Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Внешняя среда международного бизнеса: среда прямого воздействия.




Соотношение национального и международного менеджмента.

Принципиально структура международного менеджмента схожа со структурой национального (или странового менеджмента), то есть включает в себя пробле­мы, охватывающие пять основных сфер управления фирменным бизнесом:

· исследование, анализ и оценку внешней среды бизнеса и внутренней среды организации;

· процессы коммуникации и принятия решений (включая модели и методы);

· базовые функции управления (стратегическое планирование и реализа­цию стратегий; построение организации; мотивацию, контроль и коорди­нацию);

· вопросы групповой динамики и руководства;

· вопросы эффективности деятельности фирмы (управление персоналом, производством, маркетингом, управление производительностью в целом).

Различия проистекают из оперирования фирмы не в странах ее базирования, что заставляет с особым вниманием относиться к анализу внешней среды и, в пер­вую очередь, всего того, что потенциально несет в себе те или иные конкурент­ные преимущества: экономики, политики, права, культуры, социальных про­цессов и иных аспектов жизнедеятельности того или иного национального государства в контексте стратегических и тактических задач, решаемых фир­мой на его территории и/или с помощью фирм этой страны в третьих странах. При этом знание и понимание культуры страны и соответ­ствующих особенностей поведения ее населения играют одну из ключевых ро­лей и несут заряд принципиально новых конкурентных преимуществ (или опас­ностей – в негативном варианте).

К тому же серьезное управление международным бизнесом значительных масштабов требует качественно иной информационной базы, безусловного преодоления языковых барьеров и профессионального обеспе­чения управленческих решений. Что касается внутренней среды фирмы, то здесь и сложности, и отличия определяются все той же многонациональной средой. Хотя внешне такие оп­ределяющие категории, как цели, структура, разделение труда внутри фирмы, координация и уж тем более технологические параметры не несут в себе значительных отличий от национальной модели, но все, что касается главного, – людей, их потребностей, восприятия, ожиданий, особенно ценностей и целей поведения, то возникает необходимость учета национально-культурных факторов. Различия здесь могут быть очень большими

С еще более серьезными проблемами сталкивается международный менедж­мент в сфере коммуникаций, где все: от особенностей языковых барьеров до ритуалов и невербального общения – несет жесткий отпечаток специфики той или иной культуры. Но именно особенности коммуникаций во многом пред­определяют и национально-культурную специфику принятия решений: то, что в одной культуре принято моделью рационального принятия решений, в дру­гой будет считаться просто неразумным поведением руководителя.

Сложной проблемой для международного менеджмента является соотношение глобального и локального подходов в деятельности фирмы, а следовательно, правильного формирования и развития отношений фир­мы со страной пребывания в целом и ее отдельными регионами. Не­редки случаи, когда глобальная оптимизация деятельности фирмы требует таких решений от ее руководства, которые противоречат представлениям об оптимальности у местных властей и насе­ления (например закрытие местного предприятия).

Кроме того, руководство международной фирмы вынуждено принимать комплексные решения, связанные с учетом политических, социально-экономических, валютных, криминальных рисков в различных странах.


 

Внешняя среда международного бизнеса: среда косвенного воздействия.

«Внешняя среда организации включает такие элементы, как потребители, конкуренты, правительственные учреждения, поставщики, финансовые организации и источники трудовых ресурсов, релевантные по отношению к операциям организации».

Глобальная среда (среда косвенного воздействия) - наиболее общие силы, события и тенденции, непосредственно не связанные с операционной деятельностью организации, однако в целом, формирующие контекст бизнеса. Мы выделяем семь групп таких сил: социокультурные, технологические, силы торговли, экономические, экологические, политические и правовые.

Глобальная среда бизнеса

В глобальной среде бизнеса мы выделяем шесть групп сил, оказывающих косвенное воздействие на бизнес:

Социокультурные силы - включают в себя изменение демографической ситуации, образовательного уровня, системы здравоохранения и социального обеспечения, (трудовой) мобильности, привычек и увлечений людей, образа жизни, приоритетов поколений (ценностей людей), традиций и т.п.

Технологические силы - под ними понимаются такие изменения в научно-технической сфере как научно-технический прогресс, устаревание знаний, внедрение новых технологий, а также действие кривой научения (опыта) - уменьшение себестоимости продукции, прямо пропорциональное совокупному объему выпуска.

