Задания и игры для развития внимания и памяти
Слуховая память. Запоминание и воспроизведение слов в определенной последовательности. (Санки, сад, сумка, сапоги, совок.) Повторение слов в обратной последовательности. Назови первое слово. Назови второе слово. И т. д. Какое слово исчезло из ряда? (Сад, сумка, сапоги, совок.) Какое новое слово появилось? (Сад, сумка, сапоги, совок, самолет.) Игры «Телефон», «Пароль», «Телеграфисты», «Волшебные слова», «Донесение». Зрительная память. Игры «Посмотри и назови», «Что изменилось?», «Чего (кого) не стало?», «Что прибавилось?». Запоминание расположения игрушек или картинок. «Сколько картинок будешь запоминать?» Логическая память. Воспроизведение слов - названий картинок по слову-подсказке, связанному по смыслу. Например, чтобы ребенок воспроизвел слова груша, помидор, ведро, рыба, ракета, даются слова-подсказки: сад -... (груша), огород -... (помидор), вода -... (ведро), река -... (рыба). Развитие пространственного восприятия. Какой предмет находится посередине, слева, справа? Поставь, положи... между, за, перед, над, под и т. д. Задания и игры для формирования грамматического строя речи Синонимы (существительные, прилагательные и глаголы). «Слова-приятели». Слова, близкие по значению. Антонимы (существительные, прилагательные, глаголы с приставками в вы-, раз с-, при у и наречия). «Слова-неприятели». Слова с противоположным значением. «Все наоборот». Одеваюсь - раздеваюсь, застегиваю - расстегиваю. «Играем в противоположности» (добро - зло, ссора - дружба). Зимой холодно, а летом... (жарко). Однокоренные слова. «Слова-родственники». «Похожие слова». Какая общая часть есть в родственных словах рыба, рыбак, рыбаки, рыбалка, рыбачить, рыбный? Послушай и повтори слова снег, снедь, снеговик, Снегурочка, снегирь. Исключи лишнее слово.
Существительное Понимание этимологии слов, т. е. их происхождения. Ответы на вопросы: Кто это? Что это? Что означает это слово? Почему этот предмет так называется? «Угадай, кто это?» Я буду говорить о каком-либо животном, а ты скажешь, как оно называется. Род существительных. О чем могут сказать эти слова? мой... твой...наш...его... моя... твоя...наша...ее... мои... твои...наши...их... Существительные единственного и множественного числа в именительном и родительном падежах «Один - много». «Много - мало». У кого один...? У кого много...? У кого мало...? «Без чего не бывает?» Зебра не бывает без... (полосок), верблюд - без... (горба), лошадь - без... (гривы), корова - без... (рогов), кошка - без... (усов). «Чего не бывает без...?» Дождя не бывает без... (тучи), радуги - без... (дождя), дерева - без... (ствола), стульев без -... (ножек), дом - без... (стен), домов - без... (дверей) и т. д. «Подскажи конец чистоговорки». Дополни чистоговорки нужными словами. Ол-ол-ол, мы купили новый... (стол). Лом-лом-лом, сидит папа за... (столом). Лу-лу-лу, Лола подошла к... (столу). «Подбери слову пару (часть тела)». (Кошке - усы, тюленю - ласты, хобот - слону.) «Парные предметы». Что кому? Фотографу -... (фотоаппарат), ученику -... (ручку, тетрадь, карандаш), портнихе -... (иголку) и т. д. «Подбери нужное слово». У коровы на голове есть... (рога). У лошади нет... (рогов). «Слова-рифмы». Кармашки - ромашки, врачи - грачи, лягушка - кадушка, мышка - пышка - Мишка - шишка. «Один начинает - другой продолжает» (однородные члены). Я знаю одежду со звуком [ж]: джинсы,... (пиджак, пижама, жакет, жилет). Прилагательное «Подбери три слова (существительные к прилагательному)». Например: красный помидор, шар, шарф. «Назови лишние слова». «Исключи лишнее слово». Суп соленый, сладкий, вкусный, фасолевый. «Исправь ошибку». Деревянные дверь, деревянная двери.
