Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Основные требования к написанию курсовой работы (проекта)




Курсовая работа имеет следующую структуру.

1. Титульный лист. Он оформляется с учетом следующих требований. Вверху – название учебного заведения и кафедры. В середине листа пишутся фамилия, имя, отчество студента, а также курс и факультет, ниже – тема курсовой работы, еще ниже, справа, – фамилия, имя, отчество научного руководителя. Внизу – год написания курсовой работы.

2. В оглавлении последовательно излагаются названия пунктов и подпунктов курсовой работы. При этом их формулировки должны точно соответствовать содержанию работы, быть краткими, четкими и точно отражать ее внутреннюю логику. Обязательно указываются страницы, с которых начинается каждая глава или параграф работы.

3. Во введении обосновывается актуальность темы исследования, характеризуются проблема, объект, предмет, цель, задачи, гипотеза исследования.

Во введении также отражается краткая информация о замысле исследования. Здесь не следует увлекаться ссылками на литературу и особенно цитатами. Оно должно занимать не более 2-3 страниц машинописного текста.

Для того чтобы проверить, правильно ли сформулированы основные характеристики исследования, постарайтесь ответить на следующие вопросы:

· при выявлении проблемы исследования: что надо изучить из того, что ранее не было изучено?

· при выборе темы исследования: отражена ли проблема исследования в его названии?

· при обосновании актуальности: почему эту проблему необходимо изучать именно сегодня?

· при определении объекта исследования: что будет исследоваться?

· при определении предмета исследования: какие новые отношения, свойства, аспекты, стороны, функции и т. д. объекта подлежат исследованию или углубленному изучению?

· при формулировке цели исследования: какой результат исследования вы намерены получить?

· при определении задач исследования: что нужно сделать, чтобы цель была достигнута? Позволяет ли последовательное решение этих задач достичь поставленную цель?

· при выдвижении гипотезы исследования: каким из возможных путей следует идти, чтобы достичь цели исследования?

· при выдвижении положений, подлежащих публичной защите: что неочевидно в объекте и предмете исследования, что в нем есть такого, чего не замечают другие?

Поскольку цель курсовой работы – лишь первоначальное приобщение студентов к педагогическому исследованию, то, видимо, нет необходимости формулировать абсолютно все характеристики. Некоторые из них могут быть определены по желанию (например гипотеза). Формулировка этих характеристик будет зависеть от квалификации научного руководителя, подготовленности студентов, специфики темы исследования и других обстоятельств.

Студентам, ориентированным на продолжение исследования и выполнения на его основе дипломной работы, следует более подробно проработать все компоненты научного аппарата исследования.

4. Основная часть курсовой работы раскрывает содержание нескольких пунктов плана, здесь рассматриваются история и теория исследуемого вопроса, дается критический анализ литературы, определяется позиция автора. Далее излагаются методы, организация и результаты самостоятельно проведенного фрагмента исследования.

Работу следует начинать с подбора литературы по теме исследования. Выделяют три источника библиографической информации:

· первичные (статьи, диссертации, монографии и т. д.);

· вторичные (библиография, реферативные журналы, сигнальная информация и т. д.);

· третичные (обзоры, компилятивные работы, справочные книги и т. д.).

При написании курсовой работы следует просмотреть журналы: «Педагогика», «Народное образование», «Воспитание школьников», «Мир образования», «Магистр», «Классный руководитель», «Школьные технологии» и др., а также методические журналы, имеющие отношение к конкретной специальности: «Русский язык в школе», «Начальная школа», «Математика в школе», «Иностранные языки в школе» и др.

Тематические указатели статей, опубликованных в течение года, печатаются в последних номерах журналов. Полезно также ознакомиться с обзорами литературы по определенным темам.

В результате сбора информации по теме исследования должны быть получены следующие сведения:

ü Кто и где (какие исследователи, в каких научных учреждениях, центрах) уже работал и работает по теме исследования?

ü Где опубликованы результаты этой работы (в каких источниках)?

ü В чем конкретно они состоят?

Вся добытая студентом информация фиксируется в виде записей разного рода. К первичным материалам относятся записи на библиографических карточках, выписки, прямые цитаты, ксерокопии, микрофильмы, алфавитный каталог по проблеме исследования и т. д. Вторичные материалы – записи, являющиеся продуктом аналитико-синтетической переработки информации, содержащейся в научном или методическом источнике: планы (простые и сложные), графы-схемы, самостоятельно составленные предметные указатели, аннотации, тезисы, конспекты и т. д. Третичными материалами считаются записи, обобщающие первичные и вторичные. Они могут быть представлены в виде содержательного обзора, в котором фиксируется полученное студентом знание об уже известных в науке фактах, закономерностях, теориях, объяснениях по теме исследования.