Силы торговли - это изменения в принятых моделях бизнеса, открытие новых способов деловых отношений и механизмов их регулирования. Слово "торговля" в данном случае понимается в широком смысле - как установление баланса обмена между деловыми организациями и бизнеса с его клиентами.

Экономические силы - включают динамику уровня инфляции, процентной ставки (ставки дисконта), налоговых ставок, валютных курсов, уровня доходов населения, общей структуры расходов людей, эластичности спроса и предложения, привлекательности рынка для иностранных инвесторов, а также изменение объемов золотовалютных резервов страны.

Экологические силы - влияние сил природы: погоды и климата, рельефа и структуры местности, наличие природных ресурсов, частота стихийных бурь и природных катаклизмов и т.д.

Правовые силы - изменения в законодательстве, нормативных актах и деятельности регулирующих организаций, непосредственно не связанных с основной деятельностью компании, однако опосредовано влияющих на бизнес. Например, введение дополнительных таможенных пошлин на экспорт нефти может привести к падению спроса на видеотехнику, видеокассеты и DVD: больше нефти останется на внутреннем рынке - усилится конкуренция, чуть снизятся цены на бензин и, следовательно, пассажирские перевозки - люди в отпуске будут больше ездить и меньше смотреть видео. Кроме того, в политические силы входит изменения уровня преступности, степени правового обеспечения бизнеса и мер пресечения за экономические и иные правонарушения.

Политические силы - связаны с общей внешней и внутренней политикой правительства, стабильностью политической ситуации, политической поддержкой и политическими гарантиями.

Внешняя среда международного бизнеса: среда прямого воздействия.

Локальная среда (среда прямого воздействия) - это факторы, которые непосредственно влияют на операции организации и испытывают на себе прямое же влияние операций организации (определение ЭлвараЭлбинга). К объектам локальной среды традиционно относят потребителей, поставщиков, конкурентов, законы и государственные органы, и профсоюзы. На наш взгляд это не совсем удачная классификация, т.к. в ней отсутствует единый критерий. Мы предлагаем распределить объекты локальной среды на основе групп интересов и проблем, которые обязана учитывать компания в своем бизнесе. Мы выделяем: интересы и мнения клиентов, интересы и нормативы регулирующих органов, интересы и проблемы рынков (на которых действует организация) и, наконец, проблемы конкуренции и баланса конкурентных сил.

А) Интересы и мнения клиентов.

Клиенты - это лица, организации, социальные институты, являющиеся покупателями или потребителями продукта организации.

Индивидуальные клиенты

Корпоративные клиенты

Три категории: клиенты, приобретающие продукт для:

личного использования

дальнейшей перепродажи

включения в собственный бизнес процесс

"Процесс совершения покупки":

Рациональный подход:

Осознание потребности

Поиск информации

Оценка альтернатив

Покупка

Оценка покупки

Подход "LFD" - дословно: Узнать-Почувствовать-Сделать (Learn-Feel-Do).

Подход "AIDA" - аббревиатура от Attention - Interest - Desire - Action (Внимание - Интерес - Желание - Действие).

Модель жизненного цикла работы с клиентом, состоящим из четырех стадий:

Стадия внимания

Стадия совершения покупки

Стадия потребления

Стадия сравнения

Две принципиально различные концепции взаимоотношений с клиентами:

Желания и потребности клиентов не осознаны; задача бизнеса - угадать и наиболее удачно удовлетворить их

Клиент знает, что ему нужно; он диктует свои условия, платит свои деньги и вправе требовать точного исполнения заказа.

Ценность - это субъективно воспринимаемая клиентом полезность

продукта. Цена - это денежное выражение ценности.

Справедливой (рыночной) ценой считается то количество денег, которое хочет получить продавец и согласен платить покупатель за продукт.

Ценность продукта для клиента можно рассматривать на четырех уровнях:

Основное назначение

Реальное исполнение

Сопровождающие услуги

Нематериальные атрибуты фирмы и продукта

Существует два подхода к созданию потребительской ценности, т.е. того, за что компания получает деньги:

Затратный подход

Ценностной подход

Б) Интересы и нормативы регулирующих органов.

Конституция РФ.

Государственная Дума и Совет Федерации.

