Процесс прохождения практики обучаемых направлен на формирование следующих компетенций:
Вид практики
Формируемые компетенции
Учебная
1) общекультурные (ОК):
способность анализировать социально-значимые проблемы и процессы, происходящие в обществе, и прогнозировать возможное их развитие в будущем (ОК-4);
умение использовать нормативные правовые документы в своей деятельности (ОК-5);
способность логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-6);
готовность к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-7);
способность к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-9);
осознание социальной значимости своей будущей профессии, обладание высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК-11);
2) профессиональные (ПК):
- расчетно-экономическая деятельность:
способность собрать и проанализировать исходные данные, необходимые для расчета экономических и социально-экономических показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов (ПК-1);
- аналитическая, научно-исследовательская деятельность
способность осуществлять сбор, анализ и обработку данных, необходимых для решения поставленных экономических задач (ПК-4);
способность выбрать инструментальные средства для обработки экономических данных в соответствии с поставленной задачей, проанализировать результаты расчетов и обосновать полученные выводы (ПК-5);
способность из отечественных и зарубежных источников информации собрать необходимые данные, проанализировать их и подготовить информационный обзор и/или аналитический отчет (ПК-9);
способность использовать для решения аналитических и исследовательских задач современные технические средства и информационные технологии (ПК-10);
- организационно-управленческая деятельность
способность использовать для решения коммуникативных задач современные технические средства и информационные технологии (ПК-12);
3) дополнительные (ПК):
способность осуществлять сбор, обработку и анализ данных микро- и макроэкономического развития, необходимых для анализа и решения экономических задач (ПК-16);
способность применить современные информационные технологии для обработки информации о состоянии объекта исследования и разработки прогноза его развития (ПК-31);
способность выполнять работы по формированию, ведению и хранению базы данных по всем направлениям хозяйственной деятельности организации, вносить изменения в справочную и нормативную информацию, используемую при обработке данных (ПК-38).
Производ-ственная
1) общекультурные (ОК):
способность анализировать социально-значимые проблемы и процессы, происходящие в обществе, и прогнозировать возможное их развитие в будущем (ОК-4);
умение использовать нормативные правовые документы в своей деятельности (ОК-5);
способность логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-6);
готовность к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-7);
способность к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-9);
осознание социальной значимости своей будущей профессии, обладание высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК-11);
2) профессиональные (ПК):
- расчетно-экономическая деятельность:
способность собрать и проанализировать исходные данные, необходимые для расчета экономических и социально-экономических показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов (ПК-1);
способность на основе типовых методик и действующей нормативно-правовой базы рассчитать экономические и социально-экономические показатели, характеризующие деятельность хозяйствующих субъектов, (ПК-2);
- аналитическая, научно-исследовательская деятельность
способность осуществлять сбор, анализ и обработку данных, необходимых для решения поставленных экономических задач (ПК-4);
способность выбрать инструментальные средства для обработки экономических данных в соответствии с поставленной задачей, проанализировать результаты расчетов и обосновать полученные выводы (ПК-5);
способность анализировать и интерпретировать финансовую, бухгалтерскую и иную информацию, содержащуюся в отчетности предприятий различных форм собственности, организаций, ведомств и использовать полученные сведения для принятия управленческих решений (ПК-7);
способность из отечественных и зарубежных источников информации собрать необходимые данные, проанализировать их и подготовить информационный обзор и/или аналитический отчет (ПК-9);
способность использовать для решения аналитических и исследовательских задач современные технические средства и информационные технологии (ПК-10);
- организационно-управленческая деятельность
способность использовать для решения коммуникативных задач современные технические средства и информационные технологии (ПК-12);
3) дополнительные (ПК):
способность осуществлять сбор, обработку и анализ данных микро- и макроэкономического развития, необходимых для анализа и решения экономических задач (ПК-16);
способность интерпретировать экономическую ситуацию на предприятии, формулировать выводы об уровне эффективности использования факторов производства, давать оценку возможным вариантам экономического развития, провести анализ организации логистики на предприятии, выработать и обосновать управленческие решения по рационализации материальных и информационных потоков; оценить уровень качества продукции (услуг) предприятия, выработать и обосновать управленческие решения по повышению качества (ПК-23);
способность провести экономический анализ тенденций развития предприятия, выявить основные проблемы в производственно-хозяйственной деятельности и обосновать пути их решения (ПК-24);
способность определять потребность в персонале, производить его отбор, оценивать эффективность использования персонала и определять пути ее повышения (ПК-27);
способность определять потребность предприятия в производственных ресурсах, оценивать эффективность их использования и определять пути ее повышения (ПК-28);
способность применить современные информационные технологии для обработки информации о состоянии объекта исследования и разработки прогноза его развития (ПК-31);
способность выполнять работы по формированию, ведению и хранению базы данных по всем направлениям хозяйственной деятельности организации, вносить изменения в справочную и нормативную информацию, используемую при обработке данных (ПК-38).
