Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Ресурсы и возможности компании.




Конкурентоспособность международной компании определяется и ее внутренними характеристиками. Для этого необходимо оценить сильные и слабые стороны компании, определить ресурсы, а также ее возможности и инновационный потенциал. Таким образом анализируются материальные и финансовые активы, технологические, производственные и сбытовые возможности компании. Полученные результаты используются при формулировании и разработке стратегии компании. При этом необходимо учитывать преимущества международного разделения труда (человеческие ресурсы, месторасположение производственных мощностей, каналы сбыта, финансирование и кредитование подразделений), начиная со стадии закупок и заканчивая реализацией продукции.

Важное значение для повышения конкурентоспособности международной компании имеет постоянный анализ издержек производства и реализации, оценка соотношения издержек собственного производства и затрат на закупку аналогичной продукции. Для достижения оптимизации издержек производства необходимо использовать внутрифирменный расчет между подразделениями компании, являющимися центрами прибыли.

Еще одним важным фактором конкурентоспособности международных компаний в настоящее время является минимизация ущерба окружающей среде. Экологический фактор становится одним из важнейших компонентов затрат компании, поэтому уже на стадии разработки продукта необходимо учитывать существующие требования принимающей страны в области защиты окружающей среды.

Достижение эффективности производства, оптимизации издержек, а также эффективности в области рыночной деятельности связано с повышением требований к внутрифирменной системе управления.

В настоящее время большинство международных компаний использует децентрализованную структуру управления с предоставлением хозяйственной самостоятельности своим подразделениям. Характерной чертой таких компаний является исчезновение четких границ между основными функциональными областями, такими, как маркетинг, планирование, контроль. При этом основой такой системы является стратегическое управление. Осуществление управления в международной компании должно также опираться на единую систему учета и контроля с использованием новейшего программного и компьютерного обеспечения.

Другой фактор успеха международной компании — создание информационной системы, обеспечивающей принятие эффективных и своевременных решений. Этого можно достичь в результате использования информационной и коммуникационной технологий, которые дают возможность быстрого получения и обмена информацией в рамках всех подразделений компании.

Что касается управления персоналом, то можно отметить постепенное исчезновение четких разграничений между различными категориями работников. Интеллектуализация трудовой деятельности, непрерывное обучение становятся важнейшим средством повышения эффективности деятельности фирмы. Большое внимание уделяется формированию и управлению культурой компании, проблемам управления конфликтами.

Особые требования, предъявляются к менеджерам международных компаний. На первый план выдвигается коммуникабельность, способность учитывать культурную специфику персонала. Важное значение имеет способность менеджера увязывать глобальные цели предприятия с его национальными интересами, способность к культурной интеграции, владение несколькими языками, способность к обучению, а также мобильность.

11..Конкурентные преимущества: понятие, типы, факторы.

Конкурентные преимущества делают компанию узнаваемой на рынке, защищают от воздействий конкурентных сил.

Конкурентное преимущество — это система, обладающая какой- либо эксклюзивной ценностью, дающей ей превосходство над конкурентами в экономической, технической и организационной сферах деятельности, возможность более эффективно распоряжаться имеющимися ресурсами.

Указанное превосходство является относительным, определяемым по сравнению с конкурентом, занимающим наилучшую позицию на рынке или в сегменте рынка.

Факторы, определяющие конкурентные преимущества компании как сложной, многофункциональной, открытой, иерархической социально-экономической системы, многочисленны и разнообразны по источникам и характеру своего проявления. Классификация их затруднена, но необходима. Зачастую выделяют следующие пять групп факторов конкурентных преимуществ: ресурсные, технологические, инновационные, глобальные, культурные. Приведенный состав факторов конкурентных преимуществ может быть дополнен организационно-структурными факторами, на которые в свое время обращал внимание Й. Шумпетер. К ним относится большое число факторов, способствующих получению синергетического эффекта за счет:

§ реструктуризации деятельности компании путем продажи малорентабельных и неперспективных бизнес-единиц;

§ упрощения производственной системы;

§ слияния и поглощения в стратегически перспективных отраслях;

§ глобализации хозяйственных операций.