Перед составлением обзора необходимо определить основные понятия по теме исследования, чтобы использование их было однозначным. Это означает, что то или иное понятие в педагогике, которое разными авторами может трактоваться по-разному (например, воспитание в широком и узком смыслах), должно во всем тексте данной работы, от начала до конца, иметь лишь одно, четко определенное автором значение. Чтобы определить понятие, необходимо найти его толкование в разных источниках:

- энциклопедиях: общих (БСЭ, МСЭ и др.) и специальных (например, педагогической, психологической, философской и др.);

- толковых словарях: общих (С. Ожегова, В. Даля и др.) и специальных (например, педагогическом, психологическом, социологическом);

- оглавлениях и предметных указателях основных учебников и монографий по теме исследования.

Найденные определения понятий фиксируются на отдельных карточках и осмысливаются с помощью операций анализа, сравнения, классификации, обобщения и др.

Для написания обзора по теме исследования целесообразно использовать не менее 20 источников.

Далее следует описание опытно-экспериментальной работы. Дается подробная характеристика испытуемых, указывается их возраст и количество; описывается материал, использованный в опытной работе, образцы которого (если он представляет собой изображение предметов) даются в тексте или приложении. Здесь указывается, какое оборудование (приборы, аппаратура) использовалось; необходимо описать и весь ход работы, включая инструкцию, которая давалась испытуемым. Следует упомянуть, каким способом обрабатывались полученные данные.

Результаты опытно-экспериментальной работы могут быть представлены в таблицах, графиках, диаграммах и т. д. К таблицам, рисункам следует сделать подписи –краткие, понятные, под рисунками поместить пояснения, расшифровку сокращений и т. д. Все иллюстрации нужно выполнять аккуратно. Здесь же можно привести выдержки из словесных отчетов.

Следующим важным моментом в работе является обсуждение результатов, в ходе которого необходимо ответить на такие вопросы:

ü Почему так получилось?

ü В чем причины?

ü Как можно объяснить тот или иной факт?

На этом этапе работы необходимо привлечь теоретические и практические данные, полученные другими авторами, проанализировать соответствие или несоответствие собственных данных результатам других исследователей, дать интерпретацию, объяснить полученные данные. Делать это целесообразно в той же последовательности, в какой результаты представлены в тексте. Это обеспечивает стройность и логику изложения. Необходимо выяснить, подтвердилась или нет гипотеза исследования (если она была ранее сформулирована).

Объем текста курсовой работы должен быть не менее 25-30 машинописных страниц. ГОСТ определяет следующие требования к рукописи: количество строк на каждом листе не должно превышать 30, а в строке – 60 знаков (включая пробелы между словами и знаки препинания). Следует соблюдать поля: слева – 3 см, справа – 1 см, сверху – 2,5 см, снизу – 2,5 см. Заголовки и подзаголовки отделяются от основного текста сверху и снизу пробелом в три интервала и печатаются строчными буквами.

Работа должна быть написана логически последовательно, литературным языком.

Не следует использовать как излишне пространных и сложно построенных предложений, так и чрезмерно кратких, лаконичных фраз, слабо между собой связанных, допускающих двойное толкование и т. п.

Не рекомендуется вести изложение от первого лица единственного числа: «я наблюдал», «я считаю», «по моему мнению» и т. п. Корректнее использовать местоимение «мы», но желательно обойтись и без него. Допускаются обороты с сохранением первого лица множественного числа, в которых исключается местоимение «мы», но при этом употребляются слова «наблюдаем», «устанавливаем», «имеем». Можно использовать такие выражения, как «на наш взгляд», «по нашему мнению», однако предпочтительнее писать: «по мнению автора» (курсовой работы) или выражать ту же мысль в безличной форме: «изучение педагогического опыта свидетельствует о том, что...», «на основе выполненного анализа можно утверждать, что...», «проведенные исследования подтвердили, что...» и т. п.

В курсовой работе должно быть соблюдено единство стиля изложения, обеспечена орфографическая, синтаксическая и стилистическая грамотность в соответствии с нормами современного русского языка.