Преддип-ломная
1) общекультурные (ОК):
способность анализировать социально-значимые проблемы и процессы, происходящие в обществе, и прогнозировать возможное их развитие в будущем (ОК-4);
умение использовать нормативные правовые документы в своей деятельности (ОК-5);
способность логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-6);
готовность к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-7);
способность находить организационно-управленческие решения и готов нести за них ответственность (ОК-8);
2) профессиональные (ПК):
- расчетно-экономическая деятельность:
способность выполнять необходимые для составления экономических разделов планов расчеты, обосновывать их и представлять результаты работы в соответствии с принятыми в организации стандартами (ПК-3);
- аналитическая, научно-исследовательская деятельность
способность на основе описания экономических процессов и явлений строить стандартные теоретические и эконометрические модели, анализировать и содержательно интерпретировать полученные результаты (ПК-6);
способность анализировать и интерпретировать данные отечественной и зарубежной статистики о социально-экономических процессах и явлениях, выявлять тенденции изменения социально-экономических показателей (ПК-8);
- организационно-управленческая деятельность
способность организовать деятельность малой группы, созданной для реализации конкретного экономического проекта (ПК-11);
способность критически оценить предлагаемые варианты управленческих решений и разработать и обосновать предложения по их совершенствованию с учетом критериев социально-экономической эффективности, рисков и возможных социально-экономических последствий (ПК-13);
- педагогическая деятельность
способность преподавать экономические дисциплины в образовательных учреждениях различного уровня, используя существующие программы и учебно-методические материалы (ПК-14);
способность принять участие в совершенствовании и разработке учебно-методического обеспечения экономических дисциплин (ПК-15).
3) дополнительные (ПК):
способность организовать и провести выборочное наблюдение; экстраполировать его результаты на генеральную совокупность и ее подгруппы; анализировать опубликованные результаты выборочных исследований на достоверность (ПК-17);
способность строить системы основных счетов системы национального счетоводства (СНС) институциональных единиц, секторов и всей экономики на уровне страны и регионов, строить и анализировать модели межотраслевого и платежного балансов в СНС, анализировать и прогнозировать системы показателей оценки продукта и национального богатства страны и регионов (ПК-18);
способность провести анализ и прогнозирование временных рядов развития социально-экономической системы, разработать экономико-статистические модели прогнозирования, исследовать корреляцию многофакторных рядов распределения с исключением автокорреляции; построить регрессионные модели временных рядов (ПК-19);
способность применить статистическую методологию в исследовании массовых явлений и процессов, происходящих в области общегосударственных финансов, финансов отраслей экономики и предприятий (ПК-20);
способность интерпретировать социологические данные для оценки ситуации в обществе, формулировать выводы об уровне эффективности текущих социальных и экономических процессов в обществе, дать оценку возможным вариантам социального развития общества и его составных частей (ПК-21);
способность составлять и оценивать внешнеэкономические контракты предприятий (ПК-22);
способность разрабатывать планы в различных структурах предприятия, составлять бизнес-план и бюджет компании, разрабатывать прогнозные показатели на различные периоды (ПК-25);
способность формировать политику ценообразования фирмы с учетом реально складывающейся конъюнктуры рынка и обоснования максимально возможного результата ее экономической рентабельности (ПК-26);
способность организовать и выполнить налоговую проверку (ПК-29);