В теории конкурентных преимуществ, разработанной в исследованиях известного американского ученого М. Портера, выделяются два вида конкурентного преимущества предприятия: низкие издержки и дифференциация товаров. Низкие издержки отражают способность фирмы разрабатывать товар с меньшими затратами, чем конкуренты. Дифференциация представляет собой способность обеспечить покупателя уникальной и большей ценностью в виде высокого качества товаров, товаров рыночной новизны, высокого качества послепродажного обслуживания и т.д.

. Фирмы с низкими издержками при равных с конкурентами ценах на сравнимые товары имеют возможность получить большую прибыль. Соответственно у фирм с дифференцированной продукцией прибыль с единицы продукции будет выше, так как дифференциация позволяет фирме устанавливать высокие цены, что при равных с конкурентами издержках дает большую прибыль.

Зачастую выделяют две группы факторов, обеспечивающих компании конкурентные преимущества, — это превосходство в ресурсах (лучшее качество, низкие цены и др.) и лучшее мастерство, умение, способности (все, что связано с эффективностью и качеством выполнения всех видов работ: исследовательских, проектных, плановых и др.). Особое значение имеют конкурентные преимущества, достигнутые через улучшение второй группы факторов, поскольку они требуют сложной и системной организации работ и значительных интеллектуальных усилий, но зато их трудно скопировать.

Таблица 1. Конкурентные преимущества и их источники

Характер факторов конкурентных преимуществ Источник фактора
Экономические Внутриорганизационные: эффект масштаба, эффект опыта, экономический потенциал, возможность изыскания и эффективное использование финансовых средств и другие деловые способности. Рыночные: хорошее экономическое состояние рынка (благоприятная динамика цен, высокая отраслевая норма прибыли и др.).растущий спрос (благоприятная динамика емкости рынка, отсутствие товаров-заменителей, демографические изменения и др.). Стимулирующая политика правительства (инвестиционная, кредитная, налоговая, а также представляемые льготы и привилегии)
Структурные Интеграция бизнеса: § регрессивная (стремление получить во владение или поставить под жесткий контроль поставщиков): § прогрессивная (внедрение в систему распределения продукции); § горизонтальная (объединение или усиление взаимодействия предприятий, выпускающих однородную продукцию)
Научно-технические и технологические Высокий уровень развития прикладной науки и техники в отрасли. Особенности технологии производства продукции. Технические параметры продукции. Технические характеристики используемого оборудования
Информационные Наличие банка данных о: § рынке: § продавцах; § покупателях; § конкурентах; § нормативно-правовых актах органов власти; § инфраструктуре рынка
Географические Выгодное географическое расположение предприятия. Возможность экономического преодоления географических барьеров входа на рынок
Нематериальные Репутационные активы: название компании, ее торговые марки, отношения с потребителями, поставщиками, государством и обществом
Характер факторов конкурентных преимуществ Источник фактора
Неправовые Недобросовестная конкуренция. Недобросовестное выполнение федеральными и региональными органами власти своих обязанностей, бюрократизм. Неоправданная волокита с рассмотрением судебных дел. Коррупция. Неформальные отношения органов власти и руководителей предприятий и др.
Инфраструктурные Состояние и развитие средств коммуникации (связи, транспорта). Открытость и организованность рынков труда, капитала, технологий, инвестиционных товаров в регионах России. Развитие дистрибьюторской сети (розничной, оптовой торговли и др.). Развитие служб по оказанию деловых услуг (консалтинговых, информационных, лизинговых и др.). Развитие межфирменной кооперации

Конкурентные преимущества компании могут быть:

1. По времени действия:

§ краткосрочные;

§ долгосрочные.

2. По возможности имитации:

§ имитируемые;

§ уникальные.

.

В табл. 2. представлена классификация конкурентных преимуществ по ряду признаков.