5. В заключении подводятся итоги работы, формулируются основные выводы, к которым пришел автор; указываются их практическая значимость, возможность внедрения результатов работы и дальнейшие перспективы исследования темы. Важнейшее требование к заключению – его краткость и обстоятельность; в нем не следует повторять содержание введения работы. В целом заключение должно давать ответ на следующие вопросы.

ü Зачем было предпринято исследование?

ü Что сделано?

ü К каким выводам пришел автор?

6. Список использованной литературы составляется в алфавитном порядке по фамилиям авторов или названиям произведений (при отсутствии фамилии автора).

В список включаются все использованные автором работы и литературные источники независимо от того, где они опубликованы (в отдельном издании, в сборнике, журнале, газете и т. д.). Даже если в тексте давалась ссылка на источник или цитаты не приводились, но автор пользовался какой-либо литературой, все это следует включить в список.

В списке применяется общая нумерация литературных источников.

При оформлении исходных данных источника указываются фамилия и инициалы автора, название работы, место и год издания, общее количество страниц.

Например:

Карпова, Е. В. Введение в специальность и культура умственного труда / Е.В.Карпова. — Ярославль, 1994. — 116 с.

Если это коллективный сборник, то оформлять нужно следующим образом:

Введение в научное исследование по педагогике / Под ред. В. И. Журавлева. - М, 1988. - 239 с.

Образец оформления статьи:

Пилиповский, В. Я. Требования к личности учителя в условиях высокотехнологического общества / В.Я.Пилиповский // Педагогика. – 2012. — № 5. — С. 97-103.

Если журнал не является центральным изданием, то указывается место издания. Например:

Кузьмина, Н. В. Творческий потенциал специалиста. Акмеологические проблемы развития / Н.В.Кузьмина // Гуманизация образования. – Бийск, 2001. – № 1. – С. 41-54.

При оформлении газетной статьи после номера газеты пишутся три начальные буквы названия месяца, в котором вышла газета. Например:

Петражицкий, Л. И. Техника научного самообразования / Л.И.Петражицкий // Татьянин день. - 2001. - №3(23). - Авг. - С. 8-10.

7. Приложения. Обычно оформляются на отдельных листах, причем каждое из них должно иметь свой тематический заголовок и надпись в правом верхнем углу: «Приложение». Если приложений несколько, то указывается его порядковый номер: «Приложение 1», «Приложение 2» и т. д.

В приложении помещаются анкеты (составленные самостоятельно), с помощью которых осуществляется сбор эмпирического материала, конспекты уроков или воспитательных мероприятий, протоколы наблюдений, сценарии праздников, детские рисунки, фотографии и т. д.

 

Окончательно оформленная курсовая работа подписывается автором и научным руководителем.

Курсовая работа подлежит публичной защите. Автор работы выступает с коротким сообщением (до 10 мин) и отвечает на вопросы преподавателей и студентов. Сообщение включает: состояние проблемы, результаты опытно-экспериментальной работы (если она проводилась), выводы и предложения, перспективы исследования.

В итоговой оценке руководитель курсовой работы учитывает не только окончательный результат, но и степень самостоятельности студента, что отмечается в рецензии.

Рецензия на курсовую работу отражает: актуальность темы; глубину изучения специальной литературы; объективность методов исследования и достоверность результатов; обоснованность выводов; стиль и оформление работы; предложения и выводы.

По итогам защиты за курсовую работу выставляется дифференцированная оценка.

Критерии оценки процедуры устной защиты курсовой работы

1. Соответствие курсовой работы установленным требованиям.

2. Содержание доклада студента по исследованной проблеме во время защиты.

3. Аргументированность ответов на заданные вопросы и замечания, изложенные в отзыве и рецензии.

Результаты защиты курсовых работ определяются оценками “отлично”, “хорошо”, “удовлетворительно”, “ неудовлетворительно” и объявляются в тот же день.

После защиты курсовые работы хранятся в фонде кафедры 3 года. Лучшие работы могут быть рекомендованы к публикации – в виде тезисов в сборниках и т.д. Студенты имеют право участвовать в научных конференциях и конкурсах.

Как правило, материалы курсовой работы используются для продолжения исследования, они могут стать основой для будущей выпускной квалификационной работы. Лучшие работы могут быть оставлены в методическом кабинете в качестве образцов для студентов.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...