Работа над выразительностью голоса
Задачи: — формировать у детей умение менять высоту и тембр голоса, длительность и силу его звучания; — учить правильно пользоваться мелодико-интонационными средствами выразительности; — учить различать на слух и использовать в самостоятельной речи разные виды интонации: просьбу, приказ, вопрос и повествование. Игровые упражнения «Разговор киски с хозяйкой». Покажите, как киска просит молочка у своей хозяйки. «Мяу» (жалобно, просящим голосом). Кисонька поела, песенку запела: «Мяу-мяу-мяу» (веселым, радостным голосом). Произнесение восклицаний «Аи!», «Ой!», «Ах!», «Ох!» (удивленно, сердито, весело и печально). Произнесение фразы «Какая сегодня погода» с вопросительной и восклицательной интонацией. Спросите у Кати, она пришла или приехала в детский сад. Скажите с восхищением: «Какое у тебя красивое платье!» Скажите так, чтобы вам поверили, что приехал цирк. Произнесение фраз «Зима наступила», «Снег идет», «Дождь идет» с разной интонацией (радостно, удивленно, грустно). Произнесение фразы «Ах ты, зимушка-зима, все дороги замела» с разной интонацией (укоризненно, сердито, ласково). Использование вопросительной и утвердительной интонации в предложениях «Мила мыла полы?», «Мила мыла полы». Вопрос - ответ. Один ребенок придумывает вопрос, а другой - отвечает. «Покупатель и продавец». Диалог продавца и покупателя. «Разговор птиц зимой». «Бросьте, пожалуйста, немножко зернышек. Ой, холодно! Ох, голодно! Очень мерзнут лапки». «Дед Мороз». «Разыграйтесь-ка, метели, гнитесь ниже, сосны, ели! Все, что есть в моем лесу, все засыплю, занесу!» Дед Мороз проспал в постели, Встал, сосульками звеня. Где вы, вьюги и метели? Что не будите меня?
«Разговор Грибов». «Я - Мухомор красный, гриб опасный!» (Низким грозным голосом.) «Я - Лисичка, рыжая сестричка!» (Высоким, ласковым голосом.) «Я - Сморчок, бородатый старичок! Я - Волнушка, розовое ушко! Я - Гриб белый, ешьте меня смело!» (Громко, с гордостью.) Произнесение фраз с интонацией, выражающей удивление, огорчение, испуг, радость и т. п. «Диктор радио». Тревожное сообщение: «Внимание! Внимание! Потерялась девочка!» Радостное сообщение: «Внимание! Внимание! Девочка нашлась! Всех, всех, всех приглашаем покататься на карусели». Стихотворные диалоги Передача повествовательной, восклицательной и вопросительной интонации. Рано-рано выпал снег. Удивился человек: - Это снег? Не может быть! На дворе? Не может быть! На траве? Не может быть! В октябре? Не может быть! Неужели это снег? Не поверил человек. Г. Сатир Кто так голос подает? Ку-ка-ре-ку! Кур стерегу! Куд-дах! Снеслась в кустах! Мур-мур-мур! Пугаю кур! Му-му-му! Молока кому? Кря-кря-кря! Завтра дождь с утра. Ам-ам-ам! Я и вам кашки дам. — Где ты, белочка, живешь, Что ты, белочка, грызешь? — На сосне, в дупле пустом, У меня уютный дом. — А мороз трескучий, злой. Не страшит тебя зимой? — Нет! Мороз трескучий, злой. Не страшит меня зимой. Греет сильно серый мех. Эта шубка лучше всех! Потешка Говорит гусь Коле: — Пошел бы ты умылся, что ли. Говорит Коле утка: — Смотреть на тебя жутко! Говорит Коле кошка: — Дай, полижу тебя немножко. А свинья от смеха давится: — Мне этот мальчик очень нравится! — Вы откуда, калачи? — Как откуда? Из печи! — И куда же вы идете? — К тем, кто в поле на работе. Пусть-ка вдоволь поедят, А лентяи поглядят. Ю. Капотов Снегирек — Ты откуда, снегирек,Прилетел в наш лесок? — С севера я прилетел, Вкусных ягод захотел. — У нас метели, вьюги злятся. Ты не будешь их бояться? — Я не буду их бояться, Пусть себе метут и злятся. Для зимы я приберег теплый красный кожушок.
