки продовольствия;

– отраслями социальной инфраструктуры, в том числе: здравоохранением, образованием, розничной торговлей, учреждениями культуры, бытового обслуживания, жилищным строительством, физкультурой и спортом;

– институтами внешнеэкономических связей в АПК;

– институтами научного и кадрового обеспечения АПК.

Будучи открытой системой, АПК находится в состоянии взаимодействия с внешней средой: на входе – общественный заказ на деятельность, на выходе – потребление всех видов конечной продукции, произведенной в АПК, для общества. На вход и выход системы оказывают влияние экономические, социальные и политические факторы внешней среды, которые формируются и транслируются социумом, рынком и государством.

 

Рыночный механизм АПК

 

Абсолютное преобладание несельскохозяйственных сфер в структуре АПК позволяет им инициировать создание современного механизма его функционирования как более жесткого, носящего технико-экономический характер нормативного контроля над технологией и организацией сельскохозяйственного производства.

Это обусловливает переход стратегических решений, определяющих развитие сельского хозяйства, от фермерских хозяйств, в зоне которых остается в основном принятие решений тактического характера, к промышленно-торговым сферам АПК.

Заинтересованность различных промышленных фирм в сельском хозяйстве как рынке сбыта своей продукции обусловливает разработку ими таких средств (технических условий) сельскохозяйственного производства, которые стимулируют рост совокупной эффективности их производства и использования, повышение на этой базе рентабельности сельскохозяйственных предприятий (ферм) как предпосылки устойчивого спроса фермеров на новую технику. Эта стратегия превращает фирмы агробизнеса I сферы АПК в центры, определяющие основные направления технического прогресса.

Фирмы пищевой промышленности и торговли продовольствием, стремясь минимизировать совокупные затраты на производство, переработку и сбыт пищевых продуктов, стимулируют повышение и дифференциацию качественных показателей сельскохозяйственной продукции, расширение ее ассортимента, рациональное размещение, продуктовую, технологическую и территориальную специализацию, ликвидируя или сводя до минимума сезонность сельскохозяйственного производства.

Практика показывает, что без совершенного механизма реализации продовольствия, единого в масштабах всего национального рынка, невозможно рациональное ведение всего АПК.

Достаточный уровень насыщения продовольственного рынка резко повышает следующие многочисленные качественные характеристики (требования) продовольствия:

– оптимизация содержания питательных веществ в каждом продукте;

– уровень (степень) готовности и удобства для конечного потребителя;

– упаковка и др.

Это усиливает роль потребительского спроса и анализирующих его фирм пищевой промышленности и торговли как определяющего фактора развития всех звеньев АПК.

Рост значения управленческого труда на сельскохозяйственных предприятиях – необходимое условие реализации рассмотренных принципов рыночного механизма агробизнеса. Это возможно, в свою очередь, при условии повышения квалификации фермеров на основе использования кооперативных, частных и государственных услуг, компьютеризации и развитии коммуникационных служб и средств.

В развитии рыночного механизма АПК существуют две тенденции.

Первая тенденция – целенаправленная модификация агропромышленных рыночных связей путем создания агропромышленных объединений, развития контрактов, прямых связей, рыночных соглашений, государственного поддержания фермерских цен на ряд сельскохозяйственных продуктов.

Регулирование цен на сельскохозяйственную продукцию можно рассмотреть на основе следующего:

D – это спрос, S – предложение, Р – цена, Q – объем.

Цена может отклоняться от равновесной Р в том случае, если она считается слишком низкой, чтобы обеспечить доход земледельцев или стимулировать рост производства продовольствия. В этих целях государство вмешивается в процесс ценообразования и устанавливает цену Р2, которая стимулирует рост предложения сельскохозяйственной продукции (от Q1 до Q2). Однако высокая цена может сократить спрос со стороны потребителя до объема Q3. Следствием этого является образование избытка предложения сельскохозяйственной продукции. Поэтому система регулирования цен на сельскохозяйственную продукцию, как правило, включает и систему дотаций, которая понижает возрастающие за счет регулирования цены и тем самым восстанавливает экономические условия, приемлемые и для потребителя, и для производителя.

Вторая тенденция заключается в том, что постепенно накапливаемые элементы излишней «заорганизованности» рынка нарушают присущую свободному рынку эффективность его воздействия на производство, в частности, усиливают сложность выбора выгодного партнера. Поэтому после известного «упорядочения» рыночных связей в настоящее время осознается необходимость ориентации в основном на рыночный механизм принятия мер для более эффективного его функционирования и безусловного учета закономерностей рынка.

Что касается АПК Российской Федерации, то в настоящее время разработана программа дальнейшего реформирования аграрного сектора, нормализации его функционирования и повышения эффективности.

Так, предусмотрено формирование региональных оптовых рынков, превращение сельских товаропроизводителей в совладельцев перерабатывающих предприятий, кредитование под залог продукции, демонополизация инфраструктуры (оптовой торговли, переработки, банков) и снижение торговых надбавок с целью увеличения доли производителей в цене.

Все это усиливает связи между сферами АПК и создает предпосылки для формирования рыночного механизма и его успешного функционирования.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...