Таблица 2. Классификация конкурентных преимуществ объектов

Признак классификации Виды преимуществ Примеры преимуществ
1. Отношение к системе (организации, стране и т.п.) 1.1. Внешние (по отношению к системе) Благоприятный климат страны. Качественная инфраструктура региона, в котором расположена организация. Стабильная политическая система страны. Современная информационная сеть страны.
  1.2. Внутренние (в системе) Модульная автоматизированная технология. Квалифицированные кадры организации
2. Сфера возникновения преимуществ 2.1. Природно-клима-тические Страна, богатая природными ресурсами. Экономически выгодное географическое положение страны. Стабильность политической ситуации в стране.
  2.2. Социально-политические Низкий уровень общей преступности в стране.
  2.3. Технологические Высокий удельный вес прогрессивного оборудования в организации, отрасли, стране. Высокий уровень автоматизации и управления. Низкий уровень износа основных производственных фондов. Высокий уровень новых информационных технологий на основе электронизации.
  2.4. Культурные Высокая организационная культура. Наличие в стране культурных ценностей мирового масштаба.
  2.5. Экономические Устойчивая налоговая система. Наличие в организациях отлаженной системы менеджмента. Достаточное финансирование НИОКР и образования. Качественная кредитно-финансовая система страны. Высокая квалификация кадров
3. Содержание фактора преимущества 3.1. Качество товара (услуги) Известная в мире торговая марка. Высокая надежность объекта. Красивый и современный дизайн, комфортность.
  3.2. Цена товара Низкие издержки производства за счет использования эффекта масштаба. Высокий уровень унификации. Безотходная технология
3. Содержание фактора преимущества 3.3. Затраты у потребителя товара Меньший по сравнению с конкурентами удельный расход ресурсов на эксплуатацию товара. Высокая ремонтопригодность товара.
  3.4. Качество сервиса товара Гарантии в сопроводительной документации. Наличие гарантийного обслуживания товара. Качественная упаковка товара
4. Метод или средство получения преимущества 4.1. По наследству (объективно) Природные ресурсы страны. Известная торговая марка товара.
4.2. Обучение Квалифицированные специалисты по отдельным направлениям и отраслям науки и практики.
  4.3. Внедрение новшеств (инноваций) Создание товаров на основе патентов. Внедрение патентованной новой технологии. Внедрение ноу-хау в области менеджмента.
  4.4. Перемещение Переезд индивидуума в район (город) с развитой инфраструктурой. Перемещение организации в район с хорошим климатом и дешевыми ресурсами
5. Место реализации преимущества 5.1. Рабочее место Система «канбан» (точно в срок. Научная организация труда. Автоматизированное рабочее место.
  5.2. Организация Система менеджмента, ориентированная на достижение конкурентоспособности.
  5.3. Регион Качественная производственная инфраструктура региона. Зкологичность региона. Устойчивая кредитно-финансовая система в регионе.
  5.4. Отрасль Наличие отраслевого центра научно-технической информации.
  5.5. Страна Действие государственной программы повышения конкурентоспособное™ страны. Наличие стратегических (на 15-20 лет) программ развития отдельных сфер и страны в целом
6. Время (продолжительность) реализации преимущества 6.1. Стратегические факторы преимущества Повышение квалификации кадров. Развитие НИОКР.
  6.2. Тактические факторы преимущества Современная система рекламы. Эффективная система мотивации труда. Соблюдение графика ремонта оборудования
7. Вид получаемого эффекта от реализации преимущества 7.1. Научно-технический прогресс Получения патента. Увеличение удельного веса прогрессивных технологических процессов 5-го уклада. Освоение новых информационных технологий.
  7.2. Экологический Уменьшение выбросов в атмосферу, почву, воду вредных компонентов. Уменьшение отходов производства. Улучшение экологичности выпускаемых товаров.
  7.3. Социальный Улучшение условий труда и отдыха. Увеличение продолжительности жизни работников. Повышение уровня образованности работников.
  7.4. Экономический Прирост объема продаж. Прирост удельной прибыли. Сокращение срока окупаемости инвестиций и др.

Ж.Ж. Ламбен сгруппировал конкурентные преимущества фирмы в зависимости от различных факторов в две категории, которые могут быть внутренними и внешними. Конкурентное преимущество называется внешним, если оно основано на отличительных качествах товара, которые образуют ценность для покупателя за счет либо сокращения издержек, либо повышения эффективности. Конкурентное преимущество является внутренним, если оно базируется на превосходстве фирмы в отношении издержек производства, управления фирмой или товаром, которое создает ценность для изготовителя, позволяя добиться себестоимости меньшей, чем у конкурента. Эти два типа конкурентного преимущества часто являются несовместимыми, так как имеют разное происхождение и различную природу и при этом требуют различающихся навыков и культуры.