Пересказ сказки. Поспешили - насмешили Прискакала лягушка к медвежьему дому, заквакала под окном: «Ква-ква-ква, я к вам в гости пришла». Прибежала мышка, запищала: «П-пи-пи, пироги у вас вкусны». Курочка пришла, закудахтала: «Ко-ко-ко, корочки, говорят, у вас рассыпчатые». Гусь приковылял, гогочет: «Го-го-го, горошку бы поклевать». Корова пришла, мычит: «Му-му-му, мучного поилица бы попить». Тут медведь из окна высунулся, зарычал: «Р-р-р-р», и все разбежались. Да зря трусишки поспешили, дослушали бы, что медведь хотел сказать. Вот что: «Р-р-рад гостям, заходите, пожалуйста». Фонетическая зарядка (произнесение звуков, слоговых сочетаний, слов и фраз с изменением интонации, силы и высоты голоса) по возможности включается во все занятия, проводимые логопедом и воспитателями. Постановка звука Работа по постановке звука включает следующие моменты: — создание слухового образа звука; — формирование зрительного образа звука (показ и словесное описание положения губ, зубов и языка логопедом); — формирование ощущения правильного положения органов артикуляции. Уточнение положения органов артикуляции ребенком. (Губы растянуты в улыбку или вытянуты в трубочку? Язык внизу или вверху? Дрожит или не дрожит язычок? «Спит» или«не спит» голосок?); — формирование кинестетического образа звука с помощью пальцев рук, муляжей, игрушек; — формирование правильного артикуляционного уклада; — развитие простых видов фонематического анализа и синтеза; — развитие переключаемости органов артикуляционного уклада на материале звуковых и слоговых сочетаний с чисто произносимыми звуками с подключением движений и мимики. Воспроизведение звуковых и слоговых рядов должно вестись с опорой на наглядность и преподноситься в игровой форме. В качестве наглядного материала могут использоваться игрушки или картинки. Например, мама Курица убеждает Цыпленка не ходить далеко. Произносятся слоги низким голосом: Ко-ко-ко-ко. Цыпленок не послушался. Произносятся слоги пи-пя-пе-пю высоким голосом. Цыпленок пошел и заблудился. Слоги произносятся печально. Его увидела Кукушка (ку-ку-ку-ку) и сообщила Курице, где находится Цыпленок. Папа Петух ругает Цыпленка (ку-ка-ре-ку), а мама - защищает сыночка (ко-ко-ко-ко). Дети старшего возраста сами комментируют, о чем могут говорить персонажи или игрушки.
Произнесение слогов ведется от имени неодушевленных предметов (Ветра и Дерева, Снежинок и Сугроба и т. д.). На этом этапе используются следующие слоговые сочетания: па-no, пу-пы; па-пу-пы, пы-по-па; ба-бу-бо, бы-ба-бу; пи-пю, пи-пю; та-ту; то-ты-тэ; та-ту-ты-тэ; до-ду-дэ; ти-тя-те; ди-дя-де; пта-пту-пто-пты-птэ; бда-бду-бдо-бды-бдэ; ва-во-ву-вы-вэ; вя-ве-вю-ви; фта-фту-фты-фто; фтпя-фтю-фти-фте; ма-му-мо-мы-мэ; на-ну-но-ны-нэ; мна-мно-мну-мны-мнэ; пти-птя-пте-птю; бди-бдя-бде-бдю; па-та-т; по-то-ко; то-ко-хо. Этапы работы и виды заданий, используемых в работе по автоматизации звука Этап автоматизации звука в слогах Простые виды звукослогового анализа и синтеза. (Есть ли звук [р] в слове рыба! А в слове марка! В слове карандаш! В слове лук!) Обозначение слогов цветовыми символами. Знакомство с буквой, обозначающей поставленный звук. Этап автоматизации звука в словах Работа со словом. Лексико-грамматические задания (освоение словоизменения и словообразования). Словотворчество детей. Развитие познавательных процессов: восприятия, внимания и памяти на речевом материале, соответствующем изучаемому звуку. Сложные виды языкового анализа и синтеза. Этап автоматизации звука в предложениях Практическое усвоение предложений разных типов. Самостоятельное придумывание предложений. Анализ слов, входящих в предложения. Этап автоматизации звука в связной речи Повторение чистоговорок. Сочинение чистоговорок, чистоговорок - небылиц, чистоговорок-«страшилок» и чистоговорок-«смешинок». Заучивание наизусть загадок и стихотворений. Развитие связной речи. Развитие мышления и воображения. Пересказ коротких текстов. Сочинение сказок и придумывание рассказов. Чтение. Содержание структурных частей занятия на каждом этапе работы представлены в конспектах, данных в качестве примеров. Ниже представлены конспекты занятий на подготовительном этапе работы над звуком. Конспект занятия на подготовительном этапе работы над звуком [л]. Лексическая тема «Птицы» Материал: картинки с изображением перелетных птиц (аист, журавль, ласточка, скворец, грач и др.).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|