Областные Законодательные Собрания и Городские Думы.

Федеральная Комиссия по Ценным Бумагам и Биржам

Федеральный Радиочастотный Центр и Госсвязьнадзор

Службы пожарной охраны, МВД и МЧС

профессиональные союзы и ассоциации.

Таможенная Служба РФ.

Инспекция Министерства по Налогам и Сборам (ИМНС) и налоговая полиция.

Санитарно-эпидемиологическая служба (СЭС)

Антимонопольный Комитет

В) Интересы и проблемы рынков.

Пять типов рынков:

- Рынок сырья и материалов.

- Финансовый рынок

по сферам функционирования (ссудный или кредитный, фондовый, валютный);

по срокам обращения финансовых средств (денежный рынок - краткосрочный, рынок капиталов - долгосрочный);

по стадиям выпуска и обращения (первичный рынок - первый выпуск ЦБ, вторичный рынок - перепродажа ЦБ);

по организации торговли финансовыми инструментами (организованный рынок - биржи и внеберживые электронные торговые системы (РТС, NASDAQ), неорганизованный рынок - телефонный, ОТС).

Игроками финансового рынка являются финансовые институты: Центральный банк, коммерческие банки, пенсионные фонды, страховые компании, взаимные паевые фонды, инвестиционные банки и инвестиционные компании, компании по управлению инвестициями и ценными бумагами (управляющие компании).

К онцепция временной стоимости денег, сущность которой заключается в том, что текущее потребление дороже будущего потребления. Будущая стоимость актива рассчитывается по формуле:

P = N / (1+d)r

где N - текущая стоимость, d - ставка дисконта (процент прибыльности альтернативного использования актива с соизмеримой степенью риска), а r - количество лет. Чем больше риск вложения денежных средств, тем выше должна быть ставка дисконта, чтобы компенсировать его, а, значит, тем быстрее будут дешеветь средства.

Ценные бумаги бывают следующих видов:

Акция - эмиссионная ценная бумага, закрепляющая права её владельца (акционера) на получение части прибыли акционерного общества в виде дивидендов, на участие в управлении акционерным обществом и на часть имущества, остающегося после его ликвидации.

Облигация - долговая ценная бумага, отражающая отношения займа между инвестором (кредитором) и эмитентом (заемщиком).

Вексель - неэмиссионная долговая ценная бумага, отражающая отношения займа между кредитором и заемщиком.

Опцион - возникающее из договора право на покупку или продажу какого-либо финансового актива по фиксированной цене в установленную дату или до её наступления. Опцион на покупку акций называют опционом "колл". Право на продажу называют опционом "пут"

- Рынок труда

- Рынок сбыта - прямые и косвенные конкуренты, система дистрибуции В матрице Ансоффа

В ячейки матрицы распределяются процентные доли выручки (валовой или маржинальной прибыли), средний уровень риска, а затем проводится анализ текущего положения. Например:

  Старые рынки Новые рынки
Старые продукты I 65% ↓ ↓ ↓2% III 14% ↑ ↑65%
Новые продукты II 16% ↓35% IV 10% ↑80%

О такой компании можно сказать, что она претерпевает активные изменения (резкое сокращение сегмента 1 и рост сегмента 4) и занимает неустойчивое положение на рынке (более трети выручки получается с высоким риском).

- Рынок бизнесов - рынок на котором продаются и покупаются компании и бизнесы. Основным понятием этого рынка является капитализация (т.е. рыночная стоимость компании).

Существует два способа оценки капитализации компании:

Рыночный - стоимость компании равна сумме рыночных стоимостей всех её акций. Пригоден только для АО, чьи акции обращаются на вторичном рынке ценных бумаг.

Расчетный - стоимость компании равна сумме чистых денежных потоков [CashFlow - CF] (т.е. чистая прибыль + амортизация) за последующие четыре года, продисконтированные (рассчитанные исходя из концепции временной стоимости) на настоящий момент, плюс отношение чистого денежного потока пятого года к средневзвешенной стоимости капитала [WeightedAverageCostofCapital - WACC], плюс стоимость брэнда (оценивается субъективно).

Kd - стоимость заёмного капитала (в %); Ke - стоимость собственного капитала D - сумма заемного капитала; E - сумма собственного капитала

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...