способность выбрать наилучший метод оценки для конкретного объекта, оценить рыночную стоимость различных объектов оценки, интерпретировать результаты оценки (ПК-30);
способность на основе описания макроэкономических и региональных процессов, тенденций государственной экономической политики строить стандартные эконометрические модели, осуществлять прогнозирование и представлять в виде стандартного отчета (ПК-32);
способность осуществлять планирование и экономическое обоснование выпуска нового товара, услуги, вида работ (ПК-33);
владение одним из иностранных языков на уровне делового разговорного (ПК-34);
способность применять основные принципы и стандарты финансового учета для формирования учетной политики и финансовой отчетности организации (ПК-35);
способность разрабатывать проекты перспективных и годовых планов по всем направлениям хозяйственной деятельности предприятия и его подразделений (ПК-36);
способность вести учет показателей всех направлений хозяйственной деятельности организации (ПК-37);
В результате прохождения практики обучаемый должен:
знать:
теоретические основы научных методов и инструменты проведения исследований экономических процессов;
современные информационные технологии для обработки экономической информации;
теоретические основы и закономерности функционирования предприятий и организаций;
принципы принятия и реализации экономических и управленческих решений в реальной деятельности предприятия (учреждения).
уметь:
определить и поставить задачи проведения научных исследований и разработок;
разработать рабочие планы и программы проведения исследований экономических процессов;
выбрать методы и средства решения задач исследования;
подготовить задания для групп и отдельных исполнителей;
подготовить данные для составления обзоров, отчетов и научных публикаций;
организовать и провести экономическое исследование, в том числе статистическое обследование и опрос;
подобрать теоретические и эконометрические модели исследуемых процессов, явлений и объектов, относящихся к сфере профессиональной деятельности;
оценить и интерпретировать полученные результаты;
выявить проблемы экономического характера при анализе конкретных ситуаций, предложить способы их решения и оценить ожидаемые результаты;
использовать основные методы экономического анализа статистической, бухгалтерской и финансовой информации;
использовать компьютерную технику в режиме пользователя для решения экономических задач.
владеть:
навыками самостоятельного овладения новыми знаниями, участия в научных дискуссиях, передачи экономических знаний в образовательном процессе, проведения анализа экономических систем и выявления позитивных и негативных моментов, возможности совершенствования;
навыками определения состава источников информации, сбора данных для проведения анализа, обобщения результатов анализа, экономической оценки мероприятий по совершенствованию организации управления экономическими процессами;
навыками: сбора, обработки, анализа и систематизации информации по теме исследования; поиска, анализа и оценки источников информации для проведения экономических расчетов; проведения оценки эффективности проектов с учетом фактора неопределенности; анализа существующих форм организации управления; разработки и обоснование предложений по их совершенствованию; прогнозирования динамики основных социально-экономических показателей деятельности предприятия, отрасли, региона и экономики в целом;
умениями теоретически обосновывать подходы к разработке, организации, реализации, контролю и регулированию решений, связанных с управлением организацией, подразделениями, группами (командами) сотрудников, проектами и сетями.
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИКИ
Общая трудоемкость:
- учебной практики во 2-м семестре - 108 час. (3 зачетных единицы),
- производственной практики в 4-м семестре - 108 час. (3 зачетных единицы);
- производственной практики в 6-м семестре - 108 час. (3 зачетных единицы);
- преддипломной практики в 8-м семестре - 108 час. (3 зачетных единицы).