«Кто правильно доскажет у слова конец, тот и будет молодец». Морковь соч...(ная), а огурец хрустя...(щий). Повтори все слово. «Как сказать правильно?» Пылесос пластмассовый или пластмассовая! О чем может сказать слово пластмассовая! «Правильно ли я сказала?» Какое слово надо заменить? Собака лает и в дом чужих пускает. «Дополни нужное слово». «Вставь нужное слово». «Подскажи словечко». Быстроногий... (жеребенок), быстроногая... (лошадка), рогатая... (корова), рогатый... (лось). Это куст... (малиновый), а этот куст...(калиновый), это плод известный, вкус его... (чудесный). Кот усатый, а тигр -... (полосатый). Одно и тоже задание преподносится в разных вариантах. Например, подбор детьми недостающего в предложении слова может быть дан в следующих заданиях: Добавь нужное слово. Дополни недостающее слово. Какого слова не хватает? Назови недостающее слово. Какое слово потерялось? Угадай мое слово. «Дополни предложение». Юля купила желтые... (лимоны). Огурец твердый, а помидор... (мягкий). Какой еще овощ твердый? О чем можно сказать твердая'! «Учим говорить Буратино». Как сказать правильно - картошка твердая или твердый"? «Какие слова можно сказать о зайце?» Цепочка слов о зайце. Заяц серый,.... «Какое слово не подходит?» Капуста зеленая, хрустящая, мягкая, красная. «Подскажи четвертое слово». Одежда бывает летняя, зимняя, мужская,.... Предложения с союзом а на противопоставление. Огурец соленый, а морковь... (сладкая). «Выбери правильный ответ». У Маши шерстяной шапка. У Маши шерстяная шапка. «Выбери нужное слово» (из 2-3). Мышка... (шуршит, шебуршит, шелестит) соломой. «Какое слово лучше подходит?» (из 2-3). Заяц трусливый, храбрый, пугливый. «Какое слово не подходит?» Волк злой, добрый, свирепый. «Угадай мою ошибку». Морковь хрустящая, оранжевая, квадратная. Глагол Обозначение словами действий с предметами. Карандашом рисуют, красками раскрашивают. Узнай предмет по действию. Кто так делает? Лает, рычит, хвостом виляет. (Собака.) Повтори слова. Однословные ответы на вопросы: Что делал (а)? Что делали? Что сделал(а)? Что делаю? Что сделаю? Неопределенная форма глагола. Я умею; Я не умею.... Глаголы в сочетании со словами можно, надо, нельзя. Что можно делать дома? Чего нельзя делать на улице? Что надо делать, чтобы быть чистым, аккуратным, добрым? И т. д.
Цепочка слов-глаголов. «Что сначала, что потом?» Сначала я буду..., а потом.... Образование глаголов от существительных. Например: езда - ездить, рисование - рисовать, лепка - лепить, прыжок - прыгать. Повелительное наклонение. «Слушай внимательно и не зевай, вместе со мной все слова повторяй». Стучи, скачи, прячь, плачь. «Делай с нами». «Приказы». Я буду отдавать приказы вам, а вы - мне. Рисуй, прыгай, открывай, закрывай. «Просьбы, советы». Посоветуй, что мне делать. Попроси меня о чем-нибудь. Задания, способствующие формированию навыков словообразования Образование существительных и прилагательных с помощью суффиксов. «Скажи ласково». Какое слово получится, если к слову дочь добавить -енька! Чулки - чулочки, носки - носочки, копейка - копеечка, красный - красненький, белый - беленький. Образование сложных слов (существительных и прилагательных). Снег падает - снегопад, по снегу ходит - снегоход, снег убирает - снегоуборочная (машина), сам летает - самолет. Образование глаголов с помощью приставок с-, на-, по-, про-, в-, вы-, под-, от-, у-, пере-, за-, от-, на-, вы-. «Я назову первую часть, а вы - слово». При... (сели, летели, бежали, скакали). Какие новые слова получились? Составь новое слово из двух. Доброе сердце -.. .(добросердечный). «Выбери нужное слово». Папа зашел - вышел из комнаты. Подскажи первую часть слова. Птицы.. .