Отрывки из сатсангов и лекций Свами Сатьянанды Сарасвати
Когда исчезает разница между Мной и Тобой
25 Йога начинается с ученичества
Если в вашем сердце зародилось желание следовать путем йоги, ради физического, ментального или духовного развития, помните, первое что следует сделать – это стать учеником. Только тогда можно приступать к йоге. Ученик подобен пустому горшку; пойдет дождь и горшок наполнится водой. Но чтобы стать хорошим сосудом, этот горшок должен быть чист, и трещины должны быть заделаны. Недостаточно просто захотеть стать учеником, надо сначала очистить себя от накопившейся копоти и заделать трещины в своей личности. Это не происходит за один день или за несколько месяцев. Требуется много лет, чтобы стать совершенным учеником. Есть одна старая история, хорошо показывающая этот момент. Однажды, один свами пришел к бизнесмену за сбором подаяний. Бизнесмен был очень рад, и хорошо накормил его, а в замен попросил посвятить его в мантру, и принять его в ученики. “Подготовь себя служением, и я посвящу тебя, когда приду в следующий раз” - сказал свами. Так прошел год, когда свами вновь пришел в дом бизнесмена за подаянием. Бизнесмен был очень рад, и предложил самую вкусную еду в миску свами, после чего снова попросил его о посвящении. “В следующий раз,” – ответил свами. Через год свами снова пришел к нему, получил от него еду и запрос на посвящение, и снова ответил, что посвятит его в следующий раз. Так продолжалось двенадцать лет. Двенадцать раз свами приходил к нему и каждый раз он получал одинаковый ответ. Наконец, домохозяин потерял терпение. “Когда ты посвятишь меня в мантру?” – потребовал он от свами, “Ты двенадцать лет получал от меня еду, и неужели тебе жалко для меня одной мантры?” Тогда свами неожиданно поднялся и помочился на все чудесные блюда со сливками, которые предложил ему бизнесмен. Тот был шокирован. “Зачем ты это сделал!? ” закричал он, “Я давал тебе еду двенадцать лет, а теперь ты мочишься на неё.”
Дисциплина и служение В 1947ом году, когда я жил вместе с моим гуру Свами Шиванандой, я решил покинуть его ашрам и начать жить независимо. Когда Свами Джи узнал о моих планах, он позвал меня к себе. “Почему ты уходишь?” - спросил он. “Я теперь всё знаю,” сказал ему я, “ я знаю хатха йогу, раджа йогу, кундалини йогу и могу самостоятельно практиковать их.” Что было потом – это долгая история. Я прожил в ашраме двенадцать лет, упорно работая день и ночь, искореняя глубокие комплексы, страсти и личные барьеры. За это время я исхудал и стал похож на скелет, люди приходившие в ашрам, считали мои ребра и спрашивали, что за брахмачарью я практикую? Мой ум и тело были настолько погружены в служение, что целибат соблюдался автоматически, в действиях, в мыслях и во сне. Чтобы побороть эго, я прожил так много лет, в абсолютной дисциплине, в страданиях, которые приносили радость, и в садхане, которая принесла сияние души. Существует два вида учеников – это полностью отрекшиеся свами и монахи, и ленивые ученики или домохозяева. Для свами, которые оставили все семейные и общественные связи, полная преданность и служение гуру – это единственный способ быть учеником. Когда ученик понимает это, он начинает испытывать счастье. Именно это счастье и делает его учеником, а вовсе не психические силы, знание писаний, йога и напряженная садхана. Поэтому свами называют анандам. (счастливый, блаженный)
Ступени к ученичеству Другой тип учеников – это домохозяева. Они всегда должны рассматривать свою жизнь, свою семью, детей и общественные обязательства как начальные шаги к ученичеству. Жизнь, которую они ведут, в соответствии со своей кармой, дана им не для развлечения и накопления богатств – это только побочные продукты. Жизненные ситуации и обстоятельства, которые выпадают на их долю, надо использовать для воспитания в себе качеств ученика. Цель, средство и результат любой деятельности домохозяина должны быть направлены на очищение себя и развитие положительных качеств. Независимо от того что это за ситуация, будь это образование, совместная жизнь, определенные семейные обязательства, рождение детей или смерть ближних, бедность, процветание, любовь, ненависть, приобретения, потери, зависть, жадность или сострадание – все эти вещи должны служить ступенями к ученичеству. В любой момент, что бы не происходило, следует подстроиться под ситуацию и применить принципы ученичества. Жизнь домохозяина не менее трудна, чем жизнь монаха. Когда ученик готов, на сцену выходит гуру. Гуру означает не только учитель, но также свет, тот, кто рассеивает тьму. Когда мы становимся учениками, гуру уже присутствует внутри нас, мы просто его не видим, и тогда мы проецируем его на внешнего человека, который становится нашим внешним гуру – в этом весь секрет. Глубокие слои сознания остаются в полной тьме, если их не пробудить. Гуру Мантра