№
п/п
Разделы (этапы) практики
Виды работы на практике, включая самостоятельную работу студента
и трудоемкость в часах
Формы текущего контроля и промежуточной аттестации
Подготовительные работы (ознакомит. лекции)
Выполнение учебных (произв.) заданий
Обработка и обобщение полученных результатов
Формирование текстовых и графич. документов
1. Учебная практика (2-й семестр)
1.1.
Подготовительный этап (в т.ч. инструктаж по технике безопасности; ознакомительная лекция; составление плана работы)
Роспись в журнале по ТБ. Собеседование
1.2.
Производственный этап, в.т.ч. изучение вопросов:
1) краткая организационно-экономическая и технико-технологическая характеристика предприятия;
2) характеристика предприятия, как операционной системы
Собеседование
1.3.
Научно-исследовательская работа студента (характеристика основных технико-экономических показателей деятельности предприятия, анализ их динамики за 3 года и взаимосвязей или формы государственной статистической отчетности предприятия, их содержание и инструкции по заполнению).
Собеседование
1.4.
Подготовка отчета по практике
Защита отчета. Собеседование
1.5.
Итого за 2-й семестр
Всего:
108 час.
(3 з. ед.)
2. Производственная практика (4-й семестр)
2.1.
Подготовительный этап (в т.ч. инструктаж по технике безопасности; ознакомительная лекция; составление плана работы)
Роспись в журнале по ТБ. Собеседование
2.2.
Производственный этап, в.т.ч. изучение вопросов:
1) краткая организационно- экономическая характеристика предприятия;
2) характеристика технологии производства продукции (выполнения работ, услуг) на предприятии.
Собеседование
2.3.
Научно-исследовательская работа студента (углубленное изучение особенностей работы какого-либо подразделения организации, отдела (группы подразделений, группы отделов) по решению конкретных производственных задач (функций)).
Собеседование
2.4.
Подготовка отчета по практике
Защита отчета. Собеседование
2.5.
Итого за 4-й семестр
Всего:
108 час.
(3 з. ед.)
3. Производственная практика (6-й семестр)
3.1.
Подготовительный этап (в т.ч. инструктаж по технике безопасности; ознакомительная лекция; составление плана работы)
Роспись в журнале по ТБ. Собеседование
3.2.
Производственный этап, в.т.ч. изучение вопросов:
1) организационно-управленческая деятельность на предприятии (в организации), 2) планово-экономическая деятельность на предприятии (в организации), 3) финансово-экономическая деятельность.
Собеседование
3.3.
Научно-исследовательская работа студента - предоставление полной характеристики одного из следующих видов профессиональной деятельности экономиста на конкретном предприятии, на котором студент проходит практику:
1) планово-экономическая деятельность (коммерческая (снабженческо-сбытовая) деятельность, маркетинговая деятельность;
2) проектно-экономическая деятельность (инновационная, инвестиционная);
3) финансово-экономическая деятельность (управление финансами на предприятии, внешнеэкономическая деятельность, управление качеством на предприятии.
Собеседование
3.4.
Подготовка отчета по практике
Защита отчета. Собеседование
3.5.
Итого за 6-й семестр
Всего:
108 час.
(3 з. ед.)
4. Преддипломная практика (8-й семестр)
4.1.
Подготовительный этап (в т.ч. инструктаж по технике безопасности; ознакомительная лекция; составление плана работы)
Роспись в журнале по ТБ. Собеседование
4.2.
1. Краткая технико-экономическая характеристика объекта исследования (предприятия, организации, вида экономической деятельности субъекта Федерации и пр.).
2. Государственное регулирование развития объекта исследования (предприятия, организации, вида экономической деятельности субъекта Федерации и пр.).
3. Контроль, учет, отчетность на предприятии (в организации) (контроль и учет вида экономической деятельности в субъекте Федерации).
4. Информация по теме дипломного проектирования (перечень согласуется с руководителем дипломного проекта).
Собеседование
4.3.
Научно-исследовательская работа студента - уточняется руководителем практики от университета (руководителем выпускной квалификационной работы в зависимости от ее темы).