летели к кормушке. Каких два слова спрятались в одном? Каких два слова спрятались в слове добродушный! (Добрая душа.) Чтение слов. Автоматизация звука в словосочетаниях Соединение слов по смыслу - сложное языковое явление. Словосочетания являются базой для составления предложений. Работа над словосочетанием может проводиться как самостоятельное занятие непродолжительное время, в основном эта работа включается в другие занятия. Вопросы: Можно ли так сказать? Почему нельзя так сказать? Какое слово лучше подходит? - будут способствовать усвоению детьми сочетаемости слов. Словосочетания могут состоять из прилагательного и существительного (зеленый автомобиль, кудрявый барашек, бабушкина шаль), причастия и существительного (скачущий всадник), числительного и существительного (пять овец), глагола и наречия (прыгнул высоко, бегает быстро), местоимения и существительного (мой карандаш, мои карандаши), глагола и местоимения (увидел его, увидел ее, увидел их). Используются также задания на подбор предметов к действиям (пишет... ручкой, карандашам, фломастером), действий к предметам (красками, карандашами, фломастерами... рисует). Целенаправленная отработка с детьми определенных грамматических форм приведет к последующему использованию их в самостоятельной речи.
Задания, способствующие усвоению сочетаемости слов Согласование существительного с числительным, прилагательным, местоимением и существительным. Прилагательное Ответы на вопросы какой? какая? какое? какие? Подбери слова, которые отвечают на вопросы какой? какая? какие? Нахождение и называние предмета по определенному признаку: по цвету (красный помидор); форме (круглый стол); размеру (огромный арбуз); принадлежности (бабушкин, дедушкин, медвежий, лисий,волчий); -материалу (стеклянный, деревянный, глиняный). «Угадай-ка». Угадай, что это - спелый, сочный, красный, мягкий. Ты говори о предмете, какой он, а я буду угадывать, что это. Вспомни и назови, какие бывают огурцы. Изменение прилагательных по родам и числам. (Спелое яблоко. Спелые яблоки. Много спелых яблок.) Правильно ли я сказала? Исправь мою ошибку. (Спелый яблоко.) Какие бывают яблоки? (Сладкие.) Сладкий лимон. (Лимон кислый.) Какие бывают лимоны? (Кислые.) Дополни третье слово со звуком [с]. Помидор... (красный, спелый,...). Согласование существительных с числительным. Сосчитай предметы. Сколько их? Согласование существительных с прилагательным, с числительным. Сосчитай. Сколько красных яблок лежит на тарелке? Для составления словосочетаний используются следующие задания: «Найди слову пару», «Исключи лишнее слово», «Повтори слова и добавь свое», «Дополни слово», «Исправь мою ошибку». Местоимение Согласование местоимений мой, моя, мои, наш, ваши с существительными. Ответы на вопросы чей? чья? чьи? Лексико-грамматические упражнения сочетаются с заданиями на развитие памяти и мышления. В работу над словосочетанием можно включать игры, уже использовавшиеся в работе над словом: «Что изменилось?», «Чего не стало?», «Посмотри, запомни и повтори», «Послушай и повтори», «Сделай, как было» и др. Ребенок использует в своей речи не только существительные, но и прилагательные. Например, красный помидор находится между красной морковкой и красным перцем, не стало красного помидора и т. п.
Кроме того, на этапе работы над словосочетанием в занятия включаются задания на развитие функции языкового анализа и синтеза. Фонематический анализ и синтез 2-3 слов с использованием цветовых символов должен являться неотъемлемой частью каждого занятия, так как это основа будущего успешного обучения в школе. Чтение слов будет способствовать выработке автоматизма произнесения того или иного звука. Конспект занятия. Автоматизация звука [с] в словах и словосочетаниях на основе лексической темы «Посуда» Оргмомент Релаксационные упражнения. Психогимнастика. «Чудесные превращения». -Изобразите кипящий самовар; кастрюлю, наполненную водой; ведро с крышкой; чайник со свистком, складной стакан.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|