Что бы пробудить и осветить глубокие слои сознания требуется всего одна практика. Я учу разным практикам, и не отвергаю их, но по сути, достаточно одной мантры. Благодаря этой практике ум и сознание превращаются в мантру, они становятся частью мантры. Вся личность, всё ваше существо трансформируется силой мантры, которую вам посчастливилось получить от гуру. Тогда эта духовная практика открывает совершенно новый, невероятный взгляд на мир. Когда ученик получает мантру от гуру, он рассматривает её ментально. Затем он начинает практиковать её, затем он совмещает её с дыханием, так, полностью растворяясь в мантре, сознание ученика постепенно трансформируется. Сознание которое было рассеяно, разобрано на части и рассредоточено, консолидируется в форме мантры. Эта кристаллизованная суть постепенно проникает в подсознательные и бессознательные слои, после чего в итоге открывается дверь в сверхсознательные состояния. Мантра это не просто набор звуков и слов. Мантры – это звуки полученные просветленными риши и йоги, в глубоких состояниях сознания, далеко за пределами материального мира. Они передали услышанные звуки в виде мантры. Однако они шли ещё глубже, туда где уже не было слышно этих звуков, туда где больше нет Я. Они входили в область бессознательного, в Шиваратри, или «темную ночь души». В области бессознательного они услышали другие мощные звуки, известные как биджа мантры. Таковы источники происхождения мантр, которые затем передавались из поколения в поколения, от гуру ученикам, на протяжении тысячелетий. Такие мантры способны полностью трансформировать сознание и открыть двери к высшим состояниям. Как использовать мантру Духовная жизнь начинается с превращения в ученика, затем гуру дает мантру. Теперь мы обсудим практическую сторону – как практиковать мантру? Можно повторять её вслух или мысленно, отчитывая бусинки на рудракша или тулси мале. В начале ученик использует малу для практики мантры, но со временем они совмещают мантру с биением сердца. В итоге появляется осознание мантры в позвоночнике. Независимо от того что творится у вас на уме, надо поддерживать осознание мантры. Даже если вы засыпаете, или ваш ум слишком взволнован, надо сохранять осознание мантры. Это осознание должно стать постоянным. Только тогда возможен уверенный духовный прогресс, иначе нет. Обычно когда вы практикуете мантру, ум блуждает и рассуждает о жизни. Насчет этого не стоит беспокоиться, это не является признаком бездуховности. Но когда вы практикуете мантру продолжительное время, пол часа или более, бывают моменты, а иногда и минуты, когда мы теряем сознание. В такие моменты мы не осознаем что происходит, мы забываем что практикуем мантру. Ум входит в состояние пустоты, шуньи, которое является анти-духовным. В начале это состояние длится мгновенья, но потом может продолжаться часами.
С самых ранних этапов практики надо следить, чтобы ум не впадал в состояние пустоты, даже на короткое время. Это очень важно. Знание – это осознанность, а не пустота. Бог – это осознание, а не шунья. Осознание – это целостность, завершенность, а не вакуумный ноль. Поэтому не пытайтесь забыть себя и своё существование. Во время практики осознание мантры ом, или другой мантры, должно быть постоянным. Следует концентрироваться на звучании, вибрации или форме мантры. В нашем теле существует такая замечательная вещь как позвоночный столб. Можно углубить своё дыхание, издавая тихий шипящий звук (удджаи пранаяма). Затем направьте язык в область верхнего нёба (кхечари мудра), и практикуйте такое дыхание внутри позвоночного столба. Синхронизируйте дыхание с мантрой и двигайтесь вверх и вниз, от промежности до области межбровья, от муладхары к агья чакре. Позвоночник – это наша духовная лестница. Продолжайте двигаться вместе с дыханием вверх и вниз. С практикой вы начнете ясно осознавать центры, расположенные в позвоночнике. Эти центры связаны с обоими полушариями нашего мозга и являются ключами к духовному сознанию. В итоге мантра приводит нас к пробуждению кундалини, и мы обретаем власть над собой. Вопросы и ответы
Мне не нужно делать из вас учеников, это вам нужно делать из меня, или еще из кого-либо, гуру. Если вы не считаете меня гуру, я им не буду. Если вы признаете во мне гуру, в дальнейшем вы можете развестись со мной, но в духовной жизни такое не должно происходить. Если гуру не оправдал ваши ожидания, можете сражаться с ним, если вам так хочется, но не оставляйте его. Такое же правило действует в отношении мужа или жены. Вы можете сражаться, это не важно, но какой смысл бросать его или её? Это подобно прыжку с раскаленной сковородки прямо в огонь.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|