Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Йога для детей дошкольного возраста




Свами Арундхати

Ребенок развивается согласно своим индивидульным законам роста, и если мы хотим помочь ему, нам следует вдохновлять его, а не проецировать свою собственную личность на него.

Мария Монтессори

 

В 1968 году Свами Сатьянанду Сарасвати спросили, какой возраст на его взгляд самый важный в жизни ребенка. Он ответил, что наиболее важный период - это промежуток с четвертого или пятого месяца беременности до трех лет, когда у ребенка формируется разум. Со временем, для наблюдения за зародышами и новорожденными стали использоваться более точные технологии, и научные исследования, проведенные в США и Шотландии, подтвердили точку зрения Свами Сатьянанды.

Свамиджи также считает, что эмоции матери во время беременности играют очень важную роль в развитии ребенка. Взгляните, например, на то, как беспокойство матери передается маленькому ребенку в летящем самолете. Плод может слышать звуки даже внутри амниона, и это означает, что когнитивные способности ребенка развиваются еще до рождения. Звуки Пятой Симфонии Бетховена, услышанные матерью за полчаса до родов, были слышны через гидрофон установленный в ее матке. Это заставило одного возрастного психолога заинтересоваться вопросом о том, как рождаются музыкальные гении.

Подражательное поведение ребенка, является естественным рефлексом в пределах одного часа после рождения. Эндрю Мелтзофф из Университета Вашингтона изучал способность новорожденных повторять за взрослыми их мимику. Видеозапись лиц младенцев крупным планом показывает, что они повторяют за экспериментаторами движения их ртов и языков. Поэтому лучшим способом обучения детей в столь раннем возрасте будет практика йогических упражнений самими родителями.

 

Когнитивное развитие

 

Помимо совета Свами Сатьянанды изучать идеи доктора Монтессори, в моих начинаниях по обучению маленьких детей, я использовала своих студентов йогов, которые являлись родителями детей дошкольного возраста. Родители уже ощутили пользу от практики йоги, и им хотелось, чтобы их дети имели возможность, которой у них самих не было в детстве: развить гибкое здоровее тело, стимулировать творческое мышление и интеллектуальный рост. Не следует делить развитие ребенка на две составляющие: физиологическую и умственную. Жизнь должна быть полноценной, особенно в раннем возрасте, когда закладывается фундамент личности.

В течение первых лет жизни ребенок быстрыми темпами развивается физически и умственно. На данном этапе умственное развитие представляет собой процесс пробуждения. Природное любопытство постоянно подстегивается внешним стимулам, мозг развивается, и нейронные сети разрастаются. Раннее детство это период когда появляются начальные формы самоконтроля; появление способности к сознательному самоконтролю, несомненно является важнейшим событием.

Выготский, хорошо известный русский возрастной психолог, считает: «Когнитивное развитие частично состоит из постепенного принятия функции контроля на себя, и возникновение новых возможностей самоконтроля полностью меняет жизнь ребенка и тех, кто взаимодействует с ним, так ребенок постепенно становится легко обучаемым и тренируемым». Развитие языка, навыков общения и способность делать логические выводы происходит именно в этот период жизни ребенка, и он становится восприимчив к обучению йоге.

В статье «Жизнь с детьми», опубликованной в журнале «Обсервер» в 1974 году, Б. Джексон считает, что в нашем обществе мы «легкомысленно не учитываем огромный потенциал наших детей». Он утверждает: «Наша медлительность в начале образовательного процесса и узконаправленный подход к образованию сильно замедляют рост человеческих талантов. К трем годам у ребенка уже начинает формироваться наиболее сложно приобретаемый навык в жизни – речь. К пяти годам мозг ребенка вырастает до 90% размера мозга взрослого человека. Это всего лишь два примера, чего можно добиться или потерять в воспитании ребенка до того, как он начнет ходить в школу».

Всю важность этого периода в обучении детей подчеркивают и другие влиятельные специалисты в области возрастной психологии. Доктор Т. Бауэр, хорошо известный благодаря исследованиям детской психики в Эдинбургском Университете считает:

«В первые годы своей жизни ребенок может учиться гораздо лучше, чем в более поздние периоды своей жизни». Доктор Монтессори (1948) в своей книге «Образование человека» также утверждает, что при поступлении в школу, ребенок шестилетнего возраста уже должен обладать базовыми навыками чтения и письма. Она пишет: «Письменный язык может быть гораздо легче освоен детьми четырехлетнего возраста, чем теми, кому уже исполнилось 6 лет. В это время обычно начинается начальное образование. В то время как детям шестилетнего возраста потребуется примерно два года тяжелого противоестественного труда для освоения письма, в 4 года ребенок за пару месяцев осваивает этот второй язык самовыражения (первым является устный)».

Начальное образование, которое начинается с шести лет, вызывает у детей отвращение к учебе и всем образовательным правилам. У них исчезает аппетит к получению знаний еще до фактического их усвоения. С подобной критикой на современную систему образования обрушивается М.Дональдсон (1972), в своей книге «Умы детей», где она задается вопросом, почему образовательная система не может обучить детей, делавших определенные успехи в дошкольном образовании. Может быть, так происходит из-за настойчивости учителей и проецирования на детей своих собственных идей вместо того, чтобы следовать естественным законам развития и роста. В соответствии с идеями многих ученых, исследующих развитие детей, дошкольный возраст это идеальный период для формирования дисциплины и стимулирования творческих процессов. Эти два важнейших аспекта личности можно развить надлежащим образом через практику йоги.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...