Повлиять на внешние факторы организация не в состоянии, но внутренние факторы почти целиком являются контролируемыми руководством организации, а точнее сказать — менеджмент организации имеет все необходимые условия для контроля этих факторов. Достижение внутренних конкурентных преимуществ организации осуществляется персоналом, при этом особая роль отводится руководителю.

12..Конкурентное преимущество достигается исходя из того, как фирма организует и выполняет отдельные виды деятельности.

Посредством этой деятельности фирмы создают определенные ценности для своих клиентов. Конечная ценность, созданная фирмой, определяется тем, сколько клиенты готовы заплатить за товары или услуги, предлагаемые фирмой. Если эта сумма превышает совокупные расходы на всю необходимую деятельность, фирма рентабельна. Чтобы получить конкурентное преимущество, фирма должна либо давать покупателям примерно такую же ценность, как и конкуренты, но производить товар с меньшими издержками (стратегия меньших издержек), либо действовать так. Чтобы давать покупателям товар с большей ценностью, за который можно получить большую цену (стратегия дифференциации).

Фирмы получают конкурентное преимущество, разрабатывая новые способы выполнения деятельности, внедряя новые технологии или исходные компоненты производства

Но фирма это не только сумма всех видов деятельности. Цепочка ценности фирмы - это система взаимозависимых видов деятельности, между которыми существую связи. Эти связи возникают, когда метод какого-либо вида деятельности влияет на стоимость или эффективность других. Фирмы должны идти на такие издержки в соответствии со своей стратегией во имя конкурентного преимущества. Наличие связей также требует согласования разных видов деятельности. Согласование связанных друг с другом видов деятельности снижает расходы при заключении сделок, дает более четкую информацию (что облегчает управление) и позволяет замещать дорогостоящие операции в одном виде деятельности более дешевыми операциями в другом виде. Это также действенный способ сократить общее время, необходимое для выполнения разных видов деятельности, что имеет все большее значение для конкурентного преимущества.

Тщательное управление связями может стать решающим источником конкурентного преимущества.

Для достижения конкурентного преимущества следует подходить к цепочке ценности как к системе, а не как к набору компонентов. Изменение цепочки ценности путем перестановки, перегруппирования или даже исключения из нее отдельных видов деятельности часто приводит к существенному улучшению конкурентной позиции.

Конкурентное преимущество все больше определяется тем, насколько четко фирма может организовать всю эту систему. Вышеупомянутые связи не только соединяют разные виды деятельности фирмы, но и обусловливают взаимную зависимость фирмы, смежников и каналов сбыта. Фирма может добиться конкурентного преимущества, лучше организовывая эти связи

То, как долго можно удерживать конкурентные преимущества, зависит от трех факторов. Первый фактор определяется тем, каков источник преимущества. Существует целая иерархия источников конкурентного преимуществ с точки зрения их удерживаемости. Преимущества низкого ранга, такие как дешевая рабочая сила или сырье, довольно легко могут получить и конкуренты. Они могут скопировать эти преимущества, найдя другой источник дешевой рабочей силы или сырья, или же свести их на нет, выпуская свою продукцию или черпая ресурсы там же, где и лидер.

Преимущества более высокого порядка (патентованная технология, дифференциация на основе уникальных товаров или услуг, репутация фирмы, основанная на усиленной маркетинговой деятельности, или тесные связи с клиентами, укрепляемые тем, что менять поставщика клиенту будет накладно) можно удерживать более длительное время. Им присущи определенные особенности.

Во-первых, для того чтобы добиться таких преимуществ, требуются большие навыки и способности - специализированный и более тренированный персонал, соответствующее техническое оснащение и во многих случаях тесные связи с главными клиентами.

Во-вторых, преимущества высокого порядка обычно возможны при условии долговременных и интенсивных капитальных вложений в производственные мощности, в специализированное обучение персонала, зачастую сопряженное с риском, в проведении НИОКР им в маркетинг. Преимущества более высокого порядка не только дольше сохраняются, но и связаны с более высоким уровнем продуктивности.

Преимущества на основе лишь уровня издержек, как правило, не стойки, как на основе дифференциации

Вторая определяющая удерживаемости конкурентного преимущества - количество имеющихся у фирм явных источников конкурентного преимущества. Если фирма опирается только на какое-либо одно преимущество (скажем, менее дорогую конструкцию или доступ к более дешевому сырью), конкуренты постараются лишить ее этого преимущества или найти способ обойти его, выгадав на чем-нибудь другом. Фирмы, долгие годы удерживающие лидерство, стремятся обеспечить себе как можно больше преимуществ во всех звеньях цепочки ценности. Наличие у фирмы большего числа преимуществ перед конкурентами значительно осложняет последним задачу.

Третья и самая важная причина сохранения конкурентного преимущества - постоянная модернизация производства и других видов деятельности. Если лидер, достигнув преимущества, будет почивать на лаврах, практически любое преимущество со временем будет скопировано конкурентами. Если хочешь сохранить преимущество, нельзя стоять на месте: фирма должна создавать новые преимущества, по меньшей мере, с такой же скоростью, с какой конкуренты могут копировать имеющиеся.

Главная задача - неустанно улучшать показатели фирмы, чтобы усилить имеющиеся преимущества, например более эффективно эксплуатировать производственные мощности или организовать более гибкое обслуживание клиентов. Тогда конкурентам будет еще труднее обойти ее, ведь для этого им потребуется срочно улучшать собственные показатели, на что у них может просто не хватить сил.

Для удержания позиций фирмам иногда приходится отказываться от имеющихся преимуществ, чтобы добиться новых. Причина того, что лишь не многим фирмам удается удержать лидерство, кроется в том, что любой успешно действующей организации крайне трудно и неприятно менять стратегию.

Руководство компаний, удерживающих конкурентные преимущества, всегда находится в несколько тревожном состоянии. Оно остро чувствует угрозу лидирующей позиции своей фирмы извне и предпринимает ответные действия. Влияние обстановки в стране на действия руководства фирм - важный вопрос.

13..

14.. Общая характеристика организационно-правовых форм международного бизнеса.

Организационно-правовые формы осуществления международной деятельности определяются особенностями законодательства тех стран, где зарегистрированы занимающиеся ею фирмы.

В России регламентируется ГКРФ. В своей основе она довольно близка к системам, действующим во многих стра­нах.

ГК РФ: гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. Он отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом (за ис­ключением той его части, на которую, согласно законодательству, взыскание не обращается). Предусматривается возможность признания индивидуального предпринимателя банкротом, если он не в состоянии удовлетворить требования кредиторов.

ОРГАНИЗАЦИИ (ЮРИДИЧЕСКИЕ ЛИЦА)

Российское законодательство делит все организации на коммерческие и некоммер­ческие.

Коммерческими называются организации, преследующие извлечение при­были в качестве основной цели своей деятельности. К их числу относятся:

- хозяй­ственные товарищества и общества:

*полное.

ГК РФ признает полным такое товарищество, участники которого (полные това­рищи) в соответствии с договором занимаются предпринимательской деятель­ностью от имени товарищества и солидарно несут по его обязательствам субсидиарную ответственность.

Складочный капитал образуется в результате внесения учредителями товарищества своих вкладов. Полное товарищество не имеет устава, оно создается и действует на основании учредительною договора, подписываемого всеми участниками.

Участие в полном товариществе налагает довольно жесткие обязанности. Так, запрещено одновременное участие более чем в одном полном товариществе. Ввиду чрезвычайно сильной взаимозависимости полного товарищества и его участников к ликвидации товарищества могут привести: выход участ­ника; смерть участника, признание участника банкротом.

 

* коммандитное товарищества (товарище­ством на вере).

Второй вид товариществ — коммандитное (товарищество на вере) — отличается от полного тем, что, наряду с полными товарищами, в его состав входят участни­ки-вкладчики (коммандитисты), которые несут риск убытков в связи с деятель­ностью товарищества в пределах сумм внесенных ими вкладов.

Коммандитисты не имеют права каким-либо образом вмешиваться в действия полных товарищей по управлению и ведению дел товарищества. Единственная обязанность коммандитиста — внести свой вклад в складочный капитал. Это обеспечивает ему право на получение части прибыли, соответству­ющей его доле в складочном капитале, а также на ознакомление с годовыми отче­тами и балансами.

*общества с ограниченной ответственностью.

Под обществом с ограниченной ответственностью (000) в РФ понимается об­щество, уставный капитал которого разделен на доли, определенные учреди­тельными документами; участники 000 не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с его деятельностью, в пределах стоимости сво­их вкладов.

«Уставный капитал»: фиксируется минимальный размер имущества, гарантирующего интересы их кредиторов. Высшим органом 000 является общее собрание его участников

* общества с дополнительной ответственностью

* акционерное общество.

ГК РФ признает акционерным такое общество, уставный капитал которого разделен на определенное число акций, причем его участники не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью обще­ства, в пределах стоимости принадлежащих им акций. По аналогии с английским законодательством, российские правовые акты используют понятия закрытого и открытого АО. Открытым АО признается общество, участники которого могут отчуждать принадлежащие им акции без согласия других акционеров. В закры­том АО такая возможность отсутствует, и акции распределяются среди его учре­дителей или иного заранее определенного круга лиц.

Инструментом обеспечения имущественных гарантий во взаимоотношениях с АО, как и с другими типами хозяйственных обществ, служит уставный капитал. Минимальный уставный капитал АО составляет 1000-кратный размер минимальной месячной оплаты тру­да (на дату представления учредительных документов для регистрации).

В России АО могут выпускать только именные акции. Все некотирующиеся акции, выпускаемые АО во Фран­ции, должны быть именными. Выпускать предъявительские акции имеют право только общества, котирующиеся официально или на вторичном биржевом рынке. В Германии также могут выпускаться и именные, и предъявительские акции;

В России нет нижнего ограничения на численность учредителей. В Германии - наличие у АО не менее 5 учредителей, во Франции требуется не менее 7.

Появление совета директоров (наблюдательного совета) в системе управления преследует единствен­ную цель — защиту интересов участников общества в условиях обособления функции менеджмента (в отличие от ревизоров, которые, располагая специфи­ческими средствами, защищают также интересы государства)

-производственные кооперативы

-государ­ственные и муниципальные унитарные предприятия; Некоммерческими считаются организации, для кото­рых извлечение прибыли не является основной целью и не распределяющие ее среди участников. К их числу относятся:

- потребительские кооперативы

-обще­ственные и религиозные организации

-некоммерческие партнерства

-фонды

-уч­реждения

-автономные некоммерческие организации

-ассоциации и союзы;

ЗАРУБЕЖНАЯ ПРАКТИКА

Германия: немецкое законодательство также содержит запрет участникам полного товари­щества на конкуренцию: нельзя без согласия других участников учреждать пред­приятия той же отрасли или участвовать в их деятельности;

Иной, чем в России, порядок распределения прибыли и убытков. Убытки полного товарищества распределяются между его участниками поровну («по головам»); прибыль же делится пропорционально до­лям в капитале товарищества — но только в пределах 4% рентабельности, а ос­тальная ее часть также распределяется «по головам».

Существенной особенностью положения коммандитистов в ФРГ является предоставленное им право выдвигать возражения против совершения товарище­ством необычных, с их точки зрения, сделок.

Во Франции также права участника полного товарищества могут быть переданы третьему лицу только с согласия других участников. Выход из товарищества или смерть любого участника (ликвидация участника — юридического лица) влечет за собой роспуск полного товарищества,

Отличия французской практики от российской; одно из важнейших — наличие двух типов коммандитных товари­ществ. В наибольшей степени нашему товариществу на вере соответствует про­стое коммандитное товарищество, где доли, как и в полном, нельзя передавать третьим лицам без согласия всех участников. Кроме того, предусмотрена форма товарищества на паях, выпускающего соответствующие долям участников цен­ные бумаги, которые можно продавать без такого